Лизинг и его развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 07:36, курсовая работа

Описание работы

Преобразование под воздействием научно-технического прогресса сферы производства и обращения, глубокие изменения экономических условий хозяйствования вызывают необходимость поиска и внедрения нетрадиционных для хозяйства нашей страны методов обновления материально-технической базы и модификации основных фондов субъектов различных форм собственности. Одним из таких методов является лизинг.
Актуальность развития лизинга в Казахстане, включая формирование лизингового рынка, обусловлена прежде всего неблагоприятным состоянием парка оборудования: значителен удельный вес морально устаревшего оборудования, низка эффективность его использования, нет обеспеченности запасными частями и т. д

Содержание работы

Введение 3

1 Особенности лизинга как формы хозяйственных отношений
1.1 История возникновении лизинга 5
1.2 Основные виды лизинга и области их применения 11
1.3 Преимущества и недостатки лизинга 16

2 Проблемы становления и развития лизинга в Казахстане
2.1 Проблемные аспекты развития лизинговых операций в РК 19
2.2 Схема осуществления лизинговых сделок 23
2.3 Лицензирование лизинговых услуг 25
2.4 Страхование лизинговой деятельности 26

Заключение 29
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

Лизинг переделанная.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 

3

   

1 Особенности  лизинга как формы хозяйственных отношений

 

1.1 История возникновении  лизинга

5

1.2 Основные виды лизинга и  области их применения 

11

1.3 Преимущества и недостатки  лизинга

16

   

2 Проблемы становления и развития лизинга в Казахстане

 

2.1 Проблемные аспекты развития  лизинговых операций в РК

19

2.2 Схема осуществления лизинговых  сделок

23

2.3 Лицензирование лизинговых услуг

25

2.4 Страхование лизинговой  деятельности

26

   

Заключение

29

Список использованной литературы

31


 

 

Введение

 

Актуальность  исследования проблемы определяется тем, что на современном этапе развития рыночной экономики значительное место начинает занимать новая разновидность инвестиционной и предпринимательской деятельности – лизинг. Такой вид финансовой услуги, как лизинг, еще достаточно нов для предпринимателей, несмотря на то, что лизинг является весьма популярным за рубежом, а казахстанский Закон «О финансовом лизинге» принят уже более 7 лет назад.

Известно, что одной  из важнейших задач в экономики Казахстана является структурная перестройка народного хозяйства, развитие обрабатывающих отраслей промышленности и аграрно-промышленном комплексе, сознание новых наукоемких производств и широкое техническое перевооружение действующих. Глубокие преобразования, происходящие в экономике, требования, предъявляемые научно – техническим  прогрессом к замене основных фондов, а также необходимость более эффективного использования ресурсов  потребовали новых методов обновления материально – технической базы. Уровень изношенности основных фондов многих казахстанских предприятий достигает 70-90 процентов. Объективно  неизбежно широкомасштабное техническое переоснащение производства. Внедрение новых технологий возможно  только на новом оборудовании.

Научная новизна работы заключается в том, что лизинг является важным источником среднесрочного и долгосрочного финансирования предприятий. Особую роль он играет в качестве эффективного средства увеличения активов лизингополучателей как действующих, так и вновь созданных предприятий.

В мировой практике именно этот инструмент является одним из доступных источников финансирования малого и среднего бизнеса. Для развития лизинга на первоначальном этапе обязательно нужна государственная поддержка. Благодаря лояльному подходу государства, а именно через предоставление налоговых льгот, отсутствия регулирования, освобождения от таможенных пошлин, развивался лизинг, а вместе с ним – и конкурентоспособное производство.

Для развития лизинга  требуется благоприятный макроэкономический и нормативный климат. Оба эти условия в Казахстане имеются.

В экономическом отношении  лизинг рассматривается как новая  форма финансовых операций по инвестированию капитала  в производство, но в  отличие от аренды или банковского  кредита имеющая существенные преимущества. С лизингом связаны большие надежды Республики Казахстан на активизацию отечественного производителя, поэтому в настоящее время уже создана достаточно полная нормативная база по регламентации условий как внутреннего, так и внешнего. Государство создает необходимые нормативно правовые основы для поддержки развития лизинга, предусматривая различные налоговые и таможенные преференции. Однако распространение данной формы взаимоотношений зависит не только от созданных внешних условий, но и от понимания участниками сделки всех преимуществ, достоинств и недостатков, имеющих место при получении (предоставлении) имущества в лизинг.

Рынок лизинговых услуг  Казахстана активно начал развиваться  с 2000 года. При этом основная доля лизинговых сделок приходилась на лизинговую компанию со 100-процентным государственным участием, созданную по инициативе правительства в рамках агропродовольственной программы Казахстана для решения социальных проблем на селе. В настоящее время и в Казахстане есть такой сектор финансового рынка, как финансовый лизинг.

Если в 2010 году работало около 5 лизинговых компаний, то на данный момент их насчитывается около 20, из них активно работающих около 15 компаний.

Внастоящее время лизинг как эффективный инструмент инвестиционной политики имеет большое значение для развития производства в период спада. Актуальность развития лизинга, обусловлена, тем, что лизинг является альтернативным источником финансирования предприятия. Этот вид деятельности ввиду своей экономической природы способен внести большой вклад в оздоровление и развитие национальной экономики, а международном уровне  - создать и укрепить новые связи с иностранными партнерами.

Лизинг становиться  альтернативой установившейся форме  продаж оборудования из-за рубежа и  внутри страны. Он позволяет осуществить полное финансирование капиталовложений, сохраняя предприятиям финансовую  ликвидность, которая может понадобиться им в оборотном капитале или для других капитальных вложений.

Цель работы – изучить проблемы становления и развития лизинга в Казахстане.

В соответствии с целью дипломной работы поставлены следующие задачи:

-   изучить экономическую  суть лизинговых отношений;

- рассмотреть классификацию  и характеристику отдельных видов  лизинга; 

-   дать оценку  преимуществам лизинга и объективной необходимости его использования в условиях финансовых ограничений;

-   освоить механизм  заключения и реализации лизинговых  договоров; 

-   освоить методику  расчета и обоснования лизинговых  платежей;

Субъектом изучения данной работы явились проблемы развития лизинга как инструмента инвестиций в экономику Республики Казахстан.

      Методической основой работы послужили законодательные нормативные документы, регулирующие лизинговые отношения в РК, методические пособия, материалы из периодических изданий ведущих казахстанских и российских авторов, уделивших внимание вопросам развития лизинга.

 

1 ОСОБЕННОСТИ ЛИЗИНГА  КАК ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

 

1.1 История  возникновения лизинга

 

Принято считать, что все  экономико-правовые отношения, связанные с лизингом, относятся к новому или новейшему периоду истории хозяйственных взаимосвязей. Однако это не так. Документы свидетельствуют, что аренда (лизинг) известна человеку с незапамятных времен.

Действительно, идея лизинга далеко не нова, хотя термина “лизинг” (lease) как такового еще не было. Раскрытие сущности лизинговой сделки восходит к далеким временам Аристотеля (384 / 383 - 322 г. г. до н. э.). Именно ему принадлежит название одного из трактатов в “Риторике”: “Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности”. Иными  словами, не обязательно для получения дохода иметь в собственности какое - либо имущество, достаточно лишь иметь право пользоваться им и в результате этого получать доход.

Арендные (лизинговые) сделки были известны и во времена, много предшествовавшие IV веку до н. э., то есть годам, когда жил Аристотель. Они заключались, как отмечают П. Балтус и Б. Майджер в книге “Школа европейского лизинга”, еще в древнем государстве Шумер и датируются примерно 2000 годом до н. э. Так, глиняные таблички, обнаруженные в шумерском городе Ур, содержат сведения об аренде сельскохозяйственных орудий, земли, водных источников, волов и других животных. Эти глиняные таблички, найденные в 1984 году, рассказывают о храмовых священниках - арендодателях, заключавших договоры с местными фермерами. Однако древние документы не ограничивают сферу арендной практики государством Шумер, и  не исключено, что аренда существовала и в более древние времена, хотя пока до нас не дошло никаких сведений об этом.

Английский  историк Т. Кларк  обнаружил несколько  положений о лизинге  в Законах Хаммурапи, принятых между 1775 - 1750 годами до н. э. Группа статей, касающихся собственности, - самая  большая в судебнике  Хаммурапи. Статьи обстоятельно и скурпулезно  рассматривали все случаи аренды и нормы арендной платы, условия залога имущества.

Другие  древние цивилизации, включая греков, римлян, египтян, считали  аренду привлекательным, доступным и порой  единственно возможным  способом приобретения оборудования, земли  и домашнего скота.

Древние финикийцы, прослывшие отличными моряками и торговцами, практиковали аренду судов, которая  по своей экономико - правовой сути очень  схожа с классической формой современного лизинга оборудования. Множество краткосрочных  договоров аренды обеспечивали получение судна и экипажа. В современных условиях эти сделки соответствуют операциям так называемого “мокрого” лизинга. Долговременные чартерные соглашения подписывались на срок, покрывавший весь расчетный период экономической жизни судов, и требовали от арендатора принятия на себя большей  части обязательств, вытекающих из монопольного использования арендуемых средств.

Римскому  праву также был  известен комплекс имущественных  отношений, связанных  с владением вещью  без права собственности. Эти отношения отражались как в договорном, так и в вещном праве.  Император Юстиниан I (483 - 565 г. г.), осуществивший кодификацию римского права, отразил лизинговые отношения в известных Институциях.

Лизинг  в древности не был ограничен  арендой каких-либо конкретных типов собственности. Фактически из истории известно, что арендовались не только различные типы сельскохозяйственной техники и ремесленного оборудования, но даже военная техника.

Первое  документальное упоминание о практически  проведенной лизинговой сделке относится к 1066 году, когда Вильгельм Завоеватель арендовал у нормандских судовладельцев корабли для вторжения на Британские острова.

В Венеции  также в  XI веке существовали сделки, схожие с лизинговыми операциями: венецианцы сдавали в аренду торговцам и владельцам торговых судов очень дорогие по тем временам якоря. По окончании плавания они возвращались владельцам, которые вновь сдавали их в аренду.

В средневековье  арендная деятельность была несколько ограничена. В аренду сдавались  в основном сельскохозяйственные орудия и лошади. Однако время от времени происходили  события, порождавшие уникальные формы и предметы аренды. Так, в 1248 году была зарегистрирована лизинговая сделка, в соответствии с которой рыцарь Бонфис Манганелла Гаэта арендовал доспехи для участия в Седьмом Крестовом походе. Затем он выплачивал за них арендную плату, которая в конечном итоге значительно превысила первоначальную стоимость амуниции.

В те же времена операции, аналогичные современному лизингу, применялись  в Англии. Необходимо иметь в виду, что на протяжении столетий аренда движимого имущества согласно Английскому поземельному закону признавалась неправомочной. Однако долгосрочная аренда реальной собственности допускалась и во многих случаях была единственным доступным, из-за жесткой системы земельного законодательства, средством приобретения прав на использование земли. Поэтому предметом аренды чаще всего становились фермерское оборудование и лошади. В Великобритании одним из первых нормативных актов, регулирующих отношения, схожие с лизинговыми, был Закон (Устав) Уэльса 1284 года (Statute of Wales).

В 1572 году в Великобритании был принят законодательный  акт, разрешающий  использовать только действительный, а  не мнимый лизинг, то есть законными признавались арендные договоры, подписываемые на разумных основаниях, так как к тому времени участились сделки, имеющие целью сокрытие истинного положения вещей - кто собственник, кто владелец. Использовалось это как средство скрытой передачи собственности, то есть для введения в заблуждение кредиторов.

Таким образом, оригинальная идея разделения владения и собственности  и возможности  извлекать выгоду из владения известна праву с древнейших времен.

В начале XX века в Великобритании в связи с развитием промышленности, увеличением производства различных видов оборудования возросло количество товаров, сдаваемых в лизинг. Особую роль в этом сыграло развитие железнодорожного транспорта и каменноугольной промышленности.

Собственники  каменноугольных  копей вначале  покупали вагоны для  перевозки угля, однако вскоре стала очевидной невыгодность и невозможность такого финансирования. Выработка угля увеличивалась, открывались новые шахты, требовалось все больше вагонов. Вполне резонно, что небольшие предприятия решили воспользоваться этой ситуацией для выгодного вложения капитала. Они покупали вагоны для угля и сдавали их в аренду (лизинг) железнодорожным компаниям. Появились компании, единственной целью которых был лизинг локомотивов и железнодорожных вагонов. При составлении договоров они стали включать в него право на покупку (опцион), предоставлявшееся пользователю по окончании срока лизинга. Одной из причин появления такого условия было то, что пользователи гораздо аккуратнее и бережнее обращались с вагонами, если существовала перспектива их последующего приобретения в собственность. Такие сделки получили название договоров аренды - продажи. Дальнейшее развитие лизинга и аренды - продажи привело к необходимости разграничения договоров лизинга и аренды - продажи.

Информация о работе Лизинг и его развитие