Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 17:59, реферат
Отрасль производства, где возрастающая отдача от масштаба настолько высока, что требуется только одна производящая компания в данном регионе, называется естественной монополией.
Общественные блага
- блага, потребление которых доступно одновременно многим людям, обладают свойствами неисключаемости и несоперничества в потреблении.
Изъяны рыночного экономического
механизма
Отрасль производства,
где возрастающая отдача от масштаба настолько
высока, что требуется только одна производящая
компания в данном регионе, называется естественной монополией.
Общественные блага
- блага, потребление которых доступно
одновременно многим людям, обладают свойствами
неисключаемости и несоперничества в
потреблении.
Внешние эффекты
- это издержки или выгоды, которые достаются
“третьим лицам”, не участвующим в рыночной
сделке. То есть внешние эффекты оказывают
воздействие на производителей или потребителей,
не вовлечённых в процесс купли-продажи
данного товара.
Асимметричная информация
- это неполная информация, неравномерно
распределённая информация, просто некачественная
информация.
Неполные рынки
как изъян (несовершенство) рынка представляют
собой ситуацию, когда рынок не в состоянии
обеспечить какое-то частное благо, даже
если издержки при этом меньше, чем цена
на это благо.
Макроэкономическая нестабильность
– это колебания экономической активности
(экономические циклы), проявляющиеся
в изменениях уровня безработицы, недогрузки
производственных мощностей, инфляции,
дефицита государственного бюджета, дефицита
внешнеторгового баланса в условиях рыночной
экономики.
Таблица 1.2. Изъяны рынка и направления
государственного вмешательства в экономику
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Цели макроэкономики и макроэкономической
политики
В центре внимания макроэкономики - разработка таких проблем, как организация
экономического регулирования.
С помощью экономических методов можно: 1.притормозить и стабилизировать
инфляцию; 2.ускорить продвижение к новому качеству экономического роста;
3.найти удовлетворительные решения других крупных народохозяйственных проблем;
4.сохранить природные ресурсы; 5.поддержать оптимальные темпы производства
товаров и услуг.
Вопрос о целях и методах осуществления макроэкономической политики является
одним из наиболее дискуссионных в экономической теории. Именно по этому
вопросу наиболее отчетливо просматриваются различия между разными школами
макроэкономических теорий. Спектр этих различий весьма широк: от почти полного
отрицания необходимости государственного вмешательства в функционирование
национальной экономики (классическая школа немарксистской экономической мысли)
до признания главенствующей роли государства в решении всех макроэкономических
проблем (ортодоксальный марксизм). Теоретической основой неоднозначной
трактовки целей и задач
способности рынка к саморегулированию и бескризисному экономическому развитию.
Несмотря на широкое различие во взглядах представителей различных школ.
большинство экономистов признает, что основной задачей макроэкономической
политики должно являться повышение эффективности и социальной направленности
функционирования рыночной экономики. Решение этой задачи предполагает
ориентацию макроэкономической политики государства на достижение следующих
основных целей:
-устойчивого и эффективного экономического роста;
-полной занятости;
-стабильности общего уровня цен;
-социальной справедливости
и экономической
-устойчивости
торгового и платежного
В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.
Принцип сбалансированности бюджета является одним из наиболее важных принципов бюджетной системы любого государства. Он заключается в том, что общий объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. При этом под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования. Таким образом, само по себе наличие дефицита бюджета не означает несбалансированности в том случае, если достигнуто равенство между расходами и суммарной величиной бюджетных поступлений. Несбалансированный бюджет (то есть такой, где объём расходов превышает поступления) фактически нельзя назвать бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения.
Составление
бюджета с профицитом (с превышением
доходной части над расходной) также
влечёт за собой отрицательные
Сбалансированный
бюджет является основой нормального
функционирования органов управления
государства и его
Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном планировании применяется ряд методов:
Важным
инструментом в деле обеспечения
сбалансированности бюджета на стадии
его исполнения является процедура
санкционирования бюджетных расходов.
Она предусматриваетконтроль со стороны казначейских органов за соблюдением
бюджетными учреждениями установленных лимитов бюджетных обязательств. Этим достигается
недопущение расходов, не предусмотренных
бюджетом, а также выдерживание сроков
осуществления расходов. В случае текущего
снижения доходов бюджета относительно
плановых величин, предусмотрен механизм
сокращения и блокировки расходов бюджета.
Необходимо постоянно осуществлять финансовый контроль за целевым, экономным
и эффективнымхозяйствованием
в бюджетных учреждениях, мониторинг динами
Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:
Проблема
сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна
по ряду причин. Во-первых, объём необходимых
государственных расходов велик. Эти обязательства
накапливаются десятилетиями, многие
из них не подлежат сокращению, снижение
других, является непопулярной мерой и
затрагивает интересы различных групп населения. Во-вторых, находить
новые источники пополнения бюджета достаточно
сложно. Рост налогов негативно сказывается
на деловой активности в экономике, способствует криминализации эк
Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду критериев.
По характеру
возникновения, бюджетный дефицит
может быть случайным либо дейс
По продолжительности,
бюджетный дефицит может быть х
По отношению к плану бюджетный дефицит может быть плановым то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете или внеплановым, объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.
С учетом расходов по обслуживанию государственного долга, бюджетный дефицит может быть первичным либо вторичным. Первичный дефицит это чистое превышение расходов бюджета над доходами. Вторичный бюджетный дефицит не подразумевает превышения расходов над доходами, но объясняется наличием дополнительных расходов на процентное обслуживание уже существующего бюджетного долга.
В мировой практике также различают следующие виды дефицита госбюджета:
В целях облегчения последствий бюджетного дефицита для экономики страны может быть предпринят ряд мер по управлению бюджетным дефицитом.