Лидерство в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:21, контрольная работа

Описание работы

Управление, в широком понимании этого термина, — непрерывный процесс воздействия на объект управления для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов. Каждый специалист в области управления обязан владеть теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели своей деятельности, определять стратегию и тактику, необходимые для их достижения, принимать управленческие решения и нести персональную ответственность за них.

Содержание работы

1 .Введение………………………………………………………………………………………………. 2 стр.
2 .Понятие лидерство, лидерство как процесс и как свойство………………. 3 стр.
3 .Характеристика теорий и их эффективность………………………………………… 8 стр.
3.1. Теория власти и влияния…………………………………………………………… 8 стр.
3.2. Теория черт………………………………………………………………………………. 10 стр.
3.3. Поведенческая теория…….……………………………………………………….. 11 стр.
3.4. Ситуационная теория……………………………………………………………….. 12 стр.
4. Заключение………………………………………………………………………………………….. 17 стр.
5. Список используемой литературы……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Лидерство.docx

— 44.23 Кб (Скачать файл)

Не государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Новосибирский институт экономики и менеджмента

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По организационному поведению

Тема: Лидерство  в организации

 

 

 

 

Выполнил:                       

 

 

Проверил:

 

 

 

 

Новосибирск 2012

Содержание

1 .Введение………………………………………………………………………………………………. 2 стр.

2 .Понятие лидерство, лидерство как процесс и как свойство………………. 3 стр.

3 .Характеристика  теорий и их эффективность…………………………………………  8 стр.

         3.1. Теория власти и влияния…………………………………………………………… 8 стр.

          3.2. Теория черт………………………………………………………………………………. 10 стр.

          3.3. Поведенческая теория…….……………………………………………………….. 11 стр.

          3.4. Ситуационная теория……………………………………………………………….. 12 стр.

4. Заключение………………………………………………………………………………………….. 17 стр.

5. Список  используемой литературы……………………………………………………… 19 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  Управление, в широком понимании этого термина, — непрерывный процесс воздействия на объект управления  для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов. Каждый специалист в области управления обязан владеть теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели своей деятельности, определять стратегию и тактику, необходимые для их достижения, принимать управленческие решения и нести персональную ответственность за них.

  Для того чтобы достичь цели, нужно уметь  вести за собой людей. Не следует полностью ориентироваться только на выполнение задачи,  нельзя забывать о том,  что определяющим здесь может  быть  именно человеческий фактор.  А чтобы люди шли за тобой нужно быть лидером. 

  Тема данной работы «Лидерство в организации» сама по себе очень актуальна, потому что  в  любой организации возникают такие  ситуации, в которых  просто необходимо присутствие лидера. Того человека, который  сможет повести людей за собой, правильно их промотивировать, привить интерес к делу, вдохновить, направить в нужном направлении.  Лидерство порождается системой неформальных отношений и по своей сути — психологический феномен, т.к. лидер может выдвигаться стихийно: он признается окружением за счет своих личностных качеств и может использовать право на санкции в отношении партнеров, однако эти санкции также неформальные. Таким образом, лидер использует личностную форму власти как одну из ее разновидностей. 

  Целью контрольной работы :

-рассмотреть  лидерство как процесс и как  свойство

-изучить  теории, объясняющие, что делает  лидера эффективным. 

 

 

 

  2. Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации (М. Мескон, М.Альберт, Ф. Хедоури ).

  В теории лидерства выделяют различные виды данной категории управления. Лидерство классифицируют как формальное и неформальное. Формальные лидеры являются руководители организаций, которые могут одновременно быть неформальными лидерами или не быть таковыми; неформальные лидеры – это люди, которые не связаны с возможностью применения силы, принуждением, давлением, обусловленным положением в организации (должность, статус) или официальными, формальными полномочиями. В зависимости от микро- и макро- уровней управления лидерство различают как микролидерство (микролидер) и макролидерство (макролидер). Микролидер функционирует во внутренней среде организации, сосредоточен на решении текущих вопросов, его управление реактивно и ситуативно; макролидер ориентирован на будущее, внешнюю среду, построение отношений между людьми внутри организации посредством создания организационной культуры.

Лидерство рассматривается как процесс  и как свойство.

  Лидерство как процесс предполагает наличие влияния. Это неформальное влияние на членов группы с целью управления и координации ее действий для достижения целей. Исходя из этого, широкое понимание лидерство включает:

-влияние на постановку целей и определение стратегии развития;

-влияние согласованного поведения на достижения целей;

-влияние на групповую поддержку;

-влияние на организационную культуру.

  С позиции процесса лидерство считается наиболее приемлемым как понятие к менеджменту.

   Как свойство лидерство представляет собой набор характеристик или систему качеств, принадлежащих тем, кто осуществляет не принудительное влияние. К наиболее существенным из них относятся следующие

   Физическая и эмоциональная выносливость. Лидерство – это тяжелая работа, поэтому лидер должен обладать выносливостью значительно выше среднего. Понимание назначения организации и направления ее деятельности. Лидер должен иметь цели и воодушевлять других на их достижение. Энтузиазм. Хорошие лидеры часто считаются «одержимыми» Их энтузиазм так или иначе трансформируется в господство и влияние. Дружелюбие и привязанность. Лидерам необходимо, чтобы им симпатизировали ведомые, если они хотят воздействовать на последних. Профессионализм. Личная эрудиция, знание и умение разрешать проблемы вызывают расположение к ведомым. Порядочность. Лидеры должны заслуживать доверие.

   Исходя из этого  лидерство существует везде, где есть организация и власть, где существляется доминирование (господство) и подчинение. Чтобы стать лидером в определенной ситуации, человек должен обладать определенными социальными качествами, помогающими ему выделить и возглавить именно те действия ведомых им людей, которые в наибольшей степени соответствуют их целям, интересам, потребностям и способны привести к решению поставленных перед ними задач. Иными словами, в общественной жизни очень часто, особенно в обществах переходного типа, возникают вполне определенные ситуации в групповых взаимоотношениях, которые приводят к выделению из обиденной массы вполне определенных членов группы, превосходящих всех других по крайней мере в одном (а иногда и в нескольких) качестве, но поскольку именно это качество оказывается необходимым в данной ситуации, человек, обладающий им, становится лидером.

  Таким образом, лидером определенная личность становится вследствие:

1) наличия  определенной ситуации, которая  выдвигает определенные требования  к действиям людей, объединенных  в данную группу, и формирует  потребность в определенном типе лидерства;

2) определенных  ожиданий к потенциальному лидеру со стороны группы; 3)наличия определенных черт личности у потенциального лидера, определенных особенностей характера, способностей, воли, мужества, красноречия, умения повести за собой людей и т.п.

  Вот здесь-то и возникает потребность в разработке и применении на практике социальной технологии лидерства. Чтобы привести к желаемым результатам, она должна:

1) вычленить  основные отличительные черты  лидера как личности и особенности его деятельности;

2) изучить  и принять во внимание личностные  образы лидера и мотивы его  предпочтения, существующие в сознании  его последо­вателей, побуждающие их следовать за ним;

3) определить  основные характеристики роли лидера;

4) выявить  содержательные (политические, предпринимательские,  исследовательские и др.) и правовые  параметры, в которых дейст­вует лидер и в которые он и его последователи вовлечены;

5) перевести  все эти аналитическим путем  полученные показатели в практически  значимые рекомендации, выполнение  которых сможет существенно помочь  лидеру осуществлять его лидирующую, ведущую роль в данной группе  или общности более широкого типа.

  Приоритетное значение в социальной технологии лидерства имеет определение основных функций лидера. Для правильного решения этой теоретически и практически очень важной задачи наиболее приемлемым и эффективным является комплексный подход, позволяющий осуществить оценку роли лидера и его социальных качеств с точки зрения:

- уровня профессиональных знаний;

- умения  завоевывать авторитет;

- наличия  воли, достаточной, чтобы склонить  ведомых людей к выполнению определенных действий;

- умения  руководить и убеждать следующих за лидером людей;

- способности  претворять в жизнь принятые решения.

Если руководствоваться  таким именно комплексным подходом, то основные функции лидера можно свести к следующим;

1. Глубокий  анализ и оценка ситуации, тенденций ее изменения.

2. Доведение до подчиненных своего понимания ситуации.

  3. Выслушивание  мнений сотрудников, умение их  оценивать, обобщать и использовать  при оценке ситуации и выработке правильного решения.

 4. Определение направления и программы деятельности данной группы или организации.      

 5. Интеграция членов группы, объединение вокруг себя масс.

 6.  Нахождение, принятие и обоснование оптимальных решений, направленных на активизацию деятельности группы (общности), ориентированной на достижение выбранных целей и решение вытекающих из них задач.

 7. Инициирование обновления, внедрение инноваций, рассчитанных на оптимизацию деятельности группы (общности) и повышение ее эффективности.

 8. Повышение мобильности и гибкости группы, организации, в первую очередь при внедрении инноваций.

 9. Соединение заботы о повышении эффективности дела (политической, производственной, коммерческой, исследовательской и иной деятельности) с заботой о людях, об удовлетворении их интересов, потребностей, стремлений.

 10. Контроль осуществляемых членами группы, организации действий с точки зрения соответствия их достижению намеченной цели.

 11. Мобилизация всех кадровых, организационных, финансовых, технических ресурсов на достижение этих целей.

 12. Демонстрация на деле своих знаний, опыта, интуиции, настойчивости, энергии, уверенности в возможности и необходимости достижения цели, поставленной перед группой, организацией или общностью более масштабного типа - социальным слоем (классом), нацией, страной. 

    Чтобы оказаться в состоянии эффективно выполнять эти функции, лидер должен обладать рядом социальных качеств. Разумеется, в различных сферах деятельности набор таких качеств будет неодинаков.

 Но наиболее  типичные, успешно реализуемые в  различных сферах деятельности, личностные качества лидера таковы:

1) одаренность; 

2) стремление  к знаниям и высокий уровень  развития интеллекта;

3) высокий  профессионализм; 

4)активность;

5) инициативность;

6) надежность;

7) впечатляющая  внешность; 

8) высокая степень уверенности в себе;

9)способность  и умение формулировать четкие  цели и задачи, определять конкретные требования для их достижения;

10) умение  мобилизовать людей и сплотить  их вокруг себя для достижения поставленной цели.

  Однако для эффективного выполнения функций лидерства структура личных качеств лидера должна соотноситься с личными качествами, социальными ожиданиями, деятельностью, интересами и задачами его подчиненных. Поэтому эффективно действующий лидер немыслим без способности и навыков организации совместной деятельности с подчиненными, что предполагает у него знание и умение применять различные социальные технологии, прежде всего обучающие, саморазвивающие личность. Следовательно, для своей эффективной деятельности лидер современного типа нуждается в знании и выработке навыков практического применения социологии и психологии личности, поведения, деятельности и организации.

 

 

 

3.Характеристика теорий власти и влияния, теория черт, поведенческая и ситуационная теория лидерства в организации и их эффективность

 3.1. В  начале рассмотрим теорию власти и влияния.

  Влияние – это «любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения и т.п. другого индивида». Конкретные средства, с помощью которых одно лицо может влиять на другое, могут быть самыми разнообразными: от просьбы, высказанной шепотом на ухо, до приставленного к горлу ножа. В условиях организации таким «ножом» могла бы быть угроза увольнения.

  Один человек может также влиять на другого и с помощью одних лишь идей. Карл Маркс, который никогда не имел никаких официальных полномочий ни в одной политической организации и никогда лично не использовал такое средство как насилие, имел непреднамеренное влияние на ход событий двадцатого столетия. Руководители должны оказывать влияние таким способом, который легко предсказать и который ведет не просто к принятию данной идеи, а к действию – фактическому труду, необходимому для достижения целей организации. Для того чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективными, руководитель должен развивать и применять власть.

  У широкой общественности понятие власти вызывает отрицательные эмоции с того самого момента, как английский историк Лорд Эктон сказал: «Власть имеет тенденцию развращать, а абсолютная власть развращает абсолютно». Большинство людей связывает власть с насилием, силой и агрессией. Такой взгляд на власть понять можно. В самом деле, в основе власти лежит грубая сила даже в высокоразвитых обществах, которые считают, что насилию место лишь в спорте или на телевидении. Но сила – вовсе не обязательный компонент власти. В действительности мы скоро узнаем, что кулак, даже в бархатной перчатке, в некоторых обстоятельствах может скорее уменьшить, а не увеличить власть. По нашему определению:

Информация о работе Лидерство в организации