Макроэкономическая нестабильность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 22:49, доклад

Описание работы

Макроэкономическая нестабильность обуславливают государственное регулирование экономики. Решение ряда социально-экономических проблем рынку не подвластно (массовая безработица, инфляция, монополизм и т.д.). Государство “сглаживает” неравномерность экономического развития и стремится обеспечить умеренный экономический рост.

Файлы: 1 файл

11 Макроэкономическая нестабильность обуславливают государственное регулирование экономики.docx

— 70.25 Кб (Скачать файл)

Макроэкономическая нестабильность обуславливают государственное регулирование экономики. Решение ряда социально-экономических проблем рынку не подвластно (массовая безработица, инфляция, монополизм и т.д.). Государство “сглаживает” неравномерность экономического развития и стремится обеспечить умеренный экономический рост.

Необходимость государственного регулирования экономики обусловлено также и несовершенством самого рынка. Ситуацию, когда рынок не в состоянии эффективно распределять ресурсы, экономисты определяют как “провалы рынка”, т.е. рынок не в состоянии регулировать и координировать весь спектр экономических явлений и процессов. Институционально-правовую основу деятельности экономических агентов, правила рыночной игры устанавливает государство. Это же касается определения прав и форм собственности, условий заключения и выполнения контрактов, взаимоотношений профсоюзов и нанимателей, производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников, а также общих основ внешнеэкономической деятельности и т.д.

Функции государства в рыночной экономике:

· создание правовой базы рыночной экономики;

· регулирование внешних эффектов;

· удовлетворение потребностей общества в общественных благах и услугах;

· перераспределение доходов;

· активизация конкуренции;

· стабилизация экономики.

Устанавливая правовые нормы, покупая на рынках товары и услуги, производя некоторые виды благ и услуг, осуществляя трансфертные платежи, государство влияет на функционирование современной экономики. Финансируя себя посредством налогов и займов, государственные структуры оказывают огромное воздействие на цены, процентные ставки, экономическую активность, производство. Нет ни одной страны, экономика которой функционировала бы только на основе рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом современная экономика использует механизм государственного регулирования экономики.

 
 

Государственное регулирование экономики – это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях стабилизации существующей социально-экономической системы в изменяющихся условиях.



 

  

 

 

Государство в политике регулирования экономики ставит ряд целей. Прежде всего, поддержание макроэкономического равновесия и обеспечение общественного воспроизводства. Кроме того, в зависимости от характера экономического развития в каждый данный промежуток времени целями государственной экономической политики могут быть:

 

· поддержание сбалансированности общественного производства;

· стимулирование роста производства;

· обеспечение полной занятости;

· повышение эффективности общественного производства;

· справедливое распределение дохода;

· стабильность цен, недопущение инфляции;

· сохранение природной и окружающей среды и т.д.

Для достижения поставленных целей государство должно располагать средствами, ресурсами материального и нематериального порядка, которые явились бы гарантом достижения целей, а также инструментами или регуляторами воздействия на экономику.

Современному государству приходится решать комплекс проблем: обеспечивать функционирование базовых отраслей – энергетических, топливных, металлургии и т.д., поощрять развитие новых отраслей, прогнозировать долгосрочную динамику науки и техники, всего народного хозяйства, оценивать последствия научно-технического прогресса с позиций национальных интересов, заниматься оздоровлением окружающей среды, создавать и обслуживать производственную и социальную инфраструктуру – транспорт, связь, культуру, здравоохранение, образование и т.д.

Государство, осуществляя регулирование социально-экономических процессов, использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от задач, конкретно-экономических обстоятельств, национальных условий, материальных возможностей, накопленного опыта регулирования. Условно выделяются три группы регуляторов (рис.1.).

1. Правовые регуляторы – законы и институты, определяющие и защищающие права собственности, гарантирующие соблюдение контрактов и регулирующие взаимоотношения между субъектами рынка. Правовая основа предпринимательства является важнейшей частью современной инфраструктуры рынка. Там, где закон не существует или он бездействует, неизменно происходит криминализация экономики, вступает в действие право “силы”, а не закона.

2. Административные регуляторы – директивное регулирование цен, заработной платы, условий труда, валютное и антимонопольное регулирование, – то есть инструменты, связанные с принуждением, прямым подчинением хозяйствующих субъектов решениям государственных органов. Применение административных регуляторов в экономике необходимо, но они носят подчиненный характер по сравнению с экономическими регуляторами.

АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБУСЛОВЛЕНО, КАК МИНИМУМ, ТРЕМЯ ПРИЧИНАМИ: 

Во- первых, этого требует основная движущая сила рыночного механизма – конкуренция. Прямым следствием развития этой рыночной категории является монополизирование экономики. В свою очередь, развитие монополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства. На определенном этапе развития капитализма монополистический капитал начинает сращиваться с государственной системой управления с целью реализации своих экономических интересов. Поэтому задача по пресечению всесилия монополий перерастает в общенациональную и, даже, общечеловеческую. Монополизации рынка должна быть противопоставлена антимонополисти-ческая деятельность государства.  

Антимонополистическое законодательство направлено на поддержание такой структуры производства, которая позволяла бы ему оставаться конкурентоспособной.          

Во-вторых. Всегда существовали  такие  виды  производства,  развитие

которых  невозможно  в  рамках  рыночного  механизма.  Это   убыточные   или производства с длительным  сроком  окупаемости  капитала,  высокой  степенью риска, высокой степенью стандартизации, которые  функционируют  в  интересах всех членов общества. Без этих производств общество не может обойтись, а  их результаты нельзя оценивать с позиции немедленного  экономического  эффекта: фундаментальная  наука,  поддержание   обороноспособности   страны,   охрана правопорядка,   содержание   нетрудоспособных,   организация    образования, здравоохранение,  создание  и   поддержание   нормального   функционирования общеэкономической  структуры  (денежное  обращение,  таможенный  контроль  и  др.).         

В-третьих. Есть причины,  вытекающие  из  ограниченных  возможностей

рыночных саморегуляторов: обеспечение равновесия  в  экономической  системе, поддержание занятости населения на необходимом уровне, правовое  обеспечение функционирования  рыночного  механизма,  разработка   теории   общественного выбора и принципов рационального экономического поведения.  

Государственное   вмешательство   в   экономику   является   объективно

необходимым для  любого  правительства  независимо  от  того,  рыночная  это

экономика или  командно-распределительная.  Минимально  необходимые  границы регулирования   реального   рынка   определяются   организацией    денежного обращения,   производством  общественных  товаров   и   устранения   внешних эффектов.   Максимально   допустимые  границы  вмешательства  государства  в экономику определяются перераспределением доходов,  обеспечением  некоторого уровня  занятости,   противодействием  монополизму  и  инфляции,   развитием фундаментальных    исследований,    проведением    региональной    политики, реализацией национальных интересов в мировой экономике.

КЛАССИЧЕСКАЯ И КЕЙНСИАНСКАЯ КОНЦЕПЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

В мировой экономической литературе можно выделить два основных направления в походах к экономической роли государства, и прежде всего по вопросу механизма регулирования национального производства в условиях рынка. Первое, неоклассическое, направление стоит на позициях автоматического саморегулирования рыночной системы. Второе направление, кейнсианское, исходит из необходимости обязательного вмешательства государства в рыночную систему, особенно в условиях депрессии и связанной с ней безработицы.

Классическая модель. Экономисты-неоклассики, исходя из гибкости цен заработной платы, процентной ставки, т.е. из того, что зарплата и цены могут свободно передвигаться вверх и вниз, отражая баланс между спросом и предложением, утверждают следующее. По их мнению, совокупное предложение (SS) имеет вид вертикальной прямой, отражающей потенциальный объем производства ВНП. Снижение цены влечет за собой снижение зарплаты, и поэтому полная занятость сохраняется, сокращения величины реального ВНП не происходит. Здесь вся продукция будет продана по другим ценам. Иначе говоря, снижение совокупного спроса ведет не к снижению ВНП и занятости, а лишь к снижению цен. Таким образом, классическая теория считает, что экономическая политика государства может воздействовать лишь на уровень цен, а не на объем производства и занятость. Поэтому вмешательство государства в регулирование объема производства и занятости нежелательно (рис. 15.2).

Кейнсианская модель. В отличие от классической школы кейнсианская теория полагает, что государство может регулировать развитие экономики, воздействуя на совокупный спрос (объем производства). Самый главный порок классической школы, по мнению Дж. М. Кейнса, состоит в том, что она не могла объяснить, какими путями уменьшить безработицу, которая, становясь массовой, требует все больше и больше государственных средств и создает неблагоприятную социальную ситуацию. Согласно кейнсианской модели (рис. 15.3) совокупное предложение принимает форму прямой, параллельной оси Р, что отражает негибкий характер цен и зарплаты в краткосрочном периоде, а также наличие незанятых ресурсов, и частности безработицы. Линия совокупного спроса пересекает линию предложения в точке Е, где объем ВНП равен ОЕ. Если спрос возрастет и график спроса переместится в положение D1D1, то цены почти не изменятся, так как будет увеличен объем производства, т.е. ВНП увеличивается. Таким образом, последователи Кейнса полагают, что правительство может способствовать росту ВНП и росту занятости, увеличивая правительственные расходы, что повысит спрос до положения D1D1. Это и означает рост ВНП на величину ЕЕ1. Увеличение объема ВНП будет способствовать и повышению занятости населения.

Какая же из двух концепций наиболее приемлема для экономического развития? Представляется, что ни одну из них нельзя копировать буквально, поскольку каждая из них несколько упрощает реальные процессы, подчеркивая лишь отдельные стороны действительности. Вряд ли приемлема позиция, согласно которой рынок сам все отрегулирует без всякого вмешательства государства. Ведь Кейнс показал, что государство может оказывать влияние на рыночную экономику и имеет определенные инструменты для такого влияния.

 

ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ. Существующая система государственного регулирования экономики в условиях рынка сложилась в результате долгой эволюции и представляет собой некую совокупность методов, средств и форм. Мировая практика показала, что структуры государственного регулирования довольно многообразны.

В каждой стране они имеют особенности, отражающие как национальное своеобразие, так и конкретные задачи данного этапа развития. Однако можно выделить общие цели, присущие механизму государственного регулирования большинства развитых стран.

Какие же цели преследует государственное регулирование экономики? От экономического развития страны зависят благополучие людей, судьба нации, судьба самого государства. Мера экономического успеха определяет, будет ли страна лидировать, укрепляя свои позиции на мировом рынке, повышая благосостояние населения, или она все более начнет отставать. Помимо чисто экономических проблем перед любым обществом стоят и проблемы социальные: как помочь бедным и инвалидам, что нужно сделать для социальной гармонии и стабильности. Ни один народ в мире не изолирован от другого, при этом взаимосвязь между нациями и национальными экономиками усиливается, возникают проблемы внешнеторговых связей, движения ресурсов через границы, таможенных пошлин и валютных курсов.

Но нельзя решить все эти вопросы, если государство будет равнодушно к мере экономического успеха. В конечном итоге целевые установки в экономической деятельности государства выражаются в осуществлении принципов эффективности, равенства и стабильности экономического и социального развития общества. Реализация этих принципов предполагает создание условий для производства все большего количества товаров и услуг на постоянно изменяющейся технологической основе, минимизацию затрат при использовании ограниченных производственных ресурсов, укрепление своих позиций на мировом рынке, создание рабочих мест для всех, кто может и желает работать. Это предполагает и экономическую свободу для всех видов хозяйственной деятельности, потребителей и продавцов на рынке, для того чтобы они имели свободу выбора. Весьма важна и социальная поддержка со стороны государства малоимущих, инвалидов, пенсионеров, безработных, многодетных семей и других категорий населения.

Функции государства в регулировании экономики. Достижение целей хозяйственной жизни той или иной страны реализуется через функции государства. Эти функции довольно многообразны, но наиболее существенными, на наш взгляд, являются следующие.

1. Разработка и утверждение  правовых основ экономики. Государство  в лице своих парламентских  и правительственных структур  определяет «правила игры» предприятий  и населения на рынке. Хозяйственное  законодательство в странах Запада  исходит из принципа «все разрешено, что не запрещено», предоставляя, таким образом, предпринимателям  широкое поле деятельности. Но  то, что разрешено, регламентируется четко отработанным законодательством. В России хозяйственное законодательство, адекватное рынку, еще окончательно не сформировалось, и это существенно сдерживает формирование рыночных отношений, тормозит экономическое развитие.

Информация о работе Макроэкономическая нестабильность