Лекции по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 18:42, курс лекций

Описание работы

В работе содержатся конспекты лекционных занятий по "Микроэкономике".

Файлы: 1 файл

Konspjulekcii_mikro.docx

— 37.20 Кб (Скачать файл)

 

Тема 6. Издержки производства

К издержкам относят те блага, которых вынужден лишиться производитель, чтобы получить данный объем продукции.

В том случае, когда общество рассматривают как единого производителя, издержки называют общественными. В  случае частного производителя их называют частными.

Для количественной оценки издержек используют два основных подхода: стоимостной (денежный, бухгалтерский) и натуральный.

Издержки производства есть стоимость израсходованных ресурсов в фактических ценах их приобретения. В этом случае используется денежная оценка издержек.

При оценке издержек натуральным  способом применяют два основных способа.

Прямые издержки – набор  ресурсов, израсходованных при производстве данного объема продукции. Примером прямых издержек служит набор труда  и капитала, который определяет объем  выпуска при заданной производственной функции.

Альтернативные издержки (экономические, упущенных возможностей) выражают в количествах других продуктов, которые могут быть произведены  вместо данного продукта при использовании  тех же ресурсов. Используют два  частных случая определения альтернативных издержек.

Во-первых, альтернативные издержки выражают в количестве того альтернативного  продукта, который обеспечивает наибольшую полезность.

Во-вторых, альтернативные издержки выражают в количестве того альтернативного  продукта, который имеет наибольшую рыночную стоимость.

 

Вмененные издержки производства продукта Х равны величине сокращения выпуска продукта У при увеличении продукта Х на единицу:

ВИ х= - у/  х

Где  х- изменение выпуска продукта Х,  у- изменение выпуска продукта У.

 

Если у(х) – формула кривой производственных возможностей, то вмененные издержки производства первого продукта равны модулю производной этой функции:

ВИ х= - у//  х

С увеличением выпуска  продукта его вмененные издержки увеличиваются, т.е. наращивание выпуска  требует все больших затрат, выраженных в единицах другого продукта.

Функция издержек есть зависимость  издержек производства (ТС) от объема производства (Q), причем издержки измеряются в денежных единицах, а объем производства – в единицах продукта.

Предельные издержки (МС) есть отношение прироста издержек к  вызвавшему его приросту выпуска:

МС =  ТС/  Q = ТС /(Q)

Предельные издержки являются производной функцией издержек. Чтобы  не путать предельные издержки с издержками, последние называют также общими издержками.

Исследуем функцию издержек в случае, когда выпуск зависит  только от одного ресурса – труда. Будем считать, что цена труда, или  ставки зар.платы (w), неизменна. Тогда издержки равны произведению этой константы и расхода труда, зависящего от объема производства:

ТС=w*L(Q)

Где L(Q) – расход труда при выпуске Q.

Предположим, что ставка заработной платы равна единице, тогда издержки численно равны расходу труда  L при производстве объема продукции Q. В случае единичной ставки заработной платы предельные издержки (прирост расхода на прирост выпуска) являются величиной, обратной по отношению к предельному продукту (прирост выпуска на прирост расхода), т.е. их произведение равно 1. В общем случае произведение предельных издержек и предельного продукта равно ставке заработной платы:

МС*МР = w

Отсюда следует, что если при увеличении выпуска предельный продукт уменьшается, то предельные издержки увеличиваются.

 

Тема 7. Типы рыночных структур и условия совершенной  конкуренции

Решения, принимаемые покупателями и продавцами, существенно различаются в конкретных рыночных ситуациях. Для того, чтобы облегчить анализ все эти ситуации необходимо каким-то образом классифицировать. Наиболее распространенной является классификация по критерию количества экономических субъектов, выступающих как на стороне предложения, так и на стороне спроса.

В соответствии с этим критерием  различают 4 основные рыночные структуры:

1. совершенная или чистая  конкуренция;

2. монополия;

3. олигополия;

4. монополистическая конкуренция.

Условия, при которых возможна совершенная конкуренция:

  1. однородность продукта;
  2. малость субъектов рынка;
  3. свобода входа и выхода;
  4. совершенная информированность;
  5. совершенная мобильность;
  6. рациональное поведение субъектов рынка.

Краткосрочным периодом называют такой период, в течении которого производственные мощности каждого предприятия фиксированы, а выпуск может быть за счет изменения объемов использования переменных ресурсов.

Прибыль фирмы (П) есть разность между выручкой и издержками:

П = TR – TC

Если прибыль отрицательна, то повышение издержек над выручкой называют убытками.

В состоянии равновесия фирмы  предельная выручка равна предельным издержкам.

MR = MC

Условие равновесия конкурентной фирмы состоит в равенстве  предельных издержек и рыночной цены продукта:

МС = р

Кривая предложения конкурентной фирмы представляет собой ветвь  кривой предельных издержек, которая  лежит выше минимума средних переменных издержек.

Долгосрочным периодом называют такой период, в течении которого производственные мощности могут быть приспособлены к условиям спроса и издержек. В долгосрочном периоде каждая фирма может выбрать и реализовать наиболее эффективный вариант производства, в результате чего кривые общих издержек всех фирм одной отрасли будут идентичны.

 

Тема 8.  Монополия

Монополия – такая организация рынка, при которой имеется единственный продавец. Этого единственного продавца тоже называют монополией.

Кривая спроса на продукцию  монополии совпадает с кривой рыночного спроса, поэтому при  каждой цене она может продать  количество товара, равное объему рыночного  спроса.

Монополия возможна при наличии  двух основных условий:

    1. отсутствуют совершенные заменители продукта, производимого монополией;
    2. отсутствует свобода входа на рынок (в отрасль).

Также в модели монополии  предполагают:

  1. продукт монополии однороден;
  2. монополии противостоит большое число покупателей;
  3. монополия и покупатели обладают совершенным знанием об основных параметрах рынка.

Чистая монополия  отличается тем, что весь рынок принадлежит одному производителю, который безраздельно владеет возможностями и правом на производство товара, не имеющего аналогов.  В этом случае спрос совершенно неэластичен по цене. Чистый монополист обладает полной властью над ценой и устанавливает такой объем выпуска, который принесет ему максимальную ренту.

 Выручка монополии (ТR) при данном выпуске (Q) зависит от соответствующей цены спроса: ТR(Q) = Q * р(Q).

Предельная выручка монополии  MR есть прирост выручки, вызванный увеличением выпуска на единицу: MR =  TR -   Q

Отсюда:

 MR=p(1-1/Ed), где р – цена продукта, Ed – ценовая эластичность спроса.

Из данной формулы, следует, что выручка монополии:

    1. максимальна при единичной эластичности спроса, при этом предельная выручка равна нулю;
    2. увеличивается с ростом выпуска при эластичном спросе, при этом предельная выручка положительна;
    3. уменьшается с ростом выпуска при неэластичном спросе, при этом предельная выручка отрицательна.

Кроме того, из формулы следует, что предельная выручка меньше рыночной цены продукта.

Монопольная прибыль:

  1. П = TR – TC
  2. Перепишем это равенство , разделив и умножив правую часть на Q:

П = ( TR/Q – TC/Q) * Q .

TR/Q – это средний доход, равный цене Р, а ТС/Q – средние совокупные издержки АТС. Следовательно,

П = (Р – АТС) * Q.

 

Тема 9. Монополистическая  конкуренция

Монополистическая конкуренция  есть форма строения рынка, в которой  присутствуют черты, как совершенной  конкуренции, так и чистой монополии. Допущения модели монополистической  конкуренции, «взятые» из модели совершенной  конкуренции, следующие:

  1. имеется большое количество продавцов и покупателей.
  2. сравнительно свободный вход на рынок и уход с него.
  3. совершенная информированность продавцов и покупателей о характеристиках рынка.

Допущения модели монополистической  конкуренции, «взятое» из модели монополии, следующее:

На рынке продаются  разные продукты, являющиеся близкими заменителями друг друга. В этом случае говорят, что продукт на рынке  неоднороден, или дифференцирован.

Различают действительную и  искусственную дифференциацию продукта. Действительная дифференциация продукта предполагает различия в его физических характеристиках. Искусственная дифференциация предполагает различия в упаковке, торговой марке, имидже.

Главное отличие конкурирующей  монополии от конкурентной фирмы  и монополии состоит в расположении кривой спроса на продукт фирмы. Чем  больше наклон кривой спроса на продукт  конкурирующей монополии, тем сильнее  дифференцирован продукт, тем большее  воздействие может оказывать  эта фирма на цену продукта.

Поскольку при монополистической  конкуренции вход на рынок относительно свободен, за длительный период на него проникнут новые компании, привлеченные экономической прибылью.

Важнейшее отличие равновесия в долгосрочном периоде при монополистической  конкуренции от равновесия при совершенной  конкуренции заключается в том, что равновесная цена в первом случае не совпадает с минимумом  средних долгосрочных издержек.

 

 

Тема 10. Олигополистическая структура отрасли и его модели.

Особенность олигополии заключается  во взаимозависимости поведения  продавцов. Олигополист должен учитывать, что объем продукции, который он может продать должен учитывать, что объем продукции, который он может продать по данной цене, зависит от поведения конкурентов. К тому же, в отличие от монополиста и конкурентного продавца, олигополист не может рассматривать кривую спроса на свою продукцию как заданную и использовать при определении наилучшего выпуска известное условие равновесия, состоящее в равенстве предельной выручки и предельных издержек. Поэтому для описания поведения олигополиста применяют специальные модели олигополии, которые различаются предположениями о характере поведения конкурентов на рынке.

Предположим, что на рынке  имеет место некооперированная  дуополия, причем:

- каждый дуополист стремится максимизировать свою прибыль исходя из предположения, что выпуск другого дуополиста неизменен;

- постоянные издержки  каждой дуополии равны нулю, а  предельные издержки не зависят  от выпуска;

- предельные издержки  обоих дуополистов одинаковы.

Точкой равновесия Курно называется точка пересечения кривых реагирования дуополистов.

 

Тема 11. Рынки факторов производства

Ключевые термины:

- производный спрос;

- предельная доходность  переменного ресурса;

- предельные издержки  на ресурс;

- отраслевой и рыночный  спрос на труд;

- законы производного  спроса Хикса-Маршалла;

- оптимальное соотношение  ресурсов.

Труд в отличие от других факторов производства обладает уникальными  особенностями. Главная из них состоит  в том, что труд неотделим от человека, обуславливая:

  1. обязательность физического присутствия его владельца на рабочем месте;
  2. Необходимость учета социального и политического аспекта.

Рынок труда – это сфера  взаимоотношений покупателей и  продавцов трудовых услуг. Особенности  рынка труда:

  1. Рынок труда в современных условиях все более выступает в форме рынка человеческого капитала;
  2. На рынке труда, покупатель приобретая право на использование человеческого капитала, вступает в контакт со свободной личностью, права которой он обязан соблюдать.
  3. Происходят существенные сдвиги в трудовой мотивации;
  4. Неоклассическая теория рынка труда содержит:

Информация о работе Лекции по "Микроэкономике"