Лекции по "Национальной экономике Беларуси"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 13:42, курс лекций

Описание работы

Республика Беларусь - молодое независимое государство, получившее в июле 1990 г. суверенный статус, обеспечивший белорусскому народу полные суверенные права на свою территорию в пределах национальных границ и национальную экономику.
Национальная экономика - это исторически сложившаяся система общественного воспроизводства в определенных территориальных границах, включающая все отрасли, виды деятельности, территориальные комплексы, объединенные системой общественного разделения и кооперации труда.
Национальная экономика - это отрасль науки, изучающая становление национальной экономики, ее экономический потенциал, хозяйственные комплексы страны и национальный рынок, место страны в мировой экономике.

Файлы: 1 файл

лекции по Национ. эконом Болдака А. К.3.doc

— 305.50 Кб (Скачать файл)

1. Научные основы национальной экономики

 

1.1. Понятие национальной  экономики.

1.2. Предпосылки становления,  функционирования и развития  национальной экономики.

1.3. Основные макроэкономические показатели и пропорции национальной экономики.

1.4. Типы национальных хозяйственных систем.

 

Республика Беларусь - молодое независимое государство, получившее в июле 1990 г. суверенный статус, обеспечивший белорусскому народу полные суверенные права на свою территорию в пределах национальных границ и национальную экономику.

Национальная  экономика - это исторически сложившаяся система общественного воспроизводства в определенных территориальных границах, включающая все отрасли, виды деятельности, территориальные комплексы, объединенные системой общественного разделения и кооперации труда.

Национальная экономика - это отрасль науки, изучающая становление национальной экономики, ее экономический потенциал, хозяйственные комплексы страны и национальный рынок, место страны в мировой экономике.

Объектом исследования выступает экономика страны в масштабе государства.

Характерные черты и условия функционирования национальной экономики:

1)суверенитет нации  и государства;

2)территориальная целостность;

3)единство экономического  пространства и юридической среды;

4)общность характера хозяйственных институтов, включая институт собственности;

5)наличие единого платежного  средства — национальной денежной  единицы и целостной финансовой  системы;

6)развитость внутреннего  рынка и стабильность внешнеэкономических  и геополитических отношений;

7)эффективные гарантии  независимого распоряжения и  приумножения национального богатства  в интересах повышения благосостояния  нации.

Цели  национальной экономики:

- обеспечить устойчивые  высокие темпы роста объема  производства товаров и услуг  без резких изменений, спадов и кризисов;

- обеспечить экономическую  и социальную эффективность производства  в условиях ограниченности ресурсов;

- обеспечить стабильность  цен в рыночной экономике, не  «замораживая» их на длительный  период, а планово регулируя;

- создать высокий уровень занятости;

- справедливое распределение  доходов;

- защита окружающей  среды;

- поддержание активного внешнеторгового баланса.

Закономерности  функционирования и развития социально-экономической системы Беларуси отражает белорусская экономическая модель – социально-ориентированная рыночная экономика.

 

2.Для становления и развития  белорусской модели экономики необходим ряд предпосылок:

  1. Общесистемные предпосылки - включают определение правовых, идеологических, политических условий, характеризующих фундаментальные устои общества и тип создаваемого государства.

Общесистемные предпосылки подразделяются также  на внешне- и внутриполитические предпосылки.

  1. Системные предпосылки определяют единство экономического и институционально-правового пространства, механизмы и нормы взаимодействия всех секторов экономики. Система таких институтов, норм, механизмов определяется Конституцией Республики Беларусь, Гражданским, Банковским, Налоговым, Таможенным и другими кодексами, законами страны.
  2. Внутрисистемные предпосылки - направлены на обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики на основе ее перевода на инновационный, высокотехнологический, наукоемкий тип развития, оптимизация ее структурных характеристик.

Все описанные выше группы предпосылок, условий, императивов комплексно и последовательно включаются в программы и прогнозы социально-экономического развития Беларуси, где указываются задачи, сроки, средства и механизмы их формирования и реализации.

 

3.Состояние развития экономики и эффективности взаимодействия субъектов хозяйствования отражается через систему специальных показателей:

1) Валовой внутренний продукт - стоимость, исчисленная в рыночных ценах конечных товаров и услуг, созданных в течение года внутри страны как отечественными, так и иностранными производителями.

2) Валовой национальный продукт - отражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных национальными товаропроизводителями не только внутри страны, но и за ее пределами за год.

3) Валовой региональный продукт - стоимость, исчисленная в рыночных ценах конечных товаров и услуг, созданных в течение года внутри отдельного региона (области) страны как отечественными, так и иностранными производителями.

 

4) Чистый национальный продукт - это ВНП за вычетом той части созданного продукта, которая необходима для замещения средств производства, изношенных в процессе выпуска продукции (амортизационные отчисления).

4) Национальный доход (НД) - определяется как сумма доходов всех владельцев факторов производства.

Важной чертой национальной экономики являются ее макроэкономические пропорции.

Макроэкономические  пропорции – количественные соотношения между различными подразделениями и сферами общественного производства, отраслями, территориально-производственными частями национальной экономики.

Виды макроэкономических пропорций:

• общеэкономические;

• межотраслевые;

  • внутриотраслевые;
  • территориальные;
  • межгосударственные;
  • стоимостные;

• ресурсные. 

Сбалансированность  национальной экономики – соответствие между взаимосвязанными отраслями, между объемами производимых благ и потребностями в них.

 

4.Типологизация национальных экономических систем может быть различной:

- по уровню социально-экономического и технологического развития выделяют: высокоразвитые, развивающиеся и слаборазвитые национальные экономики;

- по структуре хозяйства: аграрные, индустриальные, постиндустриальные общества;

- по размерам территории страны: малые страны, средние страны, крупные и крупнейшие страны;

- по региональному признаку:страны азиатско-тихоокеанского региона, европейские страны, африканские и т. д.;

- по национальному признаку: экономика Австрии, Беларуси, Болгарии, Венгрии, Японии и т. д.;

- по степени  включенности в мировую экономику: закрытого и открытого типов;

- по степени зрелости различают:  формирующиеся, зрелые или развитые;

  - по типу и границам государственного вмешательства в экономику: свободную или либеральную, административно-командную, смешанную;

  - по механизму координации: традиционную, рыночную и командную (плановую).

Под социально-экономической моделью понимают комплекс хозяйственных институтов, определяющих принципы, направления деятельности, дееспособность экономической и социальной систем в конкретных природных условиях страны и региона.

Из современных  рыночных моделей выделяют следующие: американская, японская, различные европейские модели.

  1. Американская модель.
  2. Японскую модель.
  3. Китайская модель смешанной экономики.
  4. Шведская (модель «государства благосостояния») .

Белорусская модель социально ориентированной рыночной экономики согласно НСУР — это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников — в высокопроизводительном труде, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов.

Характерные черты белорусской модели развития экономики являются:

  • сильная и эффективная государственная власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;
  • равенство различных форм собственности, в основе которого лежит главный критерий развития экономики — эффективность ведения хозяйства;
  • многовекторность внешнеэкономической политики как важнейший принцип адекватного развития страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей;
  • активизация интеграционных процессов со странами СНГ и Россией, Евросоюза;
  • эффективная социальная политика государства, инвестиции в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности, а также адресная социальная помощь.

 

2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ БЕЛАРУСИ

2.1.Понятие и состав совокупного экономического потенциала страны.

2.2 Природно-ресурсный потенциал.

2.3. Демографический и трудовой потенциалы.

2.4. Научный, научно-технический и инновационный потенциалы.

2.5. Производственный потенциал.

2.6. Инвестиционный потенциал.

2.7. Внешнеэкономический потенциал.

Под совокупным экономическим потенциалом понимается максимально возможная способность национальной экономики производить товары и услуги в соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков.

Состав совокупного экономического потенциала Беларуси:

• природно-ресурсный потенциал;

• демографический и  трудовой потенциалы;

•научный, научно-технический и инновационный потенциалы;

• производственный потенциал;

• инвестиционный потенциал  национальной экономики;

• внешнеэкономический  потенциал;

• экологический потенциал.

Экономический потенциал  зависит не только от абсолютных объемов ресурсов и производственных возможностей, но и от степени их использования.

 

2.Под природно-ресурсным потенциалом понимают совокупность природных ресурсов данной территории, природных условий, явлений и процессов, которые используются или могут быть реально вовлечены в хозяйственную деятельность при данных технических и социально-экономических возможностях общества с условием сохранения среды обитания человека.

Размер природно-ресурсного потенциала — это сумма потенциалов отдельных видов природных ресурсов.

Земельные ресурсы - это часть земельного фонда страны, которая пригодна для хозяйственного использования. Они создают основу для сельскохозяйственного производства, ведения лесного хозяйства, а также для городской застройки, расселения сельского населения, размещения промышленных предприятий, транспортных коммуникаций и всех других видов наземной деятельности человека.

Земельный фонд Республики Беларусь — это площадь страны, составляющая 20759,6 тыс. га.

Управление земельными ресурсами в Республике Беларусь определяется проводимой государственной земельной политикой, целью которой является повышение эффективности использования и охраны земельных ресурсов.

Водные  ресурсы - включают все пригодные для хозяйственного использования запасы поверхностных и подземных вод. Ресурсы поверхностных вод определяются в основном суммарным стоком в средний по водности год и оцениваются по Беларуси в 57,9 км3. Естественные ресурсы пресных подземных вод оцениваются в 15,8 км3 в год (43,5 млн м3 в сутки.

Разработка и реализация водохозяйственных и водоохранных мероприятий координируется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Большая роль отводится Министерству здравоохранения Республики Беларусь и Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.

Лесные  ресурсы. Лесной фонд Беларуси как совокупность всех лесов страны натурального и искусственного происхождения включает покрытые лесом земли, а также другие земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства. Общая площадь лесного фонда составила 9,2 млн га. Общий прирост лесов - примерно 25 млн м3 в год. Средний возраст белорусских лесов - 45 лет. Основные функции лесопользования и лесовоспроизводства в Республике Беларусь выполняет лесное хозяйство. Лесопользование в Беларуси осуществляется по принципу непрерывности и неистощительности лесов.

В соответствии с Лесным кодексом Республики Беларусь государственный  контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой государственного лесного фонда и воспроизводством лесов осуществляется Министерством лесного хозяйства, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и их территориальными органами, а также иными государственными органами в соответствии с нормативно-правовыми актами Республики Беларуси.

Информация о работе Лекции по "Национальной экономике Беларуси"