Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках в закрытой и открытой экономиках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 23:52, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данной работы является расчёт и анализ макроэкономических показателей, а также определение условия общего макроэкономического равновесия. Кроме этого необходимо выделить следующие задачи работы:
измерение результатов экономической деятельности;
безработица как часть экономики страны, её виды и способы определения, взаимосвязь с инфляцией;
модели равновесия на товарном рынке, определение равновесных величин и их взаимосвязей;
фискальная политика и её влияние на экономику;
макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынке.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………4
Расчет макроэкономических показателей и определение взаимосвязи между ними………………………………………………………………………..6
Расчет валового внутреннего продукта (ВВП) и других показателей системы национальных счетов…………………………………………6
Влияние циклической безработицы на величину ВВП………………11
Определение взаимосвязи между уровнем инфляции
и безработицы………………………………………………………….12
Макроэкономическое равновесие на товарном рынке
и его регулирование…………………………………………………………17
Определение равновесного уровня национального дохода (ВВП). Мультипликатор автономных расходов…………………………..…..17
Макроэкономическая политика и её влияние на
равновесие товарного рынка……………………………...……………24
Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках в закрытой и открытой экономиках……………………………………………..34
Вывод кривых IS и LM и условия равновесия
в модели IS-LM……………………………………………………….…34
Макроэкономическая политика в модели IS-LM………………….…..40
Заключение………………………………………………………………………….46
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 295.19 Кб (Скачать файл)

 ,                                               (2.5)

а поскольку мультипликатор расходов m, равный всегда больше 1, то рецессионный разрыв выпуска больше рецесионного разрыва расходов.

Противоположная ситуация, при  которой  фактический равновесный выпуск Y превышает выпуск полной занятости (потенциальный ВВП) Y*, т.е. Y2 > Y*, известна как инфляционный разрыв выпуска, что в кейнсианской модели является следствием инфляционного разрыва расходов, т.е. избыточности совокупных расходов. Для возвращения к потенциальному объему выпуска необходимо сократить совокупные планируемые расходы. Эта ситуация представлена на рис.2.3(б). Инфляционный разрыв выпуска равен ΔY, а инфляционный разрыв расходов равен ΔЕр, причем ΔY – это мультиплицорованная величина ΔЕр. Чтобы ликвидировать инфляционный разрыв, планируемые расходы должны быть уменьшены на ΔЕр, что соответствует сдвигу кривой планируемых расходов от Ер1 до Ер2.

Задания 2.1

Экономику страны характеризуют  следующие показатели

    Таблица 2.1 - Макроэкономические показатели

Показатели

Данные

Автономное потребление (Са)

150

Предельная склонность к потреблению (МРС)

0.75

Автономные инвестиции (Iа)

110

Государственные закупки товаров  и услуг (G)

60

Автономные налоги (Тa)

70

Ставка пропорционального налога (t)

0.15

Трансферты (TR)

10


1) Определить равновесный уровень дохода.

По формуле (2.3) найдем равновесный уровень дохода

Y = 150 + 0.75*(Y – 70 – Y*0.15 + 10) + 110 + 60;

0.3625*Y = 275;

Y = 758,62 (млрд. руб.).

Равновесный уровень дохода в данной ситуации составит 758,62 (млрд. руб.).

2) Определить, совпадает ли потенциальный уровень ВВП с равновесным. Определить характер разрыва в экономике, и найти его величину. Показать ситуацию графически.

Из раздела  1 известно, что потенциальный объем ВВП составляет 581 млрд. руб., а равновесный объем – 758,62 млрд. руб.  Потенциальный и равновесный уровни ВВП не совпадают.

Так как  равновесный объём выпуска превышает  выпуск полной занятости, то наблюдается инфляционный разрыв в экономике. При этом сокращение равновесного совокупного дохода ∆Y составляет:

∆Y = Y* – Y

∆Y = 581 – 758,62 = - 177,62 (млрд. руб.) – инфляционный разрыв доходов.

Найдем мультипликатор автономных расходов по формуле (2.4):

 

Выразим инфляционный разрыв расходов из формулы (2.5):

 

Найдем Е1 как фактические расходы:

 

Найдем  как разницу между :

 

Y1 = Y = 758,62 (млрд. руб.)

Y2 = Y* = 581 (млрд. руб.)

Вычислим наклон линии Ep2:

Изобразим ситуацию графически, используя рисунок 2.3(б):

 



 


 

 

 

 

 

Рис. 2.4. –  Инфляционный разрыв, вариант 2

 

3) Определить равновесные величины потребления и сбережений домашних хозяйств.

Определим равновесный уровень потребления по формуле (2.2):

(млрд.руб.)

Равновесный уровень сбережения найдем как

S = Y – C

S = 758,62 – 588,62= 170(млрд.руб.)

4) В связи с усилением экономической нестабильности предельная склонность к сбережению домохозяйств увеличивается на 10%, как это повлияет на равновесный ВВП? Что произойдет с кривой планируемых расходов? Показать на графике.

Предельную склонность к сбережению выразим как

MPS = 1 – MPC ,

тогда

MPS = 1 – 0.75 = 0.25

После увеличения MPS на 10%:

MPS1 = 0.25 · 1.1 = 0.275;

MPC1 = 1 – 0.275 = 0.725;

Y2 = 150 + 0.725*(Y2 – 70 – Y2*0,15 + 10) + 110 + 60;

0.38375*Y2 = 276,5; 

Y2 = 720,5212 (млрд.руб.);

ΔY = 720,5212 – 758,62 = -38,0988 (млрд.руб.).

Найдем мультипликатор автономных расходов

 

(млрд.руб.)             

Вычислим наклон Ep2:

Покажем изменение уровня равновесия графически:  

Y1= Y = 758,62 (млрд.руб.)

Y2=720,5212 (млрд.руб.)

Кривая планируемых расходов сдвигается вниз из положения Ep1 до Ep2.

 






 

 

 

 

Рис. 2.5 - Равновесный объём производства.

Равновесный ВВП сократился на 38,0988 млрд. руб. Поворот кривой планируемых расходов – по часовой стрелке на 0,88°.

 

2.2 Макроэкономическая  политика и ее влияние на  равновесие товарного рынка.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — меры, которые предпринимаются правительством с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и (или) расходов государственного бюджета. Налоги, трансферты и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. В зависимости от характера использования прямых и косвенных финансовых методов различают дискреционную и недискреционную фискальную политику.

Под дискреционной  фискальной политикой понимается целенаправленное изменение величины трансфертов, государственных закупок и налогов с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Выделяют два вида дискреционной  политики: стимулирующую и сдерживающую.

Стимулирующая бюджетно-налоговая  политика (фискальная экспансия) осуществляется в период спада,  депрессии, включает повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета.

Сдерживающая  бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку госбюджета. Имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер.

Недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. "Встроенные" (автоматические) стабилизаторы – инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых способно стабилизировать экономику, воздействуя на уровень деловой активности.

Мультипликатор госзакупок

Государственный закупки (G) – это спрос правительства на товары и услуги. Они соответствуют части госрасходов. Влияние госзакупок на экономику можно рассматривать как разновидность инъекций, величина которых не зависит от дохода.

 

 

Рисунок 2.6 – Стимулирующая фискальная политика госзакупок в кейнсианской модели

 

Изменение дохода в этом случае составит

                                                (2.6)

Выражение, стоящее перед госзакупками , рассматривается как мультипликатор госзакупок mG:

                                                (2.7)

Мультипликатор  госзакупок показывает, что прирост  госзакупок порождает прирост ВВП в мультипликативном размере.

Мультипликатор трансфертов

Трансферты, или социальные выплаты (TR) – это безвозмездные социальные платежи, которые осуществляются без соответствующего предоставления их получателями каких-либо товаров и услуг. Выплата TR населению преследует целью выравнивание доходов граждан, социальную защиту малоимущих и многодетных, инвалидов и временно безработных.

Мультипликатор  социальных трансфертов рассчитывается аналогично мультипликатору налогов, за исключением отрицательно знака, так как уровень социальных трансфертов и уровень связаны прямо, а не обратно пропорциональной зависимостью:

                                                  (2.8)

Мультипликатор трансфертов показывает, во сколько раз увеличение (снижение) объема национального производства превысит рост (уменьшение) трансфертных выплат населению.

Мультипликатор налогов

Налогам (I) отводится роль фактора, влияющего на темпы развития экономики. Согласно кейнсианскому подходу, применение налогов как важного инструмента фискальной политики может стимулировать деловую и инвестиционную активность.

 


Рисунок 2.7 –Влияние изменения ставки аккордного налога на ВВП в кейнсианской модели

 

Из  рис. 2.7 следует, что увеличение величины налоговых сборов аккордного типа с Т1 до Т2 приводит к снижению уровня располагаемого дохода на эту величину и, следовательно, к снижению совокупного спроса с AD1 до AD2. В результате равновесный объем национального производства снижается.

Изменение дохода составит:

,                                        (2.9)

где                        – мультипликатор налогов.        (2.10)

Знак «–» в числителе показывает, что между динамикой ВВП и  уровнем налоговых сборов аккордного типа существует обратно пропорциональная зависимость.

Задания 2.2

Использую данные п.2.1 определить:

1) как правительство должно изменить величину своих расходов для достижения потенциального уровня ВВП (при прочих равных условиях). Обосновать правительственную политику и ответить на вопросы:

    • что произойдет с кривой планируемых расходов (покажите графически)?
    • какова величина мультипликатора государственных расходов?
    • как изменится сальдо государственного бюджета?

Чтобы был  достигнут потенциальный уровень  ВВП, уровень дохода должен уменьшиться: ΔY = Y* - Y

ΔY = - 177,62 млрд.руб.             

Найдем мультипликатор госзакупок по формуле (2.7):

 

Из формулы (2.6) выразим ΔG

 (млрд.руб)

Таким образом, для достижения потенциального уровня ВВП правительство должно уменьшить государственные расходы на 64,38725 млрд. руб.

Покажем ситуацию на графике:

E1 = 320 (млрд. руб.)

E2 = 255,61(млрд. руб.)

 

Рисунок 2.8 - Смещение кривой планируемых расходов при изменении государственных расходов

Доходы госбюджета = T + t*Y

Расходы госбюджета = G + TR

Сальдо  госбюджета найдем по формуле

σ = Доходы госбюджета - Расходы госбюджета

До  вмешательства правительства:

σ1 = (70 + 0.15*758,62) – (60 + 10)  = 113,793 (млрд. руб.)

Таким образом, в экономике наблюдается профицит государственного бюджета.

После вмешательства правительства: 

σ 2 = 178,180025 (млрд. руб.)

Δ σ = σ2 – σ1

Δ σ = 178,180025 – 113,793 = 64,387 (млрд. руб.).

Отметим, что при уменьшении размера государственных  расходов на млрд. руб. сальдо государственного бюджета увеличится на 64,387 млрд. руб. и в экономике наблюдается профицит государственного бюджета.

Для достижения потенциального уровня ВВП, который  составляет 581 млрд. руб., правительство должно изменить расходы (при прочих равных условиях).

 

2) как должны измениться налоговые поступления для достижения потенциального ВВП (при прочих равных условиях). Обоснуйте

политику правительства и ответьте на вопросы:

  • что произойдет с кривой планируемых расходов (покажите на графике)?
  • какова величина мультипликатора налогов?
  • как изменится сальдо государственного бюджета?

По формуле (2.10) найдем мультипликатор налогов :

 

Из формулы (2.9) выразим ΔT :

 

Таким образом, для достижения потенциального уровня ВВП правительство должно увеличить налоги  на 84,8497 млрд. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

Покажем ситуацию на графике:


Рис. 2.9- Смещение кривой планируемых расходов при изменении налогов.

Определим, как изменилось сальдо государственного бюджета 

после вмешательства  правительства:

 

 

σ2= 199,6427 (млрд. руб.)

Δ σ = 199,6427 – 113,793 = 85,85 (млрд. руб.)

Отметим, что при увеличении налогов на 84,8497 млрд. руб. сальдо государственного бюджета увеличится на 84,85 млрд. руб. и в экономике наблюдается профицит государственного бюджета.

в) как должны измениться трансферты для достижения потенциального ВВП (при прочих равных условиях). Обоснуйте политику правительства и ответьте на вопросы:

  • что произойдет с кривой планируемых расходов (покажите на графике)?
  • какова величина мультипликатора трансфертов?
  • как изменится сальдо государственного бюджета?

Найдем мультипликатор трансфертов по формуле (2.8):

 

Изменение трансфертов  найдем как:

 

(млрд.руб)

Таким образом, для достижения потенциального уровня ВВП правительство должно уменьшить трансфертные платежи  на 85,8497 млрд. руб.

Покажем ситуацию на графике:

 

    


Рис.2.10 - Смещение кривой планируемых расходов для достижения потенциального уровня ВВП при изменении трансфертов.

 

Определим, как изменилось сальдо государственного бюджета после вмешательства правительства:

 

 

σ2=167,94 (млрд. руб.);

Δ σ = 167,94 – 113,79 = 54.15 (млрд. руб.);

При уменьшении размера трансфертных платежей на 85,85 млрд. руб. сальдо государственного бюджета увеличится на 54.15 млрд. руб. и в экономике наблюдается профицит государственного бюджета.

Правительство проводит сдерживающую фискальную политику. Наиболее эффективной фискальной мерой является изменение величины государственных закупок, так как эта величина имеет прямое влияние на величину совокупного дохода, а не косвенное, в отличие от налогов и трансфертных платежей.

Информация о работе Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках в закрытой и открытой экономиках