Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 08:13, контрольная работа
Описание работы
Формирование и развитие рыночных отношений предполагают свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и секторов внутри каждой формы собственности. Особое место в экономике России на этапе рыночных преобразований принадлежит малому предпринимательству. В современной России на протяжении последних лет становление малого предпринимательства проходит на фоне серьезных социально-политических преобразований, внося существенный вклад в экономическую жизнь общества.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 1. РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ 6 2. ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА 7 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 12 4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Также малому бизнесу предлагается
участие в программе повышения эффективности
бизнеса (в том числе − энергоэффективности)
посредством проведения соответствующего
аудита.
В качестве меры поддержки разработана
и упрощена процедура получения лицензий
и продолжается программа субсидирования
безработных, желающих организовать свой
малый бизнес.
Поддержка предоставляется
в форме:
− денежных субсидий (например,
возможность получить почти 60 000 руб. при
регистрации ИП − условия уточните в Вашем
региональном центре поддержки предпринимательства
или центре занятости);
− обучения (на безвозмездной
основе, либо с частичным, обычно символическим,
покрытием расходов);
− стажировок;
− льготногого лизинга;
− бизнес-инкубаторов (возможность
снять хороший офис за символическую плату);
− льготного/бесплатного участия
в выставках и ярмарках;
− грантов.
Любая из программ имеет определенный
период действия, утвержденный бюджет,
а самое главное – четкие направления
действий поддержки бизнеса. К примеру,
с помощью государственных программ поддержки
бизнеса можно получить некоторую сумму
компенсации на обновление технологий
и материалов, провести рекламную кампанию
или принять участие в тематической выставке.
Структура поддержки малого
и среднего бизнеса представляет собой
набор определенных организаций, осуществляющих
эту поддержку на должном уровне. Это могут
быть коммерческие или некоммерческие
организации, созданные в качестве подрядчиков
и размещающие заказы на выполнение работ
для государственных нужд.
Кроме того, в инфраструктуре
присутствуют и фонды поддержки предпринимательства,
фонды поручительства и гарантий, инвестиционные
фонды для привлечения финансовых средств,
бизнес-инкубаторы, научные парки и прочие
организации. Рассмотрим подробнее каждый
в отдельности.
Общественные организации предлагают
возможность принятие участия в формировании
инициатив Законодательства, помогают
налаживать контакты с иностранными партнерами,
предоставляют правовую защиту.
Муниципальные и государственные
фонды в настоящее время являются действующими
более, чем в 70 российских регионах. Их
цель – проведение экспертизы предпринимательских
проектов, их финансовая поддержка, финансирование
региональных программ поддержки.
Содействие в кредитовании
обеспечивают фонды поручительства и
гарантийные фонды. В данном случае предоставляется
гарантия по банковскому кредиту, также
осуществляется поручительство (запросить
которое можно непосредственно в банке).
Кроме того, фонды оказывают поручительство
по лизинговым договорам.
Более 30 городов страны на сегодняшний
день предлагают организованные на их
территории агентства, осуществляющие
поддержку малого предпринимательства.
Это негосударственные структуры, хотя
деятельность свою осуществляют при поддержке
и участии местной администрации. Это
консалтинговые компании, предлагающие
услуги получения инвестиций малыми предприятиями,
и обучение персонала.
Венчурные фонды на региональном
уровне представляют собой коммерческие
организации, за их счет малые предприятия
инвестируют средства в сферы сельского
хозяйства, биотехнологий, фармацевтику,
здравоохранение и прочие субстанции,
связанные с научно-техническим прогрессом.
Финансирование фондов осуществляется
Министерством экономики и развития, местной
и региональной администрацией, иногда
частными (заинтересованными) инвесторами.
В настоящий момент в стране действует
порядка 20 таких венчурных фондов, средства,
на развитие которых выделяются из бюджета.
Но гораздо больше присутствует частных
венчурных фондов.
Венчурное финансирование −
это именно то направление, с помощью которого
Россия сможет обеспечить конкурентоспособность
отечественной продукции на мировых рынках
и подъем экономики страны.
Для реализации этого направления
необходимо создание специальных венчурных
фондов и поворот к этой проблеме коммерческих
банков. Здесь также активнее должны работать
агентства, технопарки, бизнес-инкубаторы
и бизнес-центры, занимающиеся отбором,
экспертизой и продвижением на рынке инвестиционных
проектов для малых инновационных предприятий.
В комплекс услуг, которые могли бы оказывать
эти структуры, должно входить консультирование
предпринимателей на всех этапах подготовки
бизнес-планов с расчетом рисков и реализации
проектов. Но самое главное − это привлечение
инвестиций и кредитов, обеспечение экспериментальной
базой и оборудованием с помощью лизинга,
управление проектами и т.д.
К бизнес-инкубаторам относят
структуры, размещающие на льготных условиях
специально отобранные малые предприятия
на своих площадях и оказывающие им консалтинговые,
образовательные и офисные услуги. Бизнес
- инкубаторы могут действовать как самостоятельные
структуры, так и в составе технопарков,
техноцентров и др.
Бизнес-инкубаторы предлагают
малым предприятиям размещение на своей
территории, при этом организация пользуется
определенными льготами (офисными и консалтинговыми
услугами, доступной арендой помещения).
На сегодняшний день в стране насчитывается
50 таких бизнес-инкубаторов8. Они могут
выступать самостоятельно или же в составе
техноцентров и технопарков (созданных
на базе ВУЗов).
За повышение квалификации
руководителей и непосредственно персонала
предприятий малого бизнеса, их обучение и переподготовку
отвечают бизнес-школы. В категорию обучаемых входит
не только руководство и сотрудники компаний,
но и учащиеся старших классов, безработные,
а также граждане, желающие открыть собственное
дело. Чаще всего обучение проходит в виде
тренингов, курсов и семинаров.
При центрах занятости действуют
социально-деловые центры, создающие новые
рабочие места посредством развития малых
предприятий. Чаще всего такие центры
представляют собой государственное предприятие,
единственным учредителем которого является
центр занятости. В данный момент на территории
России зарегистрировано чуть более 20
таких центров.
Существующая система микрозаймов
представлена коммерческими предприятиями,
предоставляющими займы на развитие бизнеса,
сумма которых составляет до 1 миллиона
рублей. В стране насчитывается чуть меньше
3000 таких организаций.
В законе указано, что для представителей
малого и среднего бизнеса предусмотрен
ряд льгот. В том числе – применение специальных
налоговых режимов. В связи с этим, возможно,
будет расширен круг тех, кто может применять
упрощенку.
Программы поддержки осуществляется
на конкурсных основах. Так, предметом
конкурса 2011 года являлся отбор тех регионов,
бюджетам которых предоставляются субсидии
для финансирования следующих мероприятий:
– создание и развитие инфраструктуры
поддержки субъектов малого предпринимательства
(бизнес-инкубаторов);
– поддержка субъектов малого
предпринимательства, производящих и
реализующих товары (работы, услуги), предназначенные
для экспорта;
– развитие системы кредитования
субъектов малого предпринимательства;
– создание и развитие инфраструктуры
поддержки малых предприятий в научно-технической
сфере;
– реализация иных мероприятий
субъектов Российской Федерации по поддержке
и развитию малого предпринимательства
(в соответствии с утвержденной субъектом
Российской Федерации программой поддержки
и развития малого предпринимательства)9.
Эти направления, установленные
еще в 2005 г., сохранились и в 2010-2012 гг. с
небольшой коррекцией, хотя ситуация и
в стране, и в мире изменилась кардинально.
Появились и новые научные направления,
которые на основе обобщения опыта развития
разных стран предлагают меры реформирования
соотносить со стадиями модернизации.
При таком подходе подвергается сомнению
эффективность использования малых форм
при формировании национальной инновационной
системы догоняющих экономик.
Но, тем не менее, одной из приоритетных
задач при проведении макроэкономической
политики Правительством Российской Федерации
определено развитие малого предпринимательства
как рыночного института, обеспечивающего
формирование конкурентной среды и самозанятость
населения. Поэтому актуальны и вопросы
государственного стимулирования предпринимательской
активности в РФ.
Рассмотрим направления государственной
поддержки малого бизнеса в 2012 году. В
соответствии с Постановлением Правительства
РФ средства предоставлялись на:
1) создание и развитие
инфраструктуры поддержки субъектов
малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);
2) поддержку субъектов
малого и среднего предпринимательства,
производящих и реализующих товары
(работы, услуги), предназначенные для
экспорта;
3) развитие системы кредитования
субъектов малого и среднего
предпринимательства;
4) создание и развитие
инфраструктуры поддержки субъектов
малого и среднего предпринимательства
в научно-технической сфере;
5) реализацию иных мероприятий
по поддержке и развитию малого
и среднего предпринимательства;
6) ведение реестров субъектов
малого и среднего предпринимательства
– получателей государственной
поддержки малого и среднего
предпринимательства.
Согласно Приказу Минэкономразвития
средства предоставлялись на:
– поддержку субъектов малого
и среднего предпринимательства, осуществляющих
разработку, внедрение и реализацию инновационной
продукции;
– содействие повышению энергоэффективности
производства субъектов малого и среднего
предпринимательства;
– содействие развитию лизинга
оборудования субъектам малого и среднего
предпринимательства;
– создание промышленных парков.
Итоги деятельности малых предприятий
в 2011 году в региональном разрезе можно
рассматривать как умеренно позитивные.
В 46 регионах увеличилось количество зарегистрированных
МП; увеличение среднесписочной численности
занятых на МП отмечено в 44 регионах, объемов
оборота МП – в 62 регионах; инвестиций
в основной капитал на МП – в 34 регионах.
В целом на федеральном уровне
государственная политика в 2010-2012 гг. была
направлена в сторону стимулирования
создания новых предприятий и содействия
самозанятости оказавшихся без работы
граждан. Основной акцент при этом был
сделан на финансовую поддержку старт-апов,
оператором которой выступило Министерство
здравоохранения и социального развития
России. К сожалению, как показывает практика,
из подобных старт-апов, образованных
при финансовом содействии государства,
крайне редко вырастают жизнеспособные
компании со значимым экономическим потенциалом.
Анализ статистических данных позволяет
сделать вывод о том, что антикризисные
меры, направленные на стимулирование
сектора микропредпринимательства смогли
принести весьма ограниченные результаты,
выразившиеся главным образом в росте
числа предприятий.
Несколько более результативными
оказались программы поддержки малого
предпринимательства Минэкономразвития
России. Так, в частности, можно говорить
о наличии сравнительно значимых связей
между динамикой числа малых предприятий
в регионах и объемами поддержки, выделяемой
МЭР в виде ежегодных субсидий. Результативность
и региональных систем поддержки малого
предпринимательства в последние годы
оказалась довольно низкой.
Делая вывод, нужно отметить,
что:
·развитие малого предпринимательства
является гарантом политической стабильности
и демократического развития общества
·именно сектор малого предпринимательства
позволяет бороться с безработицей, создавая
новые рабочие места;
·реструктуризация экономики
вынуждает все большее число граждан заняться
самостоятельной предпринимательской
деятельностью;
·открытие малого бизнеса это
один из способов самореализации личности,
получения нового опыта и раскрытия личностных
качеств.
4. Заключение.
В процессе деятельности своей
над своей работой я провел комплексное
исследование методологических, теоретических
и практических аспектов малого бизнеса
и сделал вывод, что МП – неотъемлемый
элемент современной рыночной схемы хозяйства,
без которого экономика и общество в целом
не могут нормально существовать и развиваться.