Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:21, контрольная работа
Управление, в широком понимании этого термина, — непрерывный процесс воздействия на объект управления для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов. Каждый специалист в области управления обязан владеть теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели своей деятельности, определять стратегию и тактику, необходимые для их достижения, принимать управленческие решения и нести персональную ответственность за них.
1 .Введение………………………………………………………………………………………………. 2 стр.
2 .Понятие лидерство, лидерство как процесс и как свойство………………. 3 стр.
3 .Характеристика теорий и их эффективность………………………………………… 8 стр.
3.1. Теория власти и влияния…………………………………………………………… 8 стр.
3.2. Теория черт………………………………………………………………………………. 10 стр.
3.3. Поведенческая теория…….……………………………………………………….. 11 стр.
3.4. Ситуационная теория……………………………………………………………….. 12 стр.
4. Заключение………………………………………………………………………………………….. 17 стр.
5. Список используемой литературы……………………………………………………
Не государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Новосибирский институт экономики и менеджмента
Контрольная работа
По организационному поведению
Тема: Лидерство в организации
Выполнил:
Проверил:
Новосибирск 2012
Содержание
1 .Введение………………………………………………………
2 .Понятие лидерство, лидерство как процесс и как свойство………………. 3 стр.
3 .Характеристика
теорий и их эффективность……………
3.1. Теория власти и влияния…………………
3.2. Теория черт…………………………………………………
3.3. Поведенческая теория…….…………………
3.4. Ситуационная теория……………………………
4. Заключение……………………………………………………
5. Список
используемой литературы…………………
Введение
Управление, в широком понимании этого термина, — непрерывный процесс воздействия на объект управления для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов. Каждый специалист в области управления обязан владеть теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели своей деятельности, определять стратегию и тактику, необходимые для их достижения, принимать управленческие решения и нести персональную ответственность за них.
Для того чтобы достичь цели, нужно уметь вести за собой людей. Не следует полностью ориентироваться только на выполнение задачи, нельзя забывать о том, что определяющим здесь может быть именно человеческий фактор. А чтобы люди шли за тобой нужно быть лидером.
Тема данной работы «Лидерство в организации» сама по себе очень актуальна, потому что в любой организации возникают такие ситуации, в которых просто необходимо присутствие лидера. Того человека, который сможет повести людей за собой, правильно их промотивировать, привить интерес к делу, вдохновить, направить в нужном направлении. Лидерство порождается системой неформальных отношений и по своей сути — психологический феномен, т.к. лидер может выдвигаться стихийно: он признается окружением за счет своих личностных качеств и может использовать право на санкции в отношении партнеров, однако эти санкции также неформальные. Таким образом, лидер использует личностную форму власти как одну из ее разновидностей.
Целью контрольной работы :
-рассмотреть лидерство как процесс и как свойство
-изучить теории, объясняющие, что делает лидера эффективным.
2. Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации (М. Мескон, М.Альберт, Ф. Хедоури ).
В теории лидерства выделяют различные виды данной категории управления. Лидерство классифицируют как формальное и неформальное. Формальные лидеры являются руководители организаций, которые могут одновременно быть неформальными лидерами или не быть таковыми; неформальные лидеры – это люди, которые не связаны с возможностью применения силы, принуждением, давлением, обусловленным положением в организации (должность, статус) или официальными, формальными полномочиями. В зависимости от микро- и макро- уровней управления лидерство различают как микролидерство (микролидер) и макролидерство (макролидер). Микролидер функционирует во внутренней среде организации, сосредоточен на решении текущих вопросов, его управление реактивно и ситуативно; макролидер ориентирован на будущее, внешнюю среду, построение отношений между людьми внутри организации посредством создания организационной культуры.
Лидерство рассматривается как процесс и как свойство.
Лидерство как процесс предполагает наличие влияния. Это неформальное влияние на членов группы с целью управления и координации ее действий для достижения целей. Исходя из этого, широкое понимание лидерство включает:
-влияние на постановку целей и определение стратегии развития;
-влияние согласованного поведения на достижения целей;
-влияние на групповую поддержку;
-влияние на организационную культуру.
С позиции процесса лидерство считается наиболее приемлемым как понятие к менеджменту.
Как свойство лидерство представляет собой набор характеристик или систему качеств, принадлежащих тем, кто осуществляет не принудительное влияние. К наиболее существенным из них относятся следующие
Физическая и эмоциональная выносливость. Лидерство – это тяжелая работа, поэтому лидер должен обладать выносливостью значительно выше среднего. Понимание назначения организации и направления ее деятельности. Лидер должен иметь цели и воодушевлять других на их достижение. Энтузиазм. Хорошие лидеры часто считаются «одержимыми» Их энтузиазм так или иначе трансформируется в господство и влияние. Дружелюбие и привязанность. Лидерам необходимо, чтобы им симпатизировали ведомые, если они хотят воздействовать на последних. Профессионализм. Личная эрудиция, знание и умение разрешать проблемы вызывают расположение к ведомым. Порядочность. Лидеры должны заслуживать доверие.
Исходя из этого лидерство существует везде, где есть организация и власть, где существляется доминирование (господство) и подчинение. Чтобы стать лидером в определенной ситуации, человек должен обладать определенными социальными качествами, помогающими ему выделить и возглавить именно те действия ведомых им людей, которые в наибольшей степени соответствуют их целям, интересам, потребностям и способны привести к решению поставленных перед ними задач. Иными словами, в общественной жизни очень часто, особенно в обществах переходного типа, возникают вполне определенные ситуации в групповых взаимоотношениях, которые приводят к выделению из обиденной массы вполне определенных членов группы, превосходящих всех других по крайней мере в одном (а иногда и в нескольких) качестве, но поскольку именно это качество оказывается необходимым в данной ситуации, человек, обладающий им, становится лидером.
Таким образом, лидером определенная личность становится вследствие:
1) наличия
определенной ситуации, которая
выдвигает определенные
2) определенных ожиданий к потенциальному лидеру со стороны группы; 3)наличия определенных черт личности у потенциального лидера, определенных особенностей характера, способностей, воли, мужества, красноречия, умения повести за собой людей и т.п.
Вот здесь-то и возникает потребность в разработке и применении на практике социальной технологии лидерства. Чтобы привести к желаемым результатам, она должна:
1) вычленить основные отличительные черты лидера как личности и особенности его деятельности;
2) изучить
и принять во внимание
3) определить основные характеристики роли лидера;
4) выявить
содержательные (политические, предпринимательские,
исследовательские и др.) и правовые
параметры, в которых дейст
5) перевести
все эти аналитическим путем
полученные показатели в
Приоритетное значение в социальной технологии лидерства имеет определение основных функций лидера. Для правильного решения этой теоретически и практически очень важной задачи наиболее приемлемым и эффективным является комплексный подход, позволяющий осуществить оценку роли лидера и его социальных качеств с точки зрения:
- уровня профессиональных знаний;
- умения завоевывать авторитет;
- наличия воли, достаточной, чтобы склонить ведомых людей к выполнению определенных действий;
- умения руководить и убеждать следующих за лидером людей;
- способности претворять в жизнь принятые решения.
Если руководствоваться таким именно комплексным подходом, то основные функции лидера можно свести к следующим;
1. Глубокий анализ и оценка ситуации, тенденций ее изменения.
2. Доведение до подчиненных своего понимания ситуации.
3. Выслушивание
мнений сотрудников, умение их
оценивать, обобщать и
4. Определение направления и программы деятельности данной группы или организации.
5. Интеграция членов группы, объединение вокруг себя масс.
6. Нахождение, принятие и обоснование оптимальных решений, направленных на активизацию деятельности группы (общности), ориентированной на достижение выбранных целей и решение вытекающих из них задач.
7. Инициирование обновления, внедрение инноваций, рассчитанных на оптимизацию деятельности группы (общности) и повышение ее эффективности.
8. Повышение мобильности и гибкости группы, организации, в первую очередь при внедрении инноваций.
9. Соединение заботы о повышении эффективности дела (политической, производственной, коммерческой, исследовательской и иной деятельности) с заботой о людях, об удовлетворении их интересов, потребностей, стремлений.
10. Контроль осуществляемых членами группы, организации действий с точки зрения соответствия их достижению намеченной цели.
11. Мобилизация всех кадровых, организационных, финансовых, технических ресурсов на достижение этих целей.
12. Демонстрация на деле своих знаний, опыта, интуиции, настойчивости, энергии, уверенности в возможности и необходимости достижения цели, поставленной перед группой, организацией или общностью более масштабного типа - социальным слоем (классом), нацией, страной.
Чтобы оказаться в состоянии эффективно выполнять эти функции, лидер должен обладать рядом социальных качеств. Разумеется, в различных сферах деятельности набор таких качеств будет неодинаков.
Но наиболее типичные, успешно реализуемые в различных сферах деятельности, личностные качества лидера таковы:
1) одаренность;
2) стремление к знаниям и высокий уровень развития интеллекта;
3) высокий профессионализм;
4)активность;
5) инициативность;
6) надежность;
7) впечатляющая внешность;
8) высокая степень уверенности в себе;
9)способность и умение формулировать четкие цели и задачи, определять конкретные требования для их достижения;
10) умение мобилизовать людей и сплотить их вокруг себя для достижения поставленной цели.
Однако для эффективного выполнения функций лидерства структура личных качеств лидера должна соотноситься с личными качествами, социальными ожиданиями, деятельностью, интересами и задачами его подчиненных. Поэтому эффективно действующий лидер немыслим без способности и навыков организации совместной деятельности с подчиненными, что предполагает у него знание и умение применять различные социальные технологии, прежде всего обучающие, саморазвивающие личность. Следовательно, для своей эффективной деятельности лидер современного типа нуждается в знании и выработке навыков практического применения социологии и психологии личности, поведения, деятельности и организации.
3.Характеристика теорий власти и влияния, теория черт, поведенческая и ситуационная теория лидерства в организации и их эффективность
3.1. В начале рассмотрим теорию власти и влияния.
Влияние – это «любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения и т.п. другого индивида». Конкретные средства, с помощью которых одно лицо может влиять на другое, могут быть самыми разнообразными: от просьбы, высказанной шепотом на ухо, до приставленного к горлу ножа. В условиях организации таким «ножом» могла бы быть угроза увольнения.
Один человек может также влиять на другого и с помощью одних лишь идей. Карл Маркс, который никогда не имел никаких официальных полномочий ни в одной политической организации и никогда лично не использовал такое средство как насилие, имел непреднамеренное влияние на ход событий двадцатого столетия. Руководители должны оказывать влияние таким способом, который легко предсказать и который ведет не просто к принятию данной идеи, а к действию – фактическому труду, необходимому для достижения целей организации. Для того чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективными, руководитель должен развивать и применять власть.
У широкой общественности понятие власти вызывает отрицательные эмоции с того самого момента, как английский историк Лорд Эктон сказал: «Власть имеет тенденцию развращать, а абсолютная власть развращает абсолютно». Большинство людей связывает власть с насилием, силой и агрессией. Такой взгляд на власть понять можно. В самом деле, в основе власти лежит грубая сила даже в высокоразвитых обществах, которые считают, что насилию место лишь в спорте или на телевидении. Но сила – вовсе не обязательный компонент власти. В действительности мы скоро узнаем, что кулак, даже в бархатной перчатке, в некоторых обстоятельствах может скорее уменьшить, а не увеличить власть. По нашему определению: