Малые и средние предприятия в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 22:39, реферат

Описание работы

Развитие малого предпринимательства как неотъемлемого элемента современной рыночной системы хозяйствования соответствуют цели экономических реформ – созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения страны и равноправное участие России в функционировании мировой экономической системы. Одной из главных причин сложившегося положения является несовершенство государственно-правового регулирования малого предпринимательства. Отсутствие достаточного внимания со стороны государства к вопросам поддержки и развития малого предпринимательства не позволяет создать условия, необходимые для повышения его экономической эффективности, кроме того, является основным фактором, создающим угрозу развитию малого предпринимательства как сектора экономики.

Содержание работы

Введение 3
1.Понятие малого и среднего предпринимательства и его роль в экономике стран ………………………………………………………………………………5
2. Зарубежный опыт развития малого бизнеса 10
3.Малый бизнес в Китае 13
4.Малый бизнес в Европе 15
5.Экономика в Сингапуре: значение и роль малого предпринимательства 17
Заключение 20
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

7004-Малые и средние предприятия в мировой экономике.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Экономика большинства крупных развитых стран основывается на предприятиях малого бизнеса. Доля малого бизнеса в ВВП крупнейших стран составляет более 50 %. Во многих европейских и азиатских  странах существует понятие «семейный бизнес». К такому бизнесу относятся небольшие ресторанчики, гостиницы или производства, которые сотни лет переходят по наследству от родителей к детям.

Малый бизнес в развитых странах в большей  степени ориентирован на сферу обслуживания. Такие услуги очень востребованы населением, так как во многих странах не принято готовить дома, и большинство семей предпочитают питаться в ресторанах. Ремонт автомобилей многие европейцы также предпочитают доверять специалистам, а не проводить выходные со своим «четырехколесным другом».

Кроме сферы обслуживания, малый  бизнес в развитых странах активно  работает в финансовой, производственной и научной сфере. В настоящее  время в Китае существуют тысячи небольших предприятий, которые  производят промышленную  продукцию, поставляемую в разные концы мира.

Малый бизнес в Японии также имеет  свою специфику, большинство крупных  корпораций размещают заказы на опытно-конструкторские  разработки на небольших предприятиях, и, в случае успешной разработки, внедряют их в производство [7;c.4].

Практически в любой развитой стране есть множество малых предприятий, которые помогают людям составлять финансовую отчетность или оказывают подобные консультации.

Малый бизнес в развитых странах  получает весомую помощь со стороны  государства. Многие страны вводят налоговые льготы для определенных отраслей бизнеса, которые необходимы для  развития экономики государства, для создания удобных для работы предпринимателей создаются специализированные технопарки, где имеются все условия для творчества.

В развитых странах малый бизнес также ориентирован на туристическую сферу. Во многих странах работает обилие магазинчиков, где можно приобрести различные сувениры, для туристов устраиваются различные шоу и другие развлекательные программы. 

По мнению экспертов, малый бизнес в развитых странах также играет важную роль в снятии социальной напряженности, так как обеспечивает рабочие места для различных слоев населения.  В свою очередь, доходы, которые государство получает от деятельности малых предприятий, направляются, в том числе, и на социальные проекты.

Малый бизнес во многих развитых странах  органично соседствует с крупными корпорациями, правительства этих стран  давно пришли к выводу, что экономическое  процветание государство базируется на органичном развитии малого и крупного бизнеса.

3.Малый бизнес в Китае

 

Малы Малый бизнес в Китае  развивается очень успешно. Правительство  Китая несколько лет назад  приняло решение переориентировать  экономику страны с ресурсоемких предприятий на предприятия малого бизнеса. По мнению китайских лидеров, коренная модернизация экономики Китая должна быть закончена в 2050 году, что должно вывести страну в число лидеров по уровню экономического развития. Но результат работы малого бизнеса в Китае можно наблюдать уже  в настоящее время - полки многих магазинов уставлены дешевыми  товарами, которые производятся на малых предприятиях Китая.

Благодаря низкой стоимости рабочей  силы, малый бизнес в Китае составляет серьезную конкуренцию крупным  компаниям, которые работают на мировых  рынках.

Развитие малого бизнеса в Китае происходит по нескольким направлениям:   правительство страны стимулирует, прежде всего, развитие частных предприятий, которые работают в сфере производства электроники и разработки программного обеспечения. Предприниматели в Китае активно участвуют в развитии инновационных технологий, 65% патентов и более 80% производящейся новой продукции страны принадлежит малым предприятиям Китая. Также на долю малого бизнеса  приходится около половины налоговых поступлений и около 60 %  объема экспорта.  При этом большинство малых предприятий имеет в своем штате менее 100 человек,  средние предприятия Китая с большим количеством сотрудников составляют менее 1 %.

Правительство Китая приняло в 2002 году закон о стимулировании малого бизнеса, который уравнивает в правах малые и крупные предприятия этой страны.  В настоящее время в Китае действует целый ряд законов, которые позволяют частным предпринимателям платить меньшее количество налогов, а также уменьшают количество бюрократических барьеров для открытия предприятий [6;c.154].

Малый бизнес в Китае также ориентирован на сферу услуг. По мнению китайских  экономистов, в 2020 году доля индустрии  услуг в  общем объеме ВВП должна составлять до 60 %.

Основным проводником идей развития малого бизнеса в Китае является «Национальная комиссия по развитию и реформированию», которая инициирует принятие необходимых правительственных решений, а также собирает информацию и статистические данные о работе малых предприятий. На основе деятельности этой комиссии принимаются решения о стимулировании определенных видов малых предприятий Китая. Кроме того, в Китае активно развивается система тендерных аукционов, которая позволяет малым предприятиям получить государственный заказ на поставку товаров или предоставление услуг.

Помощь малый бизнес в Китае  получает на высоком техническом  уровне, начинающие предприниматели  имеют возможность получить необходимую  информацию с помощью специализированный сайтов и электронных библиотек, а также поучаствовать в вебинарах  или видеоконференциях, которые организуются ведущими китайскими и мировыми специалистами в области развития малого бизнеса.

 

4.Малый бизнес в Европе

Малый бизнес в Европе составляет основу социально-экономического развития ЕС. В Евросоюзе насчитывается  свыше 20 миллионов предприятий малого и среднего бизнеса, которые дают более половины общего оборота и добавленной стоимости. Число занятого населения в малом бизнесе Европы составляет порядка 70%. Наибольшее количество малых предприятий создано в торговле, строительстве и пищевой промышленности.

Малый бизнес в Европе стимулирует  развитие конкуренции, «вынуждает» крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, эффективность всей экономики ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому, в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, главная цель которой – сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого бизнеса.

Основные цели регулирования и  поддержки малого бизнеса в Европе:

•укрепление единого внутреннего  рынка ЕС;

•устранение административных барьеров;

•унификация законодательной базы, усиление взаимодействия стран ЕС для более глубокого экономического сотрудничества.

Уникальная система регулирования  и поддержки малого бизнеса в  Европе начала складываться в 70-х годах  прошлого столетия. Чтобы максимально  стимулировать малое и среднее  предпринимательство, в Европе были приняты меры, чтобы устранить административные препятствия для малого бизнеса. Первым делом были внесены изменения, касающиеся налога на добавленную стоимость, корректировки условий финансирования и изменения в социальную политику государств.

Кроме того, была разработана Европейская хартия для малого бизнеса Европы. В данном документе правительства европейских стран признали значительный потенциал малых предприятий и подчеркнули важность создания благоприятных условий для повторных попыток создания собственного бизнеса, даже если прежние попытки предпринимателя были не очень удачными. Положения Европейской хартии были учтены в Многолетней программе, и в первый же год было запущено 11 проектов по их внедрению.

Государственное регулирование малого бизнеса в Европе осуществляется путём законодательства, разработки и реализации целевых программ финансового, технологического, информационного и кадрового содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Для стимулирования развития малого бизнеса были разработаны новые юридические модели (Европейская акционерная компания, Европейский пул экономических интересов), которые позволяют малым предприятиям из разных стран, вступающим в деловые отношения, эффективно решать проблемы разногласий правовых систем различных государств [7;c.48].

Политика поддержки малого бизнеса  в Европе осуществляется через деятельность государств и через специальные  программы, которые реализуются  под эгидой Евросоюза. Финансирование мероприятий по поддержке малого бизнеса осуществляется из Структурных фондов Евросоюза, таких как Фонд регионального развития, Социальный фонд.

К кризисным условиям малый бизнес в Европе адаптировался наиболее эффективно, имея возможность маневрировать  на рынке. Малые предприятия достаточно оперативно стали занимать ниши, неинтересные крупным предприятиям, что в значительной степени помогает европейским странам преодолевать стагнационные явления в экономической сфере.

 

5.Экономика в Сингапуре: значение и роль малого предпринимательства

 

Сингапур является крупнейшим мировым центром переработки нефтяных продуктов и производства полупроводников. Многие специалисты считают, что Сингапур – лучшее место для осуществления предпринимательской деятельности. В стране широко развита рыночная экономика и финансовая инфраструктура, ведь именно здесь расположены представительства более 3000 крупнейших компаний мира.

Рассмотрим основные причины процветания  экономики и предпринимательства  в Сингапуре:

1. Наличие благоприятной экономической  ситуации и привлекательного инвестиционного климата в стране. Существует льготное налоговое законодательство в отношении к малого предпринимательства, которое направлено на привлечение иностранного капитала и инвестиций. Также отсутствует пошлина на перечисление прибыли, обеспечиваются гарантии вложений денежных средств в экономику и т.д.

2. Основой малого предпринимательства  Сингапура является предоставление  различных услуг: торговых, транспортных, коммуникационных, финансовых, туристических  и других. Эти сферы услуг предоставляют рабочие места для подавляющей части населения страны, составляющей до 70-80%. Большинство жителей Сингапура занимаются индивидуальной предпринимательской деятельностью, некоторые владеют акциями и другими ценными бумагами различных компаний. Таким образом, средний класс в Сингапуре составляет около 80% от общего числа населения.

3. Созданы приемлемые условия  для открытия малого предпринимательства  и для осуществления непосредственной  деятельности, которые описаны в  законодательных актах и подлежат  строгому исполнению. Особые льготы рассчитаны на малые и средние предприятия, начинающие свой бизнес.

В соответствии с проводимыми исследованиями CNN Time Warner Group, Сингапур занимает 5-е место  по развитию малого предпринимательства.

Малое и среднее предпринимательство в Сингапуре входят в одну группу. При этом главным критерием является количество занятых на предприятии рабочих, которое не должно превышать двухсот. Данную группу делится на две категории. Первая категория занимается организацией и развитием ресторанного, гостиничного, туристического, строительного и других сервисов. Малое предпринимательство в Сингапуре подчиняется жестким стандартам по обслуживанию туристов и обустройству помещений. Поэтому Сингапур ежегодно посещает не менее 6 млн. туристов [10;c.32].

Вторая категория субъектов  малого предпринимательства занята в сфере производства и применения инновационных разработок. Экономика  Сингапура направлена на сотрудничество между предприятиями и объединение  их в специальные союзы. Это делается для эффективного распределения труда и для достижения лучшего результата при внедрении новых технологий и производству новой продукции.

В Сингапуре функционирует около 140 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, что составляет около 90 процентов всех предприятий страны. Малое предпринимательство обеспечивает рабочими местами значительную часть занятого населения страны, обеспечивая прирост около 5-6 процентов в год.

Такое развитие малого предпринимательства  было бы невозможно без поддержки  государства. Правительство Сингапура заинтересовано в содействии развития малого и среднего предпринимательства с целью их конкурентоспособности на международном рынке. Поддержкой малого предпринимательства в Сингапуре занимается специально созданное агентство «Spring», которое занимается разработкой и реализацией различных программ содействия малому предпринимательству. Работа агентства включает следующие направления:

•развитие предпринимательских способностей субъектов малого предпринимательства;

•предоставление консалтинговых, бухгалтерских и консультационных услуг предпринимателям;

•оказание помощи предприятиям, касающейся специфики их работы;

•контроль качества предоставляемых  услуг и производимых товаров;

•совершенствование структуры  малого предпринимательства;

•подготовка кадров для управления малым предпринимательством.

В Сингапуре внедряется огромное количество разнообразных программ по льготному  кредитованию, которые включают специальные  займы, страхование кредитных рисков, предоставление субсидий. Для малых предприятий, численность рабочих на которых составляет не более 10 человек, создаются специальные льготные условия получения кредита. Вообще, банковская система кредитования в Сингапуре имеет поддержку и контролируется со стороны государства, постоянно снижая ставки по кредитованию.

Правительство Сингапура финансирует  в большой степени обучение и  повышение квалификации кадров, которые  заняты в сфере малого предпринимательства. Для этого функционируют государственные  и некоторые частные учебные  заведения.

Несмотря на наличие в Сингапуре  государственных контролирующих органов, наблюдающих за выполнением стандартов в различных отраслях экономики, бюрократия чиновников в стране сводится к минимуму. Следует заметить, что  вероятность получения взятки должностным лицом исключается практически на 100%. Чиновникам Сингапура запрещено принимать любые подарки

Информация о работе Малые и средние предприятия в мировой экономике