Малое предпринимательство в торговой сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 02:02, контрольная работа

Описание работы

Сам термин «малое предпринимательство» имеет универсальный, синтетический характер. В научной, учебной литературе делались попытки дать определение малому предпринимательству. При этом некоторые авторы отождествляют «малое предпринимательство» и «малый бизнес», другие, напротив, пытаются дать разграничение этим понятиям. Анализ российского законодательства позволяет прийти к выводу, что более правильно определение «малое предпринимательство», а термин «малый бизнес» позаимствован из зарубежной лексики и есть не что иное, как синоним «малого предпринимательства.

Содержание работы

1. Сущность роль и формы малого предпринимательства
2. Система государственной поддержки малого бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой.
3. Предприниматели и общественное мнение

Файлы: 1 файл

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ТОРГ.СФЕРЕ.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

- государственные нормативно-правовые  акты, направленные на поддержку и развитие малого предпринимательства;

-государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных институциональных структур, ответственных за развитие малого предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малого предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки;

-государственная инфраструктура  поддержки малого предпринимательства, включающая некоммерческие и коммерческие организации, созданные с участием или без участия государства, деятельность которых инициируется, поощряется и поддерживается государством, и предназначенная для реализации системы государственной поддержки, направленной на развитие малого предпринимательства. Рассмотрим некоторые из них:

1. В этом году президент России Д. Медведев издал указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», в целях ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности, в первую очередь в сфере малого и среднего предпринимательства.

Основным инструментом реализации государственной политики служат федеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства.

Руководство реализацией государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства осуществляется Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в лице Департамента поддержки малого предпринимательства. Финансовое обеспечение реализации мер по развитию малого предпринимательства, предусмотренных Федеральной программой, осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП). Некоторые региональные и муниципальные фонды выполняют соответствующие функции на региональном и муниципальном уровне.

2. Государственный аппарат системы поддержки малого предпринимательства включает государственные структуры, ответственные за развитие малого предпринимательства на федеральном уровне, в число которых входят:

В настоящее время в Российской Федерации имеются все виды структур поддержки малого предпринимательства, которыми обладают развитые промышленные страны. Основой государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является система государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства. В настоящее время система фондов, состоит из Федерального фонда (ФФПМП) и 75 региональных фондов, из которых 24 учреждены с участием ФФПМП.

Сам Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства это государственная некоммерческая организация в форме учреждения, осуществляющая финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства. Федеральный фонд является заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и осуществляет реализацию мероприятий Федеральной программы, в том числе, через сеть региональных фондов поддержки малого предпринимательства. 63 региональных фонда имеют организационно-правовую форму «фонд», 11-«учреждение», 1 - «бюджетный фонд» как подразделение администрации.

Помимо сети региональных государственных фондов создана, развивается  и действует сеть муниципальных  фондов. В настоящее время их - более 170. Муниципальные фонды, как правило, создаются при участии региональных фондов.

Региональные фонды  учреждены правительствами субъектов  федерации, муниципальные фонды - органами местной администрации. Состояние  и деятельность государственных  и муниципальных фондов определяется, в основном, тремя факторами: законодательством, государственными мерами поддержки малого предпринимательства (программами поддержки малого предпринимательства) и личным отношением к ним первых должностных лиц органов исполнительной власти. Государственные фонды опираются в своей деятельности и развитии на Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства»/2/, который предоставляет им широкую арену деятельности по поддержке малого предпринимательства, а также определённые преференции и льготы (в частности, по налогообложению), которые на практике, как уже говорилось, не удаётся реализовать.

 

Основные  направления государственной поддержки

 

На основании Закона РФ «О государственной поддержке  малого предпринимательства» был принят Закон Саратовской области «О поддержке малого предпринимательства в Саратовской области»/10/. На основании этого закона разрабатываются комплексные программы развития и поддержки малого предпринимательства в области, одним из направлений которых является разработка мер по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения, в том числе безработных женщин и молодежи. В Саратове существует много организаций, которые занимаются поддержкой малого предпринимательства в области: Региональный фонд поддержки малого предпринимательства, Региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Торгово-промышленная палата и другие. Задачи некоторых из них заключаются в обеспечении эффективного взаимодействия предпринимателей и органов государственной власти.

Внебюджетный фонд Правительства  Саратовской области оказывает  финансовую поддержку на конкурсной основе предприятиям и объединениям в приоритетных направлениях развития области, содействует экономическому стимулированию внедрения экологически чистых технологий. Общественный инновационный фонд содействует эффективному использованию научно-технического и интеллектуального потенциала, оказывает социальную поддержку и защиту интересов владельцев прав интеллектуальной собственности. Защищает интересы предпринимателей также и Торгово-промышленная палата.

Достаточно развита  сеть организаций, оказывающих информационные и консультативные услуги – это  Саратовский центр делового развития, Академия менеджмента и рынка, Морозовский  проект, Фонд «Евразия», кроме этого они занимаются подготовкой и переподготовкой кадров. Анализ направлений деятельности существующих в Саратове организаций, способствующих развитию предпринимательства, показывает следующее.

Особый интерес для  меня представляет женское предпринимательство.

Во-первых, нет организации, главными задачами которой было бы содействие развитию именно женского предпринимательства. Во-вторых, так  как по закону субъектами малого предпринимательства  считаются предприятия численностью от одного человека (то есть частное предпринимательство без образования юридического лица) до ста человек, то это означает очень большую разницу и по финансовым вложениям, и по масштабам производства/3/. Если судить по задачам большинства из этих организаций, то они предпочитают работать с малыми предприятиями, численность которых ближе к верхнему пределу, имеющими достаточный капитал, чтобы влиять на перепрофилирование производства и развитие приоритетных направлений производства в области. Те же, численность которых невелика (самое мелкое производство, частная торговля, оказание мелких услуг), остаются без поддержки. А это именно те предприятия, которые в состоянии создать человек, не имеющий стартового капитала, чьи возможности ограничены.

 

 

Предприниматели и общественное мнение

Имидж российского бизнеса  чем-то похож на матрешку. С одной  стороны, уже никто, кроме самых  замшелых коммунистов, не спорит с тем, что капитал, и особенно крупный  капитал, играет ведущую роль в российской экономике. С другой - чем дальше, тем больше со страниц газет, с экранов телевизоров и из правительства нам старательно навязывается образ российского предпринимателя-вора, предпринимателя - бандита с большой дороги, который только и умеет, что растаскивать национальное достояние, нажитое кровью и потом многих поколений российских граждан.

Иногда кажется, что  правительство или отдельные  его чиновники заинтересованы в  том, чтобы в обществе формировался отрицательный образ российского  предпринимателя. Интерес вполне понятен: население должно быть уверено, что только власть может ограничить аппетиты капиталистов, капиталисты же пусть осознают, что лишь во власти могут найти защиту от народного гнева. То есть разделяй и властвуй. Если разобщение общества и капитала состоится, это станет победой бюрократии в России. И тогда плохо будет всем.

Обратимся к общественному  мнению: общественное мнение, поддерживая  предпринимательство как вид  социально-экономической деятельности, негативно относится к его  российской модели.

Отношение россиян к  предпринимательству, по данным социологических опросов, носит противоречивый характер, однако основная масса респондентов убеждена, что бизнес и мораль совместимы, при этом, правда, четвертая часть опрошенных уверена, что в России честный бизнес невозможен.

Положительно оценивая предпринимательство в целом, общественное мнение весьма критично настроено к тем формам, в которых оно сейчас развивается. Показательно в данной связи отношение наемных работников к вопросу о легитимности собственности, которую обрели их сегодняшние хозяева (в малом и среднем бизнесе собственник предприятия, как правило, является одновременно и руководителем). Большинство респондентов полагает, что эта собственность не легитимна, причем не столько с точки зрения нарушения законов, сколько с морально-нравственной стороны. Речь идет о методах проведения ваучеризации, обмане трудовых коллективов, сделках сомнительного характера, связях с криминальными структурами. Лишь малая часть опрошенных считает обладание собственностью закономерным результатом личного труда, профессионализма и активной деятельности нынешних предпринимателей.

Несмотря на то, что  процессы перераспределения собственности  далеки от представлений основной части  населения о справедливости, большинство  наемных работников не требует деприватизации, полагая, что их положение зависит главным образом от политики государства, которое должно создать условия для подъема реального сектора. Так, 50% опрошенных считают, что удручающая картина на их предприятиях в большей степени связана с общей ситуацией в стране. Вместе с тем 20% респондентов уверены, что директора не заинтересованы в улучшении дел, поскольку их материальное благополучие не определяется положением самого предприятия.

Имидж предпринимателей в глазах населения мало привлекателен, прежде всего из-за несовместимости с образом "честного бизнесмена" их морального облика (рвачество, стремление к легкой наживе, безразличие к государственным и общественным интересам, непорядочность, нечестность, неразборчивость в средствах, безжалостность, потребительское отношение к людям, тесные связи с криминальным миром). Именно моральный облик директоров предприятий во многом объясняет парадоксальную ситуацию, когда значительная часть россиян, поддерживая предпринимательство как вид социально-экономической деятельности, вместе с тем крайне негативно оценивает сегодняшних бизнесменов. В то же время большинство наемных работников признают высокий профессиональный уровень, динамизм и трудоспособность руководителей. Лишь 6% считают, что им не хватает знаний и профессионализма.

В связи с этим не легко  приходится и самим предпринимателям.

По мнению большинства  опрошенных директоров предприятий (69%), ситуация с конфликтами в коллективах  в последнее время не изменилась, 9% заявили, что она улучшилась, а 23% отметили ее ухудшение. Отношения между руководителями предприятий и наемными работниками нельзя рассматривать вне общеэкономического контекста. Один из парадоксов российской действительности состоит в том, что признавая эффективность рыночной экономики как системы, большинство опрошенных выступает против ее конкретной формы, в частности той модели предпринимательства, которая формируется в стране.

Резкое падение жизненного уровня большинства населения - одно из основных социальных последствий  реформ. Даже по официальной статистике 29,7% жителей страны находятся сегодня за чертой бедности. По данным же профсоюзов, доля “новых бедняков” возросла с 37% в 1992 г. примерно до 80% в 1998 г.

Другим последствием стала растущая дифференциация доходов  по регионам и отраслям. Так, по официальным сведениям, средний уровень заработной платы наиболее высок в Ямало-Ненецком автономном округе. Москва отстает от этого показателя в 3 раза, г. Ростов - в 7 раз, Дагестан - в 12 раз.

Все это вызывает ностальгию по прошлому, особенно усилившуюся после августовского кризиса 1998 г. Согласно данным опроса, проведенного в октябре 1998 г., 84% респондентов поддержали бы госконтроль над ценами, 64% - принудительный курс валюты, 55% - введение “карточек”5.

Конфликтные ситуации развиваются  чаще всего стихийно и нередко переходят в неорганизованную остановку работы. Именно так охарактеризовали действия своих коллективов 37% участников конфликтов6. В этих условиях перспективы развития трудовых отношений в процессе становления более зрелой рыночной экономики связаны с формированием системы социального партнерства.

Как уже говорилось, можно  оценить облик предпринимателя  с разных сторон. Это лишь одно (конечно, агрегированное) мнение. Стоит взглянуть  и с другой стороны.

Формирование негативного  образа российского бизнеса строится на полном отрицании фактов.

Ежегодно вручаются  премии лучшим предприятиям года, все-таки повышается зарплата, уровень жизни  медленно поднимается.

О благотворительности  современных российских бизнесменов  не любят вспоминать в принципе, потому что перечисление фактов напрочь разрушает образ стервятников, терзающих Россию.

"Газпром" вот  уже 15 лет совместно со своим  партнером - немецким концерном  "Рур-газ" - спонсирует воссоздание  знаменитой Янтарной комнаты.  РАО "ЕЭС России" успешно  реализует специальную программу "Живучесть ТЭС", разработанную для повсеместного увеличения срока службы отечественных теплоэлектростанций и уменьшения их вредного воздействия на окружающую среду. РАО "Норильский никель" активно занимается переселением пенсионеров из Норильска в более благоприятные регионы. Альфа-банк организует гастроли в России звезд мирового шоу-бизнеса, при этом попасть на эти концерты может почти каждый. А часть билетов распределяется бесплатно среди инвалидов и малоимущих.

Информация о работе Малое предпринимательство в торговой сфере