Малый бизнес и его роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Объяснить и проанализировать сущность малого бизнеса и его роль в экономике.
Задачи: 1) Раскрыть роль малых предприятий в экономике; 2) Понять сущность малого бизнеса и его роль; 3) Узнать проблемы и перспективы развития
малого бизнеса в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..5
Малый бизнес: сущность и его роль в экономике:
Что такое малый бизнес……………………………………………………………..…….…7
Роль малого бизнеса в экономике………………………………………………………………....11
Правовые основы деятельности малых предприятий
Создание, государственная регистрация и ликвидация малых предприятий……………………………………………………………....14
Управление предприятием; хозяйственная и иная деятельность предприятия…………………………………………………………...….16
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России
Проблемы становления малого бизнеса в России……………………….17
Государственная поддержка малого предпринимательства…………….19
Фонды поддержки малого предпринимательства………………….……22
Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в России в условиях мирового кризиса…………………………………….24
Заключение…………………………………………………………………….....32
Библиографический список……………………………………………………...34

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

  1. Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
  2. Создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;
  3. Установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчётности, поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства.
  4. Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий. 

         

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих     полномочий при проведении политики, направленной на государственную поддержку малого предпринимательства:

  1. разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства  РФ в области государственной поддержки малого предпринимательства;
  2. проводят анализ состояния малого предпринимательства, и эффективности применения мер по его государственной поддержке;
  3. организуют разработку и реализацию Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства;
  4. подготавливают предложения об установлении для субъектов малого предпринимательства льгот  по налогообложению и иных льгот, а также об использовании средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов РФ для поддержки малого предпринимательства;
  5. оказывают содействие органам исполнительной власти субъектов РФ при разработке и реализации мер по поддержке малого предпринимательства.  

 

Государством принимается федеральная программа поддержки малого предпринимательства. Такая программа принималась на  1998-1999г, 2000-2001г.

Государственная поддержка осуществляется в соответствии с федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными, отраслевыми и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. 

 

Правительство  РФ ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального собрания РФ проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.

В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на её реализацию.

Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают в себя основные положения:

  • меры по формирования инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях;
  • перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого   предпринимательства;
  • меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки малого предпринимательства;
  • предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства и т.д.

Финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счёт средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов и других источников. Кроме того, большую помощь малому бизнесу оказывают  фонды поддержки малого предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_____________________________

7Мягков П., Фесенко Е. Малое предпринимательство: государственная поддержка обязательна. 

 

 

3.3. Фонды поддержки  малого предпринимательства

 

Фондом поддержки малого предпринимательства является некоммерческая организация, создаваемая в целях финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, путём аккумулирования бюджетных средств, средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.  

Фонд поддержки малого предпринимательства является юридическим лицом. 

Основными направлениями деятельности фонда поддержки малого предпринимательства являются:

  • Содействие в формировании рыночных отношений на основе государственной поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путём привлечения эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства;
  • Участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также в реализации федеральных, региональных, отраслевых и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, проектов в области малого предпринимательства, демонополизации экономики, развитии конкуренции, насыщении товарного рынка, создание новых рабочих мест;
  • Участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные условия и возможности для осуществления деятельности в области малого предпринимательства;
  • Содействия в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства;
  • Организация консультаций по вопросам налогообложения и применения норм законодательства.

Финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, создаваемый Правительством РФ.

Средства фонда формируются за счёт средств федерального бюджета, а также за счёт других источников, предусмотренных статьёй Правительства РФ от 04.12.95г № 1184.

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства является заказчиком Федеральной программы  государственной поддержки малого предпринимательства.

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства взаимодействует с государственными и муниципальными фондами.

Основные задачи указанных фондов:

  • Предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в соответствии с действующим законодательством;
  • Выполнение функций залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам малых предприятий;
  • Долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций и информационных систем поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы  и сертификации товаров  и услуг;
  • Финансирование мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для малых предприятий, поддержке новых экономических структур, защите прав потребителей;
  • Финансирование научных исследований, связанных с деятельностью указанных фондов и прочее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_______________________

8Мягков П., Фесенко Е. Малое предпринимательство: государственная поддержка обязательна. 

 

 

4. Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в России в условиях мирового кризиса

 

Все, что происходит на наших глазах, уже сравнивают с глобальной экономической катастрофой конца 20-х - середины 30-тых годов 20 века. Большинство экспертов причинами этого кризиса называют проблемы в американской экономике, возникшие вследствие резкого сокращения сбережений, рост дешевых кредитов, неадекватного потребления и формирования как большого пузыря очередь на рынке рискованных ипотечных ценных бумаг.1

Так американская экономическая модель в значительной мере развивается благодаря потребителям, поскольку потребительские расходы формируют порядка 2 / 3 ВВП Соединенных Штатов. Именно постоянный рост потребления создавали в течение последних тридцати лет прирост ВВП, доходов населения и государственного бюджета США. Главным источником финансирования избыточных расходов на протяжении последних 30 лет в Соединенных Штатах является кредитование. С середины 80-х американцы фактически не только не возвращали кредиты, а наоборот, наращивали их темпами, которые значительно опережали как темпы роста их доходов, так и темпы роста ВВП.

С тех пор долговые обязательства основной массы американцев начали расти не просто с ускорением, а вообще в арифметической прогрессии относительно роста доходов. На сегодня объем финансовых обязательств основной массы американских граждан перевалив уже за 140% их годового дохода. Только выплаты по процентам превысили 10% дохода населения - что уж говорить о возврате основных сумм. Очевидно, что это не могло не привести к ситуации, когда большинство простых американцев уже не могли брать новые кредиты. Они вынуждены прекратить наращивать объемы потребления и начать заниматься исключительно возвратом накопленных долгов. Многие и этого уже делать не могли и начали отказываться от приобретенных в кредит домов, автомобилей и т.п. Это, в свою очередь, начало обваливать рынки автомобилей, недвижимости и по цепочке другие секторы американской экономики. И это не могло не привести к резкому падению курса большинства ценных бумаг на американском фондовом рынке.2

Еще одна причина современного мирового финансового кризиса, заключается в том, что послевоенная мировая экономическая система базировалась на выполнении Соединенными Штатами функции центрального банка мира. Именно доллар был и остается сейчас главной расчетной валютой в международной торговле. И пока доля США в общем объеме мирового ВВП доминировала, а размер международной торговли был относительно незначительным, доллар уверенно выполнял функцию средства платежа.

Статус центрального банка мира позволял США получать доход. Выпуская в обращение ничем не обеспеченные денежные знаки, американское правительство и все физические и юридические лица Соединённых Штатов могли приобретать товары и услуги практически в любой стране мира.

На сегодня долг правительства США превысил 9,5 триллиона долларов, а после реализаций так называемого плана спасения экономики министра финансов СШАПолсона, этот долг превысит 10,5 триллиона долларов.3

Уменьшение надежности доллара США как средства платежа и средства сбережения неизбежно ведет к параличу всей системе международных расчетов. Возможно существенное сокращение объемов международной торговли - как следствие падения спроса на основные виды ресурсов и рост экономического кризиса в большом количестве стран, экономика которых в большей степени зависит от экспорта сырьевых ресурсов. Это во многом касается и России, с ее бюджетом основанном на цене за баррель нефти.

Так, по мнению аналитиков, России, как и другим развивающимся рынкам, еще предстоит «новая волна» мирового финансового кризиса.

При этом делается упор на то, что выйти из кризиса в одиночку невозможно, только совместные усилия помогут преодолеть скопившиеся проблемы. Не случайно еженедельно в мире собираются представители разных стран, то в формате «восьмерки», то «двадцатки», то 27 стран ЕС для обсуждения совместных действий.4

Не смотря на всю серьезность ситуации, если говорить о России, то сравнивать нынешнюю ситуацию с дефолтом 1998 года нельзя, за прошедшие десять лет многое изменилось. Тогда Россия была практически нищей, обремененной долгами и невозможностью их возвращения. Сегодня страна признана примерным заемщиком, поскольку она расплатилась с внешними долгами, создала огромные золотовалютные резервы и стабфонд. С другой стороны, за десять лет российский бизнес стал более открытым, а финансовая система страны - либеральной. Капиталы спокойно перемещаются через границу в обоих направлениях, на фондовые биржи страны приходят иностранцы, российский бизнес привычно берет кредиты на Западе. Причем, привык это делать в таком количестве, что сейчас, когда западные банки оказались некредитоспособными, российский бизнес испытывает острый дефицит ликвидности. Между тем в условиях мирового финансового кризиса западные инвесторы стали выводить свои средства из России. Такая же ситуация сейчас - на всех развивающихся рынках.5

Так финансовый кризис в Российской Федерации существенно повлиял на доступность кредитных ресурсов для малого и среднего бизнеса, реализацию инвестиционных проектов, а также на потребительскую активность населения, что также негативно сказывается на малом и среднем бизнесе.

Однако мнению экспертов в условиях мирового кризиса малый бизнес России испытывает меньшее давление финансового кризиса при осуществлении производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности по сравнению с крупными и средними предприятиями. Учитывая периодизацию проявлений кризиса, можно констатировать, что российская экономика находится на первом-втором этапе. Ряд экспертов считает, что сложности в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности у малых предприятий начинаются на четвертом-пятом этапе.6

Между тем присущие мелким предприятиям гибкость, простота и дешевизна управления, способность содействовать научно-техническому прогрессу, ускорять внедрение его завоеваний, мобилизовать значительные финансовые и производственные ресурсы общества обусловливают важную экономическую, антимонопольную, инновационную и социальную роль этого сектора экономики.

В то же время для мелких предприятий характерны такие слабости как чрезмерная зависимость от внешней среды, неустойчивость, особенно к финансовым потрясениям, недостаток ресурсов, сложности со сбытом продукции и т.п. Очевидно, что начавшийся мировой финансовый кризис в большей степени окажет негативное влияние на ситуацию в сфере предпринимательства, но особенно это коснется малого бизнеса, что, собственно, уже и происходит.7

Так банки ориентируются на кредитование лишь эффективно развивающихся предприятий. При этом большинством банков не используются такие широко распространенные за рубежом формы поддержки малого бизнеса, как факторинг, овердрафтное кредитование, кредитования на условиях кредитной линии с лимитом задолженности и с лимитом выдачи и другие банковские продукты. Для малого бизнеса труден, особенно в условиях кризиса, доступ к финансовым ресурсам, все сильнее ощущается нужда в налоговых каникулах, минимальных арендных платежах.

Информация о работе Малый бизнес и его роль в рыночной экономике