Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 02:53, курсовая работа
К нашему сожалению, в России малый бизнес находится на начальном этапе развития. Не смотря на принимаемые правительством меры поддержки для малого предпринимательства, его деятельность ограничена рядом проблем. Количественные показатели в несколько раз уступают соответствующим показателям развитых стран.
Целью представленной работы является изучить финансирование, кредитование и налогообложение государством предприятий малого бизнеса.
Малым бизнесом необязательно должно являться целое предприятие, им является и небольшая торговая точка, при организации которой не требуется образования юридического лица.
Таким образом, малый бизнес даёт многим людям возможность организации своего дела, а государству помогает в сокращении безработицы и социальной нестабильности. Благодаря малому предпринимательству крупное производство может развиваться, но в тоже время малый бизнес развивается за счёт капиталовложений крупных предприятий. Значит, малое и крупное производства тесно связаны и не могут развиваться друг без друга. Малое предпринимательство способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды.
Международный и отечественный опыт показывает, что благодаря малому бизнесу происходит создание новых рабочих мест и тем самым расширение занятости и сокращение безработицы. Малое предпринимательство насыщает рынок разнообразными товарами и услугами. В целом в валовом внутреннем продукте стран Европейского Союза доля малого бизнеса превышает 67%. Из этого следует, что государство заинтересовано в создании благоприятных правовых и экономических условий для его интенсивного развития. Но не всегда это так. Часто бывает, что государство пресекает развитие малого предпринимательства из-за больших затрат времени и денег.
Из этого всего можно сделать вывод, что малый бизнес является не только звеном в формировании валового внутреннего продукта страны, но и важнейшим фактором занятости и источником доходов населения, обеспечения национального благосостояния. Несомненно, малое предпринимательство – жизненно важный фактор экономики.
Нельзя с уверенностью сказать, что для страны таких масштабов как Россия малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых, торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.
Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса.
В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких денег", быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.
Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, преобладает. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но, тем не менее, занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.
Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.
Все это приводит к тому, что часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается не в состоянии приступить к реальному производству продукции[4].
В 2010 году в рамках реализации
государственной поддержки
Согласно постановлению средства федерального бюджета распределялись исходя из лимитов средств федерального бюджета на каждый субъект Российской Федерации в зависимости от удельного веса количества малых и средних предприятий в субъекте Российской Федерации от общего количества малых и средних предприятий в Российской Федерации с учетом ситуации на рынке труда. Такой подход обеспечил равенство доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к оказываемой поддержке на всей территории Российской Федерации.
Эксперты признают, что
выделенных в России средств на развитие
малого предпринимательства не хватает.
«Финансирование малого бизнеса по линии
Минэкономразвития с каждым годом становится
все больше, объем увеличивается. В программе
министерства участвуют практически все
регионы России. К сожалению, охват этой
программы очень небольшой», — сетует
заместитель директора департамента по работе
с объединениями предпринимателей ТПП
РФ Александр Алин.
Государственные деньги доступны не более
чем 1% всех предпринимателей в России,
утверждает председатель Российского
профсоюза работников среднего и малого
бизнеса Александр Попов. «Опросы предпринимателей
показывают, что при нашей тотальной коррупции
не более 1% предпринимателей имеют доступ
к этим деньгам», — рассказал Infox.ru Александр
Попов.
Сергей Борисов не соглашается с данной точкой зрения. «У нас практически нет сигналов о том, что есть злоупотребления. Это достаточно прозрачная система. Я допускаю, что где-то есть скрытая откатная система, но, наверное, это ухитряются делать какие-то изощренные чиновники. В противном случае, мы бы об этом знали», — говорит президент «ОПОРЫ России».
В текущем году Минэкономразвития исключило из приоритетных направлений деятельности субсидирование процентных ставок по кредитам для малого бизнеса, сохранив субсидирование затрат, связанных с приобретением оборудования по лизингу. Государственная поддержка осуществляется министерством через систему гарантийных фондов, которые берут на себя часть обязательств предпринимателя перед банками. Сейчас в России создано 73 гарантийных фонда. Минэкономразвития планирует довести капитализацию каждого фонда до 100−150 млн. рублей. Исполнительный директор Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы Алексей Ермолаев говорит, что с начала деятельности московскому фонду пришлось оплатить 130 безвозвратно просроченных договоров на сумму 515 млн. рублей.
Исполнительный директор Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы Алексей Ермолаев напомнил, что в прошлом году на гарантийные фонды было выделено порядка 12 млрд. рублей. Общая их капитализация - порядка 20 млрд. руб., из них московская доля - около 4,5 млрд. рублей. Деньги у гарантийных фондов есть, констатировал А. Ермолаев. Он отметил, что часто слышит критику в адрес Минэкономразвития, порой это оправданно. При этом нельзя забывать, считает он, что Минэкономразвития России взяло на себя функцию не только финансирования гарантийных фондов, но и обеспечения их методологической помощью, формирования стандартов взаимодействия банков и фондов. Фонд Москвы, подчеркнул А. Ермолаев, оказал помощь 172 предпринимателям, потерявшим возможность выплачивать кредиты. Поскольку фонд выдавал им поручительство, он уплатил за них в банки 631 млн. рублей. Всего Фондом с начала работы заключено 3 тыс. договоров, объем выданных поручительств - более 10 млрд. руб., объем кредитов - 21 млрд. рублей. Это реальная поддержка гарантийным фондом Москвы малых предприятий, отметил А. Ермолаев, потому что не менее половины этих предприятий могли бы вообще не получить деньги, либо получить их, но в меньшем размере.
Портфель кредитов малому и среднему бизнесу вырос по итогам 1-го полугодия только на 6,6% - против 7,9% по корпоративному и 11,5% по розничному направлению, отмечается в исследовании агентства «Эксперт РА» «Кредитование малого и среднего бизнеса в России притормозили». Основными причинами такой динамики стали снижение спроса на кредиты в начале года и смещение акцентов Сбербанка России в пользу кредитования инвестиционных проектов. Впервые за 2010-2011 гг. портфель кредитов МСБ существенно «просел» за один месяц: сокращение в январе составило 6%. Сезонное снижение деловой активности в январе совпало в этом году с повышением фискальной нагрузки. В ожидании «мёртвого января предприниматели постарались максимально снизить долговую нагрузку и, как следствие, расходы на проценты. В I-м полугодии 2011 г. Сбербанк России показал слабый рост, но серьезно изменил структуру портфеля в пользу кредитования инвестпроектов. Портфель кредитов МСБ «Сбера» (а на него приходится около 65% рынка) вырос всего на 3,2%. В результате банк внес весомый вклад в торможение всего рынка. Зато структура портфеля стала в большей степени отвечать задаче модернизации экономики – доля кредитов на инвестиционные цели в I-м полугодии 2011 года превысила 30%. В 2010-м она составляла менее 20%. «Темп прироста по итогам 2011 г. будет ближе к нижней границе первоначального прогноза», - считает руководитель отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА» Станислав Волков. – «В начале года мы прогнозировали рост на 22-27%. На данный момент очевидно, что нестабильность на финансовом рынке не позволит банкам компенсировать слабые результаты первого полугодия, и темп прироста не превысит 22%. Ставки кредитования начнут постепенно расти, что позволит сгладить диспропорции в текущем соотношении риск-доходность».
Одним из ключевых моментов поддержки малого предпринимательства является налогообложение малого бизнеса, которое должно быть установлено таким образом, чтобы стимулировать развитие малых предприятий, и в полной мере учитывать специфику малого и среднего бизнеса, направление и объём их деятельности.
Согласно Налоговому Кодексу РФ налогообложение малого бизнеса возможно двух видов: общий налоговый режим и специальные налоговые режимы. В первом случае субъект малого бизнеса уплачивает все федеральные, региональные и местные налоги, установленные для его вида деятельности законодательством. Специальные налоговые режимы предусматривают замену нескольких налогов (НДС, налог на прибыль или НДФЛ, налог на имущество, ЕСН) уплатой единого налога. Применение специального режима налогообложения малого бизнеса зависит от вида деятельности предприятия, его доходов и организационно-правовой формы предприятия.
Для использования упрощённой системы налогообложения малый бизнес должен соответствовать ряду требований, указанных в статье 346.12 НК РФ. Например, численность сотрудников не должна превышать 100 человек, доля участия сторонних организаций может быть более 25% и другим требованиям. Кроме того, ст. 346.13 НК РФ оговаривает условия, при которых предприятие утрачивает возможность использовать УСНО. И одним из таких условий до недавнего времени являлся годовой доход предприятия, который не должен был превышать 20 млн. руб.
В этом году власти приняли решение, что максимальный годовой доход, при котором налогообложение малого бизнеса по упрощённой схеме становится невозможным, должен быть увеличен до 60 млн. рублей. Предельный доход, при котором можно будет переходить на "упрощёнку", также увеличили до 45 млн. руб.
В июле 2009 года в Налоговый Кодекс РФ было внесено большое количество изменений, часть из них вступила в силу с 22 июля, часть – с 1 августа, но большинство начало действовать с 1 января 2010 года.
С января 2010 года налогообложение малого бизнеса, представители которого используют общий налоговый режим, будет в значительной мере отличаться от существующего в настоящее время. Теперь организации и индивидуальные предприниматели не будут уплачивать ЕСН, который заменят обязательными страховыми взносами: пенсионным страхованием, страхованием на случай нетрудоспособности и материнства, медицинским страхованием.
Изменения также коснулись расходов на оплату труда, расходов на добровольное имущественное страхование и прочих расходов, связанных с производством и реализацией продукции, порядка создания резервов расходов на оплату отпусков и выплату вознаграждений за выслугу лет, что, естественно, отразится на расчете налога на прибыль.
Что касается упрощенной системы налогообложения малого бизнеса, то по этому поводу велись серьёзные дебаты. Минэкономразвития и "Опора России" предлагали увеличить порог до 100 тыс. руб., а Минфин считал, что увеличение вообще нецелесообразно. В результате, сумма была увеличена до 60 млн. руб., но данные изменения будут действовать только три года, а потом власти намерены вернуться к вопросу налогообложения малого бизнеса. Первый вице-премьер Игорь Шувалов отметил, что в будущем налоговые спецрежимы могут быть отменены.
Наиболее действенным способом поддержки малого бизнеса, безусловно, является установление такого порядка налогообложения, который позволил бы улучшить экономическое состояние существующих малых предприятий и дал толчок к развитию малого бизнеса в отраслях производственной сферы. Опыт многих зарубежных стран показывает, что учет специфики малого бизнеса при разработке налоговых режимов позволяет в короткие сроки добиться желаемых результатов.
Информация о работе Малый бизнес как основа современной экономики