Ликвидация и банкротство субъектов предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение понятия банкротства и профилактических мероприятий по его исключению. В первой главе рассматриваются механизмы и юридическое поле в рамках которого осуществляется банкротство предприятий (юридических лиц).
Во второй главе изучаются общеметодологические принципы борьбы с банкротством предприятий – антикризисное управление.

Содержание работы

Введение стр. 3
1. Ликвидация и банкротство субъектов предпринимательства стр. 5
1.1. Причины банкротства предприятий стр. 5
1.2. Несостоятельность юридического лица стр. 9
2. Антикризисное управление до процедуры банкротства стр. 15
2.1. Понятие и специфика антикризисного управления стр. 15
2.2. Методы выхода предприятия из кризиса стр. 17
Заключение стр. 24
Библиографический список стр. 26
I нормативные акты стр. 26
Ii научная, учебная литература стр. 26

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 37.18 Кб (Скачать файл)

Правом на обращение в  арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом  в связи с неисполнением денежных обязательств обладают должник кредитор и прокурор а в случае неисполнения обязанности по уплате обязательных платежей обладают должник прокурор налоговые и иные уполномоченные в соответствии с федеральным  законом органы.

В законе “О несостоятельности (банкротстве)” предусмотрена ответственность  за фиктивное и\или преднамеренное банкротство юридических лиц (коммерческих организаций).

Если заявление должника подано должником в арбитражный  суд при наличии у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме (фиктивное  банкротство) должник подавший указанное  заявление несет перед кредиторами  ответственность за ущерб причиненный  подачей такого заявления.

В случае банкротства должника по вине его учредителей (участников) или иных лиц в том числе  по вине руководителя должника которые  имеют право давать обязательные для должника указания либо имеют  возможность иным образом определять его действия (преднамеренное банкротство) на учредителей (участников) должника - юридического лица или иных лиц  в случае недостаточности имущества  должника может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

В случаях предусмотренных  федеральным законом руководитель должника может быть привлечен к  уголовной ответственности и (или) дисквалифицирован.

В законе “О несостоятельности (банкротстве)” в достаточной  мере прописаны и учтены права  кредиторов.

Кредиторами по денежным обязательствам являются российские и иностранные  физические и юридические лица а  также Российская Федерация субъекты Российской Федерации муниципальные  образования.

Правом на подачу заявления  кредитора о признании должника банкротом обладают лица признаваемые в соответствии с законом конкурсными  кредиторами.

При проведении процедур банкротства  интересы всех кредиторов представляют собрание кредиторов и комитет кредиторов. С момента принятия арбитражным  судом к производству заявления  о признании должника банкротом  кредиторы не вправе обращаться к  должнику в целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке.

Все действия в отношении  должника от имени кредиторов осуществляются собранием кредиторов и комитетом  кредиторов.

Законом “О несостоятельности (банкротстве)” предусмотрена возможность  проведения санации кризисного предприятия.

Различаются два вида санаций:

• досудебная санация - меры по восстановлению платежеспособности должника принимаемые собственником  имущества должника - унитарного предприятия  учредителями (участниками) должника - юридического лица кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства;

• внешнее управление (судебная санация) - процедура банкротства  применяемая к должнику в целях  восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.

Что касается досудебной санации  то в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в  размере достаточном для погашения  денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника. Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием  на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц предоставивших финансовую помощь. Условия проведения досудебной санации за счет федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов устанавливаются федеральным  законом о федеральном бюджете  на соответствующий год и федеральными законами о бюджетах государственных  внебюджетных фондов на соответствующий  год. Условия проведения досудебной санации за счет бюджетов субъектов  Российской Федерации местных бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов устанавливаются органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными и  иными законами.

В процессе судебной санации (при внешнем управлении) требования кредиторов удовлетворяются в следующем  порядке:

• в первую очередь удовлетворяются  требования граждан перед которыми должник несет ответственность  за причинение вреда жизни и здоровью путем капитализации соответствующих  повременных платежей;

• во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий  и оплате труда с лицами работающими  по трудовому договору в том числе  по контракту и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

• в третью очередь удовлетворяются  требования кредиторов по обязательствам обеспеченным залогом имущества  должника;

• в четвертую очередь  удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

• в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Рассмотрев общие вопросы  касающиеся банкротства предприятий  возможно сделать вывод - причины  неплатежеспособности могут быть сведены  к двум основным:

- отставанию от запросов  рынка (по предлагаемому ассортименту  качеству и т.д.). В этом случае  можно говорить о болезни бизнеса;

- неудовлетворительному  финансовому руководству предприятием  когда оно избыточно отягощается  обязательствами. В данном случае  можно говорить о болезни финансового  управления или менеджмента.

Для сравнения причин банкротств предприятий стран с развитой рыночной экономикой (последовательность - отражает степень частоты):

- затоваривание;

- излишнее оборудование (результат снижения использования  ранее введенных мощностей или  реализации ошибочного инвестиционного  проекта с переоценкой перспектив  экономического роста);

- быстрое и контролируемое  расширение хозяйственной деятельности (особо опасно для малых и  средних предприятий). Предприятия  пытаются как можно быстрее  увеличить производство (закупаются  значительные запасы ресурсов) получить  преимущества во всеобщей гонке  за потребителями (выдаются кредиты  потребителям) и может оказаться  что потребность в новых краткосрочных  кредитах предприятию превысит  его чистый оборотный капитал.  Предприятие в период быстрого  отраслевого бума может принять  поспешное решение о реализации  инвестиционного проекта. Ошибка  приведет к образованию излишнего  оборудования снизит рентабельность  предприятия. Во всех случаях  кредитный рейтинг предприятия  упадет и предприятие может  испытать резкое снижение кредитной  привлекательности и повышение  затрат на привлечение средств;

- отсутствие сбыта;

- плохая клиентура.

Данный комплекс общих  причин неплатежеспособности характерен для всех предприятий испытывающих трудности своевременного расчета  по своим обязательствам независимо от страны производства и рынка. Здесь  возникает такой вопрос: является ли неплатежеспособность предприятия  результатом ее временных трудностей связанных с задержкой в поступлении  денежных средств или она стала  результатом превышения суммы задолженности  предприятия по отношению к стоимости  его активов нерациональной политики его руководства а если такое  случилось каким образом возможен выход из кризиса. 

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДО ПРОЦЕДУРЫ  БАНКРОТСТВА

Кризисные ситуации возникают  на всех стадиях жизненного цикла  предприятия. Реализация всей совокупности антикризисных процедур начинается лишь на определенном этапе жизненного цикла: в условиях резкого спада  характеризующегося как правило  неплатежеспособностью предприятия. В то же время антикризисное управление находящиеся за рамками процедур банкротства и призванные нейтрализовать последствия возникновения кризисных  ситуаций применяются на всех стадиях  жизненного цикла компании.

Понятие и специфика антикризисного управления

Технологии антикризисного управления должны обеспечить возможность  поиска реальных источников инвестиций в том числе может быть и  не традиционные для современной  России и способов их привлечения.

Многочисленные производственные предприятия не располагают достаточными средствами не только на цели социального  развития и содержание жилищно-коммунального  хозяйства но даже на выплату заработной платы оплату электроэнергии и закупку  сырья не говоря уже об инвестиционных ресурсах. По данным Госкостата в среднем  по регионам России - % промышленных предприятий  находятся в тяжелом финансовом положении имеют значительную кредиторскую задолженность перед бюджетом внебюджетными  фондами и контрагентами. Более % предприятий имеют признаки несостоятельности  подпадающие под законодательство о банкротстве.

В лучшем положении находятся  преимущественно предприятия сырьевых и обрабатывающих отраслей экспортирующих нефть газ металлы и тому подобное. Хотя как показывает практика и они испытывают трудности в связи с ростом производственных издержек обусловленных в свою очередь падением объемов продаж выравниванием уровней внутренних и мировых цен ухудшающейся конъюнктурой мирового рынка а часто и неэффективным менеджментом.

Антикризисное управление базируется как на общих закономерностях  присущих управленческим процессам  так и на специфических особенностях связанных с осуществлением антикризисных  процедур. Так управление всегда целенаправленно. Выбор и формирование целей является исходным пунктом в любом процессе управления в том числе антикризисном.

В то же время система  контроля и раннего обнаружения  признаков предстоящей кризисной  ситуации является специфическим атрибутом  присущим процессу антикризисного управления.

Кризис меняет поведение  предприятия его цели и способы  их достижения Складывается специфическая  экономика банкротства при которой  умение перекладывать собственные  убытки на других более надежно защищает предприятие чем само по себе снижение убытков; умение привлекать средства важнее умения их эффективно использовать.

Главная особенность антикризисной  стратегии как и антикризисного управления в целом - жесткое ограничение  сроком. В одних случаях это  грозящая процедура банкротства  в других - сроки внешнего управления. Чтобы уложиться в эти сроки  антикризисный управляющий должен быстро принимать решения и действовать  в соответствии с ними. Ближайшая  цель антикризисного управления - обеспечить рентабельность производства. Для достижения этой цели в стратегию должен быть заложен ряд частных задач: реструктуризация задолженности сокращение издержек и т.п. Определяется «здоровая» часть  предприятия способная функционировать  и приносить прибыль остальное  безжалостно отсекается. Формируются  необходимые реорганизации проводится продажа активов.

2.2. Методы выхода предприятия  из кризиса

Выход из кризисной ситуации всегда существует. Другое дело какой  ценой его приходится оплачивать. Этой ценой и определяется эффективность  антикризисного управления. Успешное антикризисное управление - это прежде всего грамотное управление основанное на умении правильно применять достижения современного менеджмента. В этом смысле оно ничем не отличается от эффективного управления фирмой в обычных условиях. Однако кризисное положение фирмы  меняет акценты. То с чем можно  было бы мириться в период относительного благополучия становится совершенно недопустимым в чрезвычайных обстоятельствах.

Выбор между ликвидацией  и оздоровлением предприятия  является сложной задачей которая  решается совместными усилиями управленческих служб предприятия местными региональными  и федеральными органами власти. Если ограничиваться финансовыми аспектами  проблемы то недостаток средств предприятия  и возможности его компенсирования  и восполнения с одной стороны  затраты на ликвидацию - с другой являются критериями по которым можно  решить вопрос о сохранении или ликвидации предприятия.

Затем должны определяться предприятия которые не способы  существовать в рыночной среде или  мешают развитию региона (например фактически несостоятельные экологически вредные  подлежащие ликвидации или выводу из региона по другим причинам) и разрабатываться  мероприятия по их реорганизации  или ликвидации (использование основных фондов и земельных участков трудоустройство  высвобождающегося персонала развитие на их производственной базе малого предпринимательства  и так далее).

Речь идет в первую очередь  о методах выхода предприятия  из кризиса. Выбору методов решения  этой задачи предшествует анализ следующих  проблем: 

. В случае если неплатежеспособность  предприятия является временной  и в течение короткого периода  времени с возобновлением денежных  поступлений может быть преодолена  кредиторы могут договориться  о предоставлении фирме времени  на выполнение ее обязательств.  

. Должно ли неплатежеспособное  предприятие быть сохранено в  силу своей особой значимости  для экономики страны для того  чтобы оно продолжало функционировать  или его необходимо ликвидировать  а имущество выставить на аукцион  для продажи?

В процессе оздоровления фирмы  или ее ликвидации должно ли оставаться на своем месте и выполнять  все функции управления прежнее  руководство или должен назначаться  внешний управляющий?

Информация о работе Ликвидация и банкротство субъектов предпринимательства