На долю автотранспорта
приходится 31,52%. Данный сегмент многие
годы являлся основным направлением,
темпы роста которого постоянно
возрастали. За 9 месяцев 2010 года
показатель уменьшился на 15,83% относительно
аналогичного периода 2008 года, но
увеличился в 3,1 раза относительно
2009 года. Повышенный спрос отмечался
на автомобили небольшой грузоподъемности,
из невысоких ценовых категорий,
а также на автотранспорт производства
2008 года, который стоит дешевле
техники 2010 года выпуска. Автолизинг
практически полностью реанимировался
после кризиса и уверенно набирает обороты.
По итогам 9 месяцев
2010 года объем сделок, заключенных
с оборудованием, уменьшился на
0,06% в сравнении с 2008 годом и
увеличился в 2,68 раза относительно
2009 года.
Кризис сильнее всего
ударил по сегменту лизинга
железнодорожного транспорта. Объем
нового бизнеса данного сегмента
за 9 месяцев 2010 года по сравнению
с аналоговым периодом 2008 года
увеличился более чем в 5 раз
и более чем в 8 раз относительно
2009 года. Количество заключенных
контрактов увеличилось более
чем в 3 раза относительно 2008 года
и в 27 раз относительно 2009 года.
Показатели лизинга железнодорожного
транспорта, авиатехники и судов
превзошли все возможные ожидания
и прочно закрепили за собой
второе место в структуре рынка
лизинга, а темпы восстановления
можно считать самыми высокими.
С одной стороны,
позиции сегмента лизинга сельскохозяйственной
техники и племенного скота
ухудшились относительно других,
но объем нового бизнеса за 9 месяцев
2010 года почти в 2 раза больше объема за
аналогичный период 2009 года и на 22% меньше
2008 года.
Популярностью сегмент
рынка лизинга недвижимости не
пользуется, хотя изменения, произошедшие
в этом году, преобразовали данную
сферу. Объем нового бизнеса
за 9 месяцев 2010 года на 42,9% меньше,
чем в 2008 году, но в 1,97 раза больше
2009 года.
Лизинг в регионах
претерпел существенные изменения
по сравнению с прошлыми годами.
«В географическом разрезе за
девять месяцев 2010 года значительно
изменилась доля лишь трех
регионов — Москвы, Центрального
ФО и Сибирского ФО. Доля Москвы
увеличилась с 28,9% по итогам
девяти месяцев 2009 года до 37,6%,
доля Сибирского ФО снизилась
с 15,6% до 6,5%, доля Центрального
ФО сократилась с 20,9% до 14,8%» [41].
Остальные регионы более медленными темпами
восстанавливают свои позиции.
Как и в прошлом
году, основное количество сделок
67,24% заключались с небольшими
компаниями, которые берут в лизинг
недорогие автомобили и оборудование.
Основные тенденции остались
прежними- на рынке работают компании
с большим оборотом и хорошей репутацией.
Форма собственности
лизинговых компаний претерпела
изменения: почти на 3,5% сократилось
доля кэптивных компаний (дочерняя
компания, организуемая для финансирования
закупок товаров у материнской компании),
связанных с производителем и входящих
в крупные холдинги и финансово-промышленные
группы. «Доля компаний, капитал которых
сформирован за счет государственного
бюджета, возросла с 1,92% в 2009 году до 3,33%
в 2010 году. Доля независимых организаций
увеличилась на 1,78%, а доля компаний, принадлежащих
банкам, повысилась на 2,53%» [40].
Показатели происхождения
капитала также существенно не
изменялись на протяжении последних
нескольких лет. «В 2010 году преобладал
российский капитал, на его
долю приходится около 78,33%, а
вот доли компаний преимущественно
с иностранным капиталом и компаний филиалов
иностранных компаний полностью перераспределились.
В отличие от 2009 года, на долю филиалов
приходится в 2010 году 8,33% против 19,23% в 2009
году и на иностранные – 13,33% против 7,69%.
Это может говорить о том, что филиалы
стали работать как отдельные компании»
[40].
В тройку лидеров
рынка по объему новых сделок
за девять месяцев 2010 года вошли
ЗАО «Сбербанк Лизинг», ОАО
«ВЭБ-Лизинг» и ОАО «ВТБ-Лизинг».
Многие участники рынка
по-прежнему опасаются новой волны
кризиса. Это неудивительно: лизинг,
как показала практика, чрезвычайно
чувствителен к стабильности
в экономике. Правительство в
пик кризиса приняло ряд постановлений,
направленных на поддержку лизинговой
отрасли. Однако господдержка
в основном была ориентирована
не на лизинговые компании, а
на их клиентов, а также продавцов
оборудования, передаваемого в лизинг.
Наиболее востребованными программами
господдержки лизинговой деятельности
были те, которые предусматривали
выделение финансирования на
более приемлемых условиях. Государство
пыталось стимулировать лизинговую
деятельность за счет предоставления
субсидий лизингополучателям. Госпрограммы
предполагали возмещение государством
части затрат на уплату лизинговых
платежей по договорам лизинга.
При этом субсидии выдавались
по договорам лизинга имущества
исключительно отечественного производства.
Лишь в двух постановлениях
правительства предусматривается
возможность предоставления субсидий
непосредственно лизинговым компаниям.
А именно: в Постановлении Правительства
РФ от 16.02.2008г. №90 «Об утверждении правил
предоставления в 2010 году субсидий российским
лизинговым компаниям на возмещение части
затрат на уплату процентов по кредитам,
полученным в российских кредитных организациях
в 2008- 2010 годах на закупку воздушных судов
отечественного производства с последующей
передачей российским авиакомпаниям в
лизинг» и Постановлении Правительства
РФ от 07.07.2009г. №546 «Об утверждении правил
предоставления из федерального бюджета
субсидий российским лизинговым компаниям
на возмещение части затрат на уплату
процентов по кредитам, полученным в российских
кредитных организациях в 2009 году на срок
не более 5 лет для приобретения автотранспортных
средств российского производства с последующей
передачей их в лизинг». «В связи с этим
реальным подспорьем для отрасли в сложной
экономической ситуации стала программа
ОАО «Российский Банк Развития» (РосБР),
предусматривающая кредитование лизинговых
компаний, работающих с предприятиями
малого и среднего бизнеса. Ключевые плюсы
программы не только в выгодных ставках
и длительных сроках, но и в том, что банк
передал обязательства (и ответственность)
по рассмотрению и оценке клиентов лизинговой
компании, что существенно увеличивает
оперативность финансирования заявок
лизингополучателей. Единственный минус
программы— небольшие кредитные лимиты,
выделяемые банком на лизинговые компании»
[59].
До 2008 года рынок лизинга
в России рос настолько успешно,
что его ставили в пример
другим странам. Даже в быстрорастущем
Китае лизинговый рынок был
почти на 12% меньше российского.
Лизингу до кризиса удалось
стать значимым инструментом
инвестиций, модернизации, обновления
производства. Именно лизинг в
России — яркий пример успешного
развития финансового сектора.
Российский рынок лизинга
не имеет ни специализированного
регулятора, ни серьезных лоббистов,
в результате чего его законодательное
регулирование осуществляется в
хаотичном режиме, и зачастую
принимаемые законы крайне негативно
влияют на функционирование рынка.
С 2009 года, в разгар кризиса,
была отменена возможность применения
ускоренной амортизации для оборудования
1- 3 амортизационных групп. Эти группы
включают в себя имущество со сроком полезного
использования до 5 лет, в частности легковые
автомобили с объемом двигателя до 3,5 л,
лабораторное оборудование для сельского
хозяйства, машины для заготовки кормов,
различные конвейеры, автобусы длиной
до 7,5 м, специальные автомобили и навесное
оборудование к машинам для уборки городов,
лесопромышленные тракторы и многое другое.
В 2010 году Минфин РФ предложил и вовсе
отменить возможность ускоренной амортизации
при лизинге. В случае отмены ускоренной
амортизации рынок лизинга сократится,
а значит, существенно замедлится и процесс
модернизации основных фондов в стране.
Оставшимся на рынке лизинговым компаниям
необходимо будет перепрофилироваться
на оказание связанных с эксплуатацией
предмета лизинга услуг. В то же время
дополнительные услуги возможны преимущественно
при работе со спецтехникой и автомобилями.
Лизинг иного оборудования и объектов
потенциальному клиенту будет не интересен,
так как в лице лизинговой компании он
будет получать только бесполезное промежуточное
звено.
При сохранении прочих
положений финансовой аренды, за
исключением порядка начисления
амортизации, лизинг превратится
в разновидность банковского
кредитного продукта с определенной
спецификой технологии финансирования
и перехода права собственности
на имущество.
2.3 Проблемы лизинга в
России и пути решения
Правовое регулирование
лизинга
Правовую основу регулирования
лизинга в России образуют
следующие нормативно- правовые акты:
- ГК РФ, часть вторая (§
6 Финансовая аренда (лизинг)) от 26.01.1996г.
№ 14-ФЗ;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лизинг традиционно
рассматривают с двух точек
зрения, экономической, как вид
инвестиционной деятельности, и
правовой, как вид гражданского
договора. Официальное определение
лизинга или как его еще
называют финансовой аренды дано
в Законе о финансовой аренде:
«лизинг - это совокупность экономических
и правовых отношений, возникающих
в связи с реализацией договора
лизинга, в том числе приобретением
предмета лизинга. Договор лизинга
– это договор, в соответствии
с которым арендодатель (лизингодатель)
обязуется приобрести в собственность
указанное арендатором (лизингополучателем)
или арендодателем (лизингодателем)
имущество у определенного им
продавца и предоставить лизингополучателю
это имущество за плату во
временное владение и пользование».
Экономическое значение
лизинга обусловлено его сущностью и заключается
в том, что путем привлечения финансовых
ресурсов со стороны субъекты хозяйственной
деятельности, не обладающие собственными
свободными и достаточными денежными
средствами, могут обновлять свой парк
производственного оборудования (основных
средств), обеспечивая тем саамы рост производительности
труда, повышение конкурентоспособности
выпускаемой продукции (работ, услуг).
Таким образом, лизинг- это инструмент
модернизации экономики в масштабах всей
страны.
В России на законодательном
уровне признан только один
вид лизинга- финансовая аренда, которая
в зависимости от состава субъектов сделки,
их принадлежности к той или иной стране,
подразделяется на международный и внутренних
лизинг. Однако такая классификация не
вполне отражает все многообразие процессов
и форм лизинговых операций, проводимых
в настоящий момент на территории нашей
страны. Многие участники лизингового
бизнеса заявляют о необходимости узаконивания
таких видов лизинга как оперативный и
возвратный. Более детальной проработки
требует лизинг недвижимого имущества
в части регистрации сделок с лизинговым
имуществом. Также следует рассмотреть
вопрос о возможности физических лиц пользоваться
услугами лизинга. Сейчас ГК РФ предусматривает
использование лизингового имущества
только в предпринимательской деятельности,
исключая из категории пользователей
обычных граждан, приобретающих имущество
для личных, бытовых нужд. По мнению экспертов,
включение в лизинг граждан смогло бы
обеспечить стабильный рост таких секторов
лизинга как автотранспорт и жилая недвижимость.
Субъектами лизинга
или участниками лизинговой деятельности
являются лизингодатель, лизингополучатель,
продавец (поставщик, производитель)
и необязательная сторона лизинговой
сделки, но возможная- страховщик. Ими
могут быть как юридические, так и физические
лица, за исключением некоторого условия,
указанного выше.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конвенция УНИДРУА о
международном финансовом лизинге
[Электронный ресурс] : [принята 28
мая 1988 г.] // Консультант Плюс: справ.правовая
система. Законодательство.
2. Российская Федерация.
Кодексы. Гражданский кодекс Российской
Федерации, часть вторая, § 6 Финансовая
аренда (лизинг) [Электронный ресурс]
: [федер.закон: принят 26 января 1996 года]
// Консультант Плюс: справ.правовая система.
Законодательство.
3. Российская Федерация.
Кодексы. Налоговый кодекс Российской
Федерации, часть вторая [Электронный
ресурс] : [федер.закон: принят 05 августа
2000 года] // Консультант Плюс: справ.правовая
система. Законодательство.
4. Российская Федерация.
Законы. О финансовой аренде (лизинге)
[Электронный ресурс] : [федер.закон:
принят 26 октября 1998 года] // Консультант
Плюс: справ.правовая система. Законодательство.
5. Аналитики: основные
проблемы лизинговых компаний - рост
просрочки и недоступность финансирования
[Электронный ресурс] : all-leasing. – 16.03.2009.
- Режим доступа: all-leasing/analitic/detail/6799/.- 29.12.2010.
6. Актуальные проблемы
лизинговых отношений [Электронный
ресурс] : jourclub. – Режим доступа: jourclub/3/68/.-
22.11.2010.
7. Афанасьева М.В. Проблемы
и перспективы развития договора
финансовой аренды (лизинга) в
современной России [Электронный
ресурс] : журнал Молодой ученый, №1, 2008г.
– Режим доступа: diplomilirist/science-and-useful-articles/problems-and-prospects-of-a-financial-lease-leasing-in-modern-russia.html.-
22.11.2010.
8. Вислогузов В. НДС возвращается
[Электронный ресурс] : all-leasing. – 21.04.2008.
- Режим доступа: all-leasing/analitic/detail/5345/.- 29.12.2010.
9. Викторова Л. Перспективный
сектор [Электронный ресурс] : all-leasing.
– 20.09.2010. – Режим доступа: all-leasing/press_review/detail/550627/.-
29.12.2010.
10. В ТПП РФ обсудили
насущные проблемы лизинга [Электронный
ресурс] : Гознак-лизинг. – 27.02.2008. – Режим
доступа: goznak-leasing/rus/news/?action=show&id=111.- 22.11.2010.
11. Горизинтов Д.В. Правовые
и налоговые аспекты лизинга в России
и проблемы, связанные с изменениями в
налоговом законодательстве [Электронный
ресурс] : leasinginfo. – Режим доступа: leasinginfo/news/content/1127735836.html.-
22.11.2010.
12. Гуревич М. Российскому
рынку не хватает прозрачности
[Электронный ресурс] : all-leasing. – Режим
доступа: all-leasing/press_review/detail/5259/.- 29.12.2010.
13. История лизинга, определение
финансовой аренды [Электронный
ресурс] : ОАО Агентство по инвестициям
и лизингу. – Режим доступа: ail-leasing/leasing/history/.-
22.11.2010.
14. История развития лизинга
в России [Электронный ресурс] : labex.
– Режим доступа: labex/page/pravo_lizing_11.html.- 22.11.2010.