Лекции по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 18:42, курс лекций

Описание работы

В работе содержатся конспекты лекционных занятий по "Микроэкономике".

Файлы: 1 файл

Konspjulekcii_mikro.docx

— 37.20 Кб (Скачать файл)

 

Конспект лекционных занятий.

 

Тема 1. Предмет  и методы микроэкономики

Микроэкономика рассматривает  поведение отдельного индивида или  отдельного домашнего хозяйства, отдельного предприятия, а также изучает  работу рынка отдельно взятого товара. В связи с этим, цена и спрос  на рынке носят индивидуальный характер.

Успешное овладение микроэкономической теорией во многом зависит от понимания  ее методологических принципов. Выделим  и рассмотрим важнейшие из них.

Во-первых, человек от природы  является эгоистом, стремящимся к  достижению собственной выгоды.

Во-вторых, экономический  человек находится в ситуации ограниченности доступных ему ресурсов. Поскольку он не может одновременно удовлетворить все свои неограниченные потребности, приходится делать выбор. Факторы, обусловливающие этот выбор, делятся на две группы: предпочтения и ограничения. Предпочтения экономического человека являются непротеворечивыми, а в качестве главных ограничений выступают цены благ и величина дохода.

В третьих, предполагается, что  человек рационален. Рациональный выбор – это выбор, который в большей степени отвечает предпочтениям индивида, или, что то же самое, максимизирует его целевую функцию при существующих ограничениях. Альтернативный выбор, т.е. выбор наиболее выгодного сочетания имеющихся у экономических субъектах возможностей, является одним из центральных принципов микроэкономических исследований. Иррациональным, соответственно, считается поведение не максимизирующее, т.е. либо несоответствующее интересам индивида, либо непоследовательное.

В-четвертых, имеется в  виду, что человек хорошо информирован, благодаря чему не только оценивает  собственную полезность и выгоду, но и оптимизирует свои действия по критерию их максимизации.

В-пятых, делается упор на количественном анализе, исследовании функциональных взаимосвязей в экономических явлениях и процессах.

В-шестых, предполагается заданность множества технологических возможностей, т.е. осуществляется экономический анализ статичной, не подверженной качественным изменениям экономики. Экономический рост в такой модели интерпретируются как достижение равновесного состояния экономики в результате увеличения предложения экономических ресурсов в рамках заданного множества технологических возможностей.

 

Тема 2. Основы теории спроса и предложения

Что понимать под спросом  на данный товар? Конечно же количество товара, которое потребитель готов купить при сложившейся на рынке цене.

Формируя спрос, потребитель, с одной стороны, ориентируется  на свой доход, а с другой – на цену товара. Потребитель исходит  из предельной полезности, которая  снижается по мере его насыщения  товаром. Поэтому спрос на товары представляет собой функцию убывающей предельной полезности. Следовательно, чем меньше товара на рынке, тем большую цену готов заплатить за него потребитель, и наоборот, большее количество товара будет оцениваться ниже.

Объемом спроса на какой-либо товар называют количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях. К числу этих условий относятся вкусы и предпочтения покупателей, цены данного и других товаров, величина денежных доходов и накоплений.

Ценой спроса называют максимальную цену, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара.

Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса.

Причины, вызывающие сдвиг  кривой спроса, т.е. изменение спроса, называют неценовыми факторами спроса. К ним относятся:

- доход потребителей;

- размер рынка;

- цена и полезность  товаров-субститутов;

- инфляционные ожидания;

- изменения в относительных  ценах.

Закон спроса выражает обратную зависимость между ценой и  объемом спроса: при снижении цены объем спроса растет, и наоборот.

Цена предложения –  минимальная цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество данного товара.

Неценовые факторы предложения:

- цены экономических ресурсов;

- применяемые технологии;

- цены на альтернативные  товары;

- число продавцов.

Закон предложения выражает прямую зависимость между ценой  и объемом предложения: при увеличении цены объем предложения растет, и  наоборот.

 

Тема 3. Эластичность спроса и предложения.

Под эластичностью понимается реакция экономического показателя на изменение какого-либо фактора или группы факторов.

При изучении спроса очень  важно знать, в какой степени  или как сильно изменится спрос  при повышении или понижении  цены на данный товар. Об этом дает представление  эластичность спроса по цене.

Эластичность  спроса по цене – это реакция спроса на изменение цены, которая показывает, в какой мере изменяется спрос в ответ на подорожание или удешевление товара. Измеряется эластичность спроса по цене с помощью коэффициента эластичности, которая рассчитывается по формуле

Е =   Q/Q :  P/P,

где Q – величина спроса,  Q/Q – процентное изменение величины спроса; Р и Р/Р – цена и процентное изменение цены, соответственно. (учитывая, что спрос изменяется в противоположном направлении – при повышении цены падает, а при снижении цены растет, - коэффициент эластичности оказывается отрицательной величиной. Однако значение его берется по модулю, т.к. нас интересует абсолютное изменение спроса.)

Е  показывает, насколько  процентов изменился спрос в  случае изменения цены на 1%.

Ценовая эластичность спроса показывает, на сколько процентов изменится объем спроса при изменении цены товара на один процент.

Спрос эластичен, если ценовая  эластичность спроса больше единицы. Спрос  эластичен на те товары, которые легко замещаются в потреблении другими товарами. Например, маргарин одной марки замещается маргарином другой марки.

Спрос не эластичен, если ценовая  эластичность спроса лежит в пределах от нуля до единицы. Спрос не эластичен  на товары, которые слабо замещаются в потреблении другими товарами. Например, соль и пшеничная мука, фактически не имеют заменителей.

Спрос абсолютно эластичен, если ценовая эластичность спроса является бесконечно большой величиной. Примером служит закупка правительством страны зерна у своих фермеров по фиксированной  цене с целью поддержать отечественных  сельскохозяйственных предприятий.

Спрос абсолютно неэластичен, если ценовая эластичность спроса равна  нулю. Примерами служат товары, без  которых привычная жизнедеятельность  человека нарушается: инсулин для  больных сахарным диабетом.

Единичная эластичность спроса имеет место, когда ценовая эластичность спроса равна 1. Этот случай интересен  тем, что изменение цены не влияет на суммарную выручку продавцов  на рынке.

Дуговая эластичность спроса есть характеристика ценовой эластичности спроса, относящаяся не к конкретной цене, а к некоторому промежутку ее изменения. Этот показатель не зависит  от того, какую цену считают исходной, а какую – конечной. Если при  изменении цены от р1 до р2 спрос изменился от Q1 до Q2, то дуговая эластичность спроса находится по формуле:

ЕD = (( р1+р2)*(Q2 – Q1) / (Q1+Q2)* (р1-р2)

 

Тема 4. Теория потребительского выбора

В современной микроэкономике упрощенно полагают, что поведение  потребителя полностью определяется его стремлением максимизировать  некоторый показатель, который называют по-разному: удовольствие, наслаждение, ценность ит.д. Мы будем следовать сложившейся традиции, и использовать термин полезность. 

Подход к анализу поведения  потребителей называют количественным (кардиналистским), поскольку он основан на предположении о возможности измерения различных благ в единицах полезности. Такие оценки имеют исключительно индивидуальный, субъективный характер: один и тот же продукт может представлять большую ценность для одного потребителя и не представлять никакой для другого. Поэтому количественный подход не предусматривает возможности сравнения и суммирования значений полезности для различных потребителей.

Критики количественного  подхода предлагают порядковый (ординалистский) подход, который основывается на гораздо менее жестких предположениях. От потребителя не требуется измерять полезность благ в каких либо единицах. Достаточно лишь, чтобы потребитель мог упорядочить все возможные товарные наборы по их предпочтительности. Однако кардиналистский подход оказывается более плодотворным.

Полезность есть функция, зависящая от объемов потребления продуктов. В случае двух продуктов она записывается в виде U (х;у), где U – полезность, х – объем потребления продукта Х, у – объем потребления продукта У.

Если количество потребленного  продукта выражается целым числом, то такой продукт называют неделимым (конфеты, вишни). В случае, когда оба продукта неделимы, говорят, что функция полезности дискретна и записывают ее в виде Uij , где I – объем потребления продукта Х, j – объем потребления продукта У. Продукт называют делимым, если его количество выражается дробным числом (молоко, соль).

 Предельная полезность продукта есть прирост полезности набора продуктов при увеличении объема потребления данного продукта на единицу. Предельная полезность обозначается через МU. Предельная полезность продукта зависит как от функции полезности, так и от исходного набора продуктов, в к которому добавлена еще одна единица.

Чтобы не путать предельную полезность с полезностью, полезность называют также общей полезностью и обозначают через ТU.

Принцип убывающей предельной полезности (закон насыщения потребностей, первый закон Госсена) утверждает, что предельная полезность не возрастает. Т.е. с ростом потребления какого-то одного продукта (при неизменном объеме потребления всех остальных) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает все более низкими темпами, а убывает – все более высокими.

Вначале рассмотрим понятие  предельной полезности в простейшем случае, когда имеется лишь один продукт. Тогда функция полезности примет вид U(х).

Если продукт неделим, то предельная полезность i-й потребленной единицы продукта равна разности значений полезности после и до ее потребления:

М Ui  = Ui- Ui-1

Если продукт делим, то предельная полезность равна производной  функции общей полезности:

М U(х) =   U/  х =  U/ (х)

Кривая безразличия есть изображение на плоскости множества наборов продуктов, имеющих одинаковую полезность. Все кривые безразличия в совокупности образуют карту кривых безразличия.

Важнейшее свойство кривых безразличия состоит в том, что они не пересекаются.

 

Тема 5. Теория производства

В сфере потребления производственных ресурсов фирма является покупателем. Следовательно, как покупатель она  должна решить оптимизационную задачу. Любая продукция производится или  добывается посредством не одного, а несколько ресурсов или факторов производства.

Производственная функция  показывает наилучшее технологическое  сочетание факторов производства, т.е. определяет, при каких наименьших затратах капитала, труда и природных  ресурсов можно получить наибольший объем продукции.

Теория производительности помогает определить оптимальное сочетание  ресурсов для производства нужного  количества продукции.

Общий продукт – суммарное  количество продукции, которое является совокупным вкладом всех ресурсов, принимавших участие в производстве.

Для того, чтобы выяснить, насколько или с какой скоростью изменяется общий продукт переменного фактора производства (труда и капитала), используется понятие предельный продукт переменного фактора.

Предельный продукт труда  есть прирост выпуска продукта при  увеличении затрат труда на единицу. Предельный продукт труда обозначают через МРL.

Изокванта есть изображение на плоскости множества наборов труда и капитала, обеспечивающих одинаковый выпуск продукта.

Предельная норма технологического замещения трудом капитала есть величина, на которую нужно уменьшить затраты  капитала при увеличении затрат труда  на единицу, чтобы сохранить выпуск неизменным:

 

MRTSLK = -dK / dL

Свойства предельной нормы  технологического замещения:

    1. Предельная норма технологического замещения равна модулю производной функции К(L), задающей соответствующую изокванту;
    2. Предельная норма технологического замещения уменьшается с увеличением расхода труда;
    3. Предельная норма технологического замещения равна отношению предельных продуктов труда и капитала;
    4. Предельная норма технологического замещения характеризует относительную роль труда и капитала в конкретном производстве.

Информация о работе Лекции по "Микроэкономике"