Лекции по "Мировой торговли"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:52, курс лекций

Описание работы

Меркантилизм – экономическое учение XIV – XVIII вв. (от итальянского мерканте – купец). Меркантилисты считали:
Чем больше золотой запас страны, тем она богаче. Необходимо всемерно поощрять экспорт товаров и запрещать импорт. Меркантилизм обогатил экономическую теорию идеей протекционизма – защита отечественного производства путем высоких таможенных пошлин. Выдающийся английский экономист XVIII в. сформулировал теорию абсолютных преимуществ – страна импортирует те товары, издержки производства по которым у нее выше, чем за рубежом, и экспортирует те товары, издержки по которым у нее ниже – т.е. имеются абсолютные преимущества. А.Смит сформулировал принципы свободы торговли – “free trade” и невмешательства государства в экономику – “laissez-faire”.

Содержание работы

Теории мировой торговли
Эволюция мировой торговли в ХХ – начале ХХI века
Государственное регулирование внешней торговли
Межгосударственное регулирование мировой торговли
Формы и способы мировой торговли

Файлы: 1 файл

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ_2.ppt

— 4.85 Мб (Скачать файл)

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ

 

ЛЕКЦИЯ

2

 

ПЛАН ЛЕКЦИИ

 

  • Теории мировой торговли 
  • Эволюция мировой торговли в ХХ – начале ХХI века
  • Государственное регулирование внешней торговли
  • Межгосударственное регулирование мировой торговли
  • Формы и способы мировой торговли

3

 

 

ТЕОРИИ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ

ТЕОРИЯ МЕРКАНТИЛИЗМА 

 

Меркантилизм – экономическое учение XIV – XVIII вв. (от итальянского мерканте – купец). Меркантилисты считали:

  • Чем больше золотой запас страны, тем она богаче
  • Необходимо всемерно поощрять экспорт товаров и запрещать импорт.

Меркантилизм обогатил экономическую теорию идеей протекционизма – защита отечественного производства путем высоких таможенных пошлин.

 

4

ТЕОРИЯ АДАМА СМИТА 

 

Выдающийся английский экономист XVIII в. сформулировал теорию абсолютных преимуществ – страна импортирует те товары, издержки производства по которым у нее выше, чем за рубежом, и экспортирует те товары, издержки по которым у нее ниже – т.е. имеются абсолютные преимущества. А.Смит сформулировал принципы свободы торговли – “free trade” и невмешательства государства в экономику – “laissez-faire”.

 

5

ТЕОРИЯ ДАВИДА РИККАРДО 

 

Теория А. Смита не объясняла, как быть стране, у которой нет абсолютных преимуществ ни по одному товару. Выдающийся английский экономист начала XIX в. Д. Риккардо доказал, что страна должна импортировать товар, издержки производства которого в стране выше, чем по экспортируемому товару. Родилась теория сравнительных преимуществ, главный вывод которой в том, что основа мировой торговли – взаимная выгода.

 

6

УСЛОВНЫЙ ПРИМЕР ИЗ ТЕОРИИ Д. РИККАРДО

 

Производство вина и сукна в Португалии обходится дешевле, чем в Англии, т.е имеются абсолютные преимущества. Значит, по теории А. Смита, Португалии незачем торговать с Англией. Д. Риккардо доказал, что Португалии следует специализироваться на производстве и экспорте вина, издержки по которому ниже, чем по сукну. В свою очередь, Англии выгодно специализироваться на производстве и экспорте сукна, издержки по которому ниже, чем по вину, которое выгоднее ввозить из Португалии.

 

7

ТЕОРИЯ РИКАРДО – 2

 

Товар 

 

Количество

 

Затраты ч/ч на производство 

 

Англия

 

Португалия

 

Сукно

 

 

100

 

90

 

Вино 

 

 

120

 

80

 

Пропорции обмена на  внешнем рынке 

 

X англ. сукна = Y  португальского вина 

 

Экономия от обмена 

 

20

 

10

 

8

ТЕОРИЯ ДЖОНА СТЮАРТА МИЛЛЯ 

 

Д.С. Милль (середина XIX в.) показал по какой цене осуществляется товарный обмен. Цена обмена, по Миллю, устанавливается по закону спроса и предложения таким образом, что совокупный экспорт страны позволяет оплачивать ее совокупный импорт. Родилась теория международной стоимости, главный смысл которой – обмен товаров между странами оптимизирует цена, определяемая спросом и предложением.

 

9

ТЕОРИЯ ХЕКШЕРА-ОЛИНА 

 

В 30-40-гг. ХХ в. шведские экономисты Бертиль Олин и Эли Хекшер создали теорию соотношения факторов производства. Страна экспортирует те товары, выпуск которых базируется на избыточных у нее факторах производства (труд или капитал) и импортирует товары, для выпуска которых она хуже наделена факторами производства.

 

10

 

Бертиль Олин

 

Эли Хекшер

ТЕОРИЯ ХЕКШЕРА-ОЛИНА – 2

 

  • Страна считается в избытке наделенной рабочей силой, если соотношение между ее количеством и остальными факторами в ней выше, чем в остальном мире.
  • Продукт считается трудоемким, если доля затрат на рабочую силу в его стоимости выше, чем в стоимости других продуктов.

 

 

11

ТЕОРИЯ СТОЛПЕРА-САМУЭЛЬСОНА 

 

В 1948 г. американцы Вольфганг Столпер и Пол Самуэльсон усовершенствовали теорему Хекшера-Олина. В своей теории они доказали, что в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства. Теория Столпера-Самуэльсона показала, как торговля может помочь сократить разрыв в уровне развития между странами.

 

12

 

Вольфганг Столпер и Пол Самуэльсон 

ПАРАДОКС ЛЕОНТЬЕВА

 

В 1956 г. американский экономист русского происхождения Василий Леонтьев, анализируя экспорт-импорт США, обнаружил, что вопреки теории Хекшера-Олина в экспорте США преобладали трудоемкие товары (хотя рабочая сила в США – очень дорогая), а в импорте – капиталоемкие (хотя капитал в США был в изобилии). Данный эффект получил название «парадокс Леонтьева».

 

13

 

Василий Леонтьев

ОБЪЯСНЕНИЕ ПАРАДОКСА ЛЕОНТЬЕВА 

 

Верна ли теория Хекшера- Олина? В. Леонтьев сам доказал, что в любой комбинации с данным количеством капитала один человеко-год более квалифицированного американского труда равен как минимум трем человеко-годам иностранного труда. А это означает, что США – на самом деле трудоизбыточная страна.

 

14

ОБЪЯСНЕНИЕ ПАРАДОКСА ЛЕОНТЬЕВА – 2

 

И В.Леонтьев, и другие экономисты показали, что на производство американских экспортных товаров в огромных количествах затрачивается импортируемое минеральное сырье, в добычу которого были вложены огромные финансовые средства, из тех же США. Поэтому импорт и выглядит капиталоемким.

В 70 гг. теория Хекшера-Олина была протестирована на компьютерах и дала вероятность 70%.

 

15

ТЕОРИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАРА 

 

Во второй половине 60-х гг. распространение получила теория «цикла жизни продукта», разработанная Р. Верноном, а также Ч. Киндельбергом и Л. Уэльсом. Каждый новый продукт проходит цикл, включающий стадии внедрения, роста, зрелости и упадка, на основе которого могут быть объяснены современные торговые потоки между странами при обмене готовыми изделиями. Хронологические показатели «цикла жизни продукта» могут быть различными и длиться от нескольких лет до десятилетий. В соответствии с циклом, страны специализируются на производстве и экспорте одного и того же товара на разных стадиях его зрелости. Например, страны АСЕАН в области технологии сегодня делают то, что вчера делали НИС и встают на тот же путь «качества специализации». Теория объясняет, почему ведется торговля 99% товаров.

 

16

ТЕОРИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАРА – 2

 

17

 

Этап внедрения 

 

Этап зрелости

 

Этап упадка

 

Этап роста 

 

Разрабатывается нововведение, налаживается  производство и сбыт товара, начинается  экспорт. Характерна повышенная  трудоемкость, снижающаяся по мере  перехода к крупносерийному производству.

 

Увеличивается объем продаж  внутри страны нововведения, растет  экспорт. Повышается капиталоемкость  производства. Усиливается конкуренция, часть производства переводится  за рубеж.

 

Высокий уровень стандартизации, требуется менее квалифицированная  рабочая сила Насыщение рынка  в стране нововведения, перенос  производства в развивающиеся  страны и экспорт из них  в страну нововведения.

 

Сужение рынка в развитых  странах, удовлетворяется за счет  импорта из развивающихся. Высокий  спрос в развивающихся странах. На рынок продвигаются новые  товары.

ТЕОРИЯ МАЙКЛА ПОРТЕРА

 

На основании анализа статистического материала около 100 отраслей восьми промышленно развитых стран

М. Портер создал оригинальную теорию конкурентного преимущества страны. Центральное место занимает идея так называемого «национального ромба», раскрывающего четыре главных свойства (“детерминанта” ) экономики, формирующих конкурентную макросреду, в которой действуют фирмы этой страны. Они создают благоприятную или неблагоприятную среду для реализации потенциальных конкурентных преимуществ страны.

 

18

19

 

 

ЭВОЛЮЦИЯ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ  в ХХ - начале ХХI века

ОПРЕДЕЛЕНИЯ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ 

 

  • Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах
  • Оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира
  • Под термином “внешняя торговля” понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.

 

20

ТЕМПЫ РОСТА МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА

 

21

СТРУКТУРА МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ 

 

22

ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ 

 

23

ОБЪЁМЫ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ 

 

Объемы мировой торговли сегодня превышают $ 7,5 трлн.

 

24

 

Аллегория свободной торговли

УЧАСТИЕ СТРАН В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ 

 

Место

 

Страна 

 

Доля в %

 

1

 

США

 

12,3

 

2

 

Германия 

 

10,1

 

3

 

Япония 

 

9,5

 

11

 

Китай 

 

2,9

 

16 

 

Россия 

 

1,6 

 

25

Роль ЕС и АТР в мировой торговле 

 

26

ГЕОГРАФИЯ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ 

 

Для географического распределения мировой торговли характерно преобладание промышленно развитых стран. Основные товаропотоки протекают в рамках “большой триады” : США - Западная Европа - Япония. Так, в 90-х гг. на них приходилось около 70% мирового экспорта. Развитие и углубление международного разделения труда между промышленно развитыми странами ведет к увеличению их взаимной торговли и уменьшению доли развивающихся стран. Только “новые индустриальные страны” Азии (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Малайзия, Гонконг), демонстрируют быстрый рост экспорта. Их доля в мировом экспорте в составляет более 10%. Быстро растет также доля Китая.

 

27

МУЛЬТИПЛИКАТОР ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ 

 

Предположим, экспорт составляет 1 $ млрд. Предельная склонность к потреблению – 2/3. Мультипликатор имеет вид: 

     1

            --------------------- = 3

       1 – 2/3

 

Таким образом, экспорт товаров стимулирует развитие экономики и рост потребления, импорт ведет к оттоку части дохода за границу.

 

 

28

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ

 

Услуги – полезная деятельность, направленная на удовлетворение определенных потребностей населения и общества.

 

В научной литературе отсутствует общепризнанное определение услуг. Это затрудняет сбор и анализ статистической информации об этом сегменте мировой торговли.

 

 

 

29

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) под услугой понимает любую услугу, предоставляемую на коммерческой основе.

Как правило, услуга проявляется в определенном полезном эффекте, не всегда реализуясь в материальном продукте.

По приблизительным оценкам, на долю услуг приходится около 64% совокупного ВВП мира. 

 

 

30

В российском законодательстве нет официально утвержденного перечня услуг. В Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” понятие «внешняя торговля услугами» означает  «оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ)».

 

31

В Мировом банке принят расширительный подход к услугам, в число которых включается и движение дохода. Услуги в связи с этим делятся на: 
 
1) факторные услуги — платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата, выплаченная нерезидентам); 
 
2) нефакторные услуги — остальные виды услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги). 

 

32

Услуги, как особый вид товара, имеют следующие особенности:

  • Услуги не имеют вещественной, материальной формы, т.е. неосязаемы, «невидимы» (это дает основание называть внешнюю торговлю услугами «невидимой»).
  • Услуги неотделимы от своего источника.
  • Производство и потребление услуг, как правило, происходят одновременно (поэтому торговля услугами непосредственно связана с их производством.
  • Для них характерно непостоянство, изменчивость качества, невозможность хранения.
  • Их невозможно хранить и транспортировать. 
     

Информация о работе Лекции по "Мировой торговли"