Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 00:32, курсовая работа
Целью исследования является изучение лизинга в системе международного кредитования и его использование в Республике Беларусь, для чего ставятся следующие задачи:
1) Изучить теоретические основы использования лизинга в системе международного кредитования,
2) Проанализировать использование лизинга в Республике Беларусь
Таблица 1.2-. Объем лизингового портфеля в 2004-2009 годах. | ||||||||||||||||||||||||||||
|
Рисунок 1.1- Отношение
величины лизингового портфеля к
новому бизнесу.
Первыми в нашей стране
последствия кризиса ощутили международные
автомобильные перевозчики. В конце 2008
года объемы международных перевозок
грузов сократились на 30-40%.Сокращение
спроса на подвижной состав привело к
падению объемов реализации грузовой
автомобильной техники.
Если в 2007 году транспортные средства
имели весовую долю в 48% от общего объема
переданного в лизинг имущества, то в 2008
и 2009 годах доля транспортных средств
сократилась до 27% и 26% соответственно:
По видам лизинга в 2009 году сохранились
тенденции предыдущего года. Подавляющее
число договоров составили договора финансового
лизинга, единицы процентов – возвратного
и практически отсутствовали договора
оперативного лизинга, сублизинга и международного
лизинга.
Хочется надеяться, что с выходом Указа
Президента Республики Беларусь от 24 сентября
2009 г. № 465 «О некоторых вопросах совершенствования
лизинговой деятельности в Республике
Беларусь» произойдет качественное изменение
белорусского рынка лизинга в сторону
увеличения объемов международного лизинга.
Исследования рынка лизинга в 2004-2009 годах
показали, что белорусские лизинговые
компании не работали в направлении экспортного
лизинга из-за двойного обложения налогом
на добавленную стоимость оборотов, связанных
с покупкой и передачей в международный
лизинг товаров отечественных производителей.
Предъявить к вычету уплаченные сумму
НДС лизинговые компании могли только
по истечении срока договора лизинга.
Указ №465 позволяет белорусским производителям
отпускать продукцию для последующей
передачи в лизинг за пределы Республики
Беларусь без НДС.
В этом случае отпадает необходимость
в привлечении кредитных ресурсов на уплату
НДС, что существенно удешевит лизинг
от белорусского лизингодателя на внешних
рынках. Кроме этого Указ предусматривает
неденежные формы прекращения обязательств
по договорам международного лизинга.
Результаты работы белорусских лизинговых
компаний за 2009 год говорят о том, что отделаться
легким испугом как в 2008 году, к сожалению
не удалось. Безусловно, произойдет сокращение
количества игроков на рынке лизинга,
что приведет к дальнейшему увеличению
концентрации основных объемов рынка
в руках ведущих компаний пользующихся
мощной ресурсной поддержкой.
Снижение общего количества компаний
приведет к уменьшению конкуренции и росту
доходности оставшихся. Кризис дает стимулы
лизингодателям для лучшей специализации
в специфических рыночных нишах. Специализация
позволит лучше понимать бизнес лизингополучателей,
яснее представлять тенденции развития
отдельных секторов рынка, четко представлять
рыночную стоимость объекта лизинга как
на первичном, так и на вторичном рынке.
Лизинговым компаниям следует задуматься
о более тесном сотрудничестве с производителями
оборудования в части совместного финансирования
лизинговой сделки. Многим следует осознать, что время
лизингового романтизма прошло.
Безусловно, на некоторое время придется
забыть о минимальном проценте авансового
платежа, предоставлении лизинга по упрощенному
пакету документов, лизинге без дополнительного
обеспечения.
Экономический кризис создал предпосылки
для развития оперативного лизинга. Большинство
предприятий стремятся сократить долгосрочные
инвестиционные затраты. В ситуации, когда
предприятие четко не представляет долгосрочную
перспективу развития, наличие заказов
в будущем, сложно решится на капитальные
затраты.
Когда перспектива просматривается
не далее чем на 3-6 месяцев, многие предприятия,
которые ранее приобретали технику в собственность
или заключали договора финансового лизинга,
смещают спрос в сторону оперативного
лизинга. При оперативном лизинге снижаются
риски и у лизинговой компании. При предоставлении
в аренду специальной техники и автомобилей
вместе с экипажем улучшается качество
обслуживания и уменьшаются риски ненормативного
использования техники.
В 2009 году наметилась тенденция усиления
роли компаний обслуживающих государственные
лизинговые программы. В России пять первых
строчек рейтинга занимают лизинговые
компании с государственной формой собственности.
На белорусском рынке безусловным лидером
является государственный лизинговый
оператор ОАО «Промагролизинг», специализирующийся
на обслуживании государственных программ[9].
Усиливается специализация крупных лизинговых
компаний страны. СООО «Райффазен-Лизинг»
охотно работает с крупными объектами
недвижимости.
ОАО «Агролизинг» оттачивает профессионализм
сотрудников на лизинге имущественных
комплексов: заводов, производственных
линий. Некоторые операторы стали больше
уделять внимания малому и среднему бизнесу,
где выше маржинальный доход и диверсификация
рисков.
1.4 Прогнозы
развития рынка лизинга в 2012 году
Руководители лизинговых операторов
по-разному высказываются
Прогнозы по лизинговому рынку
на 2012 год - достаточно оптимистичные.
Рынок лизинга будет активно
развиваться, при этом объемы значительно
возрастут.
Этому способствует несколько
причин. Во-первых, это изменения в налоговой
системе, в части возможности отнесения
капиталовложения на затраты. А также
регулирование НДС по автотранспорту
делает приобретение автомобиля на имя
юридического лица более выгодным, чем
ранее традиционная схема покупки авто
на физическое лицо.
Во-вторых, при нынешних процентных ставках и условиях, предоставляемых банками для малого и среднего бизнеса, зачастую не хватает активов для обеспечения необходимого объема кредитования. В лизинге этого не требуется, поэтому он будет более привлекательным, нежели кредит.
Этот год будет лучше предыдущего
для лизингового рынка в целом. Активизируется
спрос на лизинг и в большей части - на
производственное оборудование, потому
что, как показывает сложившаяся ситуация,
для увеличения конкурентоспособности
белорусских товаров не обойтись без перевооружения
производственного парка.
Сложно будет со ставками по белорусскому
рублю, но предприятия, которые ориентированы
на экспорт будут очень активно пользоваться
таким инструментом, как лизинг.
Железнодорожные и автомобильные
перевозки будут лидерами среди всех
направлений лизинга, так как именно они
традиционно оказывают экспортные услуги.
Это одна из отраслей, которая привлекает
инвестиции в страну. Как известно, горизонты
у белорусских перевозчиков достаточно
широки. Стоит также отметить нефтехимическую
отрасль и энергетику, которые также будут
достаточно успешно развиваться в этом
году. Мы видим перспективы для развития
и видим, что есть с кем работать.
Тяжело, конечно, придется малому
и среднему бизнесу, особенно с учетом
требований, выдвигаемых к белорусскому
производству. А крупные предприятия,
на которых держится экономика, будут
развиваться далее. Кроме того, появляются
частные инвесторы, которые будут строить
новые заводы, переформатировать старые
предприятия, чтобы производить качественную
конкурентоспособную продукцию, ориентированную
на экспорт или замещающую импортные аналоги[10].