Малый бизнес и его роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Объяснить и проанализировать сущность малого бизнеса и его роль в экономике.
Задачи: 1) Раскрыть роль малых предприятий в экономике; 2) Понять сущность малого бизнеса и его роль; 3) Узнать проблемы и перспективы развития
малого бизнеса в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..5
Малый бизнес: сущность и его роль в экономике:
Что такое малый бизнес……………………………………………………………..…….…7
Роль малого бизнеса в экономике………………………………………………………………....11
Правовые основы деятельности малых предприятий
Создание, государственная регистрация и ликвидация малых предприятий……………………………………………………………....14
Управление предприятием; хозяйственная и иная деятельность предприятия…………………………………………………………...….16
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России
Проблемы становления малого бизнеса в России……………………….17
Государственная поддержка малого предпринимательства…………….19
Фонды поддержки малого предпринимательства………………….……22
Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в России в условиях мирового кризиса…………………………………….24
Заключение…………………………………………………………………….....32
Библиографический список……………………………………………………...34

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) в г. Миассе

Факультет «Экономика, управление, право»

Кафедра «Финансы и финансовое право»

 

 

 

Малый бизнес и его роль в рыночной экономике

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Микроэкономика»

ЮУрГУ – 080101.2013.918.ПЗ КР

 

 

 

 

Руководитель, доцент

А.С. Кондратьев

2013 г.

 

 

Автор работы

Студент группы ФЭУП- 139

   Е.В. Усова

2013 г.

 

 

Работа защищена

с оценкой (прописью, цифрой)

 

2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

Миасс 2013

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) в г. Миассе

Факультет «Экономика, управление, право»

Кафедра «Финансы и финансовое право»

Специальность «Экономическая безопасность»

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

 И.А. Серко

        2013 г.

 

 

 

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу студента

Усовой Екатерины Вячеславовны

Группа ФЭУП- 139

 

1 Дисциплина Микроэкономика           

     2 Тема работы Малый бизнес и его роль в рыночной экономике

3 Срок сдачи студентом законченной  работы  12 декабря  2013 г.

          4 Перечень вопросов, подлежащих разработке: 1. Объяснить сущность малого бизнеса и его роль в экономике. 2. Проанализировать правовые основы деятельности малых предприятий. 3. Раскрыть проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России.

5. Календарный план

Наименование разделов 
курсовой работы

Срок выполнения разделов работы

Отметка 
о выполнении руководителя

Введение. Глава 1. Малый бизнес - сущность и его роль в экономике.

25 октября 2013

 

Глава 2. Правовые основы деятельности малых предприятий.

12 ноября  2013

 

Глава 3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России.

27 ноября  2013

 

Заключение. Библиографический список и приложения.

9  декабря 2013

 

Руководитель работы        / А.С. Кондратьев/

Студент                  / Е.В. Усова/

 

Реферат

 

 

 

Усова Е.В.Малый бизнес

 и его роль в рыночной  экономике- Миасс: ЮУрГУ,

ФЭУП -139, 2013. –  50 с., библиографичес-

кий список - 24наим.

 

Объект исследования является поддержка малого бизнеса в Челябинской области

Цель данной курсовой работы: исследовать проблемы и перспективы развития малого предпринимательства на современном этапе.

В работе рассмотрены сущность, понятие, функции малого бизнеса в рыночной экономике.

Охарактеризованы правовые основы малого бизнеса в РФ.

Проанализированы основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России.

Исследовать проблемы развития малого предпринимательства в России в условиях мирового кризиса.

Изучено малое предпринимательство в России, проблемы и перспективы.

Выявлены вопросы развития и оптимизации малого предпринимательства в России в условиях мирового кризиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

           Введение…………………………………………………………………………..5

  1. Малый бизнес: сущность и его роль в экономике:
    1. Что такое малый бизнес……………………………………………………………..…….…7
    1. Роль малого бизнеса  в экономике………………………………………………………………....11
  1. Правовые основы деятельности малых предприятий
    1. Создание, государственная регистрация и ликвидация малых предприятий……………………………………………………………....14
    1. Управление предприятием; хозяйственная и иная деятельность предприятия…………………………………………………………...….16
  1. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России
    1. Проблемы становления малого бизнеса в России……………………….17
    1. Государственная поддержка малого предпринимательства…………….19
    1. Фонды поддержки малого предпринимательства………………….……22
  1. Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в России в условиях мирового кризиса…………………………………….24

           Заключение…………………………………………………………………….....32

           Библиографический список……………………………………………………...34

           Приложения…………………………………………………………..………..…36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

В условиях нестабильной экономической политики государства, тяжёлого налогового бремени всё более широкое распространение получает малый бизнес. Малый бизнес обычно характеризуется тем, что он более мобилен и легче приспосабливается к изменяющимся условиям, хотя его инвестиционные возможности невелики. Поэтому необходимо дать свободу развитию малых предприятий. Они дают России необходимую насыщенность рынка, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

Экономически это выгодно, потому что появление большого числа фирм приведет к созданию новых рабочих мест, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно, учитывая выделение Москвы и огромный упадок субъектов Российской Федерации. И одним из самых главных преимуществ является то, что появление малого и среднего бизнеса неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватало экономике России на последних этапах развития.

Цель работы: Объяснить и проанализировать сущность малого бизнеса и его роль в экономике.

Задачи: 1) Раскрыть роль малых предприятий в экономике; 2) Понять сущность малого бизнеса и его роль; 3) Узнать проблемы и перспективы развития

малого бизнеса в России.

Для этого были использованы научные статьи Джаарбекова С. М. «Налогообложение малого бизнеса», Шахмалова В. «Малые предприятия в

системе рыночных реформ», Афанасьева В. «Малый бизнес: проблемы становления», а также федеральные законы РФ, налоговый кодекс РФ, последние публикации в специализированных газетах и журналах и другая научная литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Малый бизнес: сущность и его роль в экономике

1.1. Что такое малый  бизнес

Как явствует из самого определения, «малый бизнес» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.

Как показывает мировая практика, основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно- правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является, в первую очередь, средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:                                     

          -    численность персонала;

  • размер уставного капитала;
  • величина активов;
  • объем оборота (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.

При определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Другие Экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные.

Рассмотрим, как относят предприятия к малым страны с развитой экономикой и узнаем, каков мировой опыт малого бизнеса.

В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким - от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов.

Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования предел численности - 500 чел.

В Швеции система отнесения предприятий к малым схожа с французской, но там действуют еще и такие показатели, как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем, характерные для предприятия.

В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мелкие и средние фирмы - это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств.

В Соединенных Штатах Америки федеральным законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма - это фирма, имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:

  • наименьшие -1-24 занятых;
  • малые - 25 - 99 занятых;
  • промежуточные - 100 - 499 занятых;
  • крупные - 500 - 999 занятых;
  • крупнейшие - 1000 и более занятых.

Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других - величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США.

В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках.

В странах Евразийского экономического сообщества, куда входят республика Беларусь, Российская Федерация, республика Казахстан, Кыргызская республика и республика Таджикистан, развитие малого предпринимательства ещё не достигло уровня развитых в рыночном отношении стран. Доля населения, занятого в малом бизнесе, ещё весьма незначительна и составляет всего от 5% (Таджикистан) и до 10,2% (Россия).

В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., в 1993 г., в 1995 г., в 1998г.  Последние изменения были приняты 31 июля 1998 года. И в соответствии с законом от 14.06.1995 №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 31.07.1998) под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации с ограничением доли участия Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, различных фондов в уставном капитале данных организаций до 25%. Дополнительным ограничением является непревышение 25% в уставном капитале организации доли, принадлежащей одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства. Средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней:

Информация о работе Малый бизнес и его роль в рыночной экономике