Макроэкономическое равновесие в классической модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Основной целью работы является изучение вопросов макроэкономического равновесия в трактовке представителей классической школы экономической мысли. Для достижения данной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
• Изучены методологические основы классической теории;
• Рассмотрены особенности подходов к рассмотрению товарного рынка в классической модели;
• Проанализирован подход ученых-классиков изучению рынка труда;
• Рассмотрен денежный рынок в интерпретации представителей классической школы;
• Представлена классическая модель общего экономического равновесия.

Файлы: 1 файл

Doc1.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

                                                                ВВЕДЕНИЕ

 

    Классическая теория представляет собой наиболее представительное экономическое учение, имеющее глубокие исторические корни, получившее широкое распространение и признание в научной среде. Развитие положений классической теории нашли свое отражение в работах А.Смита, Т.Мальтуса, Д.Рикардо, Д.С.Милля, А.Маршалла и А.Пигу и др.

   Классическая теория прочно заняла свое место в истории экономической науки и до сих пор некоторые их идеи актуальны, что безусловно говорит об их ценности для экономической науки.

    В работах  классической экономической школы  впервые начали исследоваться  вопросы макроэкономического равновесия. Основные положения этого явления  в экономической жизни заключаются в том, что существует совокупная пропорциональность между: ресурсами и их использованием; факторами производства и результатами их использования; совокупным производством и совокупным потреблением; совокупным предложением и совокупным спросом; материально-вещественными и финансовыми потоками. Из этого следует что, макроэкономическое равновесие предполагает стабильное использование их интересов во всех сферах национальной экономики.

   Такое равновесие  – это экономический идеал:  без банкротств и стихийных бедствий, без социально-экономических потрясений. В экономической теории макроэкономическим идеалом является построение моделей общего равновесия экономической системы.

   При характеристике  индивидуальных рынков определялось  состояние рыночного равновесия, которое находилось в точке пересечения кривых спроса и предложения. Макроэкономический подход требует характеристики равновесного уровня цен и реального  равновесного объема национального производства.

   В классической  экономической теории экономика  обладает способностью к саморегулированию и полному использованию своих ресурсов, а любое производство организуется для того, чтобы увеличить потребление. Классическая модель - это модель, изучающая экономику со стороны совокупного предложения. Основным рынком выступает ресурсный рынок, и, в первую очередь, рынок труда. Совокупный спрос всегда соответствует совокупному предложению.

   Большое значение  положений классической теории  по вопросам функционирования  различных рынков, механизмов регулирования  экономики для современной экономической теории определило актуальность темы.

   Основной целью  работы является изучение вопросов  макроэкономического равновесия  в трактовке представителей классической  школы экономической мысли. Для  достижения данной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:

•    Изучены методологические основы классической теории;

•    Рассмотрены  особенности подходов к рассмотрению товарного рынка в классической модели;

•    Проанализирован  подход ученых-классиков изучению рынка  труда;

•    Рассмотрен денежный рынок в интерпретации  представителей классической школы;

•    Представлена классическая модель общего экономического равновесия.

 

                 

 

               

 

 

             

 

                1. Методологические основы классической модели.

 

    Рассматривая  основы классической теории, важно  уточнить, прежде всего, понятие  классической школы. Термин «экономисты-классики»  в научный оборот впервые ввел  К. Маркс, имея в виду главным  образом научные изыскания А.  Смита и Д. Риккардо. Однако позже западные ученые стали трактовать этот термин гораздо шире, включив в состав представителей «классической школы» Ж.-Б. Сэя, Т. Мальтуса, Н. Сениора, Дж. Милля, А. Маршалла, Ф. Эджуорта, А. Пигу. .  Сэй исходил из предположения, что рост производства создает для себя соответствующий рост спроса, так как стоимость продукции образует ту же сумму доходов, которые полностью расходуются на покупку произведенной продукции. Поэтому совокупный спрос всегда должен быть равен совокупному предложению и общее перепроизводство или недопроизводство невозможны. Если обладатели доходов меньше тратят на текущее потребление, то больше тратят на инвестиции, или наоборот, и совокупный спрос соответствует величине стоимости произведенной продукции.

 

   Во второй половине XIX в. классическая экономическая теория была развита и усовершенствована представителями нескольких школ неоклассического направления. Обычно выделяют три школы: австрийскую (К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер), лозаннскую (Л. Вальрас, В. Парето), англо-американскую (А. Маршалл, Дж. Кларк). Неоклассиками была  развита теорию зависимости  между процентной ставкой, инвестициями и сбережениями, а также между  средним уровнем реальной зарплаты и количеством занятых работников при фундаментальном предположении об эластично изменяющихся ценах и зарплате. На этой основе они стремились показать, что какое-либо отклонение от состояния общего равновесия в условиях совершенной конкуренции тотчас же приводит в движение механизмы его восстановления.

   Рассмотрим  более подробно принципы функционирования этих механизмов. Реальная  процентная ставка – это процентная ставка, действующая в коммерческих банках, скорректированная с учетом инфляции. Как инвестор, так и тот, кто осуществляет сбережение, руководствуются в своих решениях изменениями уровня реальной процентной ставки.

     Если  реальная  процентная ставка снижается,  тогда предприниматели предъявляют   больший спрос на кредит и  тем  самым больший спрос  на инвестиционные блага. Противоположное  явление возникает, когда реальная процентная ставка растет. Тогда кредит становится более дорогим для предпринимателей и наступает сжатие инвестиционных расходов.

    Когда реальная процентная  ставка снижается, сбережения  также снижаются. Домашние хозяйства  стремятся тогда больше тратить на потребление. Неоклассики рассматривают процент как цену, которая является вознаграждением за отказ от текущего потребления. Когда текущая процентная ставка растет, тогда люди стремятся большую часть доходов сберегать, чем тратить на потребление.

     Развитие  неоклассиками  теории эластичных цен  и  зарплаты; процентной ставки, устраняющей  расхождения между сбережениями  и инвестициями; функциональной  зависимости между уровнем реальной  зарплаты, предельной производительностью  и спросом, предложением труда укрепляли аргументацию Сэя, что совокупное предложение всегда создает себе соответствующий спрос и поэтому в экономике полностью используются производственные возможности.

     Каким образом неоклассики  подтверждали правильность своей концепции макроравновесия  в сопоставлении ее с самым  глубоким экономическим кризисом 1929-33 годов. Они утверждали; что кризис был спровоцирован неразумной денежной политикой. Центральный банк, стремясь сдержать рост цен, значительно ограничил предложение денег. Это обусловило большее снижение цен по сравнению со снижением номинальной зарплаты и в результате реальная зарплата в период кризиса начала расти. В этих условиях предприниматели не были заинтересованы в росте производства и занятости, так как реальная зарплата была выше предельной производительности труда. Следовательно, слишком высокая реальная зарплата стала причиной глубокого экономического кризиса.

     Классическое  предложение  характеризуется тем, что стремление  наращивать объем производства в условиях полной занятости и загрузки производственных мощностей приводит к неизменному уровню объема производства и росту среднего уровня цен. Если одни предприятия будут наращивать объем производства, то для этого им потребуется больше ресурсов. В условиях отсутствия резервов их увеличения они вынуждены для их получения назначить им более высокую цену. Другие же предприятия вынуждены будут снизить объем производства в результате подорожания факторов производства.

     Классическая  модель  общего экономического равновесия (ОЭР) представляет собой некоторое  синтезированное изложение взглядов экономистов классической школы  с использованием современного терминологического аппарата.

     Классическая  модель  общего макроэкономического равновесия  базируется на основных постулатах классической концепции, а именно:

     1. Экономика представляется  как экономика совершенной конкуренции  и является саморегулируемой  в силу абсолютной гибкости  цен, рационального поведения  субъектов и в результате действия  автоматических стабилизаторов. На рынке капитала встроенным стабилизатором является гибкая ставка процента, на рынке труда – гибкая ставка номинальной зарплаты.

     Саморегулируемость  экономики означает, что равновесие  на каждом из рынков устанавливается  автоматически, а любые отклонения от равновесного состояния вызываются случайными факторами и являются временными. Система встроенных стабилизаторов позволяет экономике самостоятельно, без вмешательства со стороны государства, восстановить нарушенное равновесие.

     2. Деньги служат счетной  единицей и посредником в товарных  сделках, но не являются богатством, то есть не имеют самостоятельной  ценности (принцип нейтральности  денег). В результате рынки денег  и благ не являются взаимосвязанными  и при анализе денежный сектор,  отделяется от реального, к которому классическая школа относит рынки благ, капитала (ценных бумаг) и труда.

     Деление экономики  на два сектора получило название  классической дихотомии. В соответствии  с этим утверждается, что в  реальном секторе определяются реальные переменные и относительные цены, а в денежном секторе – номинальные переменные и абсолютные цен                                     

    3. Занятость  в силу саморегулирования рынка  труда представляется как полная, а безработица может быть только естественной. При этом рынок труда играет ведущую роль в формировании условий общего макроэкономического равновесия в реальном секторе экономики.

   Рассмотрим неоклассические школы.   Представители австрийской школы использовали в экономическом анализе субъективно-психологический подход, сыгравший огромную роль в дальнейшем развитии экономической теории, в том числе в разработке моделей макроэкономического равновесия. Первым, кто наиболее широко использовал психологические мотивы в поведении экономических субъектов для построения макроэкономической теории, был Дж. Кейнс.

    Основное направление анализа лозаннской школы – исследование общего равновесия, которое охватывает все рынки и в рамках которого определяются все цены на товары и факторы производства, все объемы производства товаров и предложение факторов производства. Наиболее видный представитель этой школы – Л. Вальрас, которого Й. Шумпетер назвал «величайшим из всех экономистов», сформулировал закон, получивший его имя (закон Вальраса), согласно которому если при данных n рынках n-1 рынков находятся в состоянии равновесия, то и последний рынок должен также находиться в равновесии, поскольку не может существовать излишек спроса или предложения на товары (включая деньги).

   Англо-американская школа состоит из двух самостоятельных школ. Наиболее значительной является, безусловно, английская школа, представленная А. Маршаллом. Фундаментальная идея работ А. Маршалла состоит в том, что спрос и предложение определяют равновесные рыночные цены. А. Маршалл критиковал и классическую, и австрийскую школы, утверждая, что обе они страдают односторонним взглядом на формирование цены. Он обосновал, что и полезность, которой первостепенное значение придавали австрийские экономисты, и издержки производства, находившиеся в центре внимания классической теории цены, играют важную роль в механизме рыночного ценообразования. Однако в его модели цена товара определяется силами спроса и предложения, действующими как «два лезвия ножниц». За спросом стоит предельная полезность, определяющая цену спроса покупателей, а за предложением – предельные усилия и потери, определяющие цену предложения продавцов. При анализе издержек А. Маршалл разделял «денежные издержки производства» и «реальные издержки производства», а вторые определял как антиполезность (тягость) труда и потери или ожидания, связанные с получением капитала. Он впервые ввел в экономическую науку понятие эластичности спроса для описания чувствительности спроса на товар к изменениям цены. Его заслугой было также выделение принципиально различных периодов времени, в течение которых действуют силы, стремящиеся установить равновесие, и четко сформулировал неоклассический принцип организации хозяйственной жизни: экономика должна развиваться вне политических влияний, вне государственного вмешательства.

   Американская школа представлена, прежде всего, Дж. Кларком, которого  иногда называют американским  маржиналистом за самостоятельно  разработанную теорию предельной  производительности факторов и  использование ее при исследовании распределения богатства в обществе. Согласно его концепции распределение общественного дохода регулируется «естественным законом», воздающим представителям каждой из социальных групп в соответствии с «принципом справедливости».

Фундаментальным постулатом докейнсианской экономической теории – «классической теории», по определению Дж. Кейнса, было утверждение, что экономика всегда тяготеет к естественному уровню реального выпуска продукции.

    Таким образом, классики предполагали, что рыночные механизмы в состоянии обеспечить долгосрочное общее экономическое равновесие, определяемое доступными ресурсами, технологией, а также желанием работать, т.е. условиями, которые определяют границу производственных возможностей экономической системы. В высшей точке делового цикла экономика могла несколько превысить границу производственных возможностей, что было отчасти следствием использования сверхурочной рабочей силы, а отчасти – отрицательным значением циклической безработицы. В периоды спада экономика достигает параметров, величины которых меньше предусматриваемых границей ее производственных возможностей, но это временные трудности.

Информация о работе Макроэкономическое равновесие в классической модели