Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 18:40, курсовая работа
Основной целью работы является изучение вопросов макроэкономического равновесия в трактовке представителей классической школы экономической мысли. Для достижения данной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
• Изучены методологические основы классической теории;
• Рассмотрены особенности подходов к рассмотрению товарного рынка в классической модели;
• Проанализирован подход ученых-классиков изучению рынка труда;
• Рассмотрен денежный рынок в интерпретации представителей классической школы;
• Представлена классическая модель общего экономического равновесия.
Классическая теория представляет собой наиболее представительное экономическое учение, имеющее глубокие исторические корни, получившее широкое распространение и признание в научной среде. Развитие положений классической теории нашли свое отражение в работах А.Смита, Т.Мальтуса, Д.Рикардо, Д.С.Милля, А.Маршалла и А.Пигу и др.
Классическая теория прочно заняла свое место в истории экономической науки и до сих пор некоторые их идеи актуальны, что безусловно говорит об их ценности для экономической науки.
В работах
классической экономической
Такое равновесие – это экономический идеал: без банкротств и стихийных бедствий, без социально-экономических потрясений. В экономической теории макроэкономическим идеалом является построение моделей общего равновесия экономической системы.
При характеристике
индивидуальных рынков
В классической
экономической теории
Большое значение положений классической теории по вопросам функционирования различных рынков, механизмов регулирования экономики для современной экономической теории определило актуальность темы.
Основной целью
работы является изучение
• Изучены методологические основы классической теории;
• Рассмотрены особенности подходов к рассмотрению товарного рынка в классической модели;
• Проанализирован подход ученых-классиков изучению рынка труда;
• Рассмотрен денежный рынок в интерпретации представителей классической школы;
• Представлена классическая модель общего экономического равновесия.
1. Методологические основы классической модели.
Рассматривая
основы классической теории, важно
уточнить, прежде всего, понятие
классической школы. Термин «
Во второй половине XIX в. классическая экономическая теория была развита и усовершенствована представителями нескольких школ неоклассического направления. Обычно выделяют три школы: австрийскую (К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер), лозаннскую (Л. Вальрас, В. Парето), англо-американскую (А. Маршалл, Дж. Кларк). Неоклассиками была развита теорию зависимости между процентной ставкой, инвестициями и сбережениями, а также между средним уровнем реальной зарплаты и количеством занятых работников при фундаментальном предположении об эластично изменяющихся ценах и зарплате. На этой основе они стремились показать, что какое-либо отклонение от состояния общего равновесия в условиях совершенной конкуренции тотчас же приводит в движение механизмы его восстановления.
Рассмотрим более подробно принципы функционирования этих механизмов. Реальная процентная ставка – это процентная ставка, действующая в коммерческих банках, скорректированная с учетом инфляции. Как инвестор, так и тот, кто осуществляет сбережение, руководствуются в своих решениях изменениями уровня реальной процентной ставки.
Если реальная
процентная ставка снижается,
тогда предприниматели
Когда реальная процентная
ставка снижается, сбережения
также снижаются. Домашние
Развитие неоклассиками
теории эластичных цен и
зарплаты; процентной ставки, устраняющей
расхождения между
Каким образом неоклассики
подтверждали правильность
Классическое предложение
характеризуется тем, что
Классическая модель общего экономического равновесия (ОЭР) представляет собой некоторое синтезированное изложение взглядов экономистов классической школы с использованием современного терминологического аппарата.
Классическая модель
общего макроэкономического
1. Экономика представляется
как экономика совершенной
Саморегулируемость
экономики означает, что равновесие
на каждом из рынков
2. Деньги служат счетной
единицей и посредником в
Деление экономики
на два сектора получило
3. Занятость
в силу саморегулирования
Рассмотрим неоклассические школы. Представители австрийской школы использовали в экономическом анализе субъективно-психологический подход, сыгравший огромную роль в дальнейшем развитии экономической теории, в том числе в разработке моделей макроэкономического равновесия. Первым, кто наиболее широко использовал психологические мотивы в поведении экономических субъектов для построения макроэкономической теории, был Дж. Кейнс.
Основное направление анализа лозаннской школы – исследование общего равновесия, которое охватывает все рынки и в рамках которого определяются все цены на товары и факторы производства, все объемы производства товаров и предложение факторов производства. Наиболее видный представитель этой школы – Л. Вальрас, которого Й. Шумпетер назвал «величайшим из всех экономистов», сформулировал закон, получивший его имя (закон Вальраса), согласно которому если при данных n рынках n-1 рынков находятся в состоянии равновесия, то и последний рынок должен также находиться в равновесии, поскольку не может существовать излишек спроса или предложения на товары (включая деньги).
Англо-американская школа состоит из двух самостоятельных школ. Наиболее значительной является, безусловно, английская школа, представленная А. Маршаллом. Фундаментальная идея работ А. Маршалла состоит в том, что спрос и предложение определяют равновесные рыночные цены. А. Маршалл критиковал и классическую, и австрийскую школы, утверждая, что обе они страдают односторонним взглядом на формирование цены. Он обосновал, что и полезность, которой первостепенное значение придавали австрийские экономисты, и издержки производства, находившиеся в центре внимания классической теории цены, играют важную роль в механизме рыночного ценообразования. Однако в его модели цена товара определяется силами спроса и предложения, действующими как «два лезвия ножниц». За спросом стоит предельная полезность, определяющая цену спроса покупателей, а за предложением – предельные усилия и потери, определяющие цену предложения продавцов. При анализе издержек А. Маршалл разделял «денежные издержки производства» и «реальные издержки производства», а вторые определял как антиполезность (тягость) труда и потери или ожидания, связанные с получением капитала. Он впервые ввел в экономическую науку понятие эластичности спроса для описания чувствительности спроса на товар к изменениям цены. Его заслугой было также выделение принципиально различных периодов времени, в течение которых действуют силы, стремящиеся установить равновесие, и четко сформулировал неоклассический принцип организации хозяйственной жизни: экономика должна развиваться вне политических влияний, вне государственного вмешательства.
Американская школа
Фундаментальным постулатом докейнсианской экономической теории – «классической теории», по определению Дж. Кейнса, было утверждение, что экономика всегда тяготеет к естественному уровню реального выпуска продукции.
Таким образом, классики предполагали, что рыночные механизмы в состоянии обеспечить долгосрочное общее экономическое равновесие, определяемое доступными ресурсами, технологией, а также желанием работать, т.е. условиями, которые определяют границу производственных возможностей экономической системы. В высшей точке делового цикла экономика могла несколько превысить границу производственных возможностей, что было отчасти следствием использования сверхурочной рабочей силы, а отчасти – отрицательным значением циклической безработицы. В периоды спада экономика достигает параметров, величины которых меньше предусматриваемых границей ее производственных возможностей, но это временные трудности.
Информация о работе Макроэкономическое равновесие в классической модели