Малый бизнес: проблемы становления и развития в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2015 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение проблем становления и развития малого бизнеса в России, а также пути их решения. Большое внимание уделено определению сущности малого бизнеса и его роли в рыночной экономике
Задачи:
- изучить теоретические основы малого бизнеса;
- рассмотреть проблемы становления малого бизнеса в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….……..3
1. История развития малого бизнеса в России…….…………………….…5
1.1. Общая характеристика малого бизнеса…………..………………….…..9
1.2. Понятие и субъекты малого бизнеса……………..……...….…………..12
2. Проблемы развития малого бизнеса…………………………………….16
2.1. Современные проблемы развития малого и среднего
бизнеса в России ………………………………………………………..19
3. Основные направления государственной поддержки развития
малого бизнеса в Российской Федерации………………………….…...26
Заключение………………………………………………………….……32
Список использованных источников………………………….………..33

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

Наряду с достоинствами малому бизнесу присущи и некоторые недостатки. Это:

  • более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;
  • высокая зависимость от внешней среды: банков, крупных предприятий, государственной администрации, научных лабораторий, консультационных фирм;
  • сосредоточенность малого бизнеса в крупных городах (Практически невозможно создать и развивать малый бизнес в небольшом населенном пункте или городе, где работает только одно крупное предприятие. Если мастерская по ремонту обуви, одежды или бытовой техники в крупном населенном пункте может приносить заметную прибыль, то в небольшом городе, вероятнее всего, подобный бизнес будет рентабельным, но не слишком прибыльным);
  • повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
  • трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
  • неуверенность и неосторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Некоторые недостатки малого бизнеса могут иногда становиться его преимуществами. Например, многие считают основным недостатком малого предприятия небольшой штат сотрудников, который, с одной стороны, не позволяет решать крупные коммерческие задачи, а, с другой стороны, позволяет быстро адаптироваться к любым изменениям рыночной ситуации.

Следует отметить, что Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Понятие и субъекты малого бизнеса

Как явствует из самого определения, «малый бизнес» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.

Субъекты малого бизнеса как субъекты рыночной экономики имеют как преимущества, так и недостатки. Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого бизнеса, можно указать на следующие его преимущества:

более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;

большая независимость действий субъектов малого бизнеса;

гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;

относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление;

большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;

более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков;

относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

В то же время субъектам малого бизнеса свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные:

более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;

зависимость от крупных компаний;

недостатки в управлении делом;

слабая компетентность руководителей;

повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

трудности привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого бизнеса определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.

Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий.

Практика деятельности американских малых фирм свидетельствует о том, что наличия одного предпринимательского опыта и хватки недостаточно. В современном малом бизнесе крайне необходимы специальные знания. Обычно новый бизнес начинает либо коммерсант, почти ничего не знающий о производстве, либо инженер, который ничего не знает о коммерции. Нередко владелец малой фирмы имеет слишком мало опыта в управлении специфическими структурами бизнеса.

Шансы фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины - владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те малые предприниматели, которые много работают, но в тоже время не переходят в своей деятельности рамки здравого смысла.

На неудачах малого бизнеса сказывается невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в маленьких фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух, трех или четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решения более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в фирму, тем больше возможностей ее сохранения в кризисные периоды.

Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса.

Некоторые западные специалисты склонны рассматривать малое предпринимательство как школу новых личностных взаимоотношений, полигон для испытания методов и принципов предпринимательства будущего.

Роль малого бизнеса в экономике

Основой рыночной экономики любой страны является малый бизнес, осуществляемый малыми предприятиями. Статистика показывает, что в развитых странах на долю малых предприятий приходится более половины всей продукции.

Малые предприятия не требуют больших средств на свое создание. Они оперативно реагируют на колебания рыночной конъюнктуры и гибко перестраивают свою хозяйственную деятельность. Малый бизнес является питательной средой, необходимой для развития инициативы и предприимчивости, без которых не может быть полноценной, эффективной экономики, развитого общества. Большинство новых, прогрессивных идей появляется и реализуется именно в малых предприятиях.

Доля занятых в малом бизнесе из общего количества предприятий в экономически развитых странах очень значительна. В целом в США, например, малые предприятия, производят 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора. В мелких и средних предприятиях Японии производится около 52% всей промышленной продукции.

Из 2 млн. всех предприятий Германии 95% составляют малые и средние фирмы. На их долю приходится 65% рабочей силы, 57% национального дохода, 41% годового объема капиталовложений.

Наибольшую долю и значимость малый бизнес занимает в торговле. Это связано с тем, что по характеру своей деятельности торговые предприятия, особенно магазины с товарами повседневного спроса, должны максимально приближаться к покупателю. В связи с этим города, их районы и даже микрорайоны должны быть охвачены густой сетью мелких магазинов.

В России в 2006 году из общего количества малых предприятий 810 тысяч (85% из них частные) на оптовую, розничную торговлю и общественное питание приходилось 43%, на строительство - 16%, на промышленность - 15%, на сельское хозяйство - 1% и на другие области экономики - 11%.

По данным Торгово-промышленной палаты РФ, в настоящее время малый бизнес становится в стране надежной опорой стабильных налоговых поступлений с бюджеты всех уровней.

В целом же, малый бизнес в России находится на начальном этапе своего развития, еще далеком от потребностей нормального развития экономики.

Критерии выделения малых предприятий

Экономические реформы в нашей стране положили начало интенсивному возникновению малых предприятий. В странах западной экономики это процесс начался задолго до этого. 70-80 ее годы ознаменовались пристальным вниманием экономистов к проблемам развития малого бизнеса. Этот интерес не был случайным. Кризисные явления (особенно начала 80-х годов) наглядно показали: малые предприятия, обладая большей мобильностью, чем крупные корпорации способны быстрее реагировать на колебания потребительского спроса. Мировая практика убеждает: прорыв к рынку может быть осуществлен, прежде всего, через активное развитие малого бизнеса. Он является сегодня становым хребтом экономики развитых стран.

В западных странах не разработан единый критерий, согласно которому те или иные предприятия относятся к категории малых предприятий. Существуют интеллектуальные определения. Одно из них довольно распространенное определение, данное в докладе комитета британского парламента по исследованию малых фирм (так называемый комитет Болтона) в 1971 году: «... малой является фирма, которая, во-первых, имеет относительно небольшую долю рынка своей продукции, во-вторых, управляется собственниками, в-третьих, независимая в смысле, что не является частью более крупного предприятия и собственники - менеджеры свободны от контроля извне при принятии принципиальных решений»

Употребляется также функциональная классификация. По определению международного бюро труда, к малым и средним предприятиям относятся фирмы в обрабатывающей промышленности и в сфере услуг, семейные предприятия, фирмы, использующие надомников, кооперативные, индивидуальные предприятия.

В России в соответствии с Федеральным Законом от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства» (статья 3) под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля других субъектов (юридических лиц) не превышает 25% и в которых средняя численность работников не превышает:

· в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30 человек;

· в оптовой торговле - 50 человек;

· в промышленности - 100 человек;

· в строительстве - 100 человек;

· на транспорте - 100 человек;

· в сельском хозяйстве - 60 человек;

· в научно-технической сфере - 60 человек;

· в других видах деятельности - 50 человек.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам, и других обособленных подразделений этого юридического лица. В случае превышения малым предприятием установленной численности предприятие лишается льгот на период нарушения численности и на последующие три месяца.

Субъектами малого предпринимательства являются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Проблемы развития малого бизнеса.

 
 
Проблема дальнейшего развития малого предпринимательства в России остается в основном теми же, что были отмечены еще в материалах первого Всероссийского съезда представителей малых предприятий. Важнейшие из них: 
 
- недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств; 
 
- трудности с получением банковских кредитов; 
 
- усиление давления криминальных структур; 
 
- нехватка квалифицированных кадров бухгалтеров, менеджеров, консультантов; 
 
- сложности с получением помещений и крайне высокая арендная плата; 
 
- ограниченные возможности получения лизинговых услуг; 
 
- отсутствие должной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и др. 
 
Малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями. Основная проблема – недостаточная ресурсная база – как материально – техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании широкого сектора национального хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор у нас в сколько-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, живущей «от получки до получки», не могло образоваться резерва средств, достаточного для начало собственного дела. Эти средства надлежит сейчас отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны, к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной инфляции. 
 
Положение едва ли может серьезно измениться в позитивную сторону, если не перейти, наконец, от слов к делу в общественной поддержке малого бизнеса. На существенный рост имеющихся для этого материально-технических и финансовых ресурсов, по крайней мере, в ближайшее время, нет оснований рассчитывать. 
 
Следующая проблема - законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих существенных положениях вообще отсутствует. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующих малое предпринимательство (Гражданский кодекс РФ, законы «О собственности в РСФСР», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», « О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» ряда указов Президента РФ), однако трудность заключается в том, что, во-первых, нет сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий; во-вторых, имеющиеся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко не полностью. Проблема правовой основы малого предпринимательства, в конечном счете, будет убедительно решена тогда, когда удастся избавится от правого нигилизма. Это, конечно, никак не исключает необходимости специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса. 
 
В настоящее время малое предпринимательство находится в условиях, которые весьма отделены от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям. 
 
Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий. Нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению. 
 
Материально-техническое обеспечение малых предприятий осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для малых предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат. 
 
Еще одна важная проблема - кадры. Часто говорят, что предпринимателем надо родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться, во-первых, с тем, что прирожденных предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу, во-вторых, что и им требуется приобрести определенный объем знаний. 
 
Непростая проблема связана и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в условиях нынешнего переходного периода оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям – новому социальному слою – тем более. 
 
Общеизвестно, что снижение доходов населения привело к значительному ухудшению структуры потребления. Доходы направляются в основном на приобретение товаров первой необходимости, прежде всего продуктов питания и оплату коммунальных услуг. То же касается и малого предпринимательства. Если раньше оно предполагало определенное накопление, то после первого этапа реформ было вынуждено работать в подавляющей мере на потребление. Производить продукцию с длительным производственным циклом, разумеется, и наукоемкую стало даже не то что неэффективно, а просто разорительно. Начались серьезные негативные структурные изменения в малом бизнесе. Если ныне идущие процессы будут продолжаться и не встретят противодействия в виде социальных гарантий малому предпринимательству, то само его существование окажется под вопросом.

Информация о работе Малый бизнес: проблемы становления и развития в России