Малый бизнес, его роль в экономике, проблемы развития в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы являются изучение роли и функций малого бизнеса в экономике страны, анализ ситуации в Российском секторе предпринимательства и выявление проблем роста и развития исходя из динамики показателей.
В соответствии с поставленной целью решению подлежат следующие задачи:
- Рассмотреть понятие, проанализировать структуру, роль и функции малого предпринимательства в национальной экономике;
- Изучить проблемы и перспективы развития малого бизнеса в Российской Федерации;
- Проанализировать основную динамику развития малого предпринимательства в нашей стране;

Содержание работы

Введение
1. Малый бизнес и его роль в развитии экономики…………………………………
1.1. Сущность малого бизнеса, его структура, особенности и функции в экономике страны……………………..
1.2. Роль с точки зрения экономики……………………………………………………..
2. Изучение проблем развития малого бизнеса в современной России………………………………………………………………………….
2.1. Проблемы малого предпринимательства в Российской экономике ……………………………..
2.2. Перспективы роста и развития малого предпринимательства……………………………
Заключение……………………………………………………………………………………..
Приложение………………………………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Dlya_proverki.docx

— 84.62 Кб (Скачать файл)

 

В развитии мелкого бизнеса существуют и другие положительные стороны. Не случайно во многих других странах с развитой рыночной экономикой развитию МБ уделяется значимое внимание и оказывается поддержка со стороны государства. Так, в США с целью оказания помощи американским предприятиям МБ в начале 50-х годов была создана независимая правительственная организация — Администрация по малому бизнесу, ее представительства имеются в различных штатах. Данная организация оказывает финансовую помощь, организует курсы менеджеров, выпускает бюллетени и брошюры по проблемам управления, консультирует малые предприятия относительно получения государственных контрактов и по другим вопросам.

 

В Японии поддержка МБ направлена на сокращение числа фирм-банкротов. Данное решение японских властей получила высокую результативность. Так, в течение года разоряется не более 5% созданных малых предприятий, когда за данный отрезок времени в США становятся банкротами около 30% мелких предприятий. Господдержка японского малого бизнеса включает особый порядок амортизации, льготное налогообложение, гарантирование займов. Японские специалисты консультируют малых предпринимателей касательно вопросов бухгалтерского учета, менеджмента, финансирования, уплаты налогов.

 

В России также начала развиваться система поддержки малого предпринимательства, но об этом подробнее во второй главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Изучение проблем развития малого бизнеса в современной России 
2.1. Проблемы малого предпринимательства в Российской экономике

 

Когда Российская экономика стала  рыночной, возникло множество проблем, которые требовали немедленного разрешения.

Таковыми являлись определение  прав собственности государственных  предприятий, создание рынка капиталов, банковских, финансовых и валютных систем, разработка эффективных систем планирования и бухгалтерского учета  для оценки стоимости и результатов  деятельности фирм. Необходим был  пересмотр действующих законов, касающихся экономических отношений, типов собственности и новых  видов сделок.

Также стояла задача выработать политику в вопросе конкуренции и регулирования. Необходимо был найти способ разрешения проблем, возникающих из-за того, что простая приватизация крупнейших неэффективных предприятий порождает систему крупнейших и неэффективных частных монополий. Следовало разработать налоговые системы, способные обеспечить финансирование правительства и их деятельности. Остро стояла проблема закрытия неконкурентоспособных фирм.

 
Большинство данных проблем  относятся в полной мере и к малому бизнесу. Проблемы его дальнейшего развития в России остаются на протяжении долгого времени в основном те же: 

  • недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств;
  • трудности с получением банковских кредитов;
  • усиление давления криминальных структур;
  • нехватка квалифицированных менеджеров, бухгалтеров, консультантов;
  • сложности с получением помещений и высокая арендная плата;
  • ограниченные возможности получения лизинговых услуг;
  • отсутствие должной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и др.  

Среди проблем, задерживающих развитие малого предпринимательства, после налогового бремени стоят административные барьеры. Они не только мешают развитию предпринимательства, но и создают другую проблему государственного масштаба, которая вынуждает малых предпринимателей уходить в теневую экономику.

 

Теперь постараемся выяснить, что  изменилось с тех пор, когда Российская экономика только столкнулась с  рыночными преобразованиями и была абсолютно несовершенной. Изменились ли с тех пор проблемы развития малых предприятий?

 

Общероссийская общественная организация  малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" представила  отчет за 2012 год о состоянии  национального предпринимательского климата.

Задача  исследования состояла в следующем:

  • выявить проблемы роста и развития малых и средних фирм и организаций;
  • определить сферы, где больше всего существует препятствий для ведения бизнеса.

Особое  внимание уделялось проблеме доступности финансирования для малых и средних предприятий.

Список  ключевых проблем малых предприятий  возглавляет дефицит квалифицированных кадров. Если в 2011 году негативно оценивали доступность персонала 56% респондентов, то в 2012 году - уже 68%.

По результатам  исследования каждая третья организация не испытывает проблем с наймом квалифицированных технических специалистов, и только каждая пятая - относительно легко находит квалифицированные рабочие кадры.

На второе место поднялась тема высокого уровня налогового обременения. По мнению специалистов, это, в первую очередь, связано с увеличением страховых взносов.

К основным проблемам все также относят  низкую доступность финансовых ресурсов. 48% респондентов отметили, что главное препятствие для получения финансирования – это очень высокие ставки по кредитам.

Среди других проблем были выявлены:

  • Низкая доступность земли и недвижимости (почти каждый второй производственный бизнес сталкивается с трудностями в ходе покупки или аренды производственных помещений и земельных участков);
  • Труднодоступность энергетической инфраструктуры (для большинства компаний новые подключения к энергосети недоступны, а тарифы на электроэнергию слишком высоки);
  • Административные барьеры (треть компаний считает барьеры настолько тяжелым бременем, что приспособиться к ним не получается, а наибольшие сложности, как и год назад, предприниматели испытывают при общении с таможенными органами);
  • Коррупция (лишь 13% опрошенных заявляют, что "коррупции в регионе не существует", но столько же - 13% - признают, что практикуют неформальные выплаты чиновникам, среди тех, кто "платит", доля взяток в выручке компании в среднем не превышает 5%, что совпадает с аналогичным показателем за 2011 год);
  • Старение оборудования (каждая четвертая компания использует устаревшее оборудование).

Также в  рейтинге были представлены регионы  и города с численностью населения  более 1 000 000 человек наиболее благоприятные для ведения предпринимательской деятельности. Наиболее благоприятными, по мнению специалистов, были признаны Московская, Самарская и Челябинская области, Республика Башкортостан, Ставропольский край. Среди крупнейших городов в 2012 году лидерство перешло от Челябинска к Екатеринбургу. «Традиционно» низкие места заняты двумя главными городами страны - Москвой (37-е место) и Санкт-Петербургом (делит 35-36-е места). Это связано с общим уровнем конкуренции в этих Федеративных субъектах и более высокими ожиданиями бизнеса.

В ходе исследования было опрошено более шести тысяч  предпринимателей, причем большую часть из них составляли малые и средние предприниматели, занятые в производственном секторе. Несмотря на результаты исследования, малые и средние компании смотрят в будущее с оптимизмом. Большинство опрошенных предпринимателей считают российские регионы в целом благоприятными для ведения налаженного бизнеса. Однако для организации нового видят серьезные барьеры.

Результаты  указали на слабые места в создании предпринимательского климата для малых и средних производственных компаний почти в 40 российских регионах. Оказалась не очень привлекательной и ситуация с землей и недвижимостью для компаний. Несколько лучше обстоит дело с доступностью складских помещений, а вот поиск помещений под офис затруднителен для каждого пятого предпринимателя.

Многие  предприниматели отмечали низкое качество транспортной инфраструктуры региона. Но это несравнимо с теми барьерами, которые фиксируются в регионах в сфере энергетической инфраструктуры. Для большинства компаний подключение к энергосети недоступно, в абсолютном большинстве тарифы на электроэнергию слишком завышены, и как отмечают предприниматели: «Кажутся просто грабительскими».

Отдельный пункт исследования заняли проверяющие инстанции. Наряду с правоохранительными органами они создают проблемы для малого и среднего бизнеса чаще, чем криминальные структуры. Неформальные выплаты чиновникам, то есть коррупцию, откровенно признали 13% респондентов. Около четверти предпринимателей высказались в пользу того, что коррупция является обычным явлением. Опрошенные респонденты указали несколько основных причин, почему они прибегали к даче взятки. Таковыми являлись:

  • Доступ к госзаказу;
  • Прохождение проверок;
  • Получение земли;
  • Подключение к инфраструктуре;
  • Получение господдержки.

 

Четверть  малых и средних бизнесменов  высказались, что участвуют в  программах финансовой поддержки, основанных на возврате кредитов. Что ограничивает доступность таких программ? Как оказалось, ключевым препятствием для получения заемного финансирования почти половина малых и средних предприятий считает слишком высокие ставки по кредиту. На втором месте - проблема залога. И лишь 11% опрошенных не видят препятствий для привлечения финансирования.

Ниже  приведена диаграмма, наглядно показывающая препятствия для развития малых  и средних компаний за 2012 год:

 

 

2.2. Перспективы роста и развития  малого предпринимательства.

 

Несмотря на серьезность проблем, Российский сектор малого предпринимательства имеет перспективы дальнейшего развития. 
Но для этого необходимо:

 

  • Оградить малый бизнес от бюрократии;
  • Сделать как можно проще процедуру регистрации предпринимательской деятельности;
  • Сократить число контролирующих органов и проверок;
  • Продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции;
  • Искоренить коррупцию, препятствующую экономическому росту;
  • Уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это приоритетно для начинающих предпринимателей;
  • Сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки малого бизнеса на важнейших приоритетных направлениях;
  • Создать для малых предприятий систему гарантий кредитования.

 

Мы можем отметить, что данные пути решения проблем малого бизнеса  напрямую зависят от законопроектов, которые принимаются органами государственной и муниципальной власти. Некоторые малые предприятия вынуждены значительно повышать цены на свои товары и услуги или закрывать собственный бизнес из-за введения новых налогов, или требований лицензирования, из-за которых частное предпринимательство становится нерентабельным. Поэтому Правительство Российской Федерации предпринимает множество мер, которые должны помочь начинающим предпринимателям. Одним из направлений работы государственных и местных органов власти является снятие административных барьеров и выделение денежных средств на развитие малого бизнеса.

 

Для успешного роста малых предприятий  требуется более энергичная работа по развитию инфраструктуры малого бизнеса, банковской системы, различных фондов поддержки малых предприятий. Предприниматели должны иметь возможность получить консультацию и бесплатную помощь по вопросам открытия и функционирования предприятия, защите своих интересов и по любой другой проблеме, связанных с работой в управлении фирмой. Большая работа предстоит в области подготовки и повышения квалификации предпринимателей. На сегодняшний день в Российском секторе малого бизнеса функционирует около 900 тыс. предприятий. По оценкам специалистов, только от 20-30% из них имеют руководителей, обладающих специальным профессиональным образованием. Следовательно, примерно на 700 тыс. предприятий руководители действуют с учетом своих способностей и опыта. Это сдерживает дальнейшее развитие и повышение эффективности малого бизнеса.

 

Также, развитие малого бизнеса довольно часто упирается в невозможность сбыта собственной продукции, поэтому, рассматривая перспективы малого бизнеса в России, связанного с созданием и производством продукции, необходимо рассматривать рынки сбыта. Продукция многих производителей  не может  попасть на полки супермаркетов не из-за низкого качества продукции, а из-за довольно высоких требований и ожиданий розничных продавцов, которые желают извлечь как можно больше прибыли.  Для поддержки малого и среднего бизнеса, региональные власти прибегают к открытию специализированных ярмарок или магазинов, где частные предприниматели могут реализовать свою  продукцию. 

 

Перспективы развития малого бизнеса  в России  отчетливо видны в крупных городах. Сфера услуг остается тем рынком, который имеет достаточно свободных ниш. Стоит отметить, что  многие люди, которые потеряли работу во время кризиса, нашли возможность открыть собственное дело. Это связано с тем, что многие предприятия, не выдержавшие натиска финансового кризиса, были вынуждены очень дешево распродавать оборудование и сдавать свои помещения, что позволило начинающим бизнесменам довольно быстро начать собственное дело.

 

Говоря о перспективах развития сектора малого предпринимательства, мы не можем упомянуть тот факт, что перспективы его развития после вступления России в ВТО неоднозначны.

 

В стратегии присоединения к  ВТО слабо учтены интересы малых предпринимателей, для которых членство в этой организации - одновременно и определенная опасность, и перспектива роста. Если не поддержать малое предпринимательство, то оно может оказаться в невыгодном положении по сравнению со своими конкурентами - небольшими иностранными фирмами, которые в ближайшем будущем начнут активно входить на российский рынок. Иностранные фирмы имеют больше возможностей, чем наш малый бизнес, хотя бы потому, что на Западе другая стоимость кредитов, более простой и легкий доступ к долгосрочному финансированию, чем в России.

По мнению московских банковских специалистов, целесообразно особое внимание обратить на размещение государственных и муниципальных заказов. Они считают необходимым увеличить обязательную минимальную квоту участия малых предприятий в выполнении заказов с 10 до 20%. Это серьезно может поспособствовать развитию нашего малого бизнеса.

На современном этапе совершенствования  экономики дальнейшие перспективы  развития малого предпринимательства  видятся как необходимая закономерность, которая была вызвана ходом истории, а также новыми потребностями, возникшими в результате развития производственных технологий и сил.

 

Информация о работе Малый бизнес, его роль в экономике, проблемы развития в России