Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 16:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы являются изучение роли и функций малого бизнеса в экономике страны, анализ ситуации в Российском секторе предпринимательства и выявление проблем роста и развития исходя из динамики показателей.
В соответствии с поставленной целью решению подлежат следующие задачи:
- Рассмотреть понятие, проанализировать структуру, роль и функции малого предпринимательства в национальной экономике;
- Изучить проблемы и перспективы развития малого бизнеса в Российской Федерации;
- Проанализировать основную динамику развития малого предпринимательства в нашей стране;
Введение
1. Малый бизнес и его роль в развитии экономики…………………………………
1.1. Сущность малого бизнеса, его структура, особенности и функции в экономике страны……………………..
1.2. Роль с точки зрения экономики……………………………………………………..
2. Изучение проблем развития малого бизнеса в современной России………………………………………………………………………….
2.1. Проблемы малого предпринимательства в Российской экономике ……………………………..
2.2. Перспективы роста и развития малого предпринимательства……………………………
Заключение……………………………………………………………………………………..
Приложение………………………………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………………
ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Санкт-Петербургский филиал
КУРСОВАЯ РАБОТА
по микроэкономике
Тема: “Малый бизнес, его роль в экономике, проблемы развития в России”
Работу выполнил студент Э1-2 Рогов Михаил
Курсовая работа выполнена с оценкой |
Научный руководитель проф. (доцент) | |
|
|
Санкт-Петербург
2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
Введение
1. Малый бизнес и его роль в развитии экономики…………………………………
2. Изучение проблем развития
малого бизнеса в современной
России………………………………………………………………
2.1. Проблемы малого предпринимательства
в Российской экономике ……………………………..
2.2. Перспективы роста и развития малого
предпринимательства……………………………
Заключение……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Малый бизнес в рыночной
экономике является ведущим сектором,
отражающим темпы экономического роста,
качество и структуру валового национального
продукта государства. Данный сектор составляет
основу современного рынка, т.к. обеспечивает
конкурентную среду в экономике.
На данный момент
в России малый бизнес находится на начальных
этапах развития. Несмотря на правительственные
меры по оказанию поддержки развитию малого
бизнеса, его деятельность ограничена
некоторыми проблемами. Показатели развития
малого бизнеса в России значительно уступают
европейским показателям по тем же критериям.
Данная тема, по
моему мнению, является актуальной для
России в сегодняшнее время. Государство
не в полной мере озабочено проблемами
малого бизнеса, но, конечно, и мы не можем
утверждать, что правительство не способствует
решению проблем малых предпринимателей.
Наблюдая за опытом развитых стран, мы
также можем отметить, что малое и среднее
предпринимательство играет очень значимую
роль в экономике, т.к. влияет на экономический
рост государства. Малый бизнес поставляет
на рынок товары необходимого качества,
влияет на научно-технический прогресс,
способствует созданию новых рабочих
мест, то есть помогает решить многие актуальные
экономические и социальные проблемы
страны. Опыт ведущих экономических держав
современности доказывает необходимость
присутствия в национальной экономике
эффективного и высокоразвитого малого
предпринимательского сектора.
Целью данной курсовой работы являются
изучение роли и функций малого бизнеса
в экономике страны, анализ ситуации в
Российском секторе предпринимательства
и выявление проблем роста и развития
исходя из динамики показателей.
В соответствии с поставленной целью решению
подлежат следующие задачи:
- Рассмотреть понятие, проанализировать
структуру, роль и функции малого предпринимательства в национальной
экономике;
- Изучить проблемы и перспективы развития малого бизнеса
в Российской Федерации;
- Проанализировать основную динамику
развития малого предпринимательства
в нашей стране;
Курсовая работа представляет собой введение, две главы содержательной части, заключение и список используемой литературы.
Глава 1. Малый бизнес и его роль в развитии экономики.
1.1. Сущность малого бизнеса, его структура,
особенности и функции в экономике страны.
Прежде чем приступить к полномерному
изучению малого бизнеса, разберемся,
что представляют собой такие понятия
как «бизнес» и «предпринимательство».
Понятие «предпринимательство» впервые
употребил Ричард Кантильон, английский
экономист, в конце 17 века. По его мнению,
предприниматель – это человек, который
действует в условиях риска. Источником
богатства, по мнению экономиста, являлись
труд и земля, которые определяли действительную
стоимость экономических благ[10].
Позже Ж.Б. Сэем, известным французским
экономистом, в книге «Трактат политической
экономии» было сформулировано определение
предпринимательства «как соединения
3 факторов производства – земли, капитала,
труда»[8]. По мнению французского экономиста,
суть данной деятельности состоит в признании
активной роли конкретного лица в создании
продукта. Также, по мнению Ж.Б. Сэя , доход
от предпринимательской деятельности
- это вознаграждение за проделанный труд,
организованное производство и сбытую
продукцию. Жан-Батист видел предпринимателя
как человека, создающего новый продукт,
исключительно полагаясь на свои возможности
на свой страх и риск[9].
Вообще общепринятого понятия «предпринимательство»
не существует. Есть множество трактовок
данного понятия и между собой они все
переплетаются. Роберт Хизрич, американский
ученый, определяет предпринимательство
как «процесс создания чего-то нового,
обладающего стоимостью», а предпринимателя
как «человека, который затрачивает на
это все необходимое время и силы, берет
на себя весь финансовый, психологический
и социальный риск, получая в награду деньги
и удовлетворение достигнутым». [8]
Английский профессор Алан Хоскинг, например,
утверждает, что «Индивидуальным предпринимателем
является лицо, которое ведет дело за свой
счет, лично занимается управлением бизнесом
и несет личную ответственность за обеспечение
необходимыми средствами, самостоятельно
принимает решения. Его вознаграждением
является полученная в результате предпринимательской
деятельности прибыль и чувство удовлетворения,
которое он испытывает от занятия свободным
предпринимательством. Но наряду с этим
он должен принять на себя весь риск потерь
в случае банкротства его предприятия».[8]
Современные экономисты такие понятия как “предприниматель”, “малый бизнес”, “малое предпринимательство”, отождествляют.
«Малый бизнес»
–обозначение
совокупности мелких и средних частных
предпринимателей, прямо не входящих ни
в одно монополистическое объединение
и выполняющих подчиненную по отношению
к монополиям роль в экономике[17].
«Малое предпринимательство» - это предпринимательская
деятельность, осуществляемая субъектами
рыночной экономики при определенных
установленных законами, государственными
органами или другими представительными
органами критериях (показателях), закрепляющих
сущность этого понятия.
Основными критериями для отнесения фирм к мелким во многих странах являются численность работников и объем продаж. В США предприятия делятся на пять групп:
К малым относят первые две группы предприятий, т.е. фирмы с численностью до 99 работников.
Если учитывать объем продаж, то предприятие будет считаться малым, если его годовой оборот будет находиться в пределе от 1 до 5 млн долл.
Малый бизнес в России стал интенсивно развиваться, начиная с 1990 г. На начальном этапе согласно Закону РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» к малым относились следующие предприятия:
Затем согласно Закону РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» с 1 января 1996 г. критерии были несколько изменены:
К основным функциям малого предпринимательства относятся:
Создание и распространение
инноваций является важнейшей функцией
Кроме того, малые предприятия выполняют и социально-психологическую функцию помощи населению. Исследования показали, что постоянные клиенты ходят в небольшие магазины, мастерские не только для совершения покупок или получения необходимых услуг, но и для живого общения с хозяином и работниками как со своими знакомыми или друзьями. Покупатели имеют возможность поделиться какой-то информацией или просто поговорить, т.к. в современном ритме жизни порой с кем-то просто поговорить не хватает времени. Необходимость в этом возрастает во всех странах, особенно — в центрах развитых стран с высоким уровнем урбанизации. В этом смысле сфера малого предпринимательства играет важную роль в обеспечении здоровья нации.
Привязка к локальным рынкам обусловливает
и активную деятельность малых предпринимателей
по защите окружающей среды. Являясь жителями
той же территории, где ведется их деятельность,
многие субъекты МБ осознают и выявляют
источники экологических угроз и сами
пытаются приложить усилия для устранения
данных угроз. Через экологические организации
они пытаются добиться выделения финансирования
для поддержки и охраны окружающей среды.
Бывает, что сами реализуют полученные
средства, причем как с прибылью для себя,
как и для защиты себя и других жителей
территории от неблагоприятных изменений
в экологии.
1.2 Роль с точки зрения экономики
Анализ стран с развитой рыночной экономикой показывает, что поддержке МП придается особое значение. В США, Японии, Германии, Великобритании - везде осуществляются меры по содействию в развитии и поддержке малых предприятий. В частности: помощь входа на рынок, поиск источников финансирования, партнеров, снижение системных рисков и т. п. [6] Какое же значение в экономике государства имеет малый бизнес?
Считается, что «лицом» любого развитого государства являются крупные предприятия, а наличие экономической мощи во многом определяет уровень производственного и научно-технического потенциала, но, в действительности, основой жизни стран с рыночной экономикой являются предприятия МБ как наиболее массовые и динамичные формы деловой активности.
Существенная роль малого бизнеса в экономике стран с рыночной укладом объясняется тем, что в этом секторе сосредоточена большая часть экономически активного населения и тем, что на малые предприятия приходится производство более половины ВВП страны.
Малые предприниматели осваивают новые виды продукции, способствует приближению производства товаров и услуг к потребителю. В отличие от крупных предпринимателей могут развиваться в отраслях, непривлекательных для первых.
Малые предприятия используют небольшие по размерам и объемам местные источники сырья, способны к более быстрому освоению инвестиций и высокой оборачиваемости оборотных средств. Малым предприятиям присуща активная инновационная деятельность, которая способствует ускоренному развитию различных отраслей экономики. Малые предприятия формируют конкурентную среду, создают альтернативу выбора на рынке труда, создают миллионы новых рабочих мест.
Сектор малого бизнеса образует самую
широкую и разветвленную сеть предприятий
и организаций, действующих, в основном, на
локальных рынках, связанных с данным
массовым потребителем товаров и услуг.
В совокупности с небольшими размерами,
их производственной, технологической
и управленческой гибкостью это позволяет
быстро реагировать на меняющуюся конъюнктуру
рынка. Это способствуют стабилизации
макроэкономических показателей страны,
достижению оптимальной структуры экономики.
Развитие МБ в России имеет большое как народное, так и хозяйственное значение, т.к.:
Информация о работе Малый бизнес, его роль в экономике, проблемы развития в России