Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 14:38, курсовая работа
Целью своей работы я поставила определение роли малого предпринимательства в экономике, а также выяснению проблем, связанных с его развитием и поддержкой в Республике Беларусь.
Введение……………………………………………………………………...
1. Малый бизнес – сущность и его роль в экономике
Беларуси………………………………………………………………………
2. Направления поддержки малых предприятий в различных странах…….……………………………………………………………………….
3. Становление малого бизнеса, проблемы и перспективы развития……….…………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………...
Список литературы…………………………………………………………..
Приложения…………………………………………………………………..
В Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» [10] от 16 октября 1996 года под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели) в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает:
Предприятие, осуществляющее несколько видов деятельности, относится к малому по критериям того вида деятельности, который занимает наибольшую долю в объеме реализации продукции (работ, услуг).
Более 50% всех малых предприятий и более 50% всех занятых в малом бизнесе сосредоточено в столице Беларуси. На периферии малый бизнес в основном сосредоточен в областных и районных центрах.
Отраслевое
распределение малых
в торговле и общественном питании – 50%,
в промышленности – 20%,
в строительстве и на транспорте – по 10% предприятий.
Раскрыв понятие малого бизнеса с различных точек зрения, перейдем к определению роли предпринимательства в экономике.
Во-первых, как уже отмечалось, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Успех малого бизнеса можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего, с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.
Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами. (“Анализ зарубежного опыта показывает, что наилучших успехов в инновационной деятельности достигают малые венчурные фирмы, создаваемые при крупных предприятиях.”[!!!!!!!!!!, стр. 104])
Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений, прежде всего, в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.
Развитие специализации и кооперации вовлекает мелких и средних предпринимателей в сферу влияния крупных объединений.
Фактически они теряют свою независимость и превращаются в отдельные звенья более крупных монополий, хотя официальная статистика учитывает их как самостоятельные единицы. Крупные предприятия привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Для хозяев монополистических объединений также мелкие субподрядчики удобны и выгодны: они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Их производственные, социальные и другие проблемы мало заботят руководителей монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры и других осложнений, монополии (хозяева) рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их на произвол судьбы. В последнее десятилетие во многих странах усилилась тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации и кооперации производства, в крупные отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и монополиями.
Важность малых предприятий еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь для того, чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит, быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.
Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия, так как монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть маленьких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.
В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий.
Опыт поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь.
Более десяти лет назад в экономике нашей страны возник сектор предпринимательства. Вначале государство по отношению к нему придерживалось принципа невмешательства, который был доступен и понятен: «рынок - есть саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система», и в конкурентной борьбе мы должны были получить такую же позитивную ситуацию, как и в государствах с устоявшейся развитой рыночной экономикой, разрешив на этом этапе часть экономических и социальных проблем. В настоящее время в развитии малого бизнеса в республике можно наблюдать некоторые отклонения от намеченного пути развития, а также ряд существенных негативных явлений:
Отсутствие продуманной тактики развития малого бизнеса, а также его государственной поддержки явилось серьезной ошибкой, которая могла обернуться большими потерями для экономики. Поэтому для изменения данной ситуации назрела необходимость создания более благоприятных условий деятельности предпринимателей во всех сферах и отраслях, необходимых для эффективного развития экономики.
Для повышения эффективности и широкого распространения предпринимательской деятельности государство создает информационные, консультативные, исследовательские и другие центры, инновационные и другие фонды, оказывая тем самым помощь в становлении этого сектора экономики. Предприниматели- индивидуалы и небольшие предприятия малого бизнеса не могут быть равнозначными конкурентами крупных товаропроизводителей без специальных мер государственной поддержки. Поддержка предпринимательства должна осуществляться путем решения следующих основных задач: создания условий для беспрепятственного вхождения в рынок субъектов малого бизнеса; обеспечения условий роста частного сектора в экономике; привлечения предпринимательства к решению актуальных социальных, политических и экономических проблем государства. [4, с.12]
В
Республике Беларусь сложилась единая
система государственной
1. Органы управления и контроля:
2. Финансовые органы:
3. Информационно-консалтинговые структуры, представленные:
Данная структура не статична, она претерпевает и будет претерпевать изменения в соответствии с выявленными потребностями, которые отражаются в ежегодной Программе государственной поддержки малого предпринимательства в РБ. Данная программа предусматривает ряд мер по координации взаимодействия органов государственного управления и предпринимателей, расширению кредитно-финансовой, инвестиционной, информационной, кадровой и иной государственной поддержки предпринимательства. В качестве приоритетной в программе признана задача развития мелкого и среднего предпринимательства в сфере производства товаров и услуг. [4, с.13]
Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь