Лизинговые операции банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 22:52, реферат

Описание работы

Цель данной работы заключается в попытка осветить украинский опыт по привлечению инвестиций через лизинг, зарождение и природу лизинга, сложившиеся в нашей стране под действием ряда факторов, позитивные, негативные моменты и направления по улучшению формирующегося рынка лизинговых услуг.

Содержание работы

Введение
1. Экономическая сущность лизинговых операций
1.1. Нормативно-правовая база, регламентирующая осуществление лизинговых операций в банках Украины и ее характеристика
1.2. История возникновения лизинга и необходимость осуществления операций современными банковскими учреждениями
1.3. Качественные преимущества и недостатки лизинга
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Лизинговые операции банков.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

Производственная функция  лизинга состоит в оперативном  решении производственных задач  путем временного использования, а  не покупки дорогих и морально стареющих машин. Это эффективный  способ материально-технического снабжения производства и доступа к новейшей технике, к результатам научно-технического прогресса. При полном лизинге передача имущества может сопровождаться разнообразным сервисом: техническое обслуживание, страхование, обеспечение сырьем, рабочей силой.

Потребительская функция – это расширение круга потребителей и освоение новых рынков сбыта, привлечение в сферу лизинга тех, кто не может сразу купить то или иное имущество.

Функция использования  налоговых и амортизационных  льгот имеет некоторые особенности:

  1. взятое по лизингу имущество отображается на балансе пользователя или лизингодателя по согласию между ними;
  2. арендная плата относится к себестоимости продукции (услуг), которая производится и соответственно уменьшает прибыль, которая подлежит налогообложению;
  3. применение ускоренной амортизации, которая рассчитывается, исходя из срока контракта, что уменьшает прибыль и ускоряет обновление материально-технической базы. В результате лизинг содействует диверсификации предложений, привлекая новые объекты в свою сферу; развивает и диверсифицирует рынок средств производства, сокращает цикл освоения новых поколений техники.

 

1.2. История возникновения  лизинга

 

Принято считать, что  все экономико-правовые отношения, связанные с лизингом, относятся  к новому или новейшему периоду истории хозяйственных взаимосвязей. Однако это не так. По свидетельству документов, аренда (лизинг) была известна человеку еще с древнейших времен.

Действительно, идея лизинга  совсем не новая, хотя термина "лизинг" (lease) как такового еще не существовало. Раскрытие сущности лизингового соглашения берет свое начало еще из далеких времен Аристотеля (384/383 — 322 гг. до н.э.). Именно ему принадлежит название одного из трактатов в "Риторике": "Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности". Другими словами, не обязательно для получения дохода иметь в собственности любое имущество, нужно лишь иметь право пользоваться им и в результате этого получать доход.

Арендные (лизинговые) соглашения были известны еще за долго до IV ст. до н.э., то есть годам, когда жил Аристотель. Они заключались еще в древнейшем государстве Шумер и датируются приблизительно 2000 годом до н.э. Так, глиняные таблички, найденные в шумерском городе Ур, содержат сведения об аренде сельскохозяйственного орудия, земли, водных источников, различных животных. Эти глиняные таблички рассказывают о храмовых священниках — арендодателей, которые заключали договоры с местными фермерами.

Английский историк  Т. Кларк обнаружил несколько  положений о лизинге в Законах  Хаммурапи, принятых между 1775-1750 гг. до н.э. Группа статей, которые затрагивали собственность — самая большая в сборнике. Статьи подробно рассматривали все случаи аренды и нормы арендной платы, условия залога имущества.

Другие древнейшие цивилизации, включая греков, римлян, египтян, считали аренду привлекательным, доступным, а иногда и единственно возможным средством приобретения оборудования, земли и скота.

Древние финикийцы, которые  считались замечательными моряками и торговцами, практиковали аренду судов, которая по своей экономико-правовой сущности очень похожа на классическую форму современного лизинга оборудования. Большое количество договоров краткосрочной аренды обеспечивали получение судна и экипажа. В современных условиях эти сделки подобны операциям так называемого "мокрого" лизинга.

Первое упоминание о  практически проведенном лизинговом соглашении относится к 1066 году, когда  Вильгельм Завоеватель арендовал  у нормандских судовладельцев корабли  для вторжения на Британские острова.

В средневековье арендная деятельность была несколько ограниченна. В аренду сдавались в основном сельскохозяйственное орудие и кони. Однако время от времени происходили события, которые порождали уникальные формы и предметы аренды. Так, в 1248 году было зарегистрировано соглашение, согласно которому рыцарь Бонфис Манганэлла Гаэта арендовал снаряжение для участия в Седьмом Крестовом походе.

В 1572 году в Великобритании был принят законодательный акт, который позволял использовать только действительный, а не притворный лизинг, то есть законными признавались арендные договоры, подписанные на разумных началах, так как к тому времени участились соглашения, целью которых было скрыть настоящее состояние дел — кто владелец, кто пользователь. Использовалось это как средство скрытой передачи собственности, то есть для введения в заблуждение кредиторов.

Таким образом, оригинальная идея разделения пользования и собственности  и возможности получать выгоду из пользования известна праву из древнейших времен.

В начале ХХ века в Великобритании в связи с развитием промышленности, увеличением производства различных видов оборудования возросло количество товаров, которые предоставлялись в лизинг. Особую роль в этом сыграло развитие железнодорожного транспорта и каменноугольной промышленности.

Владельцы каменноугольных рудников сначала покупали вагоны для перевозки угля, однако скоро стала очевидной невыгодность и невозможность такого финансирования. Добыча угля увеличивалась, открывались новые шахты, необходимо было все большее количество вагонов. Целиком справедливо, что небольшие предприятия решили воспользоваться этой ситуацией для выгодного вложения капитала. Они покупали вагоны для угля и сдавали их в аренду (лизинг) железнодорожным компаниям. Появились компании, единой целью которых был лизинг поездов и железнодорожных вагонов. При заключении договоров они стали включать в него право на покупку (опцион), которое предоставлялось пользователю после окончания срока лизинга.

Первое известное употребление термина "лизинг" (об этом пишет  австрийский исследователь В. Хойер в своей книге "Как делать бизнес в Европе") относится к 1877 году, когда телефонная компания "Бэлл" приняла решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду, то есть устанавливать оборудование в доме или офисе клиента только на основе арендной платы. Эта операция оказала сильное влияние не только на развитие связи. Много компаний высоко оценили аренду оборудования, которая позволяла им в отличие от простой продажи защитить свое монопольное право на использование "ноу-хау".

После Второй мировой войны стал быстро наращивать масштабы лизинговый бизнес, связанный с транспортными средствами. Еще в 30-е годы Генри Форд эффективно использовал аренду для расширения сбыта своих автомобилей. Однако "законным отцом" автомобильного лизингового бизнеса считается Золли Фрэнк — торговый агент из Чикаго, который в начале 40-х годов предложил долгосрочную аренду автомобилей.

Однако настоящая революция  в арендных отношениях состоялась в  Америке в начале 50-х годов  ХХ века. В аренду стали массово  сдаваться средства производства: технологическое оборудование, машины и механизмы, суда, самолеты и т.п. Правительство США, оценив это явление, оперативно разработало и реализовало государственную программу его стимулирования.

Первым акционерным обществом, для которого лизинговые операции стали основным видом деятельности была создана в 1952 году в Сан-Франциско известная американская компания "United States Leasing Corporation". Основал компанию Генри Шонфельд. Вначале он создал компанию для одного конкретного лизингового соглашения, но потом понял, что лизинговый бизнес может стать очень перспективным, и в результате появилась на свет "U.S. Leasing Corporation". Лизинговые операции довольно быстро пересекли границы США и, итак, появилось такое важное для развития лизингового бизнеса понятия как "международный лизинг". Через несколько лет компания начала открывать свои филиалы в других странах (прежде всего в Канаде в 1959 году). В дальнейшем она стала носить название "United States Leasing International".

По мнению таких специалистов, как О.Н. Чекмарева, К. Г. Сусанян, В.А. Перов, в Советском Союзе лизинг применялся до начала 90-х годов в  сравнительно небольших масштабах  и только лишь в международной  торговле. Однако и раньше напрокат сдавались легковые автомашины, а прокат по своей сути был близок к оперативному лизингу.

В 80-е годы лизинг рассматривался советскими внешнеторговыми организациями, прежде всего як одна из форм приобретения и реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и другие ценные станки, конвейерные линии, дорожно-строительное, кузнечно-прессовое, энергетическое оборудование, а также ремонтные мастерские, самолеты, морские судна, автомашины, вычислительная техника на базе ЭВМ и т.п., с использованием специфической формы кредита. Лизинг обычно фиксировался в соглашениях, заключенных между советскими и иностранными партнерами на определенный срок.

Довольно активно применялся лизинг международных автомобильных  перевозок внешнеторговым объединением "Совтрансавто", которое приобретало за границей на условиях аренды с дальнейшей покупкой различные виды грузового автомобильного транспорта: тягачи, рефрижераторные и тентовые полуприцепы, кузова, контейнерные шасси. На условиях аренды в СССР использовались иностранные контейнеры.

В июне 1991 года была создана, а с декабря того же года начала действовать международная советско-немецко-французская  лизинговая компания "Евролизинг". Ее основателями с советской стороны  стали Внешэкономбанк СССР, Радморфлот, Госснаб СССР, с французской — один из самых больших банков Европы "Bank National de Paris", а с немецкой — одна из крупнейших лизинговых компаний Западной Германии - "Митфнанц ГмбХ".

Вместе с тем лизинг в международных операциях применялся в очень незначительных масштабах. До конца 80-х годов развитие международного лизинга сдерживалось главным образом из-за того, что у советских предприятий не было иностранной валюты для оплаты иностранного оборудования. После того как, начиная с апреля 1989 года, предприятия получили право самостоятельного выхода на внешний рынок, у многих из них появился собственный источник валютных поступлений.

Начало развития лизинговых операций на отечественном внутреннем рынке можно определить серединой 1989 года в связи с переведением предприятий на арендные формы хозяйствования. Заметным явлением в становлении начальных правил применения лизинга стали Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 года № 810-1 и письмо Госбанка СССР от 16 февраля 1990 года №270 "О плане счетов бухгалтерского учета", в котором был представлен порядок отображения лизинга в бухгалтерском учете. Развитие сети коммерческих банков оказывало содействие внедрению лизинговых операций в банковскую практику.

Более детально о ситуации с развитием лизинговой практики в Украине и ее перспективах будет идти ниже.

 

1.3. Качественные преимущества  и недостатки лизинга

 

Лизинг как особая форма хозяйствования осуществляет комплексное влияние на основные составляющие элементы производственного  процесса: на средства труда и на живой труд человека, на степень использования техники и рабочей силы.

На поверхности хозяйственной  жизни эффект лизинга состоит  из объективного преимущества оперативного использования достижений научно-технического прогресса, увеличения масштабов деятельности, снижения удельных затрат и интенсификации всего производственного процесса.

В наиболее общем методологическом отношении собственный эффект лизинга  имеет по меньшей мере три особенности.

Первая — мультипликативность. Возникнув в результате применения новейшей техники и превращения рабочего в самостоятельного предпринимателя- владельца в момент целесообразной деятельности, эффект лизинга распространяется по цепи на все стадии производства, нарастает и приумножается по мере перехода к распределению, обмену и потреблению.

Вторая — эмерджентность, качественная новизна эффекта лизинговой деятельности, в силу чего величина его значительно превышает арифметическую сумму результата обычной деятельности без привлечения дополнительных технических средств. Такой эффект является интегративным эффектом и проявляется не только локально, но и в масштабе всей производственной системы, увеличивая ее производственную силу.

Третья — эффект, который  проявляется не только в процессе производства, но и в социальной сфере жизни и деятельности людей, то есть он имеет как экономические критерии, так и социальные ценности, которые выражаются в повышении содержательности работы, осознании рабочим своих творческих возможностей, росте личных доходов, независимости и т.п.

В совокупности все перечисленные  особенности раскрывают эффект лизинга  как своеобразного экономического мультипликатора, который предоставляет  импульс развития всех звеньев предпринимательской  деятельности. Если первая особенность  отображает динамику эффекта лизинга, механизм его реализации (путем умножения), а вторая раскрывает экономическую сущность эффекта как выявление новых эмерджентных качеств лизинговой формы предпринимательства, то третья показывает его социальную направленность и тесную связь с удовлетворением личных, коллективных интересов.

При этом лизинговую деятельность можно считать эффективной: с  точки зрения личных интересов –  если она улучшает возможности удовлетворения материальных и духовных нужд предпринимателей; с позиции коллективных интересов организации – если обеспечивает условия для расширенного воспроизводства; с точки зрения общества – если рынок насыщается необходимыми товарами и от увеличения масштабов производства товаров возрастают поступления в бюджет.

Анализируя сильные и слабые стороны лизинга, можно указать на то, что он, как форма инвестиций, дает возможность предпринимателям быстрее обновлять материально-техническую базу, пользоваться новой техникой и передовой технологией, подвергать испытанию новую технику, покрывать сезонные нужды в специальных технических средствах на время фактической их эксплуатации, она не нуждается в обязательному порядку немедленного начала платежей за такую форму кредита. При этом лизинговое имущество не зачисляется на баланс лизингополучателя, то есть не увеличивает его активов и, соответственно, налогов. Оно также не включается в кредиторскую задолженность, то есть его можно считать внебалансовым финансированием.

Информация о работе Лизинговые операции банка