Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 18:40, курсовая работа
Основной целью работы является изучение вопросов макроэкономического равновесия в трактовке представителей классической школы экономической мысли. Для достижения данной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
• Изучены методологические основы классической теории;
• Рассмотрены особенности подходов к рассмотрению товарного рынка в классической модели;
• Проанализирован подход ученых-классиков изучению рынка труда;
• Рассмотрен денежный рынок в интерпретации представителей классической школы;
• Представлена классическая модель общего экономического равновесия.
С другой
стороны, при установленном
Нейтральность
денег наиболее полно
В случае роста реальной кассы излишнюю наличность субъекты начинают обменивать на блага, увеличивая потребительские расходы и совокупный спрос, в случае снижения реальной кассы совокупный спрос уменьшается. А так как в условиях полной занятости совокупное предложение жестко фиксировано относительно уровня естественного выпуска, то единственно возможной его реакцией на изменение совокупного спроса будет соответствующее изменение уровня цен Цены же в классической концепции абсолютно гибкие, и поэтому такая реакция совокупною предложения на колебания спроса происходит моментально.
Гибкость
цен распространяется не
Для представителей
Следует отметить,
что классики рассматривали
Представители классического
направления разработали
Таким образом, рыночный механизм в теории классиков сам способен исправлять дисбалансы, возникающие в масштабах национальной экономики и вмешательство государства оказывается ненужным. Принцип невмешательства государства — это макроэкономическая политика классиков, и рекомендации современных экономистов — сторонников неоклассического направления базируются на выводах классической школы.
Графическая
интерпретация общего
В третьем квадранте нижней части рисунка отображен процесс формирования равновесия на рынке труда, где устанавливаются равновесные значения ставки реальной зарплаты w* и занятости N*.
В четвертом квадранте определяется равновесное значение национального дохода у* путем проецирования равновесного значения N* на производственную функцию.
Равновесное значение у* определяет функцию совокупного предложения. Функция совокупного спроса выводится из количественного уравнения обмена: у = (Mv) / P.
Изменение количества денег влияет только на номинальные переменные, изменяя текущий уровень цен Р. Соответственно графики AD и W сдвигаются от начала координат при росте денежной массы и наоборот при ее уменьшении.
В верхней части
рисунка отображен процесс
Итак, формирование условий ОЭР в классической модели происходит по принципу саморегулирования, без вмешательства государства, что обеспечивается тремя встроенными стабилизаторами: гибкими ценами, гибкой номинальной ставкой зарплаты и гибкой ставкой процента. При этом денежный и реальный сектор независимы друг от друга.
Классическая модель равновесия
В основе классической модели лежит закон французского экономиста Ж.Б. Сэя, согласно которому само производство товаров создает доход, равный стоимости произведенных товаров. Предложение порождает свой собственный спрос.
Классическая модель описывает поведение экономики в долгосрочном периоде. Анализ совокупного предложения строится исходя из следующих условий:
* объем выпуска зависит только от количества факторов производства и технологии и не зависит от уровня цен;
* изменения в факторах производства и технологии происходят медленно;
* экономика функционирует в условиях полной занятости факторов производства, следовательно, объем выпуска равен потенциальному;
* цены и номинальная зарплата – гибкие, их изменения поддерживают равновесие на рынках.
Согласно взглядам сторонников классического направления, совокупный спрос предопределяется денежной массой, т.е. количеством денег и их покупательной способностью. Величина AS имеет фиксированный характер, предопределяемый масштабами имеющихся в обществе ресурсов. Она не зависит ни от цен, ни от спроса. Задача в том, чтобы поддержать на стабильном уровне предложение денег.
Рис.2.7. Классическая теория общего равновесия
При данном уровне совокупного спроса (AD) увеличение массы денег вызовет инфляцию и приведет к смещению кривой AD вправо в положение AD’. Равновесие установится в точке Р. Увеличение денег приведет к росту AD при данном уровне цен (Рк), который будет превышать AS на величину отрезка KN. Недостаточное предложение благ вызовет рост цен, их уровень сместится вверх (с Рк до Рр) до точки нового равновесия.
Если же при данном уровне совокупного спроса (кривая AD) количество денег сокращается, то AD уменьшается на величину отрезка KM, а кривая AD смещается в положение AD”. Так как предложение превышает спрос, цены начнут снижаться до уровня PL, которому будет соответствовать новое макроэкономическое равновесие (точка L).
Таким образом, у современных представителей классической школы (прежде всего монетаристов) предложение денег является главным фактором, определяющим и совокупный спрос, и уровень цен. При этом любые изменения, происходящие на стороне AD, не влияют ни на занятость, ни на объем производства.
Механизм регулирования равновесия – цены. Позже было отмечено, что домохозяйства осуществляют сбережения, а фирмы – инвестиции. Равновесие AD и AS требовало равновесия сбережений и инвестиций. Оно в свою очередь регулировалось механизмом денежного рынка, и прежде всего % ставкой. Она является инструментом вознаграждения за бережливость. Чем выше уровень % ставок, тем больше будет сберегаться средств, и наоборот, понижение их уровня ведет к свертыванию сбережений и росту потребления.
Классическая теория представляет собой наиболее представительное экономическое учение, имеющее глубокие исторические корни, получившее широкое распространение и признание в научной среде.
Наивысшее развитие классическая теория получила в работах британских ученых Адама Смита и Дэвида Рикардо. В их работах впервые было дано систематическое изложение экономической теории как единой целостной научной дисциплины. Поэтому именно после возникновения классической теории можно говорить об окончании этапа становления экономической теории в целом.
Основные идеи классической школы не стали исторической реликвией и широко используются в современных экономических исследованиях. Вместе с тем они подвергались и подвергаются серьезной критике, поскольку основываются на гипотезах, имеющих вполне очевидные пределы.
В простейшей форме классическая модель подразумевает, что объем производства является функцией занятости ресурсов и технологии производства. Это значит, что деньги не имеют влияния на реальное производство, обладают свойством нейтральности по отношению к реальному сектору экономики. Они оказывают воздействие лишь на номинальные переменные – цены, процентные ставки, денежную заработную плату. Взаимодействуя друг с другом, денежный и товарный рынки приходят в соответствующее равновесие, которое поддерживается через автоматические стабилизаторы. Это дало основание экономистам-классикам, а затем и неоклассикам сделать вывод о нецелесообразности вмешательства государства в работу рыночного механизма с целью воздействовать на развитие экономической конъюнктуры.
В классической макроэкономической модели равновесие складывается только на трех рынках: труда, капитала и благ. На этих рынках встречаются два макроэкономических субъекта: домашние хозяйства и предприниматели.
В результате такого подхода макроэкономика предстает в качестве двух независимых друг от друга секторов: реального и денежного. В этом суть классической дихотомии – системы функционирования двух параллельных рынков: одного – реального, второго – денежного, которые нейтральны по отношению друг к другу.
На каждом рынке имеются спрос и предложение, которые уравниваются между собой при определенной цене. В классической модели проблемы неравенства спроса и предложения не существует - они всегда равны.
Классическая модель общего экономического равновесия представляет собой некоторое синтезированное изложение взглядов экономистов классической школы с использованием современного терминологического аппарата.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агапопа И. И. История
экономической мысли .: 2002 Базылев
Н.И., Базылева М.Н. Экономическая
теория: учебное пособие для студентов.
2. Бартенев С. История экономических учений. 2005.
3. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. 2006.
4. Зубко Н.М., Зубко А.Н. Экономическая теория. 2001
5. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов. 2003
6. История экономического
7. Камаев В.Д. Учебник
по основам экономической
8. Киндук Л.Ф. Экономическая теория. 2006
9. Курс экономической теории: учебник / Под редакцией проф. М.Н. Чепурина.2002
10. Курс экономики / Под ред. Райзберга Б.А 2006.
11. Макконнелл К., Брюс Я. Экономикс, принципы, проблемы и политика. 2000.
12. Микроэкономика:
учебное пособие / И.В. Новикова,
Ю.М. Ясинский, О.А. Тихонов Академия
управления при Президенте
13. Мировая экономика: Учебное пособие / под ред. проф. И.П. Николаева. 2005.
14. Родионов
А.В. Основные положения
15. Ховард К., Журавлева
Г. Принципы экономики
16. Чайка И. История экономических учений 1998
17. Экономическая теория: Пособие для преподават., аспирантов и стажеров / Н.И. Базылев, С.П. Гурко, М.Н. Базылева. 2002
18. Экономическая теория: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.Д. Камаева. 2003
19. Экономическая теория: Пособие для преподавателей, аспирантов и стажеров / Н.И. Базылев, С.П. Гурко, М.Н. Базылева 2002
1 А. Луссе. Краткий курс – Макроэкономика. — СПб: Изд. “Питер”, 2001.
2 То есть, согласно закону Сэя, любое предложение порождает соответствующий спрос
Информация о работе Макроэкономическое равновесие в классической модели