Лекции по "Мировой экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 09:10, курс лекций

Описание работы

Систему отношений, связывающих субъектов различной государственной принадлежности, а также субъектов транс-, интер– и наднациональной принадлежности следует называть международными экономическими отношениями (МЭО). В экономические отношения, выходящие за пределы национальных экономик, вступают и микроэкономические субъекты. Поэтому можно говорить о разных уровнях международных экономических отношений. На микроуровне субъектами МЭО выступают домохозяйства и фирмы. При этом значительно сужаются их возможности, функции и правовая база экономической деятельности. Несмотря на это, именно они составляют основу не только национальной, но и мировой экономики. На макроэкономическом уровне основным субъектом МЭО остается государство.

Содержание работы

1. Новые субъекты мировой экономики 4
2. Характеристика трех сфер, составных частей мировой экономики 4
3. Новые тенденции в развитии МРТ 4
4. Общая характеристика черт новой мировой экономики 5
5 и 6. Сущность теории и практики «открытой экономики». Преимущества и опасности «открытой экономики». Показатели открытой экономики 5
7. Сущность МРТ и его роль в международной экономике 6
8. Теория сравнительных издержек производства (сравнительные преимущества) 7
9. Факторы, оказывающие влияние на участие стран в МРТ. Показатели участия стран в МРТ 7
10. Международная специализация производств 9
11. Международное кооперирование производства 11
12. Сущность и формы международного производства 11
13. Современные западные теории модернизации МРТ 13
14. Россия в системе МРТ 14
15. Основы международной торговли 14
16. Основные концепции международной торговли 15
17. Альтернативные теории международной торговли 19
18. Основные особенности динамики территориально-товарной структуры международной торговли 20
19. Роль отдельных стран и регионов в развитии международной торговли 21
20. Международная торговля услугами и их роль в международном товарообмене 22
21. Особенности «электронной торговли» (Интернет -торговля) 22
22. Причины возникновения и особенности противоречий (торговых войн) в международной торговле 23
23. Роль ГАТТ/ВТО в регулировании международного товарообмена 25
24. Проблемы вступления России в ВТО 26
25. Регионализм в международной торговле 26
26. Место и роль России в международной торговле 27
27. Сущность мирового рынка капиталов 27
28. Основные формы и виды вывоза капитала 28
29. Территориально-географическое направление миграций капитала 29
30. Воздействие государства на процессы международного движения капитала 30
31. Основные черты «добровольного кодекса» прямых иностранных инвестиций 30
32. Влияние международного движения капитала на мировую экономику 31

Файлы: 1 файл

ready (2).doc

— 1.56 Мб (Скачать файл)

Оффшорный бизнес концентрируется, как правило, в банковском, страховом  деле, морском судоходстве, операциях  с недвижимостью, в трастовой (доверительной) деятельности, во всех видах экспортно-импортных операций, в консалтинге. По некоторым оценкам, капитал, задействованный в сфере оффшорного бизнеса, достигает 500 млрд. долл. В нем участвуют почти 2 млн. вкладчиков (юридических и физических лиц), и каждый год регистрируется несколько тысяч новых компаний, увеличивающих объемы оффшорной деятельности.

Деятельность 03 оценивается  специалистами весьма неоднозначно. Признавая их важную роль в международном  движении капитала, многие сходятся во мнении, что оффшорные центры зачастую являются местом отмывания «грязных денег» и разного рода банковских афер.

Комплексные СЭЗ

Комплексные зоны образуются путем установления особого, льготного  по сравнению с общим режима хозяйственной  деятельности на территории отдельных  административных образований.

Комплексные СЭЗ появились  сравнительно недавно, в начале 80-х  гг. Некоторые из них были созданы  с нуля, а большинство сформировались на базе зон с экспортно-ориентированной  обрабатывающей промышленностью и  представляют собой новую, более высокую ступень развития. Отличие комплексных СЭЗ от других форм заключается в больших пространственных масштабах, более высокой концентрации производства и более широком поле деятельности. Их функции составляют единое целое: преимущественное развитие международной торговли, импортозамещающего производства, развитие финансового рынка, коммуникаций, туризма.

К комплексным СЭЗ  можно отнести пять специальных  экономических зон Китая, «открытые  районы» КНР, а также бразильскую  зону «Манаус», территорию «Огненная Земля» в Аргентине, зоны свободного предпринимательства, создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах.

Международные СЭЗ

В 90-е гг. активизируются процессы по формированию международных  СЭЗ. Так, подготовлен проект создания специальной экономической зоны Туманган. Эта СЭЗ должна быть создана на стыке границ России, Китая и КНДР. Проект рассчитан на 20 лет, его стоимость на первом этапе – 90-110 млрд. долл. СЭЗ предполагает участие Японии, Южной Кореи, Монголии, Китая, КНДР и России.

Отработка деловых контактов  не на межгосударственном, а на региональном уровне привела к появлению так  называемых еврорегионов как формы  организации внешнеэкономического взаимодействия. Еврорегион представляет собой добровольное объединение  пограничных областей различных государств, прежде всего в хозяйственной сфере, с целью интенсификации внешнеэкономических связей друг с другом. Высшие органы каждой страны, осуществляющей свою деятельность в еврорегионе, делегируют данной области полномочия, способствующие интенсификации приграничных хозяйственных и иных связей. Активную роль в создании еврорегионов играют Польша, Словакия, Чехия, Венгрия, а также Украина и Белоруссия. К середине 90-х гг. созданы еврорегионы «Карпаты», «Буг», «Померания».

В 1994 г. подписано соглашение о создании российско-китайской торговой приграничной зоны в районе китайского города Суй-фэнхэ. Совместное образование или использование приграничных СЭЗ с определенными странами ближнего и дальнего зарубежья, особенно на границе с Китаем, Финляндией, Норвегией, в Калининградской области, может способствовать развитию приграничной торговли, реализации крупных совместных проектов на основе использования сырьевых ресурсов и производственных мощностей обеих сторон, прежде всего российской.

42. Особенности инвестиционного климата СЭЗ

Общей характерной чертой различных видов СЭЗ является наличие благоприятного инвестиционного  климата, включающего таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом  для предпринимателей, существующим в той или иной стране.

Конкретные льготы и  стимулы имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран, по существу они, как правило, сходны. Выделяют четыре основные группы льгот:

• внешнеторговые льготы. Они предусматривают введение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций;

• налоговые льготы содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее составляющие (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР, транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;

• финансовые льготы включают различные формы субсидий. Они предоставляются в виде более низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и др.;

• административные льготы предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг.

Названные льготы применяются в самых различных комбинациях. Льготы, предоставляемые СЭЗ, не всегда являются главным стимулом для притока иностранного капитала. Более существенными в этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур и др. Вместе с тем при таких равных условиях на первый план выступают предоставляемые зоной льготы.

СЭЗ в развитых странах

Мировой опыт функционирования СЭЗ позволяет сформулировать основные выводы об их достижениях, общих чертах и особенностях развития. Функционирование СЭЗ в промышленно развитых странах свидетельствует, что в основе их успеха лежит, с одной стороны, хорошее планирование начальных стадий их развития, а с другой – гибкость управления. Изменяющаяся ситуация в мировом хозяйстве (НТР, конкуренция между международными корпорациями, изменения в курсах валют, в системе международного обмена и др.) влияет на развитие СЭЗ и, соответственно, требует адекватного реагирования на эти изменения.

Социально-экономические  выгоды от создания зон (внешнеторговые зоны в США, «Шеннон» в Ирландии и  др.) достаточно весомы. Эти зоны создали  значительное число рабочих мест, оживили международный торговый обмен, повысили внешнеторговую результативность, научно-производственный потенциал и др. Важным аспектом деятельности СЭЗ в промышленно развитых странах является то, что они работают не только на мировой, но и на внутренний рынок.

СЭЗ в развивающихся  странах

В развивающихся странах СЭЗ имеют ряд общих черт и моментов развития. Так, наибольшее распространение в этих странах получили экспортно-производственные зоны. Как было сказано выше, «создание экспортно-производственной зоны определяется рядом экономических причин, и прежде всего: потребностью развития индустрии и производства промышленных товаров на экспорт, привлечения в страну иностранного капитала, передовой науки и технологии, современной технической информации».

Во-вторых, особый режим  в СЭЗ развивающихся стран  становится более либеральным и льготным для иностранных предпринимателей. Это связано с усилением международной конкуренции между зонами и, соответственно, попытками предусматривать ее сравнительные преимущества перед подобными другими СЭЗ.

В-третьих, в процессе функционирования СЭЗ происходит торгово-промышленная диверсификация их деятельности, комплексное развитие. Современная НТР на первый план выдвигает СЭЗ, в которых сосредоточиваются наукоемкие отрасли производства, связанные с разработками новой и высокой технологии.

43. Опыт разновидности СЭЗ

Среди развивающихся  стран весьма заметное развитие и  резонанс получили СЭЗ Китая. Начав  с небольших территорий, объединенных спецзонами в самом начале 80-х  гг., китайское руководство к середине 90-х гг. распространило их режим на сотни квадратных километров. Помимо наиболее известных в стране и за рубежом СЭЗ – Шэньчжень, Чжухай, Сямэнь, Шаньтоу, имеющих многолетнюю историю, а также СЭЗ Хайнань (существует с 1988 г.) в стране заметное развитие получили зоны технико-экономического развития (более двух десятков) и зоны развития новой и высокой технологии – технопарки. Особая роль отводится шанхайской «зоне экономического развития» Пудун. Значение проекта, рассчитанного на несколько десятилетий, определяется тем, что зона Пудун не только должна стать в перспективе крупным центром промышленного производства Китая, но и призвана способствовать превращению Шанхая в крупнейший торговый и финансовый центр Азиатско-тихоокеанского региона.

Создание СЭЗ стало  важной составной частью проведения открытой внешнеэкономической политики, провозглашенной китайским руководством в конце 70-х гг. При выборе модели развития СЭЗ китайское руководство исходило из текущих потребностей страны и опыта функционирования специальных зон в других странах. Наиболее детально изучался опыт Сингапура, Тайваня, США. В ходе подготовки организации СЭЗ было предложено несколько вариантов режима их функционирования. В результате был избран путь организации' СЭЗ с созданием в их рамках структуры хозяйства, ориентированного на экспорт, всемерное привлечение иностранного капитала, а также существенное улучшение технологии производства. СЭЗ стали играть связующую (буферную) роль с другими районами страны, реализуя политику «открытых дверей».

С начала 90-х гг. в портовых городах КНР начинают возникать свободные таможенные территории – зоны свободной (беспошлинной) торговли. ЗСТ, как указывают китайские специалисты, будут развиваться по моделям, сходным с теми, которые существуют в других странах. По свидетельству китайского руководства, развитие ЗСТ явится одним из магистральных направлений реализации открытой внешнеэкономической политики вплоть до 2000 г.

Практика функционирования китайских СЭЗ и других районов  со льготным инвестиционным климатом продемонстрировала несомненные успехи. К числу достижений СЭЗ как китайские, так и зарубежные специалисты относят высокие, устойчивые темпы экономического роста, большие объемы привлеченных в зоны иностранных инвестиций, значительное повышение производительности труда и, наконец, существенный рост уровня жизни населения.

Социально-экономическая  роль СЭЗ

СЭЗ в КНР (помимо общих  с другими странами целей спецзон) в целом являются экспериментом  по использованию рыночных отношений  в условиях преобладания государственной  собственности. Переход «всех разом» к рыночному хозяйству признан в Китае неприемлемым, чреватым серьезными потрясениями для народа и экономики в целом. Специфика китайского опыта регулирования СЭЗ заключается в том, что СЭЗ для современного Китая – это нечто большее, чем специальные районы по стимулированию иностранного и отечественного предпринимательства, привлечению инвестиций, ускоренному развитию тех или иных отраслей и др. В СЭЗ Китая происходит становление и обкатка, как указывают китайские экономисты, экономической модели, по которой в XXI в. будет жить практически весь Китай.

Заметная роль СЭЗ  в социально-экономическом развитии отдельных обособленных районов  разных стран, той или иной отрасли  производства, в привлечении иностранного капитала или оживлении деятельности мелкого и среднего отечественного предпринимательства, тем не менее, не дает достаточно оснований рассматривать их как универсальный способ модернизации экономики. Степень влияния СЭЗ на экономику страны в целом во многих развивающихся странах является довольно ограниченной. Это тем более справедливо для промышленно развитых стран, где, как правило, и не ставится специальной задачи распространения такого влияния. Организация СЭЗ играет поддерживающую, стимулирующую роль в оживлении предпринимательской деятельности данного региона или в акцентировании внимания на развитии той или иной отрасли экономики. В то же время хотя функционирование СЭЗ в развивающихся странах не является панацеей по решению их многообразных социально-экономических проблем, однако играет весьма заметную роль в экономике и обществе этих стран. Для многих развивающихся стран СЭЗ становятся полюсами торгово-экономического, научно-технического и социального роста. Кроме того, в них отрабатывается модель в той или иной

Образование СЭЗ, особенно в развивающихся странах, сопряжено со значительными капиталовложениями и последующими существенными усилиями государства по их развитию. Без строго определенной централизованной поддержки они практически нежизнеспособны. По обследованию, проведенному Институтом востоковедения РАН по 26 странам, собственные затраты по привлечению иностранных инвестиций в СЭЗ составили в среднем 4 долл. на 1 долл. зарубежных инвестиций. В КНР, например, иностранные вложения в четыре СЭЗ к концу 80-х гг. составили 4 млрд. долл., в то время как начальные собственные инвестиции превышали 22 млрд. долл., что в 5,5 раза больше. По существу, вся инфраструктура СЭЗ КНР была создана за счет централизованных государственных средств.

При многочисленных примерах успешного функционирования СЭЗ имеют место и. неудачные попытки их организации. Так, создание в Шри-Ланке, Гватемале, Либерии, Сенегале и других странах разного рода СЭЗ не только не увенчалось успехом, но многие из них вообще перестали функционировать. Позднее были предприняты попытки их реанимации, в той или иной степени успешные. К основным причинам неудач в работе СЭЗ в этих странах можно отнести политические, экономические, организационные.

Политические причины  связаны с общеполитической нестабильностью  в стране, гражданскими волнениями вплоть до военных действий. К, экономическим причинам, прежде всего, следует отнести чрезмерно усложненное, запутанное, с точки зрения инвестора, законодательство об инвестиционном режиме в зоне. Бюрократическая заорганизованность управления СЭЗ, наличие многочисленных малооправданных процедур для регистрации иностранного инвестора в зоне, плохая пропаганда и реклама преимуществ спецзоны – все это также заметно отражается на ее судьбе.

К сожалению, к числу  стран и регионов, где СЭЗ не только не дают пока заметного эффекта для народного хозяйства, но и их собственное развитие оставляет желать лучшего, относится и Россия.

Рассмотрим некоторые  особенности создания и функционирования СЭЗ в России.

44. Понятие международной миграции рабочей силы, ее причины

Массовая миграция населения  стала одним из характерных явлений  жизни мирового сообщества второй половины XX в. Миграция населения представляет собой перемещение людей через  границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему.

Международная (внешняя) миграция существует в разных формах: трудовой, семейной, рекреационной, туристической  и др. В данной главе в основном будет уделено внимание проблемам  международной трудовой миграции, международному рынку рабочей силы.

Международная миграция рабочей силы во второй половине XX в. стала важной частью процесса интернационализации  международной хозяйственной жизни. Трудовой потенциал, будучи важнейшим  фактором производства, ищет свое наиболее эффективное использование не только в рамках национального хозяйства, но и в масштабах международной экономики.

Информация о работе Лекции по "Мировой экономике"