Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 13:39, курсовая работа
Предметом данной курсовой работы является лицензирование. Мне кажется, что в настоящее время данная тема очень актуальна. Как известно, основные экономические институты в нашей стране все еще находятся на стадии становления, поэтому важно именно сейчас разобраться в тонкостях функционирования отдельных их составляющих.
Формы вмешательства государства в экономику разнообразны. Это и выход государства (в лице его органов или находящихся под госконтролем предприятий) на рынки товаров, услуг, капитала; и ценовое регулирование на отдельных рынках; и неценовое регулирование - прямое вмешательство с разнообразными целями в деятельность предприятий, находящихся в частной собственности.
Данное определение, приведенное в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», не является в российском праве исчерпывающим, так как из процитированного закона исключено множество видов деятельности. Однако и из этого определения можно выделить следующие условия, необходимые, по мнению законодателей, для введения лицензирования:
· наличие определения конкретного вида деятельности;
· возможность нанесения в результате осуществления данного вида деятельности ущерба, относящегося к одной из указанных категорий;
· наличие доказательств того, что лицензирование позволяет регулировать данный вид деятельности;
· наличие доказательств того, что для данного вида деятельности нет иных методов регулирования.
Соответственно, при подведении какого—либо вида деятельности под институт лицензирования мы вправе ожидать, по крайней мере, в первом приближении убедительной аргументации от сторонников лицензирования по всем четырем перечисленным пунктам.8
В практике развитых зарубежных стран используется следующее объяснение необходимости лицензирования (цитируется в соответствии с Business licenses and regulation reform, Australian Bureau of Industry Economics, June 1996):
Лицензирование используется в тех случаях, когда иными способами невозможно достичь следующих целей:
1) преодоление
отрицательных экстерналии (
2) преодоление вреда, причиняемого изъянами информированности, к которым относят асимметрию информации, когда одна из сторон отношений не обладает существенной для оценки ситуации информации, имеющейся у другой стороны; недостаток информации, когда все стороны не обладают достаточной информацией для оценки ситуации, и искажения информации, когда одна или несколько сторон имеют не соответствующую действительности информацию;
3) намеренное
ограничение конкуренции,
Надо подчеркнуть, что и эта идеология предполагает необходимость доказывать для конкретных видов деятельности возможность достижения поставленных целей при использовании лицензирования и, соответственно, невозможность достижения их иными, менее жесткими методами регулирования.
Глава 2. Лицензирование на современном этапе развития экономики.
§2.1. Лицензирование в сфере МТ товарами.
Лицензирование в сфере внешней торговли товарами - это административная процедура регулирования внешнеторговых операций, осуществляемая путем выдачи документа, разрешающего экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:
- введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;
- реализация разрешительного
порядка экспорта и (или)
- предоставление
исключительного права на
- выполнение
страной международных
Международный правовой стандарт лицензирования при экспорте и импорте товаров установлен Соглашением по процедурам импортного лицензирования, принятым 15 апреля 1994г. в результате Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО.
Соглашение определяет импортное лицензирование как процедуру предоставления соответствующему административному органу заявления или другой Документации в качестве предварительного условия для ввоза на таможенную территорию импортирующего государства.
В Соглашении подчеркивается, что правила, регулирующие процедуры импортного лицензирования, должны выполняться справедливо и беспристрастно и не проводить к нарушениям торговли. Вся необходимая информация в отношении процедур представления заявлений, включая условия их подачи для лиц, фирм и организаций, а также перечни товарок, попадающие под требования лицензирования, должны быть, опубликованы таким образом, чтобы участники торговли могли ознакомиться с ними.9
Лицензирование устанавливается при экспорте или импорте отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь и здоровье граждан, имущество юридических или физических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь и здоровье растения и животных, речь идет, прежде всего о товарах, в отношении которых установлен экспортный контроль.
Как
правило, для каждого такого блока
товаров постановлением
Правительства устанавливается порядок лицензирования,
а президентскими указами – списки
товаров, импорт или экспорт которых
осуществляется
в соответствии с лицензиями. Списки разрабатываются
техническими экспертами соответствующих
государственных институтов, согласовываются
между заинтересованными министерствами и ведомствами.
Например,
внешнеэкономические операции с материалом,
оборудованием, технологиями, которые
могут быть использованы при
создании ракетного оружия, предусматривающие
передачу иностранным
лицам, осуществляются
на основании лицензии, выдаваемые Минэкономразвития.
Решение
о выдаче или отказе в выдаче разовой лицензии
или разрешении принимается на основании
результатов государственной Экспертизы внешнеэкономической
сделки, которая проводится
Минэкономразвития совместно с Министерством
обороны, Министерством иностранных
дел, Федеральным космическим агентством
и при необходимости - с другими заинтересованными
федеральными органами исполнительной
власти, в течении как правило, не более
45 дней с даты получения необходимых
документов.
Генеральные
лицензии выдаются на основании решений Правительств
Генеральные
лицензии на вывоз из РФ контролируемых
оборудования и
материалов выдаются юридическим лицам,
создавшим
внутрифирменную программу экспортного
контроля и получившим в
установленном порядке свидетельство
о государственной аккредитации.10
В ряде
случаев РФ устанавливает исключительные
право на экспорт
или импорт отдельных
видов товаров. Так, например, ввоз и вывоз
с
территории РФ наркотических средств
и психотропных веществ и их
прекурсоров осуществляется
государственными унитарными предприятиями при наличии
лицензии на указанный вид деятельности, выдаваемый Минэкономразвития
по согласованию с Федеральной службой
по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ.
Рабочая группа предлагает разделить существующие ныне права по лицензированию на три группы:
1. Права лицензирования, вытекающие из реализации прав собственности. Таковы права по выдаче лицензий на использование объектов интеллектуальной собственности, права по выдаче лицензий на разработку принадлежащих государству недр и т.д. Эти лицензии только по названию схожи с лицензиями по смыслу Закона "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и регулироваться в порядке его статьи 21 не могут.
По мнению рабочей, группы, только последнюю группу прав на выдачу лицензий необходимо сохранить в ведении центральных государственных органов. При этом необходимо: во-первых, четко определить перечень соответствующих объектов и видов деятельности; во-вторых, предотвратить необоснованное разбухание такого перечня в дальнейшем; в-третьих, установить порядок, при котором проведение соответствующей деятельности будет находится под постоянным наблюдением контролирующего органа.
По логике предложений рабочей группы, условием введения лицензионного режима в какой-то сфере деятельности должна стать реальная вероятность возникновения чрезвычайной ситуации в результате этой деятельности. Соответственно, Госкомитет по чрезвычайным ситуациям должен координировать лицензионную политику по смыслу статьи 21 Закона "О предприятиях и предпринимательской деятельности".11
Лицензии участникам внешнеторговой деятельности выдаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации через свои территориальные органы, см. п.3 Положения о лицензировании в сфере внешней торговли товарами, утвержденого постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 года N 364.
Существуют следующие виды лицензий:
- разовая лицензия - документ, выдаваемый заявителю на основании договора (контракта), оформившего внешнеторговую сделку, предметом которой является экспорт или импорт отдельного вида товара в определенном количестве. Срок действия разовой лицензии не может превышать 1 год со дня ее выдачи. В случае если в отношении товара введены временные количественные ограничения, срок действия такой лицензии заканчивается 1 января следующего года;
- генеральная лицензия - выдаваемый заявителю на основании решения Правительства Российской Федерации документ, разрешающий экспорт и (или) импорт отдельного вида товара в определенном количестве. Срок действия генеральной лицензии не может превышать 1 год со дня ее выдачи. В случае если в отношении товара введены временные количественные ограничения, срок действия такой лицензии заканчивается 1 января следующего года;
- исключительная лицензия - документ, предоставляющий заявителю исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара, определенное соответствующим федеральным законом. ( см. пункт 3 Положения о лицензировании в сфере внешней торговли товарами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 года N 364).
В соответствии с подпунктом 71 пункта 1
статьи 333_33 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации за действия, связанные с лицензированием
взимается государственная пошлина в
размере:
- за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии - 300 рублей;
- за предоставление лицензии - 1000 рублей;
- за переоформление документа, подтверждающего
наличие лицензии, - 100 рублей. 12
§2.2. Предоставление лицензий крупными международными компаниями.
Лицензионные соглашения.
В данной главе
будут приведены примеры
Спецификой международных договоров, регулирующих создание и передачу прав на программное обеспечение и базы данных является то, что с одной стороны, они представляют собой типичные договоры на передачу интеллектуальной собственности, а с другой стороны, они часто содержат обязательства по выполнению работ и оказанию услуг (например, по разработке и сопровождению программного обеспечения, на оказание консультационных услуг и т.п.), т.е. являются смешанными договорами. Часто встречающейся на практике разновидностью "смешанного" договора на программное обеспечение является так называемый дистрибьюторский договор на программное обеспечение.13
Дистрибьюторский
контракт на программное обеспечение
является смешанным лицензионным договором.
Помимо собственно лицензии на использование
определенным образом лицензируемого ПО или баз данных, он
также содержит правила, регулирующие
сбыт конечных программных продуктов
конечным пользователям либо субдистрибьюторам.
При этом в качестве конечных продуктов
может выступать либо лицензируемое ПО
(например, под товарным знаком лицензиата),
либо лицензируемые программы включаются
в уже имеющиеся программы лицензиата.
Роялти обычно зависит от объемов сбыта
- в этом принципиальное сходство таких
договоров с классическими
дистрибьюторскими контрактами..
Информация о работе Лицензирование на современном этапе развития экономики