Малое предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

В работе решены следующие задачи:
- раскрыты преимущества и недостатки малого предпринимательства;
- намечены способы государственной поддержки малого предпринимательс- тва;
- рассчитаны такие экономически показатели такие как: отпускные цены материалов, прибыль предприятия, объем безубыточного

Файлы: 1 файл

курсач мой.docx

— 203.97 Кб (Скачать файл)

• недостаточность начального капитала и собственных оборотных  средств;

• трудности с получением банковских кредитов;

• усиление давления криминальных структур;

• нехватка квалифицированных  бухгалтеров, менеджеров, консультантов;

• сложности с получением помещений и крайне высокая арендная плата;

        • отсутствие должной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и др.

В регионах действуют свои контрольные органы. Только в Москве их 35, при этом государственными служащими  в этой массе контролеров являются лишь 18 тыс. человек, остальные —  привлеченные специалисты, которых  заботят не столько проверки, сколько  банальное зарабатывание денег путем оказания коммерческих услуг участникам рынка. Можно не сомневаться в том, что основное внимание эти многочисленные проверяющие уделяют предприятиям малого бизнеса, ограничивая, а нередко и сковывая их деятельность.

Специалисты, анализирующие  оборот теневой экономики, оценивают  его не менее чем в 40% валового национального продукта.

Доля теневой заработной платы снизилась с 26% в 2009 г. до 22—24,5% в 2011 г., занимая по-прежнему значительный удельный вес. При этом речь идет прежде всего о малом и среднем бизнесе в России. Называются две главные причины такого положения:

• сохраняющиеся высокие  ставки налогов, и прежде всего единого  социального налога, не позволяющие  осуществлять эффективную капитализацию  предприятия;

• недоверие к власти, неуверенность в стабильности экономического и общественного положения;

По степени важности некоторые  авторы располагают основные проблемы малого бизнеса в России в следующем  порядке:

1) высокий уровень налогообложения;

2) недоступность кредитных  ресурсов;

3) административные барьеры.

Здесь, как мы видим, на второе место в ряду проблем развития малого бизнеса в России выходит недоступность финансовых ресурсов. Свободный доступ к финансовым ресурсам ежегодно имеют 13—15 тыс. предпринимателей. Это означает, что в России организации, представляющие финансовые услуги предпринимателям, охватывают лишь 1% потенциального рынка.

Предприятия малого бизнеса  в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями. Основная проблема — недостаточная  ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая.   Идет речь о создании нового сектора экономики. В течение десятилетий такой сектор у нас в сколько-нибудь существенной степени отсутствовал.

Положение едва ли может  серьезно измениться в нужную сторону, если не перейти, наконец, от слов к  делу в общественной поддержке конструктивного  малого бизнеса. На существенный рост, имеющихся для этого материально-технических  и финансовых ресурсов, по крайней  мере в ближайшее время, нет оснований рассчитывать.

Следует создавать механизмы  льготного кредитования, налогообложения, различного рода льгот, включая и  связанные с внешнеэкономической  деятельностью. Смысл их в том, чтобы  обеспечить лучшее удовлетворение потребностей людей при создании условий для  последовательного развертывания  предпринимательства.

Следующая проблема — законодательная  база, на которую сейчас может опираться  малый бизнес. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих очень  существенных положениях вообще отсутствует. Трудность, однако, в том, что, во-первых, нет сводной единой законодательной  основы для сегодняшней деятельности отечественных предприятий малого бизнеса, а во-вторых, имеющиеся разрозненные установления претворяются в жизнь  далеко не полностью.

Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности предприятий малого бизнеса, нет  надлежащего учета результатов  их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право этим предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.

Материально-техническое  обеспечение предприятий малого бизнеса осуществляется в недостаточном  объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для таких  предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен  для них доступ к высоким технологиям, так как их покупка требует  значительных одноразовых финансовых затрат.

Еще одна проблема — кадровая. Квалифицированных предпринимателей, к сожалению, гораздо меньше, чем  реально нужно экономике.

Непростая проблема связана  и с социальной защитой предпринимательской  деятельности. Известно, что ранее  существовавшая на основе распределения  общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения  в нынешних условиях оказалась практически  подорванной. Требуется по сути строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям — новому социальному слою — тем более.

Главным источником финансирования предприятий малого бизнеса служит его собственная прибыль. Одна треть  предпринимателей используют для этого  личные накопления, и лишь 16% пользуются полученными в банке кредитами. Всего же опыт использования банковских кредитов для финансирования своего бизнеса имеют, по данным исследования, лишь 26% российских малых предпринимателей. В то же время 24% сообщили, что пытались воспользоваться кредитами банка, но либо условия получения кредита  оказались невыгодными, либо банк отказал  в кредите. Главными причинами того, что не удавалось получить кредит, почти половина предпринимателей (47%) назвали высокие процентные ставки, а свыше одной четверти предпринимателей (27%) -- отсутствие возможности предоставить залог в требуемых банкам объемах.

Кредитуя малый бизнес, российские банки ставят непомерные требования по залогу, завышают стоимость  кредитования, долго раздумывают, прежде чем дать ответ на запрос малого предприятия на получение кредита.

Осуществление сотрудничества с одним банком позволяет предприятиям малого и среднего бизнеса сократить  издержки на управление банковскими  счетами, снизить риски утечки информации о бизнесе. Помимо того, в данном случае предприятия надеются на получение  определенных льгот, хотя, как правило, такие льготы они не получают.

Можно выделить несколько  причин, которые в наибольшей степени  вызывают недовольство предприятий  малого бизнеса качеством кредитования. Во-первых, как мы уже говорили выше, это отсутствие льгот при кредитовании для предприятий, работающих с определенным банком длительное время.

Во-вторых, предприятия малого и среднего бизнеса недовольны необходимостью подготовки значительного пакета документации и длительностью сроков рассмотрения их заявок.

В-третьих, вызывает недовольство клиентов искусственное сокращение сроков кредитования, занижение стоимости  залогов при одновременном сужении  перечня имущества, принимаемого в  залог. В значительной степени это  относится к «старым» клиентам, обслуживающихся в данном банке более трех лет.

В-четвертых, предприятия  малого и среднего бизнеса недовольны качеством банковского обслуживания. Прежде всего это касается скорости и условий обслуживания, стоимости услуг.

Справедливости ради следует  отметить, что ряд московских банков предпринимает определенные действия для улучшения обслуживания клиентов из числа малых и средних предприятий. Так, городской клиентский банк «Стройкредит» и некоторые другие закрепляют за каждым своим клиентом персонального менеджера. Увеличивается время обслуживания клиентов, предпринимаются шаги для сокращения срока рассмотрения кредитных заявок, внедряются упрощенные технологии кредитования и др.

Все эти меры позволят улучшить в целом кредитование малого бизнеса.

На какие же цели используют кредит те предприниматели, которым  удалось их получить? Более половины предпринимателей (56%) использовали заемные  средства для пополнения оборотных  средств, а почти одна треть —  на приобретение материальных активов, в числе которых здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и, в ряде случаев, -- земля. А 8% опрошенных предпринимателей приобретали на заемные средства нематериальные активы — лицензии, сертификаты, патенты, товарные знаки, объекты интеллектуальной собственности - результаты НИОКР, программное обеспечение и др.

Существенной проблемой  для малого бизнеса является обеспечение  доступа к производственным площадям и офисным помещениям. Такие площади  во многих регионах либо в большом  дефиците и, как следствие, — запредельно  дороги, либо их приобретение или аренда сопряжены с необходимостью преодлевать нередко искусственные административные барьеры. Так, более половины опрошенных предпринимателей (55%) заявили, что рынок недвижимости в регионе имеется, но цены на недвижимость непомерно высоки и для малого бизнеса недоступны. А почти 16% респондентов сообщили, что рынка деловой недвижимости в регионе по существу нет и площади можно приобретать только через чиновников.

Непомерна также тяжесть  арендного бремени. Более чем  у половины (54%) респондентов на оплату аренды уходит 30% (почти треть!) всех расходов предприятия, а у 18—50% и  более. О каком развитии малого бизнеса  может идти здесь речь?

Другая проблема развития малого бизнеса в России, выявленная в ходе исследования, — взаимодействие предпринимателей с местными властями и проверяющими инстанциями. Особенно докучают малым предпринимателям проверки, которые зачастую связаны с необоснованными претензиями и с прямым вымогательством. В 2009 г. в среднем по России каждое малое предприятие проверяли 5 раз, а в Тамбовской, Ростовской и Московской областях и в Мордовии — 10 раз. Решение проблем с чиновниками зачастую решается с помощью взяток. Почти 10% выручки затрачивает среднестатистическое малое предприятие на взятки различным чиновникам и проверяющим.

Особенно неудовлетворительно  поставлена в стране правовая защита малых предпринимателей. Более 60% опрошенных предпринимателей сами не заинтересованы в обращении в судебные органы

Помимо обращения к  посредникам из властных структур 14% респондентов заявили, что для решения  своих проблем обращаются к посредникам  из криминальных структур, а 16% - к вышестоящим  должностным лицам. И только 11% опрошенных надеются на помощь предпринимательских  объединений.

Неблагополучно в малом  предпринимательстве и с конкурентной ситуацией. Как свидетельствуют  исследования, главной помехой честной  конкуренции и доступу на рынки  служат региональные и муниципальные  власти. Так, мешают доступу на отдельные  рынки администрация региона (20% опрошенных), администрация города или населенного рынка (20%), крупные компании — монополисты (24%). Две трети опрошенных (65%) указали, что представители администраций используют свое служебное положение для поддержания отдельных фирм. Самой проблемной отраслью в этом опросе было строительство и монтажные работы: 43% представителей этой отрасли заявили о том, что региональные власти, имея на данном рынке собственные коммерческие интересы, в той или иной степени препятствуют работе независимых малых предприятий.

Подводя некоторый итог исследованиям  малого бизнеса в России, следует  отметить значительное расхождение  в отношениях к малому бизнесу  в различных регионах. В одних  регионах проблемы его развития связаны  главным образом с бюрократическим произволом.  В других регионах основным барьером для выхода на рынок становится острая конкурентная борьба. Можно сказать, что позитивные сдвиги в создании условий для развития бизнеса вообще и малого в частности наблюдаются там, где во власть пришли прагматичные люди из бизнеса.

Определенную роль в решении  проблем малого бизнеса сыграла  реформа по снижению административных барьеров, начавшаяся в 2001 г. с принятием  Закона о проверках и инспекциях

Так, несколько сократилось  число проверок и время, которое  эти проверки отнимают у предпринимателей. По последним данным, 73% руководителей  малых предприятий затрачивают  на проверки менее 5% своего времени, в  то время как четыре года назад  их доля составляла 50%.

Упрощение процедуры лицензирования, ее частичная отмена и удлинение  сроков действия лицензий привело к  тому, что удельный вес предприятий  малого бизнеса, обратившихся за лицензиями, сократился с 31 до 14%. Вместе с тем  известны случаи, когда некоторые  чиновники выдают лицензии на право  осуществления розничной торговли в то время, как этот вид деятельности малого бизнеса вообще не лицензируется.

За эти годы заметно  возросла доля малых предприятий, использующих упрощенную схему налогообложения. Ныне ее используют более 60% предприятий, имеющих на это право.

Остается еще много  проблем, препятствующих дальнейшему  развитию малого бизнеса в стране. Главная из них — покупка и  аренда помещений и земли, как  для производственной деятельности, так и под офисы. Следует отметить, что за последние два года время, затрачиваемое предпринимателями  на покупку помещений и земли, возросло почти в 10 раз. Помимо того что недвижимость становится все  дороже, ее приобретение или аренда усложняются, что служит благодатной  почвой для коррупции чиновников. По некоторым исследованиям, коррупционный  бюджет в России с 2007 по 2010 г. увеличился в 9 (!) раз. Особенно серьезное положение  с предпринимательским климатом в таких территориях, как Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Красноярский край. Начать здесь новый бизнес, открыть новое предприятие — бесперспективно. В основном здесь укомплектован торговый бизнес, а инновационные и производственные сферы, по существу, не развиваются, так как возможности развития отсутствуют.

Можно также сделать вывод  о том, что на федеральном уровне для малого и среднего бизнеса  в России делается достаточно много. Исследования Всемирного банка говорят  о том, что за указанные три  года предпринимательская среда  в России существенно улучшилась. Однако местные власти своими действиями лишают мелких и средних предпринимателей многих прав, толкают их на путь аффилированных с ними структур, различных посредников. Касаясь собственности, недвижимости и аренды, необходимо разработать  и включить четкий механизм покупки  собственности, ее регистрации, создания рынка бизнес-недвижимости для малых предпринимателей. Необходимо создать опережающее предложение инфраструктуры от местных властей. То же касается и аренды земли и недвижимости. У предпринимателя всегда должен быть выбор при поиске объекта собственности.

Информация о работе Малое предпринимательство