Малые и средние предприятия в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 22:39, реферат

Описание работы

Развитие малого предпринимательства как неотъемлемого элемента современной рыночной системы хозяйствования соответствуют цели экономических реформ – созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения страны и равноправное участие России в функционировании мировой экономической системы. Одной из главных причин сложившегося положения является несовершенство государственно-правового регулирования малого предпринимательства. Отсутствие достаточного внимания со стороны государства к вопросам поддержки и развития малого предпринимательства не позволяет создать условия, необходимые для повышения его экономической эффективности, кроме того, является основным фактором, создающим угрозу развитию малого предпринимательства как сектора экономики.

Содержание работы

Введение 3
1.Понятие малого и среднего предпринимательства и его роль в экономике стран ………………………………………………………………………………5
2. Зарубежный опыт развития малого бизнеса 10
3.Малый бизнес в Китае 13
4.Малый бизнес в Европе 15
5.Экономика в Сингапуре: значение и роль малого предпринимательства 17
Заключение 20
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

7004-Малые и средние предприятия в мировой экономике.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

 

Введение

 

Актуальность исследования. В экономически развитых странах малое предпринимательство является одним из важнейших секторов экономики, в котором занято более половины трудоспособного населения и производится большая часть ВВП. Так в европейских странах на малых предприятиях занято около 70% от общей численности работающих, а доля малого бизнеса в ВВП составляет более 50%. Именно малые предприятия, ставшие массовой формой предпринимательства, обеспечивают условия социально-экономической стабильности и экономической безопасности страны, поэтому им и уделяется самое серьезное внимание со стороны государства.

В российской экономике  наблюдается стагнация сектора малого предпринимательства. Если в странах Евросоюза число малых предприятий на 1 000 жителей достигает 40-50, то в России на 1 000 жителей приходится лишь 6 таких предприятий. Низкие темпы развития малого предпринимательства в нашей стране препятствуют достижению главных социально-экономических целей российских рыночных реформ: повышению уровня жизни россиян, созданию новых рабочих мест, формированию среднего класса, сокращению социального расслоения населения страны.

Развитие малого предпринимательства как неотъемлемого элемента современной рыночной системы хозяйствования соответствуют цели экономических реформ – созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения страны и равноправное участие России в функционировании мировой экономической системы. Одной из главных причин сложившегося положения является несовершенство государственно-правового регулирования малого предпринимательства. Отсутствие достаточного внимания со стороны государства к вопросам поддержки и развития малого предпринимательства не позволяет создать условия, необходимые для повышения его экономической эффективности, кроме того, является основным фактором, создающим угрозу развитию малого предпринимательства как сектора экономики. Безопасность предпринимательства в условиях рыночной экономики, в свою очередь, является одним из ключевых условий национальной экономической безопасности.

Цель дипломной работы заключается в изучении роли малых и средних предприятий в мировой экономике.

 

  1. Понятие малого и среднего предпринимательства и его роль в экономике стран

 

Предпринимательство – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке [3;c.70].

Под малым предпринимательством понимается экономическая деятельность субъекта экономических отношений, имеющего юридический статус предпринимателя  без образования юридического лица, либо статус малого предприятия, с определенным числом работающих, объемом прибыли и производящего продукцию, оказывающего услуги от своего имени, на свой риск и под свою ответственность [2;c.5].

Рассмотрим функции малого бизнеса: экономические и социальные.

Экономические функции  малого бизнеса:

  • Придает рыночной системе необходимую гибкость (активизация структурных сдвигов, процессов разгосударствления и приватизации).
  • Формирует конкурентную среду (региональные и местные рынки, огранивает монополии и толкает их на рационализацию своего производства путем создания дочерних предприятий).
  • Ускоряет НТР (организация мелкосерийного и опытного производства, поиск разработка и внедрение новых идей). По данным Института стратегического анализа и развития предпринимательства, малые фирмы США производят в четыре раза больше новинок в расчете на одного занятого, чем крупные предприятия, а затраты на одного занятого у них вдвое ниже. К примеру, концерн General Electric связан более чем с 200 исследовательскими компаниями, которые в основном работают на него. Ежегодный объем капиталовложений венчурных фондов США оценивается в 3-4 млрд. долл.
  • Мобилизует сырьевые, людские и финансовые ресурсов.
  • Обеспечивает рост налоговых поступлений.

Социальные функции  малого бизнеса:

  • Обеспечивает рост занятости.
  • Снижает социальную напряженность.
  • Стабилизирует уровень доходов населения.

Преимущества  малого бизнеса в том ,что он привлекает в свои сферы развития все большее количество работников государственных предприятий, сдерживая рост безработицы. Увеличение количества предприятий малого предпринимательства привело к конкуренции между предприятиями и предпринимателями, а это изменило отношение последних к знаниям. Среди них все более востребованными становятся не только навыки, но и фундаментальные основы рыночной экономики, маркетинга, менеджмента и т.п.

Для экономики в целом  деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства  специалисты даже судят о способности  страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы. Отрицательное влияние на развитие малого предпринимательства оказали последствия разразившегося в августе 1998 года финансового кризиса.

По роли в развитии экономики, решении социальных задач малое  предпринимательство России значительно  уступает малому предпринимательству  в таких развитых странах, как  США, Япония, Италия и др.  [9;c.44].

Целью создания малого предприятия является решение региональных проблем при переходе к рыночным отношениям посредством создания производственной и социальной инфраструктуры, увеличения производства товаров народного потребления, повышения эффективности использования местных ресурсов природных и трудовых, ускорения разработок новых видов техники и технологии, решение экологических проблем.

Мировая практика убедительно  свидетельствует, что даже в странах  с развитой рыночной экономикой малый  бизнес оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых рабочих. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ субъекты малого предпринимательства в отдельных странах играют ведущую роль. В принятых в Российской Федерации в течение 1991-1995 годов в законодательных и нормативных актах указывалось, что развитие в стране малого предпринимательства является одним из направлений экономической реформы, способствующих развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест.

Сектор малого предпринимательства  является неотъемлемым, объективно необходимым  элементом любой развитой хозяйственной  системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя «лицо» любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы — крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего  рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата.

Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике любых  стран, даже развитых, так как ему  свойственны определенные преимущества. Можно перечислить следующие  из них:

  • более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
  • большая свобода действий субъектов малого предпринимательства;
  • гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;
  • относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;
  • большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;
  • более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков;
  • относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

Так, в одном из докладов Международного бюро труда отмечается, что малые  предприятия располагают значительными  конкурентными преимуществами, часто  требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материалы и трудовые ресурсы.

Собственники малых предприятий  более склонны к сбережениям  и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации  в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию наемным работникам. Малые предприятия способствуют занятости большего количества работников по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных кадров и распространению практических знаний. Малые предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнению работ, оказанию услуг.[9;c.43].

В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны  и определенные недостатки, среди которых:

  • более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;
  • зависимость от крупных компаний;
  • недостатки в управлении делом;
  • слабая компетентность руководителей;
  • повышенная чувствительность в повышении к изменениям условий хозяйствования;
  • трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
  • неуверенность и осторожность хозяйствующих субъектов при заключении договоров (контрактов) и др.

Как показывает опыт, большинство  неудач малых фирм связано с отсутствием опыта управления или профессиональной некомпетентностью собственников малых предприятий.

И все-таки малый бизнес или малое  предпринимательство из-за своей  массовости в значительной мере определяют социально-экономический уровень страны. Сектор малого предпринимательства способствует быстрому созданию новых рабочих мест, а, следовательно, решению проблемы занятости населения. В отличие от крупного производства, ориентированного на массовый спрос, выпуск больших партий стандартной продукции, малые предприятия  функционируют на небольших рыночных сегментах, благодаря чему национальное хозяйство становится способным к быстрым структурным изменениям. Небольшие размеры малых предприятий дают возможность обеспечить технологическую, производственную и управленческую гибкость, а это позволяет оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка, внедрять научно-технические достижения, осуществлять эффективную инновационную деятельность [5;c.28].

2. Зарубежный опыт развития малого бизнеса

Малый бизнес является основой экономики  для многих развитых стран. Отечественные  аналитики активно занимаются изучением зарубежного опыта малого бизнеса для реализации программ помощи частным бизнесменам в нашей стране.

В США развитие программ помощи малому бизнесу началось во времена великой  депрессии, когда многие люди лишились работы. В 1953 году правительством США  было создано специализированное агентство, которое осуществляет техническую и финансовую поддержку начинающим бизнесменам [11;c.87].

Также интересен зарубежный опыт малого бизнеса, который начал активно развиваться в Испании в семидесятых годах прошлого века. Любой гражданин страны может открыть частное предприятие  в течение одного дня, предоставив минимальное количество документов.  В этой стране создано множество программ помощи частному бизнесу, особое внимание правительство этой страны уделяет развитию наукоемких и инновационных технологий. Также правительство Испании стимулирует появление различных фондов, которые оказывают всестороннюю поддержку частному предпринимательству.

Мощный научно-технический  прорыв, который совершила Япония после окончания второй мировой  войны, также связан с развитием малого бизнеса. В настоящее время малый бизнес выпускает около 40 % промышленной продукции этой страны. Правительство Японии приняло целый ряд законов, которые стимулируют развитие частных предприятий, работающих в научно-технической области и активно сотрудничающих с крупными промышленными корпорациями. Также японскими властями организованы учебно-консультационные центры, в которых начинающий предприниматель может получить всю необходимую правовую информацию.

Интересен зарубежный опыт малого бизнеса, который можно перенять в Китае. По прогнозам правительства, полная модернизация экономики страны должна завершиться к 2030 году, малый бизнес является одним из ключевых направлений развития страны. По данным статистики, в 2005 году в Китае насчитывалось более 3 миллионов частных предприятий и около 30 миллионов индивидуальных предпринимателей, большинство из которых работало в производственной сфере. Товары из Китая, которые произведены на малых предприятиях, можно встретить практически в любой точке мира.

Зарубежный опыт малого бизнеса полезен не только государственным деятелям, но и начинающим предпринимателям, которые в настоящее время могут изучить и применить на практике принципы развития малого бизнеса в различных странах. Более того, многие зарубежные компании предлагают необходимое оборудование  для организации малого бизнеса в нашей стране.

Изучение зарубежного  опыта малого бизнеса позволит государственным  и муниципальным органам предоставлять  необходимую поддержку частному бизнесу.

Информация о работе Малые и средние предприятия в мировой экономике