Лекции по "Национальной экономике Беларуси"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 13:42, курс лекций

Описание работы

Республика Беларусь - молодое независимое государство, получившее в июле 1990 г. суверенный статус, обеспечивший белорусскому народу полные суверенные права на свою территорию в пределах национальных границ и национальную экономику.
Национальная экономика - это исторически сложившаяся система общественного воспроизводства в определенных территориальных границах, включающая все отрасли, виды деятельности, территориальные комплексы, объединенные системой общественного разделения и кооперации труда.
Национальная экономика - это отрасль науки, изучающая становление национальной экономики, ее экономический потенциал, хозяйственные комплексы страны и национальный рынок, место страны в мировой экономике.

Файлы: 1 файл

лекции по Национ. эконом Болдака А. К.3.doc

— 305.50 Кб (Скачать файл)

Промышленность  строительных материалов.

Промышленность строительных материалов и конструкций является важнейшей структурной частью строительного  комплекса, от эффективности работы которой зависит успешная деятельность строительного комплекса в целом.

В Республике Беларусь почти 1500 предприятий и производств различной формы собственности представляют промышленность строительных материалов. В настоящее время промышленность строительных материалов Беларуси объединяет 16 подотраслей и специализируется на выпуске цемента, извести, стеновых, облицовочных и отделочных материалов, сборных железобетонных и бетонных конструкций, кровельных материалов. Всего производится более 130 видов строительных материалов и изделий.

Крупнейшие предприятие отрасли - РУП «Белорусский цементный завод» (г. Костюковичи), «Кричевцементно-шифер» ОАО «Керамика», комбинат силикатных изделий в Могилеве, комбинаты стройматериалов в Бресте и Гродно Радошковичский керамический завод, Витебской области (керамический завод в г. п. Оболь), ОАО «Силикат» (ОАО «Забудова», ОАО «Кровля», ОАО «Гидростеклоизол», ОАО «Керамин», ГП «Березастрой-материалы», ОАО «Гомельстекло», РУП «Стеклозавод «Неман», ОАО «Доломит».

Постановлением Совета Министров РБ от 28.10.2010 №1589 утверждена Концепция развития строительного комплекса РБ на 2011-2020 годы. Основная цель развития строительного комплекса – создание современных энергоэффективных и ресурсоэкономичных, экологически безопасных зданий и сооружений, новых конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках строительных материалов, не уступающего по своему качеству европейским. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

1) внедрение инновационных технологий, обеспечивающих производство строительной продукции ресурсосберегающего типа;

2) развитие строительства доступного, комфортного и энергоэффективного жилья;

3) поддержка индивидуального строительства, развитие строительства в сельской местности и малых городах, развитие городов-спутников;

4) создание необходимых объектов социальной инфраструктуры.

5.Транспорт — одна из отраслей, которая формирует инфраструктуру экономики и обеспечивает взаимосвязь всех ее элементов.

Транспортный  комплекс – совокупность различных видов транспорта, находящихся во взаимодействии и взаимозависимости, дополняющих друг друга, развивающихся в тесной взаимосвязи, обеспечивая эффективное использование каждого вида.

Управление отраслью осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций.

Транспорт общего пользования подразделяется на виды: железнодорожный, автомобильный, водный (морской, речной), воздушный, трубопроводный.

Для оценки работы транспорта используется ряд показателей:

  1. объем перевозок (отправлений) грузов;
  2. объем грузооборота;
  3. объем пассажирооборота.

Связь — отрасль экономики страны, обеспечивающая передачу и распространение различных информационных потоков.

Связь в Республике Беларусь подразделяется на почтовую и электрическую (телефонная и телеграфная связь, телевидение и радиовещание, радиосвязь, передача данных). Управление отраслью осуществляют Министерство связи и информатизации и Министерство информации (телевидение и радиовещание).

Приоритетными направлениями дальнейшего развития отрасли являются: создание условий для внедрения новейших технологий, модернизация средств и систем связи, расширение номенклатуры и повышение качества услуг, снижение эксплуатационных расходов.

6.Комплекс социально-культурных отраслей – совокупность видов деятельности, задачами которых является оказание населению социально-значимых услуг образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обслуживания и др.

Образование - отрасль, которая рассматривается как система организаций и учреждений, осуществляющих образовательную деятельность.

Государственная политика Республики Беларусь в сфере образования основывается на принципах: приоритетности образования, обязательности общего базового образования; осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию; доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования и др.

Образование делится на основное и дополнительное. Основное образование включает: дошкольное образование, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское образование.

Основным источником финансирования учреждения образования является государственный бюджет.

К сфере культуры и искусства принято относить совокупность организаций, учреждений и предприятий, а также государственных и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров и услуг культурного, социально-информационного и декоративного назначения.

Здравоохранение представляет собой систему государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний. Управление отраслью осуществляют Министерство здравоохранения Республики Беларусь.Отрасль здравоохранение имеет следующие структурные подразделения: лечебно-профилактическая помощь; охрана здоровья матери и ребенка; санитарно-курортное лечение; санитарно-эпидемиологическая служба; лекарственное обеспечение; медицинская экспертиза; медицинская наука и образование.

Физическая  культура и спорт – самостоятельная отрасль национальной экономики со сложившейся структурой управления, материально-техническим и кадровым потенциалом, сетью специализированных физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений, организаций и учебных заведений.

Государственная программа  развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь предусматривает  создание необходимых материально-технических условий, правовых, социальных и экономических предпосылок, позволяющих повысить эффективность физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, обеспечивающих социально гарантированные минимальные потребности населения в физкультурно-оздоровительных услугах. Для ее реализации требуется:

  • создание условий для вовлечения каждого человека в регулярные занятия различными формами физической активности;
  • развитие детско-юношеского спорта, расширение сети спортивных школ;
  • создание физкультурно-оздоровительных клубов по месту жительства;
  • дальнейшее  развитие материально-технической базы физической культуры и спорта, расширение ассортимента и улучшение качеств товаров физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения;
  • создание системы мониторинга, оценки и прогнозирования состояния здоровья и физической подготовленности населения, а также физического развития детей, подростков, молодежи.

Социальное  обслуживание - деятельность государства, юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки, предоставлению медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг, материальной помощи, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Оно основывается на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости, социального равенства, доступности, добровольности, конфиденциальности, общей профилактической направленности.

7.Торговля — совокупность предприятий и организаций, реализующих потребительские товары путем купли-продажи.

Управление отраслью осуществляет Министерство торговли Республики Беларусь. Деятельность торговли и  общественного питания регулируется Законом Республики Беларусь «О торговле».

Показатели, характеризующие  торговлю в РБ:

1. Объема розничного товарооборота.

2. Число объектов розничной сети.

3. Розничный товарооборот по формам собственности.

Общественное питание - вид торговли, включающий производство, переработку, реализацию, организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению.

 Управление отраслью  осуществляет Министерство торговли Республики Беларусь.

Показатели, характеризующие  общественное питание в РБ:

1. Удельный вес продукции собственного производства в розничном товарообороте.

2. Число объектов общественного питания.

3. Товарооборот общественного питания (в сопоставимых ценах) в расчете на 1 жителя республики.

4. Развитие общедоступных объектов общественного питания.

. Бытовое обслуживание населения объединяет предприятия и организации, выполняющие индивидуальные заказы населения на изготовление изделий личного потребления, ремонт предметов культурно-бытового и хозяйственного обихода и оказывающие другие бытовые услуги.

Систему управления бытовым обслуживанием населения образуют Белорусское государственное объединение организаций бытового обслуживания населения («Белбыт») и управления бытового обслуживания облисполкомов и Минского горисполкома. Бытовые услуги населению оказывают также предприятия коммунального хозяйства, автотранспорта, местной промышленности и индивидуального (по патентам) бизнеса.

В бытовом обслуживании выделяют девять основных отраслевых групп услуг: химическая чистка и крашение, услуги прачечных; ремонт и строительство жилья; ремонт, окраска и пошив обуви; ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи; ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий; услуги парикмахерских, бань и душевых, услуги организаций по прокату, ритуальные и обрядовые услуги; услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий, прочие услуги производственного характера; ремонт и техническое обслуживание бытовой теле-и радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий; техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования; изготовление и ремонт мебели.

Жилищно-коммунальное хозяйство – отрасль, обеспечивающая воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей. Включает следующие подотрасли: жилищное хозяйство (жилищную сферу); гостиничное хозяйство; коммунальное хозяйство, осуществляющее ресурсное обеспечение жилого фонда и других зданий и помещений (водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение), уборку и благоустройство территорий населенных пунктов (содержание дорожно-мостового хозяйства, озеленение, вывоз, и утилизацию мусора, канализацию).

Управление отраслью осуществляет Министерство жилищно-коммунального  хозяйства Республики Беларусь.

Показатели, характеризующие работу ЖКХ в РБ:

1. Численность занятых в ЖКХ.

2. Отпущено воды всем потребителям за год.

3. Количество источников теплоснабжения.

4. Суммарная мощность источников теплоснабжения.

В жилищно-коммунальном хозяйстве актуальной является проблема сбора и утилизации бытовых отходов с целью предотвращения загрязнения природной среды и организации на их основе эффективных безотходных производств.

В июле 2003 года в стране принята Концепция развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на период до 2015 года.

 

5. ФОРМИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

5.1.Проблемы перехода от плановой крыночной экономике и создание перспективной модели национальной экономики..

5.2.Формирование и развитие  институтов рынка в Республике  Беларусь.

 

Переходная  экономика характеризует промежуточное состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется.

В трансформации  экономики Беларуси можно выделить следующие этапы:

1991-1995 гг. - период глубокого  затяжного кризиса;

1996—2000 гг. — этап выхода экономики из кризиса и развития рыночных реформ;

2001 и н.в. — переход  на путь устойчивого развития.

Исходное состояние  экономики Республики Беларусь к началу переходного периода характеризовалось следующими чертами:

  1. сильная и достаточно длительная по времени интеграция хозяйственного комплекса республики в единый народнохозяйственный комплекс СССР;
  2. чрезвычайно тесная взаимосвязь Беларуси и России как по ввозу, так и по вывозу продукции;
  3. неконкурентоспособность отечественной продукции на мировых рынках из-за ее низкого качества;
  4. односторонняя привязка к России по топливно-энергетическим и некоторым сырьевым ресурсам; отсутствие собственной достаточной минерально-сырьевой базы;
  5. доминирование государственной формы собственности;
  6. несоответствие структуры производства потребностям общества;
  7. чрезвычайная монополизация экономики и слабое развитие конкуренции;
  8. глубочайший социально-экономический кризис.

Переход от централизованно  регулируемой экономики к рыночной сопровождается существенными преобразованиями. Характер переходных процессов определяет два типа переходной экономики. Первый тип «шоковой терапии» основан на радикальной перестройке экономики, другой – базируется на процессах, развивающихся эволюционным путем. Именно эволюционный путь трансформации был избран для Беларуси.

Информация о работе Лекции по "Национальной экономике Беларуси"