Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Целью своей работы я поставила определение роли малого предпринимательства в экономике, а также выяснению проблем, связанных с его развитием и поддержкой в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...
1. Малый бизнес – сущность и его роль в экономике
Беларуси………………………………………………………………………
2. Направления поддержки малых предприятий в различных странах…….……………………………………………………………………….
3. Становление малого бизнеса, проблемы и перспективы развития……….…………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………...
Список литературы…………………………………………………………..
Приложения…………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Кусач!!!!.doc

— 300.50 Кб (Скачать файл)

      Указы Президента Республики Беларусь № 260 «О совершенствовании государственного управления в области предпринимательства и содействия инвестициям» и № 262 «О государственной поддержке малого предпринимательства», а также дополняющий их Указ № 435 и Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» содействуют оптимальному соединению интересов государства и частного бизнеса. Ключевым моментом этих нормативных документов является создание механизма государственной поддержки малого предпринимательства и эффективного взаимодействия государства и частнопредпринимательских структур.

       В системе государственных органов  исполнительной власти вопросы государственной поддержки малых предприятий в той или иной степени входят в сферу полномочий нескольких министерств и ведомств: Министерство предпринимательства и инвестиций, Министерство экономики, Министерство финансов, Министерство труда, Министерство внешних экономических связей, Государственный комитет по науке и технологиям, Министерство промышленности и др. Но основным звеном, координирующим и концентрирующим усилия различных государственных органов по поддержке малых предприятий, является Министерство предпринимательства и инвестиций. На него возлагается задача по обеспечению формирования целостной системы инфраструктуры поддержки малых предприятий, а также:

  • развитие    инвестиционной    деятельности    субъектов    хозяйствования 
    негосударственных форм собственности;
  • противодействие монополистической деятельности, развитие конкуренции;

-   регулирование   отношений,   связанных с защитой   прав   потребителей, включая контроль за осуществлением рекламной деятельности и т. д.

      Своей целью Министерство предпринимательства  и инвестиций определило создание определенной среды для облегчения старта предпринимателя, его быстрейшей адаптации к реалиям жизни. Целью же системы государственной поддержки малого бизнеса является разрешение проблем, которые мешают возникновению и дальнейшему развитию предпринимательства, а именно:

- отсутствие стартового капитала;

- постоянные изменения в законодательной базе, регулирующей деятельность частного сектора экономики;

- отсутствие  возможности  получить льготные  долгосрочные  кредиты  и инвестиции для реализации перспективных проектов;

  • высокая арендная плата помещений;
  • ограниченные возможности получения лизинговых услуг;
  • нехватка квалифицированных специалистов;
  • сложность проведения рекламной компании.

     Неслучайно  малые и средние предприятия  во всем мире рассматриваются как наиболее динамичный и эффективно развивающийся сектор экономики. Этот сектор со своим новаторским потенциалом имеет важное значение для успешного развития экономики переходного периода, каковой является экономика Беларуси, и потому нуждается в особой поддержке на этапе становления и развития.

Опыт  поддержки малого бизнеса в зарубежных странах.

      Надо  сказать, что поддержка малого бизнеса  в Республике Беларусь базируется в основном на зарубежном опыте, так как западные страны занялись данной проблемой несколько раньше. Тем не менее, я хотела бы подчеркнуть основные моменты их политики.

      Как уже было сказано, малый бизнес во второй половине текущего столетия стал наиболее динамичной частью предпринимательства  во многих странах мира. Правительство многих стран рассматривают мелкий и средний бизнес как питательную среду для роста национальных экономик. Например, в России «малый бизнес» исчисляется миллионами, а в США насчитывается свыше 15 млн. небольших фирм, фермерских хозяйств, индивидуальных предпринимателей. [5, с.27]

      Государственная поддержка малого бизнеса должна включать следующие компоненты:

  • прямые дотации через бюджет (например, в США сумма дотаций составляет около 300 млн долл. в год). Сумма должна быть предназначена 
    для покрытия убытков, от которых не застрахован малый бизнес. Дотации покрывают рисковые проекты инновационного характера, стимулируют выпуск той продукции, за которую большой бизнес просто не берется;
  • размещение государственных заказов на крупных предприятиях с установлением обязательного процента заказов, которые крупные предприятия обязаны передавать малому бизнесу (по типу субподряда);
  • государство выступает в качестве гаранта при получении банковских кредитов.
  • малый бизнес должен иметь налоговые льготы (например, в США суммарно налоги составляют 44% дохода: 36% — национальные, 8%— 
    налоги штата). Доля, облагаемая налогом, может сокращаться, если 
    фирма увеличивает вложения в социальную сферу или в развитие производства.

      В Великобритании и Италии, например, начинающий предприниматель может получить с довольно высокой скидкой консультационную помощь в вопросах начала и продолжения предпринимательской деятельности, в том числе конкретные рекомендации о том, как выйти на рынок, в чем он нуждается, где найти деловых партнеров и т. д. Кроме того, он может попробовать себя в практическом деле, получив в аренду по приемлемым ценам помещение и необходимое оборудование для того, чтобы начать собственный бизнес.

       В заключение можно сделать вывод  о том, что предпринимательство является серьезнейшим экономическим сектором, способным решить ряд социально-экономических проблем: проблему занятости населения, создания новых предприятий, новых рабочих мест, привлечения прогрессивных технологий, инвестиций и др. Разумная государственная политика, направленая на развитие и поддержку предпринимательства, должна являться одним из приоритетных направлений функционирования государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Становление малого  бизнеса, проблемы  и перспективы развития.

Становление малого бизнеса.

 

     Малый бизнес существует давно. Многие страны развитого капитализма давно ощутили эффективность малых предприятий в экономике и научились решать многие проблемы связанные с фирмами, которые занимаются деятельностью в небольших масштабах. Наибольшее влияние на развитие мелкого предпринимательства оказывают следующие факторы:

  • в развитии инфраструктуры и средств связи произошел скачок;
  • повысился общеобразовательный уровень людей с одновременным накоплением опыта в крупных компаниях;
  • уменьшение габаритов, стоимости и упрощение использования информационных систем;
  • способствование малыми фирмами решению вопроса безработицы;
  • в создании малых предприятий дополнительным стимулом оказалось сокращение рабочей смены;
  • большая конкурентоспособность за счет меньших издержек, обусловленных отсутствием лишнего бюрократического аппарата, снижением накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы;
  • расширение сферы услуг, базирующейся на малых предприятиях.

       Но, конечно, малые предприятия  как возникают, так и распадаются по многим причинам. Доля банкротов среди предприятий малого бизнеса всегда выше, ибо, идя на риск, предприниматель решает сложную проблему конкурентоспособности выпускаемой продукции. Ведь начальная стоимость ставит основателей фирмы в невыгодное положение по сравнению с действующей фирмой. Новичку нужно в самом начале проводить свою работу при более высоких издержках, чем предпринимателю действующей фирмы. Поэтому начинающая фирма всегда имеет более высокую себестоимость продукции. Наиболее частые причины банкротства малых предприятий - это неудачи в сфере сбыта продукции, а также недостаточная компетентность и отсутствие опыта.

  Установка сбалансированного состояния между мелким и средним бизнесом -  “звездным часом” малого бизнеса, поскольку для предпринимательства все более важной становится быстрая, гибкая, инновационная адаптация внутренней среды и внешних взаимосвязей фирм к возрастающей неопределенности хозяйственной среды. Предприниматели все чаще осознают необходимость использовать не только преимущества специализации, особую атмосферу творчества и заинтересованности, традиционно царящую в малых фирмах, но и возможности, которые открываются при производственной кооперации: экономия на масштабах, совместные научно-исследовательские разработки, разделение риска.

       Большой плюс малых предприятий  состоит в том, что многие из них оказываются более приспособленными, чем крупные компании, к условиям развития в кризисные периоды. Крупные фирмы не столь чувствительно и быстро реагируют на какие-либо колебания или изменения в экономике. Мелкие предприятия стали своеобразным индикатором общего состояния дел в экономике. Небольшие предприятия наиболее чутко реагируют на изменение хозяйственной конъюнктуры, падение или повышение нормы прибыли в отраслях экономики. Волна разорений или образования новых компаний зарождается, прежде всего, в немонополизированном секторе и лишь позднее, набрав силу, докатывается до более крупных фирм, отражаясь на их деятельности.

      В условиях ухудшения воспроизводства крупные компании находят "отдушину" в виде экспорта капитала. Мелкие фирмы, как правило, не имеют такой возможности. Это вынуждает их для выживания интенсивно пересматривать свою производственную и сбытовую деятельность. Те, кто сумеют приспособиться к обстановке - выживают, другие - просто разоряются. В свою очередь, развитие малых предприятий при преодолении такого рода кризиса служит важным средством оздоровления экономики.

  Проблемы, связанные с развитием малого бизнеса в

Беларуси.

     Можно предполагать, что для нашей страны малый бизнес может стать основой  экономики, но лучше, если он станет лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги, бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

       Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в Беларуси экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, является ослабление монополизма, достижение эффективного функционирования производства и сферы услуг, развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

     В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких денег", быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.

     Поэтому и не изживается в массовом сознании представление о предпринимательстве  как о чем-то плохом, неприязненном, а о предпринимателе - как о спекулянте.

     Потеря  административного управления, экономический  хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь