Малое предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

В работе решены следующие задачи:
- раскрыты преимущества и недостатки малого предпринимательства;
- намечены способы государственной поддержки малого предпринимательс- тва;
- рассчитаны такие экономически показатели такие как: отпускные цены материалов, прибыль предприятия, объем безубыточного

Файлы: 1 файл

курсач мой.docx

— 203.97 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Малое предпринимательство  – важный элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество не могут нормально существовать и развиваться.

В экономически развитых странах  число малых предприятий достигает 80–90% от общего числа предприятий, в  этом секторе производится более  половины валового внутреннего продукта. В этих странах проводится активная   политика поддержки и развития малого предпринимательства.

Наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы малых предприятий. Высокие темпы внедрения, нововведения, мобильность технологических изменений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, чтобы потребитель получал продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства, в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны. 
          В настоящее время в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, и это, пожалуй, самое главное, без чего рыночная экономика невозможна.

Однако малый бизнес имеет  также и определенные недостатки. Так, относительно небольшой капитал  сужает рамки производства, ограничивает возможность применения дополнительных ресурсов. Это ведет также к определенной экономической неустойчивости малых предприятий, способствует их банкротству и разорению.

Объектом исследования является малое строительное предприятие; предметом  - процесс функционирования малого строительного предприятия.

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство, выявить  его специфические особенности  и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед отечественным  малым бизнесом. Так же изучить  специфику деятельности данного  малого предприятия, выработать умение и навыки по расчёту экономических  показателей предприятия.

В работе решены следующие  задачи:

- раскрыты преимущества и недостатки малого предпринимательства;

- намечены способы государственной поддержки малого предпринимательс- тва;

- рассчитаны такие экономически  показатели такие как: отпускные  цены материалов, прибыль предприятия, объем безубыточного

 

 

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1 Сущность и характерные черты малого предпринимательства

На территории России малым  считается предприятие, основывающееся на частной, муниципальной, государственной  собственности, собственности общественных объединений, (организаций), доля которых  в уставном капитале не превышает 25% вновь созданной, а также на смешанной  форме собственности, не запрещенное  законодательством и отвечающее целям, предусмотренным уставами таких  предприятий. К малым относятся  предприятия всех организационно-правовых форм, удовлетворяющие требованиям  Закона РФ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации».

Предпринимательство – неотъемлемая часть хозяйственной деятельности руководителей и специалистов предприятий, коммерческих и финансовых организаций. Однако до самого последнего времени  эта важнейшая функция управления экономикой очень слабо освещалась не только в российской, но и зарубежной литературе.

В Законе РФ «О предпринимательской  деятельности» отмечается, что предпринимательская  деятельность представляет собой самостоятельную  деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли. В строгом смысле слова предпринимателями  являются только деловые люди, поведение  которых на рынке отличается поисковым  характером. Поиск нового, организация  работы персонала предприятия, направленная на выявление новых возможностей для хозяйственной активности, освоение новых рынков, переход к производству новых товаров и услуг –  это и есть предпринимательская  деятельность. Совершенно не обязательно, чтобы предприниматель лично  занимался всеми проблемами предприятия. Выполнение отдельных задач может  быть делегировано другим лицам. Предприниматель  должен быть источником и руководителем  творческой активности и предприимчивости работников предприятия.

Исторически малое предпринимательство  представляло собой самостоятельную  хозяйственную деятельность, ориентированную  на локальный рынок товаров и  услуг. Его каптал был ограничен, собственник и предприниматель  совмещены в одном лице.

В современный период перехода от плановой экономики к рыночному  хозяйству особое значение приобретает  развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых  инвестиций и гарантирующие высокую  скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка  потребительских товаров в условиях дестабилизации российской экономики  и ограниченности финансовых ресурсов.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры  рынка, придает экономике необходимую  гибкость. Малые компании способны оперативно реагировать на изменение  потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое  равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад  в формирование конкурентной среды, что для нашей высоко монополизированной экономики имеет первостепенное значение.

Развитие малого и среднего бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной  экономики, сочетанию разных форм собственности  и адекватной им модели хозяйства, в  которой реализуется сложный  синтез конкурентного рыночного  механизма и государственного регулирования  крупного, среднего и мелкого производства.

Развитие малого и среднего бизнеса несет в себе множество  важных преимуществ:

• увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса — главного гаранта политической стабильности в демократическом  обществе;

• рост доли экономически активного  населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;

• создание новых рабочих  мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;

• трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также  представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин);

• подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают  свою квалификацию на месте работы;

• разработка и внедрение  технологических, технических и  организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые  фирмы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);

• ликвидация монополии  производителей, создание конкурентной среды;

• мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное  их использование (например, малый бизнес мобилизует небольшие сбережения граждан, не склонных прибегать к услугам  банковской системы, но готовых вкладывать деньги в собственное предприятие; при этом владельцы стремятся экономить и пускать капитал в оборот, даже если их доход невелик);

• снижение капиталоемкости  при выпуске более трудоемкой продукции, быстрая окупаемость  вложений (например, в США у компаний с числом занятых менее 100 чел. продажи  на доллар активов больше, чем у  крупных компаний, не только в таких  отраслях, как сервис, финансовое страхование, оптовая торговля, но и на транспорте, а также в обрабатывающей промышленности);

• улучшение взаимосвязи  между различными секторами экономики.

Таким образом, трудно переоценить  значимость развития малого бизнеса  для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить  производство многих потребительских  товаров и услуг (в первую очередь  — для беднейших слоев, составляющих большинство населения) с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический  прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.

    Анализируя зарубежный  и отечественный опыт развития  малого предпринимательства, можно  указать на его следующие преимущества:

      - более   быстрая адаптация к местным   условиям хозяйствования;

     - большая   независимость действий малых   предприятий, гибкость и оперативность   в принятии и выполнении принимаемых   решений;

       - большая возможность индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности;

   - более  низкая  потребность в первоначальном  капитале и способность быстро  вводить изменения в продукцию   и в процесс производства;

   - относительно  более  высокая оборачиваемость  собственного  капитала.

      Собственники  малых предприятий более склоны  к сбережению и инвестированию, у  них всегда более высокий  уровень  личной мотивации,  что положительно сказывается  в целом на деятельность предприятия.  Малые предприятия  лучше информированы  об уровне спроса на местных  рынках, часто товары производят  по заказу конкретных потребителей. Малые предприятия способствуют  росту занятости безработного  населения  по сравнению с  крупными предприятиями, тем самым  содействует подготовке работников  и распространению практических  знаний.

      Однако, малому  предпринимательству присущи   и определенные недостатки:

- более  высокий уровень  риска, что  обуславливает высокую  степень  неустойчивости положения  на  рынке;

- большая  зависимость  от крупных компаний;

- ошибки  в управлении  собственным делом;

- слабая  компетентность  руководителя, повышенная чувствительность  к изменениям условий хозяйствования;

- трудности  в заимствовании  дополнительных  финансовых средств  и получения  кредитов;

- неуверенность  и осторожность  хозяйствующих  партнёров при  заключении договоров.

      Большинство  неудач малых фирм связанно  менеджерской неопытностью или  профессиональной некомпетентностью  собственников  малых предприятий.  В регулярно  проводимых опросах  главными причинами  неудач  называют:

- некомпетентность  бизнесменов;

- несбалансированный  опыт;

- нехватка  опыта в  коммерции, финансах, поставках,  производстве, управлении и в   единичных формах владения и   в товариществах;

- не  умение заводить  и поддерживать  деловые связи  и контакты.

      Однако  менее благоприятные условия   хозяйствования, чем у крупных   предприятий, обусловливают меньшую   устойчивость и конкурентоспособность   малого предприятия, поэтому оно   нуждается в государственной   поддержке.

1.2 Проблемы развития малого предпринимательства в России

При переходе к рыночной экономике у России возникло множество  проблем, которые надо было как можно  быстрее решать. Прежде всего надо было определить права собственности и решить, кому будет позволено владеть предприятиями, находящимися в собственности государства, каким образом, с помощью какого механизма и по каким ценам будет осуществляться передача собственности. Следовало также создать рынки капитала, банковскую, финансовую и валютную системы. Надо было разработать эффективные системы планирования и бухгалтерского учета, чтобы проводить оценку стоимости фирм и наиболее объективно судить о результатах их деятельности. Необходимо было пересмотреть действующие законы, чтобы легализовать новые формы экономических отношений, новые типы собственности и новые виды сделок.

Требовалось подобрать и  обучить менеджеров, способных работать в условиях рыночной системы и  вести конкурентную борьбу у себя в стране и на мировом рынке. Следовало  также добиться признания населением новых правил игры.

Стояла задача выработать политику в вопросах конкуренции  и регулирования и найти способ разрешения проблем, возникающих вследствие того, что простая приватизация гигантских неэффективных предприятий порождает  систему гигантских неэффективных  частных монополий.

Следовало определить порядок  государственного прекращения субсидирования различных отраслей и разработать  налоговые системы, способные обеспечить финансирование деятельности правительства.

Наконец, необходимо было решить, будет ли допущено, и если да, то когда, закрытие неконкурентоспособных фирм, и создать службы социальной помощи, которые возьмут на себя решение  социальных проблем, возникающих вследствие неизбежных экономических диспропорций как во время переходного периода, так и после его завершения.

Большинство этих проблем  в полной мере относятся и к  малому бизнесу. Проблемы дальнейшего  его развития в России остаются в  основном те же, что были отмечены еще  в материалах 1-го Всероссийского съезда представителей малых предприятий:

Информация о работе Малое предпринимательство