Малый бизнес: проблемы становления и развития в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2015 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение проблем становления и развития малого бизнеса в России, а также пути их решения. Большое внимание уделено определению сущности малого бизнеса и его роли в рыночной экономике
Задачи:
- изучить теоретические основы малого бизнеса;
- рассмотреть проблемы становления малого бизнеса в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….……..3
1. История развития малого бизнеса в России…….…………………….…5
1.1. Общая характеристика малого бизнеса…………..………………….…..9
1.2. Понятие и субъекты малого бизнеса……………..……...….…………..12
2. Проблемы развития малого бизнеса…………………………………….16
2.1. Современные проблемы развития малого и среднего
бизнеса в России ………………………………………………………..19
3. Основные направления государственной поддержки развития
малого бизнеса в Российской Федерации………………………….…...26
Заключение………………………………………………………….……32
Список использованных источников………………………….………..33

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

Рег.№_______________________

 

от «____»____________20____г.

 

 

 

 

МОСКОВСКИЙ  НОВЫЙ  ЮРИДИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: Макроэкономика

 

на тему: Малый бизнес: проблемы становления и развития в России

 

 

 

 

Выполнил: Студент группы

МнЭдС13вс(в)

 

Бобровская Ирина Ивановна

                               (ФИО)

 

Принял преподаватель:

Симонов Сергей Викторович

 

Оценка_____________________________

 

Подпись преподавателя______________

 

«___»_____________________20____г.

 

 

Москва

2014 г.

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………….……..3

1.      История развития малого бизнеса в России…….…………………….…5

1.1.   Общая характеристика малого бизнеса…………..………………….…..9

1.2.    Понятие и субъекты малого бизнеса……………..……...….…………..12

2.       Проблемы развития малого бизнеса…………………………………….16

2.1.    Современные проблемы развития малого и среднего 

бизнеса в   России ………………………………………………………..19                                                                                                                                                                                                  

3.      Основные направления государственной поддержки развития

малого бизнеса в Российской Федерации………………………….…...26

Заключение………………………………………………………….……32

Список использованных источников………………………….………..33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Во второй половине XX века в мировой экономике произошли глобальные изменения, приведшие к качественному скачку в ее развитии. Среди них на первом месте — знания как важнейший фактор экономического роста, а на втором - структурная перестройка экономики на основе массового появления малых предприятий. Эти направления взаимосвязаны. Научно-технический прогресс открыл дорогу новым технологиям, обеспечивающим эффективное производство на малых предприятиях. В свою очередь малые предприятия оказались благоприятной средой для реализации научных достижений.

Малый бизнес имеет большое значение в развитии производительных сил общества, в решении социальных проблем, в ускорении научно-технического прогресса. Об этом свидетельствуют многолетний опыт США, Англии, Германии, Японии и других высокоразвитых в экономическом отношении стран с социально ориентированной рыночной экономикой. По оценкам некоторых научных и исследовательских центров поддержки малого предпринимательства, в этих странах в сфере малого бизнеса сосредоточено от 45 до 80 % работающих, малые предприятия составляют более 90 % всех предприятий, они создают до 50 % валового национального продукта.

Малый бизнес – основа современной модели экономики. Он обеспечивает основные конкурентные преимущества экономики рыночного типа, придает необходимую гибкость рыночному механизму, создает предпосылки для развития экономки, формируя, с одной стороны, конкурентную среду, с другой – создание основных нововведений. Малые компании способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для нашей экономики имеет важнейшее значение.

Становление и развитие малого бизнеса является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к рыночной. Малый бизнес - один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого предпринимательства отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства.

Целью данной курсовой работы является изучение проблем становления и развития малого бизнеса в России, а также пути их решения. Большое внимание уделено определению сущности малого бизнеса и его роли в рыночной экономике

Задачи: 
- изучить теоретические основы малого бизнеса;  
- рассмотреть проблемы становления малого бизнеса в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История развития малого бизнеса в России.

Российский малый бизнес является сектором экономики, в буквальном смысле порожденным реформами. В течение нескольких десятилетий в России господствовала командная плановая экономика. В этих условиях управление национальным хозяйством велось на основе централизованного планирования. Планы носили директивный характер и являлись обязательными к выполнению. Руководители предприятий были ограничены в выборе экономических решений, в результате чего отсутствовала материальная заинтересованность в конечных результатах своего труда. Система управления экономикой страны по существу представляла собой аналог системы управления вертикально интегрированной корпорации. Отсутствие самостоятельности в решении вопросов, определяющих деятельность предприятий, ограничивало возможности его интенсивного развития, сковывало инициативу работников всех уровней. В данной ситуации производители не имели возможности выбирать поставщиков сырья, оборудования, а также самостоятельно осуществлять сбыт продукции. Данные факторы только сдерживали рост качества продукции, производительности труда и введение инноваций. В свою очередь, потребитель был ограничен в выборе предлагаемых продуктов. Все это приводило к отсутствию конкуренции, которая вынуждала бы всех участников экономического процесса действовать эффективно и ответственно.

Централизованное управление экономикой имело своей целью обеспечение прогрессивных пропорций в развитии общественного производства, сбалансированного развития отраслей и формирования единого народного комплекса. Считалось, что это обеспечит более эффективное распределение ресурсов между отраслями и предприятиями. На практике, однако, должной сбалансированности развития отраслей достичь не удалось, более того, оно происходило на фоне больших противоречий.

К 80-м годам двадцатого столетия экономика России оказалась в кризисной ситуации, что требовало проведение ряд реформ, которые ознаменовали переход от командной плановой экономики к рыночной экономике. Так в середине 80-х годов партийные и хозяйственные руководители высшего уровня приняли решение о перестройке всей системы общественно-экономических отношений. Перестройка проходила в рамках социалистического уклада и сопровождалась некоторой демократизацией управления и гласностью. В процессе перехода от одной экономической системы к другой произошло зарождение новых форм хозяйствования. В данном случае я говорю об первых формах малого бизнеса. Истоками рождения малого бизнеса являются законы бывшего СССР в    1986 году «Об индивидуальной трудовой деятельности» и в 1988 году «О кооперации», а также положение комиссии по совершенствованию хозяйствования механизма при Совете министров СССР в 1988 году «Об организации деятельности малых предприятий». Дальнейшее развитие малого бизнеса, основанного на различных форм собственности и их сочетании, пошло с принятия Постановления Совета Министров СССР № 790 от 08.07.1990 года «О мерах по созданию и развитию малых предприятий».

В конце 80-х годах происходит зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.

К началу 90-х сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Создаются кооперативы. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. В данном периоде происходит накопление и перераспределение капиталов, обретаются начальные знания, навыки работы малого предприятия. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации, которая создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

Период 1993 - 1994 гг. знаменуется широкомасштабной приватизацией и развитием всех видов предпринимательства, появлением множества собственников и интенсивным участием малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящих товары массового потребления и длительного пользования. Также происходит деление предприятий по критерию их размера в зависимости от численности работающих, стоимости основных и оборотных фондов, объема производства продукции и других показателей.

К 1995 году порядка 65% всех российских частных предприятий стали малыми. В это период создается нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малых формах. Сформировывается сеть сервисных организаций, предоставляющих малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные и финансовые услуги.

С 1997 года совокупный прирост числа малых предприятий примерно составил 0,1-2,5%, что свидетельствует о поступательном, хотя и очень медленном развитии сектора малого бизнеса. Однако в 2001 году был отмечен спад в развитии малого бизнеса, который усугубился в 2002 году.  На 01 января 2003 года в стране насчитывалось всего 82,3 тысячи малых предприятий, хотя при развитой рыночной системе их должно быть несколько миллионов. Недостаточное развитие получили и индивидуальные предприятия (семейные и с применением наемного труда), а также крестьянские (фермерские) хозяйства и другие, хотя данные мелкие формы предпринимательской деятельности весьма полезны и доходны.  Но в 2003 году ситуация меняется в лучшую сторону и происходит значительный прирост количества малых предприятий, что продолжается до сих пор. Но, несмотря на колебания числа малых предприятий в стране, объем производимой ими продукции и услуг неуклонно растет, увеличивается и число рабочих мест.

Таким образом, если подвести итог и рассмотреть послеперестроечный период развития малого бизнеса в нашей стране, то можно выделить три периода:

1. период интенсивного становления  предпринимательства (1990-1995гг.);

2. период насыщения и структурного  оформления (1996-1998 гг.);

3. период цивилизованной модернизации (с 1998г. по настоящее время).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Общая характеристика  малого бизнеса

Малый бизнес – важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, малые предприятия формируют здоровую рыночную конкурентную среду, средний класс, являющийся опорой общественной системы, быстро и эффективно решают многие социальные проблемы государства.

Под предпринимательством (зачастую, наряду с термином предпринимательство употребляется английский аналог - бизнес) в понимается инициативная деятельность граждан и юридических лиц, независимо от формы собственности, направленная на получение чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная на частной собственности (частное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения государственного предприятия (государственное предпринимательство). Предпринимательская деятельность осуществляется от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя.

Малое предприятие - это небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающие крайне небольшую долю, в общем, по стране, региону в объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия; об этой доле судят по стоимости создаваемой и реализуемой продукции. К малым относят также, кроме производственных, коммерческие, консалтинговые фирмы, многие предприятия розничной торговли, сферы услуг.

Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Но во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих.

Особое значение малый бизнес имеет в переходных экономиках, который, по существу, наряду с приватизацией есть фундамент, на котором вырастает негосударственный сектор экономики и институты рыночной экономики. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в переходный период. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость.

Занимая определенную нишу в экономической структуре общества, малый бизнес имеет ряд достоинств:

  • сравнительно низкую капиталоемкость и поэтому широкую доступность населению;
  • массовость, что позволяет в короткий срок наладить производство разнообразных товаров и услуг;
  • ориентацию на потребителя, так как выживаемость зависит от быстрой окупаемости;
  • мобильность на рынке и в сфере технологий, что способствует ускоренному развитию НТП;
  • быстрое накопление капиталов и их свободный перелив в наиболее окупаемые отрасли, что способствует их быстрому развитию;
  • способность быстро поглощать большое количество рабочей силы;
  • коллективистский социально-психологический климат, низкий уровень конфликтности, отсутствие бюрократизма в управлении;
  • быструю адаптацию на внешнем рынке;
  • углубление внутриотраслевой специализации, снижение затрат на производство благодаря возникновению узкоспециализированных малых предприятий;
  • значительно меньшее по сравнению с большими предприятиями воздействие на окружающую среду.

Информация о работе Малый бизнес: проблемы становления и развития в России