Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:52, курс лекций
Меркантилизм – экономическое учение XIV – XVIII вв. (от итальянского мерканте – купец). Меркантилисты считали:
Чем больше золотой запас страны, тем она богаче. Необходимо всемерно поощрять экспорт товаров и запрещать импорт. Меркантилизм обогатил экономическую теорию идеей протекционизма – защита отечественного производства путем высоких таможенных пошлин. Выдающийся английский экономист XVIII в. сформулировал теорию абсолютных преимуществ – страна импортирует те товары, издержки производства по которым у нее выше, чем за рубежом, и экспортирует те товары, издержки по которым у нее ниже – т.е. имеются абсолютные преимущества. А.Смит сформулировал принципы свободы торговли – “free trade” и невмешательства государства в экономику – “laissez-faire”.
Теории мировой торговли
Эволюция мировой торговли в ХХ – начале ХХI века
Государственное регулирование внешней торговли
Межгосударственное регулирование мировой торговли
Формы и способы мировой торговли
МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ
ЛЕКЦИЯ
2
ПЛАН ЛЕКЦИИ
3
ТЕОРИИ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ
ТЕОРИЯ МЕРКАНТИЛИЗМА
Меркантилизм – экономическое учение XIV – XVIII вв. (от итальянского мерканте – купец). Меркантилисты считали:
Меркантилизм обогатил экономич
4
ТЕОРИЯ АДАМА СМИТА
Выдающийся английский экономис
5
ТЕОРИЯ ДАВИДА РИККАРДО
Теория А. Смита не объясняла, как быть стране, у которой нет абсолютных преим
6
УСЛОВНЫЙ ПРИМЕР ИЗ ТЕОРИИ Д. РИККАРДО
Производство вина и сукна в По
7
ТЕОРИЯ РИКАРДО – 2
Товар
Количество
Затраты ч/ч на производство
Англия
Португалия
Сукно
X
100
90
Вино
Y
120
80
Пропорции обмена на внешнем рынке
X англ. сукна = Y португальского вина
Экономия от обмена
20
10
8
ТЕОРИЯ ДЖОНА СТЮАРТА МИЛЛЯ
Д.С. Милль (середина XIX в.) показал по какой цене осуществляется товарный обмен. Цена обмена, по Миллю, устанавливается по закону спроса и предложения таким образом, что совокупный экспорт страны позволяет оплачивать ее совокупный импорт. Родилась теория международной стоимости, главный смысл которой – обмен товаров между странами оптимизирует цена, определяемая спросом и предложением.
9
ТЕОРИЯ ХЕКШЕРА-ОЛИНА
В 30-40-гг. ХХ в. шведские экономисты Бертиль Олин и Эли Хекшер создали теорию соотношения факторов производства. Страна экспортирует те товары, выпуск которых базируется на избыточных у нее факторах производства (труд или капитал) и импортирует товары, для выпуска которых она хуже наделена факторами производства.
10
Бертиль Олин
Эли Хекшер
ТЕОРИЯ ХЕКШЕРА-ОЛИНА – 2
11
ТЕОРИЯ СТОЛПЕРА-САМУЭЛЬСОНА
В 1948 г. американцы Вольфганг Столпер и Пол Самуэльсон усовершенствовали теорему Хекшера-Олина. В своей теории они доказали, что в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства. Теория Столпера-Самуэльсона показала, как торговля может помочь сократить разрыв в уровне развития между странами.
12
Вольфганг Столпер и Пол
ПАРАДОКС ЛЕОНТЬЕВА
В 1956 г. американский экономист русског
13
Василий Леонтьев
ОБЪЯСНЕНИЕ ПАРАДОКСА ЛЕОНТЬЕВА
Верна ли теория Хекшера- Олина? В. Леонтьев сам доказал, что в любой комбинации с данным количеством капитала один человеко-год более квалифицированного американского труда равен как минимум трем человеко-годам иностранного труда. А это означает, что США – на самом деле трудоизбыточная страна.
14
ОБЪЯСНЕНИЕ ПАРАДОКСА ЛЕОНТЬЕВА
И В.Леонтьев, и другие экономисты показали, что на производство американских экспортных товаров в огромных количествах затрачивается импортируемое минеральное сырье, в добычу которого были вложены огромные финансовые средства, из тех же США. Поэтому импорт и выглядит капиталоемким.
В 70 гг. теория Хекшера-Олина была протестирована на компьютерах и дала вероятность 70%.
15
ТЕОРИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАРА
Во второй половине 60-х гг. распространение получила теори
16
ТЕОРИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАРА
17
Этап внедрения
Этап зрелости
Этап упадка
Этап роста
Разрабатывается нововведение, налаживается
производство и сбыт товара, начинается
экспорт. Характерна повышенная
трудоемкость, снижающаяся по мере
перехода к крупносерийному
Увеличивается объем продаж
внутри страны нововведения, растет
экспорт. Повышается капиталоемкость
производства. Усиливается конкуренция,
часть производства
Высокий уровень
Сужение рынка в развитых странах, удовлетворяется за счет импорта из развивающихся. Высокий спрос в развивающихся странах. На рынок продвигаются новые товары.
ТЕОРИЯ МАЙКЛА ПОРТЕРА
На основании анализа статистич
М. Портер создал оригинальную теорию конкурентного преимущества страны. Центральное место занимает идея так называемого «национального ромба», раскрывающего четыре главных свойства (“детерминанта” ) экономики, формирующих конкурентную макросреду, в которой действуют фирмы этой страны. Они создают благоприятную или неблагоприятную среду для реализации потенциальных конкурентных преимуществ страны.
18
19
ЭВОЛЮЦИЯ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ в ХХ - начале ХХI века
ОПРЕДЕЛЕНИЯ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ
20
ТЕМПЫ РОСТА МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ В
21
СТРУКТУРА МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ
22
ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА МИРОВОЙ ТОР
23
ОБЪЁМЫ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ
Объемы мировой торговли сегодн
24
Аллегория свободной торговли
УЧАСТИЕ СТРАН В МИРОВОЙ ТОРГОВ
Место
Страна
Доля в %
1
США
12,3
2
Германия
10,1
3
Япония
9,5
11
Китай
2,9
16
Россия
1,6
25
Роль ЕС и АТР в мировой торгов
26
ГЕОГРАФИЯ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ
Для географического распределе
27
МУЛЬТИПЛИКАТОР ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛ
Предположим, экспорт составляет 1
$ млрд. Предельная склонность к потреб
1
--------------------- = 3
1 – 2/3
Таким образом, экспорт товаров стимулирует ра
28
МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ
Услуги – полезная деятельность, направленная на удовлетворение определенных потребностей населения и общества.
В научной литературе отсутствует общепризнанное определение услуг. Это затрудняет сбор и анализ статистической информации об этом сегменте мировой торговли.
29
Генеральное соглашение по торг
Как правило, услуга проявляется в определен
По приблизительным оценкам, на долю услуг приходится около 64% совокупного ВВП мира.
30
В российском законодательстве нет официально утвержденного перечня услуг. В Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” понятие «внешняя торговля услугами» означает «оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ)».
31
В Мировом банке принят расширительный подход к услугам, в число которых включается и движение дохода. Услуги в
связи с этим делятся на:
1) факторные услуги — платежи, возникающие в связи с
международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата, выплаченная нерезидентам);
2) нефакторные услуги —
остальные виды услуг (транспорт, путешествия и
прочие нефинансовые услуги).
32
Услуги, как особый вид товара, имеют следующие особенности: