Макроэкономические показатели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Экономический рост является одной из самых важных частей экономического развития общества, а также социально - культурного, политического и т.д. Об экономическом росте судят по основным макроэкономическим показателям, таким как ВВП, ВНД и НД.
Задачами данной работы являются:
1. изучение понятия и видов макроэкономических показателей
2. анализ динамики результативных показателей

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 742.18 Кб (Скачать файл)

Федеральный бюджет исполнен с небольшим  дефицитом — 0,06% ВВП, в отличие  от многих развитых стран. Например, бюджетный  дефицит США составил 8,7% ВВП, Японии — 10% ВВП, Британии — 8,2% ВВП, пояснил Медведев.

На фоне ослабления данных по экономике России в последние  месяцы появились опасения о возможности  рецессии. Ряд экспертов, которые  приняли участие в обсуждении сложившейся ситуации в рамках программы  “Мнение”, считают, что поводов  для панических настроений нет. Однако они также отметили, что в экономике  появились новые риски и для  стимулирования роста ВВП необходимы новые меры.

По мнению председателя “Комитета  гражданских инициатив” Алексея  Кудрина, опасаться рецессии в экономике  страны в этом году не стоит. Экс-министр  финансов уверен, что в 2013 г. темпы  роста ВВП России будут положительным. По его оценкам, речь идет о динамике “выше 2%, может быть, ближе к 3% или  к 2,5%".

Однако при этом Кудрин также отмечает, что дальнейший рост в экономике “будет сложнее консолидировать”. Прежние факторы, которые помогали поддерживать высокие темпы развития экономики страны, отходят на второй план. Речь идет о снижении общемировых  цен на нефть, а также более  низком, чем прогнозировалось, уровне потребительского спроса на внутреннем рынке. Кроме того, Кудрин также отметил  стабильно высокие внешние риски: продолжение рецессии в Европе, а также сохранение низких темпов роста в масштабе мировой экономики.

Заместитель министра экономического развития Андрей Николаевич Клепач о темпах роста ВВП в 13-м году и о более далекой перспективе: «13-й год, базовый прогноз, который лежит в основе бюджета, 3,6%. Сейчас мы на такие темпы роста не выходим. Мы идем пока существенно ниже. Я бы не хотел сейчас называть наши оценки, мы с ней в ближайшее время выйдем публично. Ну, а пока динамика роста здесь не благоприятная. И мы изначально предупреждали о таких рисках.

Еще осенью, когда принимался бюджет, мы давали консервативный вариант  роста 2,8% в этом году. Но сейчас ситуация еще более сложная. Это означает, что должны быть определенные меры, стимулирующие рост. Даже для того, чтобы мы от тенденции торможения перешли к повышательной динамике в конце года. Следующие три  года являются критичными, определяющими  не только для Правительства, с точки  зрения реализации всех тех обещаний и проектов, которые заложены в государственных программах».

Правы те эксперты, которые  считают, что есть существенная вероятность  того, что ценообразование на газ  существенно обособится, приобретет большую самостоятельность по сравнению  с ценами на нефть. И вот такого следования с лагом шесть-девять месяцев за ценами на нефть, корзиной из нефтепродуктов, ее мы вполне возможно через два-три года не увидим. Для  бюджета это будет означать потери. И существенные изменения требований к тому, как конкурировать российским компаниям на этом рынке.

Сергей Игнатьев, глава  российского Центробанка, заявил, что  резкое замедление экономического роста  в первые два месяца 2013 года вызывает серьезную озабоченность, пишет The Financial Times.

«В январе-феврале объем промышленного производства сократился по сравнению с тем же периодом 2012 г. на 1,5%», - заявил Сергей Игнатьев.

В качестве причин, влияющих на спад объема промышленного производства, можно выделить несколько положений:

  1. неблагоприятный инвестклимат, низкие объемы частных инвестиций, плохое состояние инфраструктуры;
  2. кризисное состояние мировой экономики приводит к заметному сокращению внешнего спроса на некоторые виды продукции металлургии, химической, целлюлозно-бумажной промышленности;

В 2012 г. было резкое замедление роста экспорта и импорта товаров: экспорт товаров в долларовом выражении вырос только на 1,4%, а импорт — на 3,6%.

  1. крайне низкий уровень безработицы (в январе и феврале она была 5,3%), а годовая инфляция росла.

В годовом выражении индекс потребительских цен вырос в  феврале до 7,3% против 6,6% в декабре.  Хотя рост был в основном обусловлен действием временных факторов — повышением акцизов на некоторые товары, прежде всего алкогольные, и продолжавшимся ростом цен на зерно.

Анализ структуры основных  макроэкономических показателей показал, что между ними существует довольно жесткая связь и изменение  одного из них влечет изменение других. 

 

 

  

Глава 3. Методы регулирования макроэкономических показателей России.

  1. Кредитно-денежная политика.
  2. Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа

В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2013 году до 5 – 6%, в 2014 и 2015 годах – до 4 – 5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной цели по инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 4,7 – 5,7% в 2013 году, 3,6 – 4,6% в 2014 и 2015 годах.

Расчеты по денежной программе  на 2013 – 2015 годы проведены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозной динамике ВВП и других макроэкономических показателей, а также прогноза платежного баланса и параметров проекта федерального бюджета на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.

В предстоящий период в  рамках бюджетной стратегии Российской Федерации планируется переход к новым принципам бюджетной политики. В соответствии с бюджетными правилами объем расходов федерального бюджета будет формироваться исходя из базовой цены на нефть, что подразумевает последовательное сокращение расходов по отношению к ВВП в 2013 – 2015 годах. В случае превышения нефтяными ценами запланированного уровня дополнительные доходы будут направляться на пополнение Резервного фонда. Ожидается, что указанные меры будут способствовать ограничению денежного предложения и тем самым – достижению целевых ориентиров по инфляции.

В соответствии с бюджетными проектировками в предстоящий трехлетний период ожидается, что федеральный  бюджет будет сформирован с некоторым  дефицитом. Планируется, что в среднесрочной  перспективе его финансирование будет осуществляться преимущественно  за счет государственных заимствований  и поступлений от приватизации. При  этом предполагается увеличить остатки  средств Резервного фонда в 2013 – 2015 годах.

В первом варианте денежной программы предполагается рост чистого  кредита федеральному правительству, в рамках второго и третьего вариантов  – его снижение, обусловленное  в основном планируемым накоплением  средств на счетах суверенных фондов.

Указанные условия будут  определять влияние бюджетного канала на формирование денежного предложения. При этом ожидается рост валового кредита банкам в 2013 году по первому  и второму вариантам, в 2014 – 2015 годах  – по всем вариантам.

Снижение цен на нефть  ниже уровня, закладываемого в проекте  бюджета на 2013 – 2015 годы, обусловливает  повышение уязвимости бюджета к  различным шокам. Дефицит федерального бюджета в рамках указанного варианта в 2013 году может составить 3 – 4% ВВП. Однако в 2014 – 2015 годах возможно уменьшение расходов федерального бюджета на величину условно утвержденных расходов, что может привести к снижению бюджетного дефицита. В случае развития кризисных тенденций в глобальной экономике условия заимствований как на внутренних, так и на внешних долговых рынках могут значительно ухудшиться, что не позволит привлечь средства в необходимых объемах на приемлемых условиях. В соответствии с проектом федерального бюджета при недостаточности нефтегазовых доходов в случае, если прогнозная цена будет ниже базовой, на покрытие дефицита федерального бюджета возможно будет использовать средства Резервного фонда.

С учетом предполагаемой благоприятной  внешнеэкономической конъюнктуры  и более значительного роста ВВП можно ожидать более существенное увеличение остатков средств на бюджетных счетах в Банке России, что соответствует снижению чистого кредита расширенному правительству в 2013 – 2015 годах на 1,5 – 1,6 трлн. рублей в год. Объемы государственных заимствований в этом случае могут быть ниже заложенных в бюджетных проектировках. При этом в 2015 году размер Резервного фонда может превысить нормативную величину 7% ВВП.

Основные параметры денежной программы в предстоящий трехлетний период будут определяться развитием  ситуации на внешних рынках, решениями  Банка России в области валютной и процентной политики, соотношением между уровнями процентных ставок на внутреннем и внешнем рынках и  реализацией бюджетной стратегии  Российской Федерации. Поэтому показатели программы не являются жестко заданными  и могут быть уточнены при изменении  экономической конъюнктуры и  отклонении фактических значений от исходных условий фор мирования вариантов развития экономики. В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет применять весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении.

 

 

 

  1. Политика валютного курса.

Основными задачами курсовой политики на 2013 год и период 2014 – 2015 годов станут дальнейшее сокращение прямого вмешательства Банка  России в механизм курсообразования и создание условий для перехода к режиму плавающего валютного курса  к 2015 году.

В 2013 и 2014 годах Банк России продолжит осуществлять курсовую политику, не препятствуя формированию тенденций  в динамике курса рубля, обусловленных  действием фундаментальных макроэкономических факторов, и не устанавливая каких‑либо фиксированных ограничений на уровень курса национальной валюты. При этом в течение данного периода Банк России будет осуществлять повышение гибкости курсообразования постепенно, смягчая процесс адаптации участников рынка к колебаниям валютного курса, вызванным внешними шоками.

 

После перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России предполагает отказаться от использования  операционных ориентиров курсовой политики, связанных с уровнями валютного  курса. В то же время даже после  перехода к указанному режиму Банк России допускает возможность проведения интервенций на внутреннем валютном рынке, объемы которых будут определяться с учетом конъюнктуры денежного  рынка.

Повышение гибкости курсообразования приведет к увеличению значимости для  формирования ситуации на внутреннем валютном рынке рыночных факторов, в том числе трансграничных потоков  капитала. Капитальные потоки могут  быть подвержены резким колебаниям вслед  за изменением настроений участников российского и мировых финансовых рынков и с трудом поддаются прогнозированию. Следствием этого, а также результатом отказа от использования курсовых операционных ориентиров станет рост неопределенности динамики курса рубля в среднесрочной перспективе. В данных условиях возрастет значение управления курсовым риском экономическими агентами, как в реальном, так и в финансовом секторе.

 

 

 

 

  1. Фискальная политика.

1)Основные цели и задачи бюджетной политики на 2011-2013 годы и дальнейшую перспективу.

Бюджетная политика как составная  часть экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий  для повышения ее эффективности  и конкурентоспособности, долгосрочного  устойчивого развития, на улучшение  инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.

Необходимо ясное понимание  последствий реализации любых мер  бюджетной политики с точки зрения их влияния на темпы продвижения  к достижению поставленных целей.

Новые расходные обязательства  должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности  и при наличии ресурсов для  их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений.

Исходя из этого, необходимо решение следующих задач.

 1.Обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает в том числе сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции. 

Необходимо сокращать в 2013 году дефицит федерального бюджета не менее чем в два раза по сравнению с уровнем 2009 года.

В среднесрочной перспективе  следует ограничить использование  нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти.

2.Координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования.

Стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным  планированием, отсутствует достоверная  оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных, нормативного регулирования) во взаимосвязи с  их ролью в достижении поставленных целей государственной политики, а также оценка всех длящихся расходных  обязательств.

Предстоит трезво оценить  приоритетность стратегических задач, сопоставив их с реальными возможностями. Только комплексный подход к принятию стратегических решений, в полной мере учитывающий уроки кризиса, новые внутренние и внешние условия развития российской экономики, позволит перераспределить ресурсы в пользу эффективных направлений государственной политики.

Для разработки долгосрочной бюджетной стратегии потребуется  расширение горизонта и повышение  надежности экономических прогнозов, которые должны быть основаны на разумных оценках конъюнктурных параметров и макроэкономических показателей, зависящих от бюджетных расходов.

Информация о работе Макроэкономические показатели