Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Целью своей работы я поставила определение роли малого предпринимательства в экономике, а также выяснению проблем, связанных с его развитием и поддержкой в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...
1. Малый бизнес – сущность и его роль в экономике
Беларуси………………………………………………………………………
2. Направления поддержки малых предприятий в различных странах…….……………………………………………………………………….
3. Становление малого бизнеса, проблемы и перспективы развития……….…………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………...
Список литературы…………………………………………………………..
Приложения…………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Кусач!!!!.doc

— 300.50 Кб (Скачать файл)
    • в промышленности – 100 человек;
    • в строительстве – 100 человек;
    • на транспорте – 100 человек;
    • в сельском хозяйстве – 60 человек;
    • в научно технической сфере – 60 человек;
    • в оптовой торговле – 50 человек;
    • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
    • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек. [9, стр. 10]

     В Федеральном Законе «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в РФ» установлено, что под  субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

    В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» [10]  от 16 октября 1996 года под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации и  физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели) в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает:

  • в промышленности и на транспорте – 100 человек
  • в сельском хозяйстве и научно-технической сфере  – 60 человек
  • в строительстве и оптовой торговле – 50 человек
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек
  • в других отраслях непроизводственной сферы – 25 человек.

      Предприятие, осуществляющее несколько видов деятельности, относится к малому по критериям того вида деятельности, который занимает наибольшую долю в объеме реализации продукции (работ, услуг).

      Более 50% всех малых предприятий и более 50% всех занятых в малом бизнесе сосредоточено в столице Беларуси. На периферии малый бизнес в основном сосредоточен в областных и районных центрах.

     Отраслевое  распределение малых негосударственных  предприятий следующее:

      в торговле и общественном питании  – 50%,

      в промышленности – 20%,

       в строительстве  и на транспорте – по 10% предприятий.

     Раскрыв понятие малого бизнеса с различных  точек зрения, перейдем к определению роли предпринимательства в экономике.

Роль  малого бизнеса в  экономике.

     Во-первых, как уже отмечалось, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

     Успех малого бизнеса можно объяснить  следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего, с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.

     Отношение нововведений к затратам на научные  исследования и разработки малых  предприятий в 3-4 раза выше, чем в  крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами. (“Анализ зарубежного опыта показывает, что наилучших успехов в инновационной деятельности достигают малые венчурные фирмы, создаваемые при крупных предприятиях.”[!!!!!!!!!!, стр. 104])

     Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство  воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений, прежде всего, в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.

     Развитие  специализации и кооперации вовлекает  мелких и средних предпринимателей в сферу влияния крупных объединений.

     Фактически  они теряют свою независимость и  превращаются в отдельные звенья более крупных монополий, хотя официальная статистика учитывает их как самостоятельные единицы. Крупные предприятия привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Для хозяев монополистических объединений также мелкие субподрядчики удобны и выгодны: они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Их производственные, социальные и другие проблемы мало заботят руководителей монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры и других осложнений, монополии (хозяева) рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их на произвол судьбы. В последнее десятилетие во многих странах усилилась тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации и кооперации производства, в крупные отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и монополиями.

     Важность  малых предприятий еще и в  том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь для того,  чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит, быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

     Массовый  выпуск промышленных изделий длительного  потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия, так как монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть маленьких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.

     В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность  труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий.

2. Направления поддержки  малых предприятий в различных странах.

Опыт поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь.

     Более десяти лет назад в экономике  нашей страны возник сектор предпринимательства. Вначале государство по отношению к нему придерживалось принципа невмешательства, который был доступен и понятен: «рынок - есть саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система», и в конкурентной борьбе мы должны были получить такую же позитивную ситуацию, как и в государствах с устоявшейся развитой рыночной экономикой, разрешив на этом этапе часть экономических и социальных проблем. В настоящее время в развитии малого бизнеса в республике можно наблюдать некоторые отклонения от намеченного пути развития, а также ряд существенных негативных явлений:

  • недостаточные темпы развития малых предприятий;
  • критически    низкое    количество    частных    фирм,    занятых    реальным производством;
  • велика доля убыточных предприятий и т. д.

     Отсутствие  продуманной тактики развития малого бизнеса, а также его государственной поддержки явилось серьезной ошибкой, которая могла обернуться большими потерями для экономики. Поэтому для изменения данной ситуации назрела необходимость создания более благоприятных условий деятельности предпринимателей во всех сферах и отраслях, необходимых для эффективного развития экономики.

      Для повышения эффективности и широкого распространения предпринимательской деятельности государство создает информационные, консультативные, исследовательские и другие центры, инновационные и другие фонды, оказывая тем самым помощь в становлении этого сектора экономики. Предприниматели- индивидуалы и небольшие предприятия малого бизнеса не могут быть равнозначными конкурентами крупных товаропроизводителей без специальных мер государственной поддержки. Поддержка предпринимательства должна осуществляться путем решения следующих основных задач: создания условий для беспрепятственного вхождения в рынок субъектов малого бизнеса; обеспечения условий роста частного сектора в экономике; привлечения предпринимательства к решению актуальных социальных, политических и экономических проблем государства. [4, с.12]

     В Республике Беларусь сложилась единая система государственной поддержки предпринимательства и малого бизнеса со следующими базовыми элементами:

1. Органы управления и контроля:

  • Министерство предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь;
  • региональные комитеты по поддержке и развитию    предпринимательства;  
  • Министерство    экономики    Республики Беларусь.   (Указом   Президента   РБ   от   24.09.2001г.   №516   Министерство предпринимательства    и    инвестиций    было    ликвидировано. Функции поддержки предпринимательства были возложены на вновь созданные в структуре Министерства экономики департамент по предпринимательству и Фонд поддержки малого и среднего бизнеса).

2. Финансовые    органы:  

  • Белорусский    фонд    финансовой    поддержки предпринимательства; 
  • региональные     фонды     финансовой     поддержки предпринимательства. Они позволяют активизировать становление предпринимательства не только в крупных городах, но и  по всей территории Беларуси. [4, с.13]

3.  Информационно-консалтинговые  структуры,  представленные:  

  • центрами поддержки предпринимательства (57) (Цель их создания — предоставление льготных кредитов из собственных средств, обеспечение гарантий при кредитовании в банках, подготовка кадров, оказание консультационных услуг и содействие в предоставлении  материально-технических средств и помещений предпринимателям в период становления их хозяйственной деятельности) [4, с. 13];
  • технопарками (2);
  • бизнес-центрами (8);
  • агентствами экономического развития;
  • бизнес-инкубаторами.
  1. Общественные  органы   -  различные союзы,   ассоциации,   объединения предпринимателей.
  1. Государственные центры занятости.

      Данная  структура не статична, она претерпевает и будет претерпевать изменения в соответствии с выявленными потребностями, которые отражаются в ежегодной Программе государственной поддержки малого предпринимательства в РБ. Данная программа предусматривает ряд мер по координации взаимодействия органов государственного управления и предпринимателей, расширению кредитно-финансовой, инвестиционной, информационной, кадровой и иной государственной поддержки предпринимательства. В качестве приоритетной в программе признана задача развития мелкого и среднего предпринимательства в сфере производства товаров и услуг. [4, с.13]

Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь