Малые предприятия в торговле: понятие, роль, современное состояние, государственная поддержка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является: выявление особенностей становления малого предпринимательства, определение перспектив его развития, изучение механизма создания, регулирования и поддержки развития малого производственного предпринимательства.
В соответствии с целью мною были поставлены следующие задачи:
-изучить и обобщить литературные источники, нормативные документы и статистические показатели по исследуемой проблеме; изучить историю развития малого торгового предпринимательства;
-раскрыть место и роль малого торгового предпринимательства в современной экономике; показать существующее состояние проблемы в нашей стране и за рубежом

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Малое предпринимательство в рыночной экономике……………...5
1.1 Сущность и роль малого предпринимательства в экономике…………..5
1.2 Субъекты малого предпринимательства………………………………….8
1.3 Виды и современные формы организации малого
предпринимательства………………………………………………………….10
Глава 2. Управление в малом предпринимательстве……………………….16
2.1 Механизм создания малых предприятий………………………………..16
2.2 Основы управления малым предприятием………………………………19
2.3 Риск, надёжность и адаптируемость малого торгового предпринимательства в условиях нестабильности и конкуренции………...21
Глава 3. Развитие малого предпринимательства в России…………………24
3.1 Этапы развития малого предпринимательства………………………….24
3.2 Система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства. Проблемы и перспективы развития………………..27
Заключение……………………………………………………………………...33
Список использованной литературы…………………………………………36
Приложения……………………………………………………………………..38

Файлы: 1 файл

курсовая эк отрасли.doc переделанная.doc

— 914.00 Кб (Скачать файл)

-выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год

-балансовая  стоимость активов

Интересно также, что в ЕС предельная численность  занятых, позволяющая отнести субъект к малому предприятию, составляет 49 человек, тогда как в России – 100.

1.3 Виды и современные формы организации малого предпринимательства

 

Предпринимательская деятельность довольно многообразна и  может быть классифицировано по целому ряду признаков таким, как виду и  назначению, формам собственности, функциям, размерам, количеством собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам.

«По форме собственности  предприятия можно отнести к  двум секторам: частному и общественному. Предприятия частного сектора экономики различаются в зависимости от количества лиц, являющихся их владельцами; от ответственности за деятельность предприятия и способа включения единоличных капиталов в общий капитал предприятия. Общественный сектор экономики – это государственные и муниципальные предприятия.»[5]

По численности  собственников предпринимательскую  деятельность рассматривают как индивидуальную и коллективную. Согласно ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Данная деятельность подразумевает ответственность предпринимателя по обязательствам своим имуществом, но в тоже время позволяет упростить процессы создания и ликвидации бизнеса. Коллективному предпринимательству относят «собственность, принадлежащую одновременно нескольким субъектам с определением доли каждого из них (долевая собственность) или без определения долей(совместная собственность)»[8,С.66]. Данной вид деятельности уравнивает всех её участников в правах владения, пользования и распоряжения результатами труда, в отличие от индивидуальной.

Касательно  организационно-правовых форм предпринимательства  можно выделить ряд коммерческих и некоммерческих организаций, приведённых в приложение(таблица №3). К основным организационно-экономическим формам причисляют концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы и холдинги. В зависимости от вида и назначения предпринимательской деятельности различают: коммерческую, финансовую, производственную, консалтинговую и др., что отражено в приложение(таблица №4). Производственное предпринимательство является одним из наиболее рискованных видов предпринимательства и в тоже время самым необходимым всем нам, т.к. включает в себя выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции, потребительских товаров, перевозки грузов и пассажиров, услуги связи, коммунальные и бытовые услуги и мн.др. Высокими темпами развивается коммерческо-торговое предпринимательство, как основной второй вид российского предпринимательства. Особенностью торгового предпринимательства является непосредственные экономические связи с оптовыми и розничными потребителями товаров, работ, услуг. Сфера, охватываемая официального коммерческим предпринимательством достаточно велика – это и магазины, многочисленные рынки, биржи, выставки-продажи, аукционы, торговые дома, торговые базы. Финансово-кредитное предпринимательство относится к числу самых сложных, оно имеет глубокие исторические корни в ростовщичестве, известном со времен Древней Греции. Для организации финансово-кредитного предпринимательства образуется специализированная система организаций: коммерческие банки, финансово-кредитные компании, фирмы, валютные биржи и другие специализированные организации. Особняком выделяется, как самостоятельный вид предпринимательства – консультативная деятельность. Консалтинговые услуги чаще всего предоставляются в виде различных консалтинговых проектов, где отражаются проблемы, пути решения и осуществление намеченного плана действий. Сейчас этот вид деятельности стремительно развивается в нашей стране. К современным формам организации малого бизнеса в соответствии с ГК РФ стоит отнести следующие организационно-правовые формы предприятий: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. «Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.»(ч.1 ст.66 п.1)[5] В свою очередь хозяйственные товарищества разделяются на полные товарищества и товарищества на вере(коммандитные). Согласно ч.1 ст.69 п.1. «полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.»[1] И в соответствии с ч.1 ст.82 п.1 «товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников - вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.»[1] Отличительной чертой товарищества на вере от полного товарищества является наличие участников-вкладчиков, принимающих ответственность за риск убытков. Определения всех вышеупомянутых организационно-правовых форм мы можем найти в ГК РФ. «Обществом с ограниченной ответственностью признается общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.»(ч.1 ст.87 п.1) «Обществом с дополнительной ответственностью признается общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их долей, определенном уставом общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.»(ч.1 ст.95 п.1) В отличие от общества с ограниченной ответственностью участники общества с дополнительной ответственностью отвечают согласно его обязательствам своим имуществом в одинаковом для все кратном размере к стоимости их вкладов.

«Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.» (ч.1 ст.96 п.1) Акционерные общества подразделяются на открытые и закрытые акционерные общества. Различие состоит в том, что участники открытого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. В закрытом акционерном обществе акции распределены строго между его учредителями. Общество не в праве также проводить открытую подписку на выпускаемые акции, но имеет преимущественное право покупать их у других акционеров.

«Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.»(ч.1 ст.105 п.1) Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества, в тоже время, основное общество солидарно с дочерним обществом. Несколько другой экономический статус имеет зависимое хозяйственное общество. «Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества или двадцати процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.»(ч.1 ст.106 п.1) Своеобразной организационно-правовой формой предприятий малого бизнеса является ассоциированная торговля. В ГК РФ ч.1 ст.121 п.1 ассоциации и союзы определены следующим образом: «Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.»[1] Можно сказать, что под ассоциативной торговлей, понимается определённый способ ее организации, при котором мелкие предприятия вступают в объединения с более крупными с целью увеличения конкурентоспособности и рентабельности своих предприятий. Такие объединения несомненно позволяют расширить масштаб торговых операций и при этом позволяют предпринимателям сохранять независимость в управлении своими предприятиями. Среди форм ассоциативной торговли следует выделить кооперативные объединения розничных торговцев и так называемые системы «добровольных цепей». Под первой подразумевается один из старейших типов объединения предприятий, возникший на основе возрастающей конкуренции  между мелкими торговцами и предприятиями с сетью филиалов. «Структура объединений розничных торговцев соответствует их стремлению объединить усилия в области управления коммерческой деятельностью.»[11] В свою очередь крупные союзы подразделяются на региональные. Система «добровольных цепей» «впервые возникла в 20-х годах в США; оттуда же пришел и термин «добровольные цепи», под ним понимается разновидность добровольной системы филиалов (фирмы, владеющие филиалами, в англоязычных странах называются chain-stores, «цепь (розничных) магазинов»). Итак, система «добровольных цепей» представляет собой объединение розничных торговцев под эгидой оптовиков. Оптовые торговцы, осознавая угрозу как развития компании, владеющих сетью филиалов, стали создавать закупочные объединения средних и мелких торговцев и руководить деятельностью розничных торговцев. Что не менее интересно, что в сфере торговли продовольственными товарами удельный вес «добровольных цепей» выше, чем удельный вес кооперативов розничных торговцев. В сфере торговли товарами общего назначения «добровольные цепи» возникают только там, где важную роль играют оптовики. Ассоциированная торговля позволяет мелким и средним предприятиям находить практические решения своих проблем. Обладая определенными преимуществами, характерными для крупных коммерческих предприятий, ассоциации дают возможность улучшить методы управления хозяйственной деятельностью. В то же время позволяют коммерсантам сохранять свою независимость, финансовую самостоятельность и личную заинтересованность в ассоциированной торговле.

Глава 2. Управление в малом предпринимательстве

 

2.1 Механизм  создания малых предприятий

 

Ознакомившись с сущностью, субъектами, формами  и видами малого предпринимательства настаёт момент разобраться с самим механизмом создания непосредственно малого предприятия.

Как было сказано  выше предприятия, как коммерческие организации создаются в соответствии с положениями, изложенными в  ГК РФ, федеральными законами об отдельных  организационно-правовых формах предпринимательской деятельности, а также другими законодательными и нормативными актами.

Относительно  процесса создания малого предприятия  выдвигаются также различные  суждения. Так, например, американский учёный П. Самуэльсон считает, что «люди  всегда хотят начать самостоятельное дело…Если даже им не удастся заработать больше, чем несколько тысяч долларов в год…»[8,С.134] Главным мотивом, по его мнению, служит склонность к каждодневному решению задач по организации своего бизнеса. По мнению учёного П. Друкера, «процесс организации предпринимательской деятельности – это процесс создания и функционирования новых малых предприятий, которые предлагают потребителям новые товары.»[8,С.134] На мой взгляд, это сочетание и потребности людей в финансовой независимости, и стремление улучшить, внести собственные идеи в тот или иной вид предпринимательской деятельности, тем самым реализуясь.

Любой предприниматель, встав на путь предпринимательства, сталкивается с рядом вопросов, которые он должен решить. И, пожалуй, три самых важных – это: «Что? Как? И для кого производить». Но помимо решения вышеупомянутых вопросов у будущего предпринимателя должны быть, по крайней мере: первоначальный капитал, наличие арендных помещений, анализ рынка, команда единомышленников, базовые знания о той деятельности, которой оно собирается заняться. Чётко поставленные цели и задачи, ясный бизнес-план, наличие необходимых ресурсов позволяют облегчить вступление в ряды предпринимателей. В учебной литературе по предпринимательству выделяют следующие этапы создания собственного дела:

1. Возникновение и обоснование идеи о занятии определённым видом предпринимательской деятельности;

2. Постановка  ближайших и перспективных целей  осуществления своей предпринимательской  идеи;

3. Формирование  конкретного решения об открытии своего дела в организационно - правовой форме;

4. Подбор надёжных  и квалифицированных соучредителей  нового дела;

5. Определение  финансовых источников, необходимых  для ведения предпринимательской  деятельности на первом этапе  функционирования фирмы;

6. Разработка необходимых (в зависимости от организационно-правовой формы) учредительных документов;

7. Проведение  комплекса организационных мероприятий  по созданию собственного дела: проведение первого собрания учредителей, выбор фирменного наименования, подбор квалифицированных сотрудников и др.

8. Разработка  обоснованного бизнес - плана;

9. Государственная  регистрация фирмы в установленном  порядке;

10. Постановка  на учёт в налоговом органе  по месту нахождения фирмы  (месту жительства индивидуального  предпринимателя);

11. Регистрация  своей фирмы в уполномоченных  территориальных органах Пенсионного  фонда РФ, Фонда обязательного  медицинского страхования РФ, Фонда  социального страхования РФ и  Государственного фонда занятости населения РФ;

12. Открытие  в установленном порядке в любом банке расчётных (текущих) и других счетов;

13. Заключение  договоров (контрактов) на поставку  сырья, материалов, комплектующих изделий и других факторов производства, необхо-димых для осуществления предпринимательской деятельности;

14. Получение в соответствии с законодательством разрешения (лицензии) па осуществление отдельных видов деятельности;

15. Проведение  глубоких маркетинговых исследований  рынка, выбор способов продвижения  товаров на рынок, определение  путей сбыта продукции потребителям; определение методов формирования цен на продукцию или услуги; 

16. Заключение  договоров поставки, купли - продажи  товаров (услуг) с потребителями;

17. Проведение  необходимой рекламной кампании  товаров (услуг);

18. Организация  учёта доходов и расходов в соответствии с нормативными документами Минфина РФ и другие.

Безусловно, все  этапы создания собственного дела крайне важны, но решающий, на мой взгляд –  это обоснование предпринимательских  идей, так как именно на этом этапе  выявляются мотивы предпринимателей заниматься тем или иным видом деятельности (конкретных товаров, работ, услуг, информации, технологий и др.). Помимо наличия идей время, потраченное на их реализацию должно ограничиваться конкретными сроками, а поставленные цели и задачи непременно отражены в конечном результате.

Важным этапом создания собственного дела является этап решения вопросов, связанных  с финансовой частью для формирования уставного (складочного) капитала, а  также связанные с ним вопросы  приобретения сырья, материалов, энергии, топлива, найма рабочей силы и других факторов производства.

Решения вопроса  с недвижимостью (арендными помещениями), выбор организационно - правовой формы предпринимательства, скорость оборота вложенных при создании собственного дела средств, разработка учредительных документов фирмы и мн.др. являются не менее значимыми в организации собственного предпринимательства

Именно совокупность целого ряда вышеперечисленных факторов, нацеленных на конечный результат и  удовлетворении целевой аудитории, а соответственно и спроса на производимые товары или оказываемые услуги, как показатель, отражающиеся в получении прибыли предпринимателем, могут дать неплохой залог для дальнейшего процветания и развития фирмы.

 

2.2 Основы управления малым предприятием

 

Предприниматель, который твёрдо решил заняться определённым видом деятельности, в конечном счёте, организует собственное дело. Запустив этот своеобразный и сложный механизм, ему предстоит стать во главе управления предприятием. Что же для этого требуется и почему ежегодно ликвидируется такое огромное количество малых предприятий, срок существования которых не превышает и двух лет.

Финансовые  успехи, мобильность, новые разработки, быстрота реагирования и создание новых рабочих мест – все это составляет сильную сторону малого бизнеса. Однако, нельзя упускать из виду и слабую его сторону. Организация собственного дела не является трудоемкой операцией, требующей больших финансовых вложений, а свобода в выборе рода занятий дает предпринимателю возможность работать в любой отрасли, независимо от образования и опыта. Но такая свобода имеет две стороны медали и способна привести как к успеху, так и к поражению. «Чаще всего малые предприятия терпят неудачу, потому что менеджеры не могут справиться с постоянно возрастающими требованиями к управлению. Как точно подметил один их выдающихся исследователей менеджмента Питер Друкер, современным менеджерам приходится управлять дискретным хаосом.»[11] Постоянно меняющиеся условия внешней среды требуют от менеджеров быстрого реагирования и принятия решений, что в свою очередь не может е отражаться на концепции малого бизнеса. Следовательно, уровень профессиональной подготовки будущего руководителя должным быть соответствующим и находиться в постоянном совершенствовании. Важно отметить, что большую роль играет и непосредственная практика, а не только получение теоретических знаний. «Формы и методы управления малым предприятием и крупной корпорацией разительно отличаются. Развитие организации бизнеса проходит через несколько стадий жизненного цикла. Каждая из этих стадий имеет специфические характеристики, отражающие особенности структуры, цели, методы управления, контроля и инноваций.»[11]

Информация о работе Малые предприятия в торговле: понятие, роль, современное состояние, государственная поддержка