Лизинг в России. Проблемы и пути решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы- изучить такой вид бизнеса как лизинг (финансовая аренда), его преимущества и недостатки, выявить проблемы, препятствующие его развитию.
Задачи:
- ознакомиться с основными нормативно-правовыми актами, регулирующими в России отношения по поводу финансовой аренды;
- выявить возможные пробелы в законодательстве либо противоречия одних норм другим;
- познакомиться с основными точками зрения на проблемы лизинга, освещаемыми в литературе, в том числе специализированных журналах, где исследуются практические стороны функционирования экономических институтов

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы лизинга
1.1 Сущность лизинга и его значение в развитии экономики
1.2 Виды лизинга
1.3 Субъекты лизинга
2 Лизинг в России: проблемы и пути решения
2.1 Процесс становления лизинговых отношений в России
2.2 Характеристика российского рынка лизинга
2.3 Проблемы лизинга в России и пути решения
2.3.1 Правовое регулирование лизинга
2.3.2 Налогообложение лизинговой деятельности
2.3.3 Недостатки таможенного регулирования лизинговых операций
2.3.4 Прочие факторы, сдерживающие развитие лизинга
2.4 Перспективы развития лизинга в России
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ЛИЗИНГ В РОССИИ. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ.docx

— 71.94 Кб (Скачать файл)

 Такой "вид" лизинга  как прямой, по сути, является обычной арендой: отсутствие фигуры продавца в лизинговой схеме стирает грань различия между лизингом и арендой. При всей привлекательности для лизингополучателя условий договора возвратного лизинга он не отвечает основным целям института лизинга. В первую очередь, это связано с тем, что договор лизинга призван стимулировать предпринимателей расширять и совершенствовать свое производство, обновлять машинный парк и оборудование, налаживать производство с помощью новейших технологий и разработок. Лизингополучатель получает дополнительные денежные средства от разницы между реализацией своего оборудования и использованием его же на условиях пользования, однако не получает нового (или иного необходимого, специально для него приобретенного) оборудования.

 По типу имущества (предмета лизинга) выделяют:

- лизинг машинно-технической  продукции (лизинг движимости);

- лизинг недвижимости;

- лизинг бывшего в эксплуатации имущества.

 Обращение к лизингу  имущества б/у выгодно как продавцу, так и лизингополучателю: продавец предоставляет в лизинг простаивающее имущество, тем самым компенсирует убытки от вынужденных простоев, а лизингополучателя привлекает относительно невысокая стоимость имущества.

 По объему обслуживания  передаваемого в лизинг имущества выделяют:

- чистый лизинг, при котором  все обслуживание передаваемого  имущества берет на себя лизингополучатель,  поэтому расходы по обслуживанию  оборудования не включаются в лизинговые платежи;

- лизинг с полным набором  услуг, когда на лизингодателя  возлагается полное или частичное обслуживание предмета лизинга.

 По отношению к налоговым льготам выделяют:

- фиктивный лизинг;

- действительный лизинг.

 Если сделка носит  спекулятивный характер и заключается  исключительно с целью извлечения  наибольшей прибыли за счет  получения необоснованных льгот,  а не за счет налаживания  и усовершенствования производства, то эта сделка может быть  признана фиктивным лизингом. По  сути, такой договор - притворная  сделка, прикрывающая иную операцию, и ничтожен с момента заключения. В случае действительного лизинга  лизингодатель имеет законное  право на причитающиеся налоговые  льготы.

 По характеру лизинговых платежей выделяют:

- лизинг с денежным  платежом, когда все платежи производятся в денежной форме;

- лизинг с компенсационным  платежом, когда платежи осуществляются  в форме поставки товаров или  в форме оказания встречных  услуг (зачетом);

- лизинг со смешанным  платежом, когда сочетаются вышеназванные формы расчетов.

 По числу лиц, выступающих  на стороне лизингодателя, выделяют  лизинг с привлечением средств,  который, в свою очередь, подразделяется на:

- раздельный лизинг (лизинг, частично финансируемый лизингодателем);

- групповой лизинг (акционерный).

 Раздельный лизинг  используется при особо крупных  и дорогостоящих сделках, ему  присуще многоканальное финансирование. «Экономический смысл раздельного  лизинга заключается в том,  что лизингодатель, покупая предмет  лизинга, выплачивает из своих  средств только часть необходимой  суммы, остальную часть он берет  взаймы для этой цели у одного  или нескольких заимодавцев. Такая  ссуда выдается на определенных  условиях: заемщик-лизингодатель не  несет всей полноты ответственности  перед заимодавцами за полный  и своевременный возврат ссуды,  т.к. она возмещается за счет  поступающих лизинговых платежей; в пользу займодавцев оформляется  залог на ссуду» [17]. Предметом  раздельного лизинга чаще всего  является оборудование для предприятий  коммунального обслуживания, парков  грузовых автомобилей, подвижных  железнодорожных составов, кораблей.

 При групповом лизинге  на стороне лизингодателя выступают  несколько лиц, но назначается  одно доверенное лицо, ответственное  в последующем за совершение всех необходимых действий.

 По сроку действия договора лизинга выделяют:

- краткосрочный лизинг (до 1,5 лет);

- среднесрочный лизинг (от 1,5 до 3 лет);

- долгосрочный лизинг (более 3 лет).

 В зависимости от  стоимости объекта лизингового договора выделяют:

- мелкий лизинг;

- стандартный лизинг;

- крупный лизинг.

 Предметом мелкого  лизинга выступают, например, компьютеры, системы безопасности, телефонные  станции. Стандартный лизинг заключается  обычно в отношении мини-пекарен,  заводов по разливу воды и  т.п. Предметом крупного лизинга  становятся самолеты, морские суда.

 Законодательство некоторых  стран в зависимости от наличия  или отсутствия преимущественного  права продолжить срок лизингового  договора, разделяет:

- растяжимый лизинг, когда  лизингополучателю такое право предоставляется;

- срочный лизинг, когда  договор заключается на определенный  период, по истечении которого  имущество переходит в собственность  к лизингополучателю или возвращается к лизингодателю.

 Кроме того, можно выделить следующие виды лизинга:

- сублизинг - сделка, при которой лизингополучатель с согласия лизингодателя может передать предмет лизинга в пользование другим юридическим лицам;

- лизинг «поставщику»: в  этом случае продавец оборудования  также становится лизингополучателем, как и при возвратном лизинге,  но арендованное имущество используется не им, а другими арендаторами, которых он обязан найти и сдать им объект сделки в аренду. Субаренда является обязательным условием в договорах подобного рода;

- компенсационный лизинг, когда арендные платежи осуществляются  продавцом продукции, изготовленной  на оборудовании, являющимся объектом лизинговой сделки;

- контрактный наем –  это специальная форма лизинга,  при которой лизингополучателю  предоставляются в аренду комплектные  парки машин, сельскохозяйственной, дорожно-строительной техники, тракторов, автотранспортных средств;

- генеральный лизинг, когда  у лизингополучателя есть право  дополнять список арендуемого  оборудования без заключения новых контрактов.

 На практике имеет  место сочетание различных типов  лизинговых договоров (смешанных  договоров), что увеличивает число видов лизинга.

 Субъекты лизинга 

 Субъектами лизинга  или участниками лизинговой деятельности  являются лизингодатель, лизингополучатель,  продавец (поставщик, производитель)  и необязательная сторона лизинговой  сделки, но возможная- страховщик.

 Лизингодатель (лизинговая компания (фирма)) - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.

 Лизингополучатель - физическое  или юридическое лицо, которое  в соответствии с договором  лизинга обязано принять предмет  лизинга за определенную плату,  на определенный срок и на  определенных условиях во временное  владение и в пользование в  соответствии с договором лизинга.

 Продавец - физическое  или юридическое лицо, которое  в соответствии с договором  купли-продажи, заключенным с  лизингодателем, продает лизингодателю  в обусловленный срок имущество,  являющееся предметом лизинга. 

 Страховщик- это страховая компания, которая участвует в сделке лизинга, осуществляя страхование имущественных, транспортных и прочих видов рисков, связанных с предметом лизинга и (или) лизинговой сделкой.

 Любой из субъектов  лизинга может быть резидентом  или нерезидентом Российской  Федерации, т.е. юридическим или  физическим лицом, зарегистрированным  на территории той или иной страны.

 «Наиболее крупными  лизинговыми компаниями России  по данным ЗАО «Рейтинговое  Агентство «Эксперт РА» (Эксперт  РА) (ведущее национальное рейтинговое  агентство в России) на 01.10.2010г.  являются: ОАО «ВТБ - Лизинг» (универсальная лизинговая компания), ЗАО «Сбербанк Лизинг» (лизинг автотранспорта, спецтехники, недвижимости, подвижного состава, воздушных, морских и речных судов), ОАО «ВЭБ - Лизинг» (универсальная лизинговая компания, оказывающая услуги лизинга производственно - технологического оборудования, транспорта и недвижимости), ОАО «Ильюшин Финанс КО» (авализинговая компания), ООО «ТрансКредитЛизинг» (лизинг подвижного железнодорожного состава, авиатехники), ООО «Газтехлизинг» (лизинг широкого спектра оборудования — транспортной техники, строительной и специальной техники, оборудования для добычи и транспорта газа, системы телекоммуникаций, оборудования для банков, компьютерной и офисной техники), ООО «Лизинговая компания «Уралсиб» (лизинг легкового и коммерческого автотранспорта), ЗАО «Бизнес Альянс» (реализует крупные инфраструктурные объекты), компания Europlan (автолизинговая компания), ЗАО «Дойче Лизинг Восток» (универсальная лизинговая компания), ЗАО «М.Т.Е.-Финанс» (лизинг оборудования и авиатехники), Группа Компаний «Балтийский Лизинг» (ЗАО «Балтийский Лизинг», ООО «Балтийский Лизинг) (универсальная лизинговая компания) и другие» [50].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ЛИЗИНГ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

2.1 Процесс становления лизинговых отношений в России

 Можно выделить шесть  этапов развития лизинговых отношений в России.

 Первый период - до  начала 90-х годов XX века. Этот период  характеризуется отсутствием специального  законодательства о лизинге, неразвитостью  этой формы предпринимательства,  отсутствием четких представлений  о правовом положении сторон сделки.

 Первым и наиболее  заметным фактом участия СССР  в лизинговых сделках стали  поставки на условиях "ленд-лиза" (государственная программа, по  которой Соединённые Штаты Америки,  в основном на безвозмездной  основе, передавали своим союзникам  во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое  сырьё, включая нефтепродукты.).

 «До перестройки в  СССР лизинговые операции проводились  в основном внешнеторговыми организациями,  например такими как: «Совфрахт», «Автоэкспорт», «Совтрансавто», «Авиаэкспорт», «Совкомфлот», «Трактороэкспорт». Преобладающий объем операций приходился на импорт оборудования из развитых капиталистических стран, т.е. наша страна выступала в основном в качестве лизингополучателя» [44]. Внутренний лизинг вообще не получил в то время какого-либо заметного развития. Такое положение дел было обусловлено, в частности, наличием только государственного сектора экономики. Лизинг как институт гражданского права не был известен Гражданскому кодексу РСФСР от 11.06.1964г. и Основам гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик от 08.12.1961г. Нормативная база для регулирования лизинговых отношений отсутствовала.

 В России наиболее  подходящие условия для развития  лизинга сложились на рубеже 80-90-х  годов, в период перехода к  рыночным отношениям, возможности использования разнообразных договорных форм участниками предпринимательских отношений, необходимости в инвестициях.

 Второй период - с начала 90-х годов до 1998 года. С началом  "рыночных" реформ и переходом  к многоукладной экономике в  деятельности компаний начали  появляться договоры, которые содержали  в себе элементы лизинговых  сделок. Однако специальное законодательство  все еще отсутствовало. В начале 90-х годов в России начали  появляться первые лизинговые  компании, большинство из которых  были учреждены коммерческими  банками. К середине 90-х годов Правительство Российской Федерации (РФ), оценив потенциал лизинга и его преимущества для экономического развития страны, приняло ряд постановлений, направленных на поддержку лизингового сектора. 17.09.1994г. Президентом РФ был издан Указ №1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» (в настоящее время Указ утратил силу), согласно которому Правительству РФ была поставлена задача разработать и в месячный срок утвердить Временное положение о лизинге, предусмотрев в нем: определение лизинга как вида предпринимательской деятельности, направленного на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств в имущество, передаваемое по договору физическим и юридическим лицам на определенный срок. Впервые в российском законодательстве термин «лизинг» был обозначен в вышеназванном Указе Президента РФ.

Информация о работе Лизинг в России. Проблемы и пути решения