Малые предприятия в торговле: понятие, роль, современное состояние, государственная поддержка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является: выявление особенностей становления малого предпринимательства, определение перспектив его развития, изучение механизма создания, регулирования и поддержки развития малого производственного предпринимательства.
В соответствии с целью мною были поставлены следующие задачи:
-изучить и обобщить литературные источники, нормативные документы и статистические показатели по исследуемой проблеме; изучить историю развития малого торгового предпринимательства;
-раскрыть место и роль малого торгового предпринимательства в современной экономике; показать существующее состояние проблемы в нашей стране и за рубежом

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Малое предпринимательство в рыночной экономике……………...5
1.1 Сущность и роль малого предпринимательства в экономике…………..5
1.2 Субъекты малого предпринимательства………………………………….8
1.3 Виды и современные формы организации малого
предпринимательства………………………………………………………….10
Глава 2. Управление в малом предпринимательстве……………………….16
2.1 Механизм создания малых предприятий………………………………..16
2.2 Основы управления малым предприятием………………………………19
2.3 Риск, надёжность и адаптируемость малого торгового предпринимательства в условиях нестабильности и конкуренции………...21
Глава 3. Развитие малого предпринимательства в России…………………24
3.1 Этапы развития малого предпринимательства………………………….24
3.2 Система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства. Проблемы и перспективы развития………………..27
Заключение……………………………………………………………………...33
Список использованной литературы…………………………………………36
Приложения……………………………………………………………………..38

Файлы: 1 файл

курсовая эк отрасли.doc переделанная.doc

— 914.00 Кб (Скачать файл)

«Во II квартале 2009 г. Правительство Российской Федерации и общественные организации не только активно участвовали в реализации ранее запланированных мер по поддержке малого и среднего предпринимательства в России, но и рассматривали новые инициативы и предложения по улучшению инфраструктуры создания и дальнейшего функционирования предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ).»[8] Среди них стоит отметить:

-принятие решения  об увеличении объема финансовой  поддержки малого бизнеса до 40 млрд рублей, «напомним, что данная мера осуществляется посредством финансирования кредитных организаций и юридических лиц через ОАО «Российский банк развития» (далее РосБР)»[8]

-принято решения  о корректировке параметров, выдаваемых  РосБР кредитов, относительно запланированных, «кредиты должны выдаваться сроком не менее чем на один год и под процентную ставку рефинансирования Центрального банка плюс 3 процентных пункта, в то время как сами банки будут получать кредиты по этой программе под 10,5–10,7% годовых.»[8]

-дополнительно  РосБР должен начать разрабатывать  различные модели финансирования бизнесинкубаторов, деловых центров, образовательных учреждений и др. организаций, оказывающих малому бизнесу имущественную и другие виды поддержки

-принятие решения  о внедрении программы рефинансирования  кредитных портфелей банков-партнеров. Cформированный банком-партнером портфель кредитов, уже предоставленных субъектам МСБ, может быть использован им для обеспечения нового финансирования в РосБР.

-РосБР планирует приступить к разработке механизма секьюритизации(замена нерыночных займов и/или потоков наличности на ценные бумаги, свободно обращающиеся на рынках капиталов) кредитных портфелей малого бизнеса для поиска новых эффективных форм финансирования. -утверждено дополнительное финансирование региональных гарантийных фондов, под поручительство которых малый бизнес сможет получить займы. Помимо уже выделенных 3,5 млрд. рублей, принято решение выделить еще 15 млрд. рублей на эти цели. В конечном счёте, реализации программы кредитования малого бизнеса ставки по кредитам должны стать более приемлемыми для предпринимателей.

«Расширение возможности  применения упрощенной системы налогообложения (УСН) Законопроектом № 100239-51 были внесены  изменения в ст. 346.12 Налогового кодекса РФ, определяющую налогоплательщиков, имеющих право применять упрощенную систему налогообложения.»[8] В связи с этим ранее установленные ограничения утратили свою силу и после подписания 19 июля 2009 г. Президентом рассматриваемого законопроекта эта сумма увеличилась втрое и равна 45 млн.рублей. Необходимо отметить, что данным законопроектом предусмотрено, что налогоплательщик лишается права применять УСН лишь в том случае, если его доходы по итогам налогового периода превысят 60 млн. рублей. Касательно вопроса «выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов за календарный год не должна превышать: для микропредприятия – 60 млн. рублей; для малого предприятия – 400 млн. рублей; для среднего предприятия – 1000 млн. рублей.»[8]

На федеральном  уровне власти часто рассуждают о  приоритете, роли и важности малого предпринимательства, а также необходимости  его всесторонней поддержки. На деле проблемы малого бизнеса остаются не решёнными. Не смотря на достаточное количество различных учреждений, занимающихся вопросами малого предпринимательства, «в том числе Федерального фонда поддержки малого предпринимательства (и порядка 74 таких фондов в регионах), Фонда содействия предприятиям малых форм в научно-технической сфере (около 58 региональных отделений) и др.», как правило, не уделяют должного внимания оказанию непосредственно помощи предприятиям, а преследуют собственные интересы.[9,С.51]На местном уровне малым и средним предприятиям чиновники часто вставляют палки в колеса и тормозят их развитие. Тогда как «политика поддержки малого бизнеса в Европе осуществляется через деятельность государств и через специальные программы, которые реализуются под эгидой Евросоюза. Финансирование мероприятий по поддержке малого бизнеса осуществляется из Структурных фондов Евросоюза, таких как Фонд регионального развития, Социальный фонд.»[15] Не изменил положения и новый закон 2008 года о поддержке субъектов малого и среднего бизнеса. Он не предусматривает специальные льготы по кредитованию малого бизнеса, и этими вопросами сейчас занимаются местные органы власти и банковские структуры. В условиях кризиса банки резко сократили кредитование малого бизнеса. Льготное кредитование не распространено повсеместно и имеет ряд ограничений и специфических условий. Также несогласованно происходит и предоставление малому бизнесу помещений, возможность которого предусматривает ФЗ № 209. Нормы этого закона, красиво изложенные на бумаге, на деле работают далеко не всегда. Таким образом, проблемы малого бизнеса государство пока не очень волнуют, а развитие малого предпринимательства остается в руках самих предпринимателей. В связи с последней волной кризиса малым предприятиям приходится прилагать всяческие усилия, чтобы "остаться на плаву" и получать прибыль от своей деятельности. Правительство Российской Федерации заявило о поддержки малого бизнеса, но предприниматели до настоящего момента не ощутили её. Эксперты настроены более оптимистично и видят реальную помощь предпринимателям в ряде законопроектов, выделение достаточных денежных средств из бюджета и внесения соответствующих поправок в действующие законы, регламентирующие предпринимательскую деятельность. Так «в этом году на софинансирование программ поддержки малого предпринимательства планируется выделить 10,5 млрд. рублей, и регионы уже получили более 7 млрд. рублей из федерального бюджета. Размер федеральной поддержки для большинства регионов составил 70%, а для некоторых регионов – 80%. Финансирование по заявкам регионов (по данным Минэкономразвития РФ) в 2009 году составило 24 млрд. руб. Правительство уделяет большое внимание программам микрофинансирования, выдаче грантов. Программа кредитования малого и среднего бизнеса Внешэкономбанком вызвала большой интерес у других кредитных организаций. Сейчас уже 75 банков подали заявки на участие в этой программе, а общий объём заявок составил более 12 млрд. руб. Банки будут получать средства на кредитование малого бизнеса под 10,5-10,7 %, а предприниматели будут платить за пользование кредитными ресурсами несколько больше (предполагается, что 13-14%).»[13]

Также предпринимателям малого бизнеса, уплачивающим единый налог  на вменённый доход, разрешено не прибегать к использованию контрольно-кассовых аппаратов, что установлено новым Федеральным Законом, вступившим в силу с июля этого года.

Все эти действия со стороны государства отражают, что Программа поддержки малого предпринимательства существует, и  государство прилагает усилия для оказания помощи малому бизнесу. Кризис не вечен, а признание значения малого предпринимательства в экономике России, поддержка государства (при активном участии самих предпринимателей) помогут многим успешно развивать своё дело, и перспективы малого бизнеса в России, действительно, можно назвать оптимистичными.

 

Заключение

 

Малое предпринимательство  вносит существенный вклад в обеспечение занятости населения, формирование валового внутреннего продукта, но, к сожалению, Россия по этим показателям значительно отстаёт от стран с развитой рыночной экономикой. «По данным ООН, в мире малым бизнесом занято примерно 50% населения, насчитывается 53-55 млн. малых предприятий. В Российской Федерации в этом секторе функционирует лишь 890 тыс. предприятий, на которых занято только 7 млн. работников. На 1000 человек населения России приходится в среднем 6 малых предприятий, что в 5-8 раз ниже, чем в развитых странах. Малыми предприятиями в России создается лишь около 12% внутреннего валового продукта, тогда как в США, Японии, Германии их доля в ВВП достигает 50-60%.»[17]

В связи с этим нельзя недооценивать роль и место малого предпринимательства в экономике страны. Малое предпринимательство, базируясь на двух основополагающих аспектах, наличия риска и получении прибыли, выполняет также ряд функций: общеэкономическую, социальную, инновационную, ресурсную и организаторскую. К субъектам малого предпринимательства относят хозяйствующие субъекты на основе многочисленных критериев. Наиболее распространёнными и применяемыми во всём мире являются: средняя численность работников на предприятии, выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год, балансовая стоимость активов.

Различные виды и современные формы организации  малого предпринимательства дают предпринимателю свободу выбора направления деятельности и позволяют полностью реализовать свой потенциал, как в хозяйственных товариществах(полном товариществе и товариществе на вере), так и в хозяйственных обществах(обществе с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, акционерном обществе и др.). Желание реализовать свои собственные идеи и непосредственно заинтересованность в получении прибыли являются движущими силами на пути создания малого предприятия. Имея ресурсную базу, чётко сформулированные задачи и план действий, предпринимателю необходимо пройти определённые этапы создания собственного предприятия. А в последствие уметь грамотно и компетентно распоряжаться данным бизнесом. В процессе своего становления и развития малое предпринимательство сталкивалось с рядом проблем, что не могло не отразиться на его состоянии на настоящий момент. Современные условия ведения бизнеса в России характеризуются наличием существенных трудностей выхода на рынок. К ним в первую очередь стоит отнести: низкую платежеспособность населения, рост транспортных и ряда других издержек, сложный доступ к сырьевым ресурсам, новым технологиям, заемному капиталу. Ухудшение социально-экономической ситуации в стране, ослабление государственной поддержки, несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей хозяйственную деятельность, административные барьеры, налоговый пресс, недоступность инвестиционных ресурсов все чаще затрудняют ведение малого бизнеса на легальной основе. Решить обозначенные проблемы, на мой взгляд, можно только при обеспечении оптимального сочетания интересов государства, потребителей и субъектов предпринимательства. Для этого необходимо создать упорядоченную и эффективную нормативно-правовую базу малого предпринимательства, то есть той среды, которая должна быть стимулом развития бизнеса и способствовать созданию благоприятных условий для граждан, готовых начать и продолжить свое дело. В соответствии с целью и задачами, проведённой исследовательской работы, были решены следующие задачи:

-изучены и обобщены литературные источники, нормативные документы и статистические показатели по исследуемой проблеме; изучена история развития малого торгового предпринимательства; 

-раскрыты место  и роль малого торгового предпринимательства  в современной экономике; показаны  существующие состояние и проблемы  в нашей стране и за рубежом;

-выявлена экономическая  сущность предпринимательства и  бизнеса

-указаны причины  и сдерживающие факторы развития  торгового предпринимательства;

-раскрыта суть  малого торгового предпринимательства  в рыночных условиях, как социально-экономического  процесса, непосредственно связанного с реформированием экономики;

 

Библиография

 

  1. Консультант Плюс Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ - Часть 1 <>
  2. Гарант Информационно-правовой портал Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <>,30.07.2007
  3. Плотникова О.А. Монография Малое предпринимательство и его роль в обеспечении развития национальной экономики Российской Федерации. – М.: Моск. гуманит. ун-т, 2006 <>, 22.03.2006
  4. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Эксмо, 2007 <>
  5. Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие/ Под общей ред. проф. Г.Л.Багиева. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007 <>,13.07.2007
  6. Горфинкель В.Я., Швандр А.В. Малый бизнес. Организация, экономика, управление: учеб. пособие, 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  7. Изряднова О., Фомина Е., Казанцев Д. Малое предпринимательство в России: состояние и проблемы журнал «Российская экономика: тенденции и перспективы», №7 2009 <>
  8. Лапуста М.Г. Учебник Малое предпринимательство – М.: ИНФРА-М, 2008. – 18 с.
  9. Рубе В.А. Институциональные аспекты организации малого бизнеса в развитых странах и в России: Учеб. Пособие. М.: ИНФРА-М,2004.
  10. Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности, учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004 <>
  11. Скиданов В., профессор СПбГПУ Статья Малый бизнес: особенности управления предприятием <>
  12. Кредитный портал// МАЛЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ// Статья Развитие малого бизнеса в условиях кризиса <>, 14.01.2009
  13. Кредитный портал// КРЕДИТОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА: ПРОБЛЕМЫ// Статья Перспективы малого бизнеса <>, 28.07.2009
  14. Кредитный портал// КРЕДИТОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА: ПРОБЛЕМЫ// Статья Проблемы малого бизнеса в России <>, 03.10.2009
  15. Кредитный портал// МАЛЫЙ БИЗНЕС: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ// Статья Малый бизнес в Европе <>, 11.10.2009
  16. Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. Рабочие материалы, подготовленные в рамках разработки проекта Концепции государственной политики развития и поддержки малого и среднего бизнеса в Российской Федерации <>
  17. MResearch// Полезная информация// Управление и менеджмент// Финансовый менеджмент в малом бизнесе// Общий вклад малого предпринимательства в обеспечение занятости населения <>, 10.09.2010

 

Приложение

 

Таблица №1. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ*) - ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ в 2009 году

 

Малые предприятия

в том числе  микропред-приятия

Число предприятий (на конец года), тыс.

1347,7

1065,0

Среднесписочная численность работников, (без внешних совместителей), тыс. человек

10436,9 

4219,8

Средняя численность  внешних совместителей**), тыс. человек

690,5

387,5

Средняя численность  работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера**), тыс. человек

284,7

68,3

Оборот предприятий **) , млрд.руб.

18684,8

8591,3

Инвестиции  в основной капитал**), млрд. руб.

472,3

154,9


*) В соответствии  с Федеральным законом от 24 июля 2007 года №209-ФЗ

**) Без сельскохозяйственных  микропредприятий.[22]

 

 

Таблица №2

[23]

 

Таблица № 3

[9]

 

Таблица №4

[24]

 

Таблица №5

[11]

 

 

Таблица №6

[11]

 

Таблица №7

[11]

 

 

Аннотация

 

В данной курсовой работе рассматриваются понятия, сущность, этапы развития малого бизнеса в России. Дана характеристика состояния малого бизнеса в переходной экономике России. Рассматривается и анализируется государственная поддержка малого и среднего бизнеса.

 


Информация о работе Малые предприятия в торговле: понятие, роль, современное состояние, государственная поддержка