Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:39, курсовая работа
Актуальность темы заключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках, которые влечет за собой безработица. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих места для всех кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов к ней приступить, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.
В системе рыночных отношений важное место занимает рынок одного из основных факторов производства-труда. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, представляющих государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер, они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием процессов, происходящих на рынке труда, становится безработица - в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.
Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, лишившихся работы. Поэтому такие проблемы, как занятость населения, безработица, ресурсы для трудовой деятельности и, в целом, рынок труда, актуальны для экономики страны.
Безработица представляет собой сложное, многоаспектное, социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не занята в общественном производстве товаров и услуг, не может реализовать свои физические и умственные способности при помощи рынка труда.
Актуальность темы заключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках, которые влечет за собой безработица. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих места для всех кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов к ней приступить, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.
С другой стороны, уменьшение уровня безработицы за счет создания дополнительных рабочих мест может также привести к негативным последствиям для экономики данной страны.
Помимо чисто экономических издержек, нельзя сбрасывать со счетов и значительные социальные и моральные последствия безработицы, ее негативное влияние на общественные ценности и жизненные интересы граждан. Вынужденная бездеятельность значительной массы трудоспособного населения и каждого человека в отдельности ведет к появлению жизненной депрессии, потере квалификации и практических навыков; снижаются моральные устои, и растет преступность, теряется самоуважение и распадаются семьи, растет социальная напряженность в обществе, которая характеризуется также повышением числа самоубийств, психических и сердечно - сосудистых заболеваний. В конечном итоге, подрывается моральное и физическое здоровье общества.
Экономисты же изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем.
Меня же данная проблема
заинтересовала и как будущего специалиста
в сфере экономики, и как человека,
который после окончания
Поэтому для меня важно изучить эту проблему более детально:
1.Безработица как проявление
макроэкономической
1.1. Сущность и причины безработицы
Безработица – это вынужденная незанятость, возникающая вследствие постоянного нарушения равновесия между спросом и предложением труда, как на интегрированном рынке труда, так и в различных его сегментах.
Термин «безработица» впервые появился в Британской энциклопедии в 1911 г., затем употреблен в 1915 г. в отчете Минтруда США. В настоящее время безработица присутствует во всех станах мира в различных объемах, формах, продолжительности.
Таким образом, безработица – это сложное многоаспектное экономическое явление, присущее обществу с рыночной экономикой, когда часть трудоспособного населения не занята в производстве товаров и услуг, не может реализовать свою рабочую силу на рынке труда из-за отсутствия (абсолютной или относительной нехватки) подходящих рабочих мест, вследствие чего лишается заработной платы как основного источника необходимых средств к жизни. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение рабочей силы над спросом на нее.
Масштабы безработицы
(численность безработных) в каждой
определенный период развития экономики
зависят от фазы делового цикла, темпов
экономического роста и производительности труда, степени соответствия
профессионально-
Безработицу можно определить как наличие в стране людей, которые способны и желают трудиться по найму при сложившемся уровне оплаты труда, но не могут найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще.
Для анализа проблем безработицы необходимо, прежде всего, четко определить, кого следует считать безработным. Критерии признания человека безработным обычно устанавливаются законом или правительственными документами и могут немного различаться по странам. Но, как правило, несколько признаков присутствуют во всех определениях. Это:
Только тот, кто отвечает этим признакам, считается действительно безработным и учитывается при определении общего уровня безработицы в стране, то есть доли безработных в общей численности ее рабочей силы.
Таким образом, рабочая сила – это общая численность граждан страны в трудоспособном возрасте, которые имеют работу, и граждан, которые найти работу для себя не могут.
Безработица является одной из наиболее болезненных проблем даже для самых развитых стран.
Одно из самых ранних объяснений безработицы дано Т. Мальтусом. Он заметил, что безработицу вызывают демографические причины, в результате которых темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства. Данная теория подвергнута критике и представлена как несостоятельная, ибо она не объясняет возникновение безработицы в высокоразвитых странах с низкой рождаемостью.
Марксистская теория рассматривает безработицу как исторически преходящее явление, свойственное обществу, основанному на частной собственности на средства производства. Появление безработицы связано с циклическими процессами накопления капитала и воспроизводства, с ростом органического строения капитала. Население избыточно не абсолютно, а относительно потребности капитала. Последствиями безработицы являются абсолютное и относительное обнищание наемных работников.
Неоклассическая школа представлена трудами Д. Гилдера, А. Лаффера, М. Фелдстайна, Р. Холла и др. За основу взяты положения классической теории А. Смита. Из неоклассической концепции следует, что безработица невозможна, если на рынке труда существует равновесие, ибо цена на рабочую силу гибко реагирует на потребности рынка труда, увеличиваясь либо уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения. В настоящее время представители этой школы признают безработицу естественным явлением, выполняющим функцию кругооборота незанятой части трудоспособного населения.
Основные идеи кейнсианской школы кратко можно свести к следующему:
Представители монетаристской
школы исследовали взаимосвязь
безработицы с динамикой
Институциональная социологическая школа предложила свое видение проблемы с позиции институциональных проблем, создания служб занятости и других социальных институтов.
В последние годы наиболее
популярны концепции «
Критически оценивая достижения зарубежной экономической мысли и практики регулирования занятости и безработицы, следует подчеркнуть, что рекомендованные ими не могут быть автоматически перенесены на формирующийся российский рынок труда без учета состояния производства, уровня жизни населения и других параметров.
Также среди причин безработицы можно выделить следующие:
Важнейшей причиной безработицы среди талантливых перспективных специалистов является то, что они просто не умеют себя «продать». Скромность при трудоустройстве, как, собственно, и в работе, становится серьезным препятствием к успеху. Искусство самопрезентации не всегда приходит с опытом. Но ему можно научиться. Главное – понимать, что ни в коем случае не зазорно заявлять о своих качествах, способностях, успехах и даже их немного преувеличить.
Информация о работе Макроэкономическая нестабильнось-безработица