Макроэкономическое равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 17:59, реферат

Описание работы

Отрасль производства, где возрастающая отдача от масштаба настолько высока, что требуется только одна производящая компания в данном регионе, называется естественной монополией.
Общественные блага
- блага, потребление которых доступно одновременно многим людям, обладают свойствами неисключаемости и несоперничества в потреблении.

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Изъяны рыночного экономического механизма 
 
Отрасль производства, где возрастающая отдача от масштаба настолько высока, что требуется только одна производящая компания в данном регионе, называется естественной монополией. 
 
Общественные блага 
- блага, потребление которых доступно одновременно многим людям, обладают свойствами неисключаемости и несоперничества в потреблении. 
 
Внешние эффекты 
- это издержки или выгоды, которые достаются “третьим лицам”, не участвующим в рыночной сделке. То есть внешние эффекты оказывают воздействие на производителей или потребителей, не вовлечённых в процесс купли-продажи данного товара.  
 
Асимметричная информация 
- это неполная информация, неравномерно распределённая информация, просто некачественная информация. 
 
Неполные рынки 
как изъян (несовершенство) рынка представляют собой ситуацию, когда рынок не в состоянии обеспечить какое-то частное благо, даже если издержки при этом меньше, чем цена на это благо. 
 
Макроэкономическая нестабильность 
– это колебания экономической активности (экономические циклы), проявляющиеся в изменениях уровня безработицы, недогрузки производственных мощностей, инфляции, дефицита государственного бюджета, дефицита внешнеторгового баланса в условиях рыночной экономики. 
 
Таблица 1.2. Изъяны рынка и направления государственного вмешательства в экономику

 
Изъян рынка

 
Определение изъяна

 
Примеры

 
Направления 
 
государственного 
 
вмешательства

 
Общественные блага

 
Блага, обладающие свойствами несоперничества, неисключаемости

 
Оборона, уличное освещение

 
Обеспечение благ государством

 
Внешние эффекты

 
Воздействие рыночных сделок на третьи лица, недоучёт издержек или полезности благ в цене блага

 
Загрязнение окружающей среды, вакцинация

 
Налоги или государственные субсидии 

 
Асимметричная информация

 
Стороны в сделке (покупатели и продавцы) имеют различную информацию

 
Здравоохранение, страхование, рынок  лекарств

 
Контроль качества, обязательное социальное страхование

 
Неполные рынки

 
Сбой в обеспечении частными благами 

 
Региональная стагнация

 
Общественное планирование и программирование

 
Несовершенная конкуренция

 
Ограничение производства, неэффективность

 
Рыночная и естественная  
 
монополия, 
 
олигополия

 
Регулирование рыночной и естественной монополии, государственная собственность

 
Макроэкономическая нестабильность

 
Неэффективность в использовании  ресурсов экономики в целом

 
Безработица, недогрузка производственных мощностей, инфляция

 
Бюджетно-финансовое и денежно-кредитное  регулирование


 
 3. Цели макроэкономики и макроэкономической политики

В центре внимания макроэкономики - разработка таких проблем, как организация

экономического регулирования.

     С помощью экономических методов можно: 1.притормозить и стабилизировать

инфляцию; 2.ускорить продвижение  к новому качеству экономического роста;

3.найти удовлетворительные решения других крупных народохозяйственных проблем;

4.сохранить природные  ресурсы; 5.поддержать оптимальные  темпы производства

товаров и услуг.

     Вопрос о целях и методах осуществления макроэкономической политики является

одним из наиболее дискуссионных в экономической теории. Именно по этому

вопросу наиболее отчетливо  просматриваются различия между  разными школами

макроэкономических  теорий. Спектр этих различий весьма широк: от почти полного

отрицания необходимости  государственного вмешательства в функционирование

национальной экономики (классическая школа немарксистской экономической мысли)

до признания главенствующей роли государства в решении всех макроэкономических

проблем (ортодоксальный марксизм). Теоретической основой неоднозначной

трактовки целей и задач макроэкономической политики служит разное понимание

способности рынка к саморегулированию  и бескризисному экономическому развитию.

Несмотря на широкое  различие во взглядах представителей различных школ.

большинство экономистов  признает, что основной задачей макроэкономической

политики должно являться повышение  эффективности и социальной направленности

функционирования рыночной экономики. Решение этой задачи предполагает

ориентацию макроэкономической политики государства на достижение следующих

основных целей:

-устойчивого и эффективного  экономического роста;

-полной занятости;

-стабильности общего  уровня цен;

-социальной справедливости  и экономической обеспеченности  нетрудоспособных;

-устойчивости  торгового и платежного балансов  страны.

  • Сбалансированность бюджета

  • В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

    Принцип сбалансированности бюджета является одним из наиболее важных принципов бюджетной системы любого государства. Он заключается в том, что общий объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. При этом под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования. Таким образом, само по себе наличие дефицита бюджета не означает несбалансированности в том случае, если достигнуто равенство между расходами и суммарной величиной бюджетных поступлений. Несбалансированный бюджет (то есть такой, где объём расходов превышает поступления) фактически нельзя назвать бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения.

    Составление бюджета с профицитом (с превышением  доходной части над расходной) также  влечёт за собой отрицательные последствия. Результатом профицитного бюджета  станет снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику. Следовательно, сбалансированность бюджета — основополагающее требование, предъявляемое к органам, составляющим и утверждающим бюджет.

    Сбалансированный  бюджет является основой нормального  функционирования органов управления государства и его административно-территориальных  образований. Если же хотя бы небольшая  часть бюджетов не сбалансирована, это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов, возникновению проблемы неплатежей в народном хозяйстве. Идеальным вариантом был бы, конечно, полностью бездефицитный бюджет, в котором сумма расходов полностью соответствует объёму доходов. Однако в условиях реальной экономики этого добиться нелегко, а подчас невозможно. Если составление бюджета с дефицитом неизбежно, для обеспечения сбалансированности приходится привлекать источники финансирования дефицита бюджета (см. ниже).

    Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном  планировании применяется ряд методов:

    1. Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов.
    2. Распределение доходов между бюджетами разных уровней соответственно распределению их расходных полномочий.
    3. Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений.
    4. Модернизация бюджетного регулирования в сфере межбюджетных отношений.
    5. Планирование бюджетных расходов, влекущих за собой потенциальный рост доходов за счёт стимулирования экономики и эффективного решения социальных задач.
    6. Соблюдение принципа экономии расходов; отказ от затрат, не являющихся необходимыми с точки зрения общественного блага.
    7. Использование таких форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают наиболее надёжное и эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков.

    Важным  инструментом в деле обеспечения  сбалансированности бюджета на стадии его исполнения является процедура  санкционирования бюджетных расходов. Она предусматриваетконтроль со стороны казначейских органов за соблюдением бюджетными учреждениями установленных лимитов бюджетных обязательств. Этим достигается недопущение расходов, не предусмотренных бюджетом, а также выдерживание сроков осуществления расходов. В случае текущего снижения доходов бюджета относительно плановых величин, предусмотрен механизм сокращения и блокировки расходов бюджета. Необходимо постоянно осуществлять финансовый контроль за целевым, экономным и эффективнымхозяйствованием в бюджетных учреждениях, мониторинг динамики бюджетных расходов.

  • [править]Причины образования бюджетного дефицита


  • Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

    1. Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.
    2. Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.
    3. Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)
    4. Неэффективность финансовой системы государства.
    5. Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.
    6. Коррупция в государственном секторе.
    7. Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

    Проблема  сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин. Во-первых, объём необходимых государственных расходов велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других, является непопулярной мерой и затрагивает интересы различных групп населения. Во-вторых, находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно. Рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогообложения, росту теневой экономики).

  • [править]Классификация бюджетного дефицита


  • Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду критериев.

    По характеру  возникновения, бюджетный дефицит  может быть случайным либо действительным. Случайный (кассовый) бюджетный дефицит как правило обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств. Случайный дефицит в основном характерен для местных бюджетов, так как они в большей степени зависят от одного источника финансирования. Действительный дефицит объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета.

    По продолжительности, бюджетный дефицит может быть хроническим или временным. Хронический дефицит повторяется в бюджете из года в год. Чаще всего хронический дефицит является следствием продолжительного экономического кризиса. Временный дефицит может длиться в течение не столь долгого срока. Он является не столь опасным для экономики и возникает в силу случайных колебаний доходов и расходов. Проблема заключается в том, что временный дефицит, при неумелом управлении также может перерасти в хронический.

    По отношению  к плану бюджетный дефицит  может быть плановым то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете или внеплановым, объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.

    С учетом расходов по обслуживанию государственного долга, бюджетный дефицит может быть первичным либо вторичным. Первичный дефицит это чистое превышение расходов бюджета над доходами. Вторичный бюджетный дефицит не подразумевает превышения расходов над доходами, но объясняется наличием дополнительных расходов на процентное обслуживание уже существующего бюджетного долга.

    В мировой  практике также различают следующие  виды дефицита госбюджета:

    • циклический дефицит — спад деловой активности и сокращение налоговых поступлений.
    • структурный дефицит — положительное либо отрицательное сальдо бюджета при наличии естественного уровня безработицы, при наличии естественного уровня ВВП, при ставках налога и трансфертных платежей, определенных законодательством. Такой дефицит является результатом дискреционной фискальной политики.

  • [править]Меры по управлению бюджетным дефицитом


  • В целях облегчения последствий бюджетного дефицита для экономики страны может  быть предпринят ряд мер по управлению бюджетным дефицитом.

    1. Эмиссионное покрытие бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит может быть уменьшен или даже полностью покрыт за счёт выпуска дополнительных денег. Такая мера провоцирует инфляцию, которая обесценивает внутренний долг и фактически удешевляет его обслуживание. Если темпы инфляции достаточно высоки, процентные ставки погосударственным ценным бумагам могут даже стать отрицательными. Тем не менее, высокая инфляция, перерастающая в гиперинфляцию, крайне вредна для экономики государства, приводя к деградации денежной системы, обесцениванию сбережений населения, экономическому спаду. Помимо этого, в условиях инфляции государство вынуждено каждый новый выпуск государственных ценных бумаг обуславливать более высокой процентной ставкой, а также вводить ценные бумаги с плавающей процентной ставкой. Это в значительной мере нивелирует выгоду эмиссионного покрытия бюджетного дефицита.
    2. Налоговое покрытие бюджетного дефицита. Введение дополнительных налогов и увеличение ставок существующих налогов в краткосрочной перспективе позволяет наполнить бюджет. Однако такая мера в дальнейшем может привести к невыгодности инвестиций и предпринимательской активности, а следовательно к сокращению производства и переходу части экономики в теневой сектор. Таким образом, налоговое покрытие бюджетного дефицита даёт лишь краткий эффект, в последующем уменьшая доходы бюджета в связи уменьшением налогооблагаемой базы.
    3. Секвестирование бюджета. Представляет собой пропорциональное снижение всех расходных статей бюджета на определённую долю. Применяется с момента ввода и до конца бюджетного года. В рамках секвестирования возможно наличие ряда защищённых расходных статей, перечень которых определяется высшими органами власти. Ряд статей (таких, например, как обслуживание внешнего долга) секвестировать невозможно.

    Информация о работе Макроэкономическое равновесие