Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 13:39, курсовая работа
Предметом данной курсовой работы является лицензирование. Мне кажется, что в настоящее время данная тема очень актуальна. Как известно, основные экономические институты в нашей стране все еще находятся на стадии становления, поэтому важно именно сейчас разобраться в тонкостях функционирования отдельных их составляющих.
Формы вмешательства государства в экономику разнообразны. Это и выход государства (в лице его органов или находящихся под госконтролем предприятий) на рынки товаров, услуг, капитала; и ценовое регулирование на отдельных рынках; и неценовое регулирование - прямое вмешательство с разнообразными целями в деятельность предприятий, находящихся в частной собственности.
Введение
Предметом данной курсовой работы является лицензирование. Мне кажется, что в настоящее время данная тема очень актуальна. Как известно, основные экономические институты в нашей стране все еще находятся на стадии становления, поэтому важно именно сейчас разобраться в тонкостях функционирования отдельных их составляющих.
Формы вмешательства
государства в экономику
Едва ли найдется аспект международного бизнеса, вызвавший в последние годы столько же споров, как лицензирование. Если учесть, что все роялти выплачиваются организациям промышленно развитых стран, не удивительно, что группы слаборазвитых стран не довольны объемами таких выплат и методами их взимания.
Передавая другой фирме лицензию, владелец без сомнения, в определенной мере утрачивает контроль над своим активом. Существует ряд проблем, связанных с утратой контроля, .которые следует разрешать при составлении лицензионного соглашения. Так, необходимо предусмотреть условия его прерывания, если стороны не выполняют установленных требований.
Лицензирование
отличается от иных методов регулирования
предпринимательской
Глава 1. Формирование института лицензирования.
§ 1.1. Понятие и сущность лицензирования.
Понятие
лицензирования как универсальное
распространяется на
многие виды хозяйственной
деятельности, введено в нашей стране
в
обиход с начала 90-х гг. ХХв., хотя лицензирование
как метод
государственной политики в области экономики
имеет более чем
трехсотлетнюю историю. Практика лицензирования
возникла в обществе
с развитой промышленностью и торговой
деятельностью, где были
легализованы самые
разнообразные формы предпринимательской деятельности, функционировал
относительно свободный, но строго контролируемый
государством рынок, сформировалась активная
творческая личность, способная
создать экономические ценности.
Можно полагать, что понятие «лицензия », обозначавшее документ разрешительного характера, выдаваемый государственным органом заинтересованному лицу, появилось во Франции в XVIIb. В эпоху Людвига XIV и было продуктом политики кольбертизма (названной по имени министра финансов Ж-Б.Кольбера), одного из вариантов меркантилизма, важнейшей ролью которого было получение доходов, в
первую очередь путем достижения активного торгового баланса, поощрения развития французской промышленности. Торговля во Франции находилась под пристальным надзором Правительства, каждый купец, вывозивший товары из страны, и ввозивший их во Францию, обязан был получить от Правительства лицензию, т.е. разрешение на торговлю.1
Таким
образом, вмешиваясь в частноправовую
деятельность с целью
обеспечить экономическую
безопасность общества и государства,
правительство использовало различные
методы воздействия на купцов, в
том числе метод лицензирования.
Лицензии выдавались купцам, торговым
компаниям
и объединениям. Постепенно лицензионная
система
распространилась
на другие европейские страны, причем
сна
действовала методом приливов
и отливов…2
На сегоднешний день Международный обмен лицензиями приобрел чрезвычайно широкое и быстрое распространение. Международная торговля научно — техническими знаниями - это применение различных форм и методов, объединенных понятием «операции по торговле научно- техническими знаниями». Операции по торговле научно-техническими знаниями связаны с обменом результатами производственных научных исследований и разработок, имеющих не только научную, но и коммерческую ценность. В качестве товара здесь выступают продукты интеллектуального труда, облеченные в форму патентов, товарных знаков, промышленных образцов, ноу-хау. Научно-технические знания поступают в оборот на основе либо отношений купли-продажи, либо отношений, возникающих в связи с получением временного права пользования результатами научных исследований и разработок на основе международных лицензионных соглашений о предоставлении технических услуг типа инжиниринга.
Международные
операции по торговле лицензиями - это
реализация
изобретений, передовой
производственной технологии, технических
знаний и опыта. В основе этих операций
- охрана изобретений при
помощи патентного
законодательства, которое
предоставляет
патентовладельцу монопольное (исключительное) право на использование изобретения, т.е. в течение срока действия патента только он имеет нраво на изготовление, применение и продажу товаров, воплощающих данное изобретение, или использование определенных методов и способов производства этой продукции.
Лицензией называется разрешение, выдаваемое патентовладельцем (лицензиаром другому лицу или фирме (лицензиату) на промышленное или коммерческое использование изобретения, пользующегося патентной защитой, в течении обусловленного срока, за определенное вознаграждение. Предоставление за 1раницу лицензий на использование изобретений, технических знаний и опыта, также товарных знаков принято называть международным лицензированием.
Продажа за границу лицензий - это специфическая коммерческая операция, в качестве объекта которой выступает «невидимый товар», а именно право на использование запатентованного изобретения, технических знаний опыта, товарного знака. Продажа лицензий экономически равносильна аренде изобретения как товара, поскольку владелец научно- технических знаний передает права на использование ими на определенный срок, сохраняя за собой право собственности на них.3
В российском законодательстве лицензия определяется как «специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю»4.
Лицензирование
отличается от иных методов регулирования
предпринимательской
· разрешительный (требуется предварительное получение разрешения), а не заявительный порядок ведения лицензируемой деятельности;
· обязанность выполнения требований и условий, определяющих накладываемые на бизнес ограничения (как правило, неценовые, но иногда, косвенно, также и ценовые). Основное содержание лицензионных требований и условий составляют требования технического регулирования, а также финансовые требования;
· роль государства и как источника регулирования (то есть «автора» законов и подзаконных актов), и как инструмента регулирования (то есть лицензирующего и надзорного органа);
· полномочия контроля и принуждения (в том числе, внесудебного), которыми наделяются уполномоченные государственные органы, включающие:
право проведения проверок;
право истребования объяснений и документов;
право выносить обязательные к выполнению предписания;
право приостанавливать действие лицензии (во внесудебном порядке);
право аннулировать лицензию (в судебном или внесудебном порядке).5
Отличие международных лицензионных операций от операций купли-продажи товаров заключается в следующем:
1. объекты
лицензионных операций
Согласно некоторым американским оценкам, лишь 15-30% «потенциально полезной технологии », созданной в ходе исследований и разработок находит практическое применение. Остальные 70-85% не используются не только потому, что потенциальные потребители не знают о ее существовании;2
1. В
отличие от сделок купли-
лицензиара
в предоставлении
лицензии вызывается
не чисто
коммерческими соображениями, а стремлением к завоеванию прочных позиций на мировом рынке на основе установления долговременных связей с партнером. В этом случае возмещение своих затрат на НИОКР, т.е. получение эквивалента их стоимости может отодвигаться на второй план.
Налоговое управление США выделяет пять категорий нематериальных активов (которые в настоящее время считаются общепринятыми):
Передача активов может создавать следующие проблемы контроля: неадекватное использование лицензий, низкое качество продукции, возникновение дополнительного конкурента.6
§ 1.2. Лицензионные требования и условия.
Лицензионные требования при осуществлении лицензируемого вида деятельности содержат в явной или отсылочной форме неценовые требования, среди которых можно выделить пять крупных категорий:
1) технические требования (как правило, устанавливаемые в виде: «соблюдение требований нормативных правовых актов Российской Федерации, государственных и отраслевых стандартов и иных нормативных технических документов, регламентирующих деятельность…»), дополняемые добавочными требованиями к предприятию пройти обязательную сертификацию или иные процедуры подтверждения соответствия продукции, процессов производства и эксплуатации, работ или услуг установленным положениям стандартов (в терминологии действующего законодательства) или технических регламентов (в терминологии рассматриваемого сейчас законопроекта «О техническом регулировании»);
2) административные требования, налагающие ограничения на организационно—правовую форму предприятия, структуру его управления, организационную структуру, требования по сохранению внутренней документации предприятия в течение установленного времени и т. п.;
3) финансовые требования, к которым относятся требования к величине уставного капитала, собственным средствам, коэффициентам ликвидности и прочим показателям, характеризующим финансовое положение предприятия;
4) квалификационные требования к персоналу (общему и профессиональному образованию сотрудников), обязательные экзамены и сертификаты сотрудников, требования к численности удовлетворяющего этим условиям персонала;
5) требования по декларированию и раскрытию информации, включающие регулярную отчетность перед регулирующими органами, публичное раскрытие информации (публикацию отчетов и объявлений о существенных событиях, обязательное предоставление информации на этикетках товара, в ценниках и в помещении предприятия). Требования по раскрытию информации иногда включают обязательное ее подтверждение третьим лицом (аудит). «Лицензированием» сегодня также называется порядок прямого или косвенного установления количественных, временных и территориальных ограничений (и сопутствующих им обязательств) в отношении выделяемых по лицензии ограниченных ресурсов, не могущих находиться в частной собственности (полезные ископаемые, частотные диапазоны, орбиты, воздушные коридоры, право загрязнения воздуха и воды, номерная емкость, адресное пространство в глобальных сетях, уникальные наименования). Эта роль института лицензирования существенно отличается от функций, перечисленных выше. Она сопоставима скорее с прямым выходом государства на рынок, чем с неценовым регулированием.7
«К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием».
Информация о работе Лицензирование на современном этапе развития экономики