Макроэкономическое равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 17:59, реферат

Описание работы

Отрасль производства, где возрастающая отдача от масштаба настолько высока, что требуется только одна производящая компания в данном регионе, называется естественной монополией.
Общественные блага
- блага, потребление которых доступно одновременно многим людям, обладают свойствами неисключаемости и несоперничества в потреблении.

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

В Соединённых штатах Америки, например, существует разделение расходных статей бюджета на прямые (обязательные) и дискреционные. Прямые расходы гарантированы действующим законодательством (социальные пособия, программы медицинского обслуживания и т. д.) и не могут быть урезаны. Дискреционные расходы ежегодно рассматриваются и утверждаются конгрессом США в рамках бюджета на будущий год. Одновременно устанавливается лимит таких расходов. Если фактические расходы бюджета начинают превышать эти лимиты, то запускается механизм секвестирования, уменьшающий бюджетный дефицит (Закон Грэмма-Рудмана-Холлингса).

  • Финансирование бюджетного дефицита


  • Различают два вида финансирования бюджетного дефицита — денежное и долговое.

    Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты центрального банка. Фактически это подразумевает выпуск в обращение (эмиссию) дополнительных денежных средств. Такое финансирование используется лишь в крайних случаях, так как его использование влечет за собой весьма негативные последствия для экономики. В результате реализации такого инструмента денежная масса национальной валюты увеличивается на величину, не обеспеченную товарами и услугами. Как следствие растет инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, что в итоге влечет за собой падение курса национальной валюты. Помимо этого, отрицательным следствием раскручивания инфляции может стать проявление «эффекта Танзи». Суть этого явления заключается в том, что налогоплательщики начинают сознательно оттягивать уплатуналогов в государственный бюджет. За время отсрочки деньги частично обесцениваются, фактическая налоговая нагрузка снижается, что в свою очередь опять же уменьшает доходы бюджета и усугубляет бюджетный дефицит. Таким образом, финансовая система страны расшатывается всё больше.

    Поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие  ограничения на использование такого метода финансирования бюджетных дефицитов. В ряде стран кредитование правительства центральным банком запрещено. По бюджетному кодексу Российской Федерации в настоящее время в России денежное финансирование дефицитов бюджетов также запрещено.

    Долговое финансирование осуществляется путем выпуска доходных государственных обязательств, которые размещаются и свободно обращаются на фондовом рынке, а по истечении определенного срока погашаются государством. Поскольку деньги для покрытия бюджетного дефицита занимаются на рынке, прироста денежной массы не происходит.

    Таким образом, различаются следующие источники долгового финансирования дефицитов:

    1. Кредиты банков и небанковских кредитных организаций.
    2. Кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций.
    3. Государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени государства.
    4. Бюджетные кредиты получаемые от других уровней бюджетной системы(Как правило от вышестоящих нижестоящим).
    5. Поступления от продажи имущества находящегося в государственной собственности:
      • акции и доли участия в предприятиях,
      • земельные участки и объекты природопользования,
      • государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней.

    Преимущество  долгового финансирования очевидно. Однако существуют и негативные стороны  государственного заимствования. Выпущенные государством ценные бумаги обычно рассматриваются  участниками фондового рынка  как весьма надёжные. Приобретая государственные обязательства, владельцы капитала сокращают таким образом инвестиции в реальный сектор экономики. Это влечёт снижение предпринимательской активности, ставя под вопрос перспективы экономического роста.

  • Источники финансирования дефицита бюджета


  • Для финансирования дефицита бюджета используются различные источники, которые делятся  на внутренние и внешние.

  • Внутренние источники

  • Финансирование  дефицита за счет внутренних источников включает:

    • средства, поступившие от размещения государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте;
    • бюджетные кредиты;
    • кредиты, предоставленные кредитными организациями, международными финансовыми организациями;
    • иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета:
      • поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности государства или региона;
      • поступления от реализации государственных/региональных/муниципальных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;
      • курсовая разница по средствам бюджета;
      • прочие источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.

  • Внешние источники

  • В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета включаются:

    • средства, поступившие от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени государства или соответствующего региона, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
    • кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте, включая целевые иностранные кредиты (заимствования);
    • кредиты кредитных организаций в иностранной валюте.
    • прочие источники внешнего финансирования дефицита бюджета.Бюджетный дефицит: плюсы и минус

    Динамика  бюджетного дефицита и профицита США в ХХв.


    Дефицит государственного бюджета опасен тем, что он практически всегда приводит к инфляции. Так было, например, в 1959—1975 годах вСША, когда бюджетный дефицит был вызван войной во Вьетнаме. Таким образом, наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление.

    Однако существует и другой подход к проблеме вредоносности бюджетного дефицита как такового. Так, следуя Джону Мэйнарду Кейнсу, рядэкономистов даже рекомендуют составлять бюджет с некоторым дефицитом, чтобы смягчить или положить конец экономическому спаду.

    Когда в экономике высока безработица, увеличение государственных закупок создает рынок для предпринимательской активности, порождая доход и стимулируя повышение потребительских расходов. Это стимулирует дальнейший экономический рост (эффект мультипликатора), что повышает реальный ВВП и занятость населения и, в конечном итоге, снижает уровень безработицы. Связь между спросом на внутреннем рынке и безработицей называется законом Оукена, который описывает эмпирически наблюдаемую обратно-пропорциональную зависимость ВВП от уровня безработицы.

    Увеличение  объёмов рынка, вызванное бюджетным дефицитом, стимулирует экономику также и постольку, поскольку увеличениепредпринимательской прибыли вызывает оптимизм производителя, который в свою очередь способствует долгосрочным инвестиционным вложениям (эффект акселератора). В результате возрождается спрос, вызывающий в свою очередь рост занятости населения. Но дефицит не просто стимулирует спрос. Ко всему прочему, если дефицит используется для финансирования таких сфер, как инфраструктура, фундаментальная наука, образование или здравоохранение, то это также в перспективе увеличивает объёмы производства. Таким образом, бюджетный дефицит в определённых случаях может оказаться стимулом для активизации экономических процессов

    Бюджеты многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и её долгосрочные приоритеты.


    Информация о работе Макроэкономическое равновесие