Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 08:13, контрольная работа
Описание работы
Формирование и развитие рыночных отношений предполагают свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и секторов внутри каждой формы собственности. Особое место в экономике России на этапе рыночных преобразований принадлежит малому предпринимательству. В современной России на протяжении последних лет становление малого предпринимательства проходит на фоне серьезных социально-политических преобразований, внося существенный вклад в экономическую жизнь общества.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 1. РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ 6 2. ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА 7 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 12 4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Одной из самых существенных
черт предпринимательства является его
рисковый характер. Таким образом, граждане,
решившие создать и осуществлять собственное
дело, помнят, что они рискуют, так как
действуют в условиях неопределенности.
Кроме того, предпринимательству осуществляемому
в малых масштабах кроме рисков присущих
любым хозяйствующим субъектам, и определяемых
сферой деятельности, этапом жизненного
цикла организации; общей политической
и социальной обстановкой и т.д., характерны
риски связанные с небольшими размерами
самих предприятий.
Малые предприятия, как субъект
управления в рыночной экономике, характеризуются,
прежде всего, как неустойчивая предпринимательская
единица, наиболее зависимая от колебаний
рынка. А это значит, что непредвиденные
неблагоприятные изменения внешней среды
наиболее негативно влияют на деятельность
малого бизнеса. В то же время внешняя
среда малых предприятий отличается собой
в сравнении с крупным бизнесом, а также
с государственными экономическими структурами,
особой степени неопределенности. Это
объясняется тем, что малые предприятия,
как правило, действуют на локальном рынке,
который в отличие от рынков крупных корпораций
характеризуется высокой степенью неопределенности.
Ключевой особенностью внешней среды
малого бизнеса является, его объективно
подчиненная роль в системе отношений
с государством, крупным бизнесом, финансово-кредитными
институтами. А также имеется специфическая
черта, которая связана именно с периодом
радикальных реформ, - это исключительная
подвижность внешней среды, возрастание
скорости, с которой в окружении малого
бизнеса происходят изменения. И все это
серьезно затрудняет для предприятия
возможности адекватного на них реагирования.
Кроме негативных изменений
внешней среды на возрастание неопределенности
и степени рисков в деятельности малых
предприятий влияет и внутренняя среда
предприятия, во многом зависящая от размера
малого предприятия. Внутренняя среда
малого бизнеса, как и внешняя, имеет ряд
отличий, например:
- в способах разделения
труда;
- расстановке кадров;
- распределения прав и
ответственности;
- проведения маркетинговой
политики;
- налаживания финансовых
потоков на предприятии;
- получении информации
и т.д.
В настоящее время, по оценкам
самих предпринимателей, в своей деятельности
они сталкиваются с проблемами, такими
как высокие налоги, дороговизна материально-технических
средств, отсутствие кредитных ресурсов,
что негативно сказывается на финансовом
состоянии их предприятий. Серьезным сдерживающим
фактором является низкий платежеспособный
спрос населения, которое является основным
потребителем продукции услуг малого
бизнеса. Как отмечают специалисты, главная
черта современной пирамиды в России -
формирование и хроническое воспроизводство
масштабной бедности, которая на протяжении
десятилетия охватывает более 30% населения
страны. Среди них более 10% в обозримой
перспективе не имеют шансов изменить
свое материальное и общественное положение.
Согласно многим исследованиям,
предприниматели, особенно мелкие, единодушно
жалуются на тотальный и повседневный
грабеж со стороны государственных чиновников.
Государственные службы буквально терроризируют
их требованиями мелочной отчетности,
частыми инспекциями и штрафами.
Потеря административного управления,
экономический хаос и законодательная
неразбериха привели к тому, что законопослушные
предприниматели, организующие бизнес
в производственной сфере, оказались в
чрезвычайно трудном положении, неся большие
затраты, выплачивая высокие налоги и
подвергаясь государственному и негосударственному
рэкету. Отсутствие четкого механизма
реализации государственных мер по поддержке
малого бизнеса, затруднения в получении
кредитов, производственных помещений
и материальных ресурсов поставили малые
предприятия в неравное положение с крупными.
Это привело к сокращению их роста и к
ориентации преимущественно на торгово-закупочную
и посредническую деятельность.
Анализ развития предпринимательства
показывает, что доля предприятий, работающих
в сфере торговли и посреднических услуг,
занимает доминирующее положение. Кроме
того, существует большое количество предприятий,
зарегистрированных как производственные
или многоцелевые (выпуск товаров народного
потребления, оказания различных услуг),
но тем не менее занимающихся торгово-посреднической
деятельностью как основной.
Высокие налоги, всевозрастающая
арендная плата за помещение и оборудование,
отсутствие фондового рискового капитала
- все это затрудняет продолжение эффективной
деятельности и вынуждает направлять
основные усилия не на расширение производства,
а на борьбу за выживание.
О сложностях взаимоотношений
предпринимателей и региональных властей
свидетельствуют также данные экспертного
опроса, проведенного Союзом промышленников
и предпринимателей. В опросе приняли
участие 919 человек, отнесенных к категории
«эксперты» и представляющих в основном
малый (66%) и средний (20%) бизнес из всех
федеральных кругов РФ, Москвы и Санкт-Петербурга.
Из них 79,0% считают, что региональная власть
своими действиями создает проблемы в
бизнесе, так как преследует свои интересы
близких к ней предпринимателей. Проводимая
административная реформа, по мнению 42%
слушателей Академии народного хозяйства
при правительстве РФ, вряд ли изменит
или даже ухудшит отношения между бизнесом
и властью.
На низком уровне предприниматель
также сталкивается с непониманием и субъективным
отношением к малому бизнесу со стороны
местной бюрократии. По мнению президента
всероссийской ассоциации предпринимателей
«Честное дело», Н.В. Бархатовой, «мелкий
чиновник - это самое опасное, что может
быть для бизнеса». /5/
Но главной причиной слабого
развития малых предприятий является
низкий уровень финансовой обеспеченности
большинства малых предприятий вследствие
трудностей с первоначальным накоплением
капитала, невозможность получения кредитов
на приемлемых условиях, неэффективность
налоговой системы. Негативное воздействие
на развитие малого бизнеса в сфере материального
производства оказывают неразвитость
производственной инфраструктуры, нехватка
специализированного оборудования, слабость
информационной базы.
Среди наиболее актуальных
проблем, от итогов решения которых, во
многом, зависит дальнейшее развитие малого
бизнеса в нашей стране, являются проблемы
в налогообложении. Хотя данные проблемы
решаются путем неоднократного пересмотра
и внесения изменений в Налоговый кодекс
РФ в части налогообложения субъектов
малого бизнеса. В частности, 31 декабря
2001 г. Президент РФ подписал Федеральный
закон РФ №198-ФЗ «О внесении дополнений
и изменений в Налоговый кодекс РФ и в
некоторые законодательные акты Российской
Федерации о налогах и сборах». Данным
законом внесены существенные изменения,
касающиеся налогообложения субъектов
малого бизнеса, в частности, с 1 января
2002 г. индивидуальные предприниматели
и организации, переведенные на уплату
единого налога на вмененный доход, становятся
плательщиками единого социального налога
(ЕСН). К сожалению, это лишь «малая капля»
в облегчении жизненного пути малого предпринимательства.
Существует и ряд других проблем,
которые неблагоприятно влияют на развитие
малого предпринимательства, такие, например,
как: несовершенство нормативно-правовой
базы; трудности при решении финансово-кредитных
вопросов; проблемы, связанные с получением
деловой информации и т.д.
Еще одной из не менее важной
проблемы является низкая квалификация
самих предпринимателей и наемных работников.
Некомпетентность управляющих или недостаточная
способность персонала принимать решения
стала главной причиной разорения малых
фирм. Во многих странах с рыночной экономикой
разрабатываются специальные программы
управленческой поддержки малого бизнеса,
создаются центры развития или «инкубаторы»
мелкого бизнеса.
Специфическими проблемами
в некоторых регионах РФ, в основном Сибири,
являются высокая доля транспортной составляющей
в расходах (62,4%), трудности сбыта продукции
(20,6%), информационный голод (12,4%) и некомпетентность
чиновников (3%).
Усилия предпринимателей по
преодолению указанных проблем направлены
в основном на улучшение технологии, снижении
затрат, повышение профессионального
уровня работников. Государство же, по
мнению предпринимателей, должно направлять
свои усилия на снижение налогов (64%), обеспечение
доступности кредитов (62,8%), совершенствование
законодательства (51,2%), резкое сокращение
числа контролирующих инстанций (47,2%),
защиту прав собственника (36,8%), искоренение
коррупции и произвола чиновников (31,6%).
Но 25% предпринимателей считает, что специфических
региональных проблем в развитии бизнеса
нет.
4.Перспективы
развития малого бизнеса в
России.
Удельные издержки производства
и обращения у малых предприятий, как правило,
выше, чем у крупных предприятий: им труднее
получить кредит, наладить рекламу; требуется
затрачивать относительно больше средств
на обучение и переподготовку кадров,
изучение рынка, получение необходимой
информации и т.д., поэтому практически
во всех индустриально развитых странах
малым предприятиям устанавливаются определенные
льготы и оказывается государственная
поддержка.
В России по мере развития малого
и среднего бизнеса и укрепления рыночных
отношений возникли общественные организации
малого и среднего предпринимательства,
например, Союз предпринимателей России.
Существуют также федеральные и местные
фонды финансовой помощи, основной задачей
которых является стимулирование развития
приоритетных производственных видов
деятельности малых предприятий. Ежегодно
проводятся различные экономические форумы,
посвященные проблемам малого предпринимательства
как на федеральном, так и на местном уровнях.
В последние годы широко исследуются
вопросы о наиболее эффективных и формах
и методах государственной поддержки,
не подрывающих основ предпринимательства
и интересов частного собственника, и
одновременно способных оказывать реальную
помощь в становлении и развитии малого
предпринимательства в России.
Во всех цивилизованных государствах
малый бизнес является одним из основных
двигателей экономики страны. Осознав
необходимость поддержки малого бизнеса,
решение проблем малого бизнеса и выявление
перспектив его развития и в Российской
Федерации происходит на государственном
уровне. При этом государственное регулирование
малого бизнеса должно быть тщательно
продумано, а результат подобного регулирования
должен приносить пользу экономике страны.
Многие предприниматели считают,
что в современных условиях малый бизнес
развивать достаточно сложно. Мировой
финансовый кризис отразился в той или
иной степени на всех сферах экономики,
у людей снизились доходы и, как следствие,
уменьшился спрос на продукты, товары
и предлагаемые услуги. Малым предприятиям
приходится прилагать больше усилий, чтобы
«остаться на плаву» и получать доходы
от своей деятельности. В этих условиях,
Министерство экономического развития
РФ разработало новую концепцию развития
малого и среднего бизнеса России на 2009–2012
годы. Согласно этому документу, в течение
указанного временного периода на развитие
малого и среднего бизнеса страны будет
потрачено около 924 миллиарда рублей, в том
числе 288 миллиардов рублей будут взяты
из федерального бюджета.
Правительство РФ объявило
о том, что намерено всячески поддерживать
малый бизнес с помощью новых законов,
кредитных программ, субсидий и льгот.
Так, Федеральным законом от 19.07.2009 № 204-ФЗ
«О внесении изменений в часть вторую НК
РФ» предусмотрено повысить, начиная с
2010 года сроком на 3 года, порог предельной
величины доходов, позволяющий организации
(индивидуальному предпринимателю) применять
УСН, с 20 млн. до 60 млн. рублей в год . Соответственно
с 2010 года право перейти на упрощенную
систему налогообложения получают те
налогоплательщики, чьи доходы по итогам
9 месяцев предыдущего года не превысили
45 млн. рублей. Данные изменения направлены
на создание благоприятных налоговых
условий для развития малых форм предприятия
.
Правительство уделяет большое
внимание программам финансирования,
выдаче грантов субъектам малого предпринимательства.
В 2010 году на софинансирование программ
поддержки малого предпринимательства
планируется выделить 11 млрд. рублей, и регионы
уже получили более 7 млрд. рублей из федерального
бюджета. Размер федеральной поддержки
для большинства регионов составил 70 %,
а для некоторых регионов — 80 %. Финансирование
по заявкам регионов (по данным Минэкономразвития
РФ) в 2009 году составило 24 млрд. руб.
Планируется, что в 2010 году должна
полностью заработать программа кредитования
малых предприятий и механизм гарантийных
фондов, которые будут заниматься поддержкой
малого и среднего бизнеса. Также через
банки-партнеры «Российского банка развития»
малому бизнесу будет выделено кредитов
на сумму не менее 100 миллиардов рублей,
через гарантийные фонды малый бизнес
в виде кредитов получит около 80 миллиардов
рублей . Тем самым, микрофинансирование
позволит малому бизнесу привлекать небольшие
займы для расширения производства.
С февраля 2010 года Фонд содействия
кредитованию малого бизнеса начал выдавать
микрозаймы в размере до 600 тыс. рублей
на срок до одного года на приобретение
основных средств и пополнение оборотных
средств. Предполагается выдать в среднем
500 кредитов на 110 млн. рублей в 2010 году.
Программа поддержки малого бизнеса в
2010 году, которая была разработана правительством
Российской Федерации, подверглась некоторой
корректировке. Наибольшую помощь получат
те предприятия, которые занимаются инновационной
и производственной деятельностью.
Также правительство Российской
Федерации в рамках программы поддержки
малого бизнеса в 2010 году продолжит совершенствовать
работу налоговых служб, таможенных органов
и органов правопорядка.
В 2011-2012 годах в России действуют
различные программы государственной
поддержки малого бизнеса (малого предпринимательства).
Основные направления антикризисных действий
Правительства РФ в 2010-2011 году направлены
в большей степени на производственный
сектор, а также − поддержку инновационной
деятельности малого бизнеса.