Лекции по "Мировой экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 09:10, курс лекций

Описание работы

Систему отношений, связывающих субъектов различной государственной принадлежности, а также субъектов транс-, интер– и наднациональной принадлежности следует называть международными экономическими отношениями (МЭО). В экономические отношения, выходящие за пределы национальных экономик, вступают и микроэкономические субъекты. Поэтому можно говорить о разных уровнях международных экономических отношений. На микроуровне субъектами МЭО выступают домохозяйства и фирмы. При этом значительно сужаются их возможности, функции и правовая база экономической деятельности. Несмотря на это, именно они составляют основу не только национальной, но и мировой экономики. На макроэкономическом уровне основным субъектом МЭО остается государство.

Содержание работы

1. Новые субъекты мировой экономики 4
2. Характеристика трех сфер, составных частей мировой экономики 4
3. Новые тенденции в развитии МРТ 4
4. Общая характеристика черт новой мировой экономики 5
5 и 6. Сущность теории и практики «открытой экономики». Преимущества и опасности «открытой экономики». Показатели открытой экономики 5
7. Сущность МРТ и его роль в международной экономике 6
8. Теория сравнительных издержек производства (сравнительные преимущества) 7
9. Факторы, оказывающие влияние на участие стран в МРТ. Показатели участия стран в МРТ 7
10. Международная специализация производств 9
11. Международное кооперирование производства 11
12. Сущность и формы международного производства 11
13. Современные западные теории модернизации МРТ 13
14. Россия в системе МРТ 14
15. Основы международной торговли 14
16. Основные концепции международной торговли 15
17. Альтернативные теории международной торговли 19
18. Основные особенности динамики территориально-товарной структуры международной торговли 20
19. Роль отдельных стран и регионов в развитии международной торговли 21
20. Международная торговля услугами и их роль в международном товарообмене 22
21. Особенности «электронной торговли» (Интернет -торговля) 22
22. Причины возникновения и особенности противоречий (торговых войн) в международной торговле 23
23. Роль ГАТТ/ВТО в регулировании международного товарообмена 25
24. Проблемы вступления России в ВТО 26
25. Регионализм в международной торговле 26
26. Место и роль России в международной торговле 27
27. Сущность мирового рынка капиталов 27
28. Основные формы и виды вывоза капитала 28
29. Территориально-географическое направление миграций капитала 29
30. Воздействие государства на процессы международного движения капитала 30
31. Основные черты «добровольного кодекса» прямых иностранных инвестиций 30
32. Влияние международного движения капитала на мировую экономику 31

Файлы: 1 файл

ready (2).doc

— 1.56 Мб (Скачать файл)

К числу важных форм передачи технологии, при которых ее основными носителями выступают квалифицированные специалисты, ИТР, управляющий персонал, относятся такие соглашения, как инжиниринговые, франчайзинговые, управленческие контракты.

Международный инжиниринг представляет собой разного рода деятельность по предоставлению услуг производственного, коммерческого и научно-технического характера. Инжиниринговые услуги можно разделить на два основных вида:

1) услуги, связанные с  подготовкой какого-либо технологического процесса;

2) услуги, целью которых  является обеспечение рентабельного  производства. Предметом сделки  может быть либо весь комплекс  услуг, связанных с проектированием  и строительством, либо одно или  несколько звеньев из этого  комплекса.

Кроме того, к инжиниринговым услугам относят деятельность, связанную с оптимизацией процессов эксплуатации, управления предприятием и реализацией его продукции. В международной практике оказание инжиниринговых услуг нередко сопровождается передачей заказчику прав на использование запатентованных технических решений, технологических процессов и ноу-хау. Подобное действие в западных странах квалифицируется как «техническое содействие».

Техническое содействие осуществляется, как правило, генеральным  подрядчиком или владельцем технологии либо же консультантом.

Техническое содействие может заключаться не только в  передаче технологии, ее использовании, эксплуатации и ремонте, но и в  организации и проведении консультантом  обучения и профессиональной подготовки специалистов заказчика.

В настоящее время  консультационный инжиниринг играет важную роль в продвижении крупных компаний по производству машин и оборудования на международные рынки. Зарубежные специалисты, подчеркивая значимость инженерного консультирования, отмечают, что девиз капитализма XIX в. «торговля идет за флагом» в наше время сменился на девиз «торговля следует за техническими услугами».

Заметную роль в международной  практике играют соглашения о франчайзинге1. Существует несколько видов франчайзинга. Основные из них:

1. Производственный франчайзинг.  Фирма, владеющая технологией  изготовления какого-либо продукта, передает ее фирме-клиенту для  изготовления и реализации данного  продукта на определенной территории. Широко представлен в производстве  безалкогольных напитков,

2. Товарный франчайзинг.  Сотрудничество в этой сфере  предполагает, что предприятие или  фирма поставляют другой фирме  товары для реализации в пределах  определенной территории под  торговой маркой (товарным знаком) ведущей фирмы.

3. Франчайзинг в сфере  услуг. Механизм в этой сфере в основном аналогичен тому, что применяется при сотрудничестве в сфере товарного обращения. Различие состоит в объекте сотрудничества.

Международный франчайзинг  по форме представлен во всех трех перечисленных видах сделок. Особенно широко используют международный франчайзинг американские корпорации.

Новой формой франчайзинга, в том числе в его международном  варианте, стал так называемый комбинационный обмен франшизами (льготами) непосредственно  между дилерами. Эта форма взаимодействия дилеров быстро распространяется, особенно в сфере торговли продуктами питания и в ресторанном бизнесе.

В российской практике наиболее интенсивно происходит развитие франчайзинговых  отношений в сфере товарного  обращения и услуг. Причем если раньше на российском рынке по системе франчайзинга работали в основном зарубежные фирмы, то сейчас начинают активизироваться и российские компании. Интенсивно развиваются франчайзинговые отношения в системе общественного питания, компьютерной индустрии, розничной торговли.

Своеобразной формой передачи технологии в «чистом» виде является экспорт методов управления и организации. Развитие таких отношений  связано с возрастанием роли управленческого  фактора в обеспечении эффективности  современного производства. Функции, выполняемые компанией, являющейся носителем передовых методов управления и организации, могут включать управление производством, в том числе ответственность за технический и инженерный аспекты производства, управление кадрами, обучение местной рабочей силы, покупку техники и сырья, маркетинг и финансовое управление, в том числе договоры по заемным операциям.

С точки зрения фирмы-реципиента, контракты на управление устраняют  потребность в прямых инвестициях  как средстве, обязательном для получения  управленческой помощи со стороны фирмы, предоставляющей управленческие услуги. Такие контракты помогают избежать риска утраты капитала, когда прибыль на инвестиции невысока, а капитальные затраты достаточно велики. Контракт на оказание управленческих услуг может оказаться весьма полезным для поставщика управленческих технологий, через лоббирование «своих» товаров и услуг, «собственных ноу-хау», предлагаемых помимо чисто управленческой деятельности.

54. Международное регулирование рынка технологий

В процессе международного обмена технологиями и реализации научно-технического сотрудничества между субъектами международных экономических отношений возникают различные отношения, требующие надгосударственного регулирования. Основным нормативным международным актом для этих отношений является Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. Понятие промышленной собственности является частью интеллектуальной собственности и непосредственно относится к научно-техническим творениям человека1. Наиболее распространенными объектами интеллектуальной собственности являются изобретения, полезные модели, товарные знаки и промышленные образцы. Целью Парижской конвенции является предоставление более льготных условий для патентования изобретений, промышленных образцов, регистрации товарных знаков иностранными гражданами. Парижская конвенция регулирует также охрану за границей промышленных образцов и товарных знаков.

Существуют также и  региональные соглашения, регулирующие охрану промышленной собственности. В 1973 г. в Мюнхене была подписана Конвенция, предусматривающая выдачу европейского патента Европейским патентным ведомством на основе унифицированных правил. В каждой стране – участнице Конвенции, за исключением стран ЕС, этот патент действует как национальный, а на территории стран ЕС – как патент Сообщества.

Важным нормативным  международным документом, регулирующим отношения, возникающие при передаче технологии и реализации научно-технического сотрудничества, должен стать Кодекс поведения в области передачи технологий, разрабатываемый Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Кодекс, будучи рекомендательным по своему характеру, должен обладать универсальными чертами и иметь широкую сферу применения. Основная его цель – содействовать расширению международной передачи технологии на условиях равных возможностей для всех стран независимо от уровня их социально-экономического развития.

Проблемами защиты интеллектуальной собственности занимается и ВТО. Вопрос о торговых аспектах защиты интеллектуальной собственности, рассмотренный  на Уругвайском раунде ГАТТ, привел к появлению специального Соглашения. Содержание Соглашения перекликается с другими конвенциями, предметом которых являются авторские права и промышленная собственность.

55. Россия в системе международного обмена технологиями

В XXI в. место и роль России в мировой экономике и международных отношениях будут во многом определяться уровнем ее научно-технического развития, способностью создавать и эффективно тиражировать собственные и широко использовать импортные наукоемкие технологии, степенью присутствия страны на мировом технологическом рынке.

Для России весьма актуальна  проблема интеграции в мировой рынок  наукоемких технологий. Ныне в стране почти отсутствует платежеспособный спрос на часть наукоемкой продукции. Это приводит к утрате и старению наиболее передовой технологической базы (космонавтика, авиация, биотехнология и др.). Согласно прогнозам, объем экспорта по приоритетным макротехнологиям уже в первом десятилетии XXI в. позволит в 2-3 раза повысить платежеспособность населения и обеспечить спрос на наукоемкую продукцию на внутреннем рынке. Это должно послужить стимулом дальнейшего экономического роста.

Для реализации этих прогнозов  необходимо добиваться превращения  результатов научных исследований и НИОКР в продукт, пользующийся спросом на мировом рынке. Современный рынок требует не полуфабрикаты в виде научных идей или даже патентов, а готовый товар – конкурентоспособную технологию.

Одной из попыток активизировать накопленный отечественный научный  потенциал, коммерциализировать имеющиеся  технологические наработки стало создание в 1994 г. Международного научно-технического центра (МНТЦ). Его учредителями выступили США, Япония, Европейский союз и Россия. Центр был создан как международная неправительственная организация для содействия демилитаризации науки. В рамках программы «Партнерство» МНТЦ Россия имеет возможность не просто обеспечить работой определенное количество высококвалифицированных специалистов, но и реализовать свои достижения в ряде новых высоких технологий.

Повышение эффективности  научно-технического потенциала и обеспечение национальной технологической безопасности предполагают введение системы учета и контроля процесса трансфера отечественной и импортируемой технологии. Что касается отечественной технологии, то в России, по признанию В.Б. Булгака, сложилась парадоксальная ситуация. Все акты передачи промышленной собственности внутри страны регистрируются, в то время как соглашения между российскими и зарубежными партнерами не фиксируются. Какие наукоемкие технологии и в каком объеме вывозятся сейчас из России, никто точно не знает1.

Учитывая заметный интерес  стран Запада к получению доступа  к передовым научным разработкам  и достижениям российской науки, выражающийся, в частности, в росте  числа проектов технического содействия и финансовой помощи, очевидно, что механизм включения России в систему мирохозяйственных связей необходимо совершенствовать.

Следует более взвешенно  подходить к использованию иностранных  инвестиций в высокотехнологичных  секторах российской промышленности. В условиях ресурсного дефицита их следует поощрять, но при этом нельзя допускать неоправданную продажу ключевых технологий, подрывающую технологическую безопасность России. Решение о привлечении иностранных инвестиций в высокотехнологические отрасли России должно тщательно анализироваться в каждом конкретном случае, исходя из национальных интересов.

56. Виды международных корпораций и их отличительные черты

Международные корпорации последней четверти XX в. являются важнейшим  элементом развития мировой экономики  и международных экономических отношений. Их бурное развитие в последние десятилетия отражает обострение международной конкуренции, углубление международного разделения труда. Международные корпорации предстают как непосредственные участники всего спектра мирохозяйственных связей, как «локомотивы» мировой экономики.

Международные корпорации, с одной стороны, являются продуктом  быстро развивающихся международных  экономических отношений, а с  другой стороны, сами представляют мощный механизм воздействия на них. Активно воздействуя на МЭО, международные (транснациональные) корпорации (ТНК) формируют новые отношения, видоизменяют сложившиеся их формы.

Современные ТНК в  дополнение к существующему международному обмену товарами и услугами создали  международное производство, соответствующую ему международную сферу услуг и международную финансовую сферу, способствовав превращению в основном локальных (межстрановых, региональных) международных экономических отношений в глобальные.

Что представляют собой  международные корпорации, какие компании к ним относят? Эксперты

ООН, которая традиционно  изучает деятельность международных  корпораций, долгое время относили к ним такие фирмы, которые  имели годовой оборот, превышающий 100 млн. долл., и филиалы более чем  в шести странах. В последние годы было сделано некоторое уточнение: о международном статусе фирмы теперь свидетельствует также такой показатель, как размер процента ее продаж, ее товаров, реализуемых за пределами страны происхождения компании. К примеру, по этому показателю одним из мировых лидеров является швейцарская фирма «Нестле» (98\%). Международную корпорацию можно узнать и по структуре ее активов.

В зарубежной экономической  литературе можно встретить множество  определений международных монополий: многонациональные корпорации,– интернациональные корпорации, транснациональные компании, глобальные компании и др. Так, известный маркетолог Ф. Котлер по организационным принципам выделяет именно эти четыре типа международных компаний (рис. 10.1).

Российскими экономистами, как правило, предлагается следующая  классификация.

1. Транснациональные  корпорации (ТНК). Это национальные  монополии с зарубежными активами. Их производственная и торгово-сбытовая деятельность выходит за пределы одного государства.

Корпорацией в США  называют акционерное общество, а  поскольку большинство современных  ТНК возникли в результате международной  экспансии американских компаний, этот термин вошел в их название.

Правовой режим ТНК  предполагает деловую активность, осуществляемую в различных странах посредством  образования в них филиалов и  дочерних компаний. Эти компании имеют  относительно самостоятельные службы производства и сбыта готовой продукции, научно-исследовательских разработок, услуг потребителям и др. В целом они составляют единый крупный производственный комплекс с правом собственности над акционерным капиталом только представителей страны-учредителя. В то же время филиалы и дочерние компании могут быть смешанными предприятиями с преимущественно национальным участием страны базирования.

2. Многонациональные  корпорации (МНК) – это, собственно, международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств на производственной и научно-технической основе. В качестве примера такой компании обычно приводится англо-голландский концерн «Ройал Датч/Шелл», существующий с 1907 г. Современный капитал этой компании делится в пропорции 60: 40. Примером многонациональной корпорации является широко известная в Европе швейцарско-шведская компания ABB (Asia Brown Bovery), специализирующаяся в области машиностроения, электронной инженерии. ABB имеет несколько совместных предприятий в странах СНГ. К числу ведущих МНК Европы относится англо-голландская компания «Юнилевер», «Филипс» и др.

Информация о работе Лекции по "Мировой экономике"