Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 14:30, курсовая работа
Малый бизнес – основа современной модели экономики. Он обеспечивает основные конкурентные преимущества экономики рыночного типа, придает необходимую гибкость рыночному механизму, создает предпосылки для развития экономки, формируя, с одной стороны, конкурентную среду, с другой – создание основных нововведений. Малые компании способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для нашей экономики имеет важнейшее значение.
Введение
1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике
1.1 Общая характеристика малого бизнеса
1.2 Социально-экономическая роль малого бизнеса
2. Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике Беларусь
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь
3. Система поддержки малого бизнеса
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса
3.2 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации
Заключение
Список использованных источников
Роль малого предпринимательства
определяется классическими задачами,
которые решает малый бизнес в
развитых странах. Это, в первую очередь,
сглаживание колебаний
Малый бизнес содержит большой
потенциал для оптимизации
Необходимо особо подчеркнуть региональную направленность малого бизнеса. Малая экономика является подлинной базой рыночной экономики в регионе. Малый бизнес приносит значительные доходы в местный бюджет. В свою очередь, малые предприятия весьма заинтересованы в тесном и эффективном сотрудничестве с органами власти на местах, т.к. большинство проблем развития малых предприятий связано именно с решением вопросов регионального и местного значения.
Развитие малого бизнеса
в различных странах
В экономически развитых странах давно осознали, что наемный работник - плохой работник, не имеющий глубоких экономических и социальных корней в обществе. Поэтому власти этих стран начали проводить политику массового превращения граждан в собственников. В США, например, широкое распространение, получила кампания по передаче предприятий в коллективную собственность. В Англии работникам приватизируемых фирм предоставлялась возможность стать акционерами на льготных условиях. И главное — малый бизнес начало активно поддерживать государство.
Такая политика выгодна государству
и по другим причинам. Во-первых, государство,
превращая своих граждан в
предпринимателей, снимает с себя
ответственность за решение многих
социальных проблем; во-вторых, каждый
гражданин, становясь предпринимателем,
не только создает благополучие своей
семье, но и вносит большой вклад
в решение государственных
Примечательна позиция известного
немецкого политика Штрауса в
отношении малого бизнеса. Он считал,
что обширная и разветвленная
сеть предприятий среднего размера
образует систему пружин, обеспечивающих
функционирование эластичной, дееспособной
экономической системы и
Активный рост доли малых
предприятий в структуре
Экономическое значение малого бизнеса особенно возросло в последние годы. Малые предприятия, традиционно широко развившиеся в торговле, строительстве, сфере услуг и сельском хозяйстве, все шире осваиваются в промышленности, особенно, в общем, и точном машиностроении, электротехнике. Это вызвано углубляющейся специализацией и дифференциацией общественного производства и обеспечивает значительное повышение его эффективности. Так, в автомобильной, радиотехнической промышленности США производительность труда на малых узкоспециализированных предприятиях в два раза выше, чем на заводах со средней специализацией.
Эффект от деятельности малых
предприятий достигается и
В последние годы малые
предприятия все активнее выходят
на внешние рынки. Так экспорт
малых компаний США составляет 20
% совокупного объема товарной продукции,
в Голландии, Бельгии, Германии он достигает
35—40 % . Этому способствовал переход
от межотраслевой к
Малые предприятия начали активно осваивать новые формы международного сотрудничества - торговлю интеллектуальными продуктами: лицензиями, ноу-хау, патентами, торговыми марками, - а также вкладывать деньги в развитие сбытовой сферы. В США, Франции, Японии, Швейцарии на долю малых предприятий приходится до 50 % всех экспортных лицензионных сделок. [25]
Наконец, малые фирмы оказались
на гребне научно-технического прогресса,
стали своеобразным полигоном разработки
и испытания новых
Указанные свойства малых фирм позволили им внедриться в начальные стадии научных исследований, где не требуется значительных материальных затрат. Это укрепило связи малых фирм с крупными. Последние передают им выполнение исследований, частично финансируя их, оказывают консультационные услуги, снабжают конструкторской документацией. [23]
Промышленное производство,
состоящее преимущественно из крупных
монополизированных предприятий, не поддается
быстрому реформированию на основе рыночных
механизмов. Поэтому малые предприятия,
создаваемые посредством
Очевидно, что при современных масштабах развития малый бизнес обеспечивает стабильность государства, обслуживает своих граждан, создает богатство стране.
2. Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике Беларусь
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь
История развития малого бизнеса
в Республике Беларусь насчитывает
почти 20 лет. За этот период произошли
значительные изменения в количественном
и качественном составе малых
предпринимательских структур, в
макроэкономической и правовой среде,
а также в государственной
политике в области стимулирования
и развития малого бизнеса. Восстановив
свою независимость в 1991 г., Беларусь
одновременно стала наследником
части советского прошлого. Оно включало
в себя искаженную структуру цен,
чрезмерную индустриализацию, неразвитость
сферы услуг, обширный военно-промышленный
комплекс, отсутствие частной собственности
в особенности в сельском хозяйстве.
Начало трансформации экономики
неизбежно привело к
В Программе отмечается, что при определении направлений структурных преобразований экономики необходимо исходить из принципа развития предпринимательства; рационального сочетания крупного, среднего и малого предпринимательства, дальнейшего формирования наиболее благоприятных условий для развития данного сектора экономики.
Практически все принципы устойчивого развития, которые были включены в НСУР-97, сохраняют свое значение для разработки НСУР-2020 г.
Как отмечается в Национальной
стратегии устойчивого
Указом Президента Республики
Беларусь от 21 мая 2009 г. N 255 "О некоторых
мерах государственной
Малое предпринимательство существует в следующих формах:
-индивидуальные
-микроорганизации - зарегистрированные
в Республике Беларусь
-малые организации - зарегистрированные
в Республике Беларусь
Субъекты малого предпринимательства
образуют разветвлённую сеть, действуют
на многочисленных местных рынках и
удовлетворяют разнообразные
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь
Как указывалось выше малый бизнес в Республике Беларусь охватывает практически все отрасли и сферы деятельности. Следует отметить, что на протяжении последних нескольких лет наблюдается положительная динамика развития малого бизнеса в стране, которую можно проследить по данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.
По состоянию на конец 2009 г. количество малых предприятий всех форм собственности в Республике Беларусь составило 77 402 предприятий, по сравнению с 2007 годом их число увеличилось на 24 235 предприятий или на 45,5 процента. [19]
Значительный прирост количества малых предприятий в 2009 году обусловлен:
· реализацией государственной политики в области развития и поддержки предпринимательства;
· улучшения делового климата в стране, в частности, принятых нормативных правовых актов, направленных на преобразования в сферах распоряжения государственным имуществом, регулирования земельных и арендных отношений;
· упрощения налогового и таможенного законодательства;
· упрощения порядка
· упрощения процедуры
получения специальных
С 1 февраля 2009 года введен заявительный принцип регистрации субъектов хозяйствования.
Удельный вес предприятий малого бизнеса в 2009 году в общем ВВП Республики Беларусь составил 11,4 % (2007 год – 10,5 %). [19]
В последние годы малые предприятия все активнее выходят на внешние рынки. В общем объеме белорусского внешнеторгового оборота доля субъектов малого бизнеса на протяжении последних лет составляет 30,5 %. Причем их доля в экспорте 34,3 %, а в импорте значительно ниже и составляет 27,6 %.
По итогам работы за 2009 год
малыми предприятиями была получена
прибыль от реализации продукции (товаров,
работ, услуг) в размере 5161,2 млрд. р.
и увеличилась практически в 2
раза по сравнению с 2007 годом. Уровень
рентабельности реализованной продукции
(товаров, работ, услуг) составил 13,5 %. Следует
отметить, что отраслевой срез рентабельности
реализованной продукции (товаров,
работ, услуг) имеет значительные отраслевые
различия. Так, по итогам 2009 года наиболее
рентабельными оказались