Лекции по "Мировой торговли"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:52, курс лекций

Описание работы

Меркантилизм – экономическое учение XIV – XVIII вв. (от итальянского мерканте – купец). Меркантилисты считали:
Чем больше золотой запас страны, тем она богаче. Необходимо всемерно поощрять экспорт товаров и запрещать импорт. Меркантилизм обогатил экономическую теорию идеей протекционизма – защита отечественного производства путем высоких таможенных пошлин. Выдающийся английский экономист XVIII в. сформулировал теорию абсолютных преимуществ – страна импортирует те товары, издержки производства по которым у нее выше, чем за рубежом, и экспортирует те товары, издержки по которым у нее ниже – т.е. имеются абсолютные преимущества. А.Смит сформулировал принципы свободы торговли – “free trade” и невмешательства государства в экономику – “laissez-faire”.

Содержание работы

Теории мировой торговли
Эволюция мировой торговли в ХХ – начале ХХI века
Государственное регулирование внешней торговли
Межгосударственное регулирование мировой торговли
Формы и способы мировой торговли

Файлы: 1 файл

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ_2.ppt

— 4.85 Мб (Скачать файл)

 

33

По классификации МВФ основными видами услуг являются: фрахт судов, другие транспортные услуги, туризм, прочие услуги (научно-технические, производственные, финансовые услуги, оказываемые как государственными органами, так и частным сектором).

Растущая торговля машинами и оборудованием породила такие виды услуг, как лизинг, консалтинг, инжиниринг.

 

34

На основе подхода МВФ все услуги можно разделить также на торгуемые и неторгуемые.

К торгуемым относят те услуги, которые пригодны для широкого вовлечения в международный торговый оборот. 

В настоящее время количество услуг в международной торговле превышает 600.

 

35

В свою очередь, неторгуемые услуги, как правило, производятся и потребляются исключительно в национальной экономике и преимущественно не используются в международном торговом обороте.

 

Характерным примером неторгуемых услуг являются коммунальные услуги. 

 

36

Классификация ООН выделяет более 160 видов услуг, которые сведены в 12 групп:

  • Деловые услуги.
  • Услуги связи.
  • Инжиниринговые и строительные услуги.
  • Дистрибьюторские услуги.
  • Общеобразовательные услуги.
  • Услуги по защите окружающей среды.
  • Финансовые услуги.
  • Охрана здоровья и социальные услуги.
  • Туризм и путешествия.
  • Услуги досуга, отдыха, культуры, спорта.
  • Транспортные услуги.
  • Прочие услуги.

 

37

Рынок услуг практически отсутствовал в начале ХХ в.. В настоящее время он дает не менее 20% объема мировой торговли и растет в среднем на 3% в год.

Основной доход в мировой торговле приносят два вида услуг – транспортные услуги и международный туризм. Рынки товаров и услуг тесно связаны и влияют друг на друга, стимулируют взаимный рост и рост всей мировой торговли.

 

38

Ведущими экспортерами услуг (на 2008 г.) являются США, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Испания, Китай, Италия, Индия, Голландия. Среди импортеров ведущими были – США, Германия, Великобритания, Япония, Китай, Франция, Италия, Испания, Ирландия, Республика Корея. Россия занимала 22-е место в мире по экспорту (1,3%) и 16-е место по импорту (2,2%) коммерческих услуг.    

 

39

Новыми предметами международной торговли являются объекты интеллектуальной собственности (ОИС). К ним относят:

  • Патенты (свидетельства на изобретение).
  • Промышленные образцы.
  • Знания и опыт в какой-либо области, не защищенные охранными документами и не опубликованные («ноу-хау» –»знаю как»).
  • Торговые марки и знаки.
  • Коммерческие секреты, обычно строго охраняемые, но иногда служащие объектами купли-продажи.

  В ряде случаев, их можно также отнести к сфере оказания услуг.  

 

40

41

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ 

ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ:

Внешнеторговая политика – целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.

Ее цели:

  • Изменение объемов экспорта и импорта;
  • Изменение степени участия страны в МРТ;
  • Изменение структуры внешней торговли;
  • Обеспечение страны необходимыми ресурсами и товарами.

 

42

ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА -2

 

Виды 

внешнеторговой 

политики

 

Политика 

свободной 

     торговли  

 

Протекционизм 

 

43

ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА – 3

 

ПОЛИТИКА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ:

государственная политика, когда государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю. 

Положительные стороны:

  • Способствует международной специализации страны;
  • Облегчает развитие конкуренции
  • Расширяет товарные рынки;
  • Удешевляет товары внутри страны.

 

44

 

Классический пример Free Trade – Великобритания XVIII – XIX вв.

ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА – 4

 

ПРОТЕКЦИОНИЗМ

– государственная политика, направленная на защиту отечественной экономики путем использования тарифных и нетарифных методов.

Положительные стороны:

  • Ограничение иностранной конкуренции;
  • Ограждение менее развитых отечественных отраслей от более развитых иностранных;
  • Сокращение безработицы.

Крайняя форма протекционизма – экономическая автаркия.

 

45

 

Классические примеры  протекцио-низма – Германия и  США XIX – начала ХХ вв.

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

 

Методы 

регулирования

 

Тарифные

 

Нетарифные

 

Таможенные 

пошлины

 

Тарифные 

квоты 

 

Количественные 

ограничения 

(квотирование)

 

Лицензи-

рование

 

Государст-

венные 

субсидии

 

Технические 

барьеры

 

46

ТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

 

Таможенная пошлина

– налог на импортируемые или экспортируемые товары во время пересечения ими таможенной границы.

Классификация пошлин по направлению движения товаров:

  • Экспортные пошлины;
  • Импортные пошлины;
  • Транзитные пошлины.

 

47

ТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ – 2

 

Классификация пошлин по способу установления:

  • Адвалорные – взимаются в процентах от таможенной стоимости товара
  • Специфические – взимаются с единицы измерения (тонна, кубометр и т.п.)
  • Комбинированные – комбинация 1 и 2 (например, 10% от таможенной стоимости, но не более $ 20 за тонну).

 

48

ТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ – 3

 

Классификация таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара:

  • Максимальные (типовые) – устанавливаются для всех стран;
  • Минимальные – для стран, которые получают режим наибольшего благоприятствования;
  • Преференциальные (меньше минимальных) – для отдельных групп стран (развитые по отношению к развивающимся).

 

49

ТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ – 4

 

Классификация пошлин по характеру происхождения:

  • Автономные – устанавливаются страной независимо от других субъектов мировой торговли;
  • Конвенционные (договорные) – устанавливаются страной в соответствии с международными соглашениями

 

50

 

Демпинг – продажа товаров по необоснованно заниженным ценам

НЕТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

 

Количественные ограничения (квотирование)

– ограничения экспорта/импорта определенным количеством или суммой на установленный период времени.

Виды квот:

  • Глобальные – устанавливаются на определенный период времени (год);
  • Индивидуальные – сезонные, с учетом роли экспортеров/импортеров в прошлом.

 

51

 

Эмбарго – полный запрет ввоза иностранных товаров

НЕТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ – 2

 

Особый вид регулирования в мировой торговле  – добровольные ограничения экспорта (около 300 позиций по миру). Практически, это добровольные квоты.

 

52

 

Япония добровольно ограничивает экспорт:

 

В Европейский Союз  –

  • станки (устанавливается минимальная цена)
  • автопогрузчики (минимальная цена и объем экспорта)

 

В США –

  • станки (устанавливается минимальная цена)
  • автомобили (ограничивается объем экспорта)

НЕТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ – 3

 

Лицензирование – выдача внешнеторговым фирмам разрешений на экспорт/импорт.

Виды лицензий:

  • Генеральная – постоянно действующее разрешение на экспорт/импорт
  • Индивидуальная – разовое разрешение
  • Открытая индивидуальная – разрешение без ограничения количества товара
  • Автоматическая – выдается немедленно, по упрощенной форме

 

53

НЕТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ – 4

 

Государственные субсидии – денежные выплаты экспортерам с целью поддержки отечественных производителей и дискриминации импорта.

Виды субсидий:

Прямые – в размере разницы издержек экспортера и полученного им дохода. Запрещены ВТО.

Косвенные (скрытые) – льготы экспортерам по налогам, возврат пошлин, льготное страхование и т.п.

Государственные заказы – покупка государством отечественной продукции, даже если она дороже импортной.

 

54

НЕТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ – 5

 

Непрямые ограничения (технические барьеры)

– требования соблюдения стандартов страны ввоза, ее налоговой системы, аттестация, проверка качества импорта, закрытие отдельных портов, предписание об использовании определенной доли национального сырья и т.п.

 

55

 

Нетарифные ограничения  охватывают 40% мировой торговли

56

 

 

 

МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ

ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ 

 

ГАТТ было создано в 1947 г. Это международное соглашение по проведению консультаций между странами по проблемам международной торговли, своеобразный кодекс правил мировой торговли.

 

57

ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ - 2

 

ПРИНЦИПЫ ГАТТ/ВТО:

  • Режим наибольшего благоприятствования. Два исключения: для интеграционных группировок и преференциальных пошлин.
  • Признание таможенных пошлин единственным допустимым средством регулирования торговли.
  • Решение всех проблем только путем переговоров, отказ от односторонних действий.

Информация о работе Лекции по "Мировой торговли"