Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Малый бизнес – основа современной модели экономики. Он обеспечивает основные конкурентные преимущества экономики рыночного типа, придает необходимую гибкость рыночному механизму, создает предпосылки для развития экономки, формируя, с одной стороны, конкурентную среду, с другой – создание основных нововведений. Малые компании способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для нашей экономики имеет важнейшее значение.

Содержание работы

Введение
1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике
1.1 Общая характеристика малого бизнеса
1.2 Социально-экономическая роль малого бизнеса
2. Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике Беларусь
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь
3. Система поддержки малого бизнеса
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса
3.2 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 62.36 Кб (Скачать файл)

 

Роль малого предпринимательства  определяется классическими задачами, которые решает малый бизнес в  развитых странах. Это, в первую очередь, сглаживание колебаний экономической  конъюнктуры посредством особого  механизма сбалансирования спроса и предложения; развитие здоровой конкурентной среды экономики, создающее систему  сильных мотивационных стимулов для более полного использования  знаний, умений энергии и трудолюбия населения, что в свою очередь  позволяет более активно разрабатывать  и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические  ресурсы; формирование диверсифицированной  и качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг; создание значительного количества новых рабочих мест, формирование важнейшей прослойки общества - среднего класса; развитие инновационного потенциала экономики, внедрение новых форм организации, производства, сбыта и  финансирования. [6]

 

Малый бизнес содержит большой  потенциал для оптимизации путей  развития экономики и общества в  целом. Характерной особенностью малого предприятия является высокая интенсивность  использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации  их количества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий  пропорций. Практически, это означает, что на малом предприятии не может  быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики  в целом.

 

Необходимо особо подчеркнуть  региональную направленность малого бизнеса. Малая экономика является подлинной  базой рыночной экономики в регионе. Малый бизнес приносит значительные доходы в местный бюджет. В свою очередь, малые предприятия весьма заинтересованы в тесном и эффективном  сотрудничестве с органами власти на местах, т.к. большинство проблем  развития малых предприятий связано  именно с решением вопросов регионального  и местного значения.

 

Развитие малого бизнеса  в различных странах осуществляется по-разному, но результат был получен  одинаковый: массовое формирование малых  предприятий способствовало ускорению  формирования рыночных отношений, сыграло  важную стабилизирующую роль, как  в экономической, так и социальной сфере.

 

В экономически развитых странах  давно осознали, что наемный работник - плохой работник, не имеющий глубоких экономических и социальных корней в обществе. Поэтому власти этих стран начали проводить политику массового превращения граждан  в собственников. В США, например, широкое распространение, получила кампания по передаче предприятий в  коллективную собственность. В Англии работникам приватизируемых фирм предоставлялась  возможность стать акционерами на льготных условиях. И главное — малый бизнес начало активно поддерживать государство.

 

Такая политика выгодна государству  и по другим причинам. Во-первых, государство, превращая своих граждан в  предпринимателей, снимает с себя ответственность за решение многих социальных проблем; во-вторых, каждый гражданин, становясь предпринимателем, не только создает благополучие своей  семье, но и вносит большой вклад  в решение государственных проблем  посредством уплаты налогов, благотворительности.

 

Примечательна позиция известного немецкого политика Штрауса в  отношении малого бизнеса. Он считал, что обширная и разветвленная  сеть предприятий среднего размера  образует систему пружин, обеспечивающих функционирование эластичной, дееспособной экономической системы и немецкого  свободного строя. По его мнению, любой  мелкий предприниматель, вплоть до самого последнего самостоятельного ремесленника или розничного торговца, является в ряде случаев более убедительным гарантом свободного строя, нежели любой  подвизающийся в руководстве  крупного предприятия высокооплачиваемый менеджер, которого можно не только использовать в любой общественной системе, но и в любое время  заменить. [23]

 

Активный рост доли малых  предприятий в структуре экономики  западных стран начал происходить  с середины 70-х, начала 80-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для  сравнения можно взять, например, США - где в мелком предпринимательстве  занято 53% всего населения, Японию - с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных  предприятиях трудится примерно половина работающего населения.

 

Экономическое значение малого бизнеса особенно возросло в последние  годы. Малые предприятия, традиционно  широко развившиеся в торговле, строительстве, сфере услуг и сельском хозяйстве, все шире осваиваются в промышленности, особенно, в общем, и точном машиностроении, электротехнике. Это вызвано углубляющейся  специализацией и дифференциацией  общественного производства и обеспечивает значительное повышение его эффективности. Так, в автомобильной, радиотехнической промышленности США производительность труда на малых узкоспециализированных предприятиях в два раза выше, чем  на заводах со средней специализацией.

 

Эффект от деятельности малых  предприятий достигается и благодаря  развитию системы субподрядных отношений  с крупными компаниями. Это обеспечивает последним экономию капитала и повышает гибкость производства. В западных странах степень зависимости  достигает 70 %, в стоимости продукции  доля субподрядных, как правило, малых  фирм составляет 25 - 30 %.

 

В последние годы малые  предприятия все активнее выходят  на внешние рынки. Так экспорт  малых компаний США составляет 20 % совокупного объема товарной продукции, в Голландии, Бельгии, Германии он достигает 35—40 % . Этому способствовал переход  от межотраслевой к внутриотраслевой международной специализации.

 

Малые предприятия начали активно осваивать новые формы  международного сотрудничества - торговлю интеллектуальными продуктами: лицензиями, ноу-хау, патентами, торговыми марками, - а также вкладывать деньги в  развитие сбытовой сферы. В США, Франции, Японии, Швейцарии на долю малых  предприятий приходится до 50 % всех экспортных лицензионных сделок. [25]

 

Наконец, малые фирмы оказались  на гребне научно-технического прогресса, стали своеобразным полигоном разработки и испытания новых технологических  идей. Они внедряют в 17 раз больше нововведений и разработок, чем крупные  предприятия, которые дают жизнь  лишь 10% новых технологий, остальные 90% внедряют малые предприятия и  независимые изобретатели. В расчете  на одного занятого они создают почти  в 2,5 раза больше принципиально новых  продуктов, чем крупные компании, вносят в 2 раза больше серьезных предложений  по улучшению существующей технологии. Это достигается благодаря жесткой  ориентации на потребителя, гибкости в  управлении, быстрой адаптации на рынках, отсутствию бюрократизма, внедрению  программно-целевых методов управления и венчурного финансирования.

 

Указанные свойства малых  фирм позволили им внедриться в начальные  стадии научных исследований, где  не требуется значительных материальных затрат. Это укрепило связи малых  фирм с крупными. Последние передают им выполнение исследований, частично финансируя их, оказывают консультационные услуги, снабжают конструкторской документацией. [23]

 

Промышленное производство, состоящее преимущественно из крупных  монополизированных предприятий, не поддается  быстрому реформированию на основе рыночных механизмов. Поэтому малые предприятия, создаваемые посредством частного инвестирования, а также приватизации в торговле, обслуживании, транспорте, домашнем, ремесленном производстве на основе льготного законодательства, способны быстро создать рыночную среду, совершить переворот в сознании людей относительно частного производства.

 

Очевидно, что при современных  масштабах развития малый бизнес обеспечивает стабильность государства, обслуживает своих граждан, создает  богатство стране.

 

 

2. Становление малого бизнеса  и проблемы его развития в  Республике Беларусь

 

 

 

2.1 Становление малого  бизнеса в Республике Беларусь

 

История развития малого бизнеса  в Республике Беларусь насчитывает  почти 20 лет. За этот период произошли  значительные изменения в количественном и качественном составе малых  предпринимательских структур, в  макроэкономической и правовой среде, а также в государственной  политике в области стимулирования и развития малого бизнеса. Восстановив  свою независимость в 1991 г., Беларусь одновременно стала наследником  части советского прошлого. Оно включало в себя искаженную структуру цен, чрезмерную индустриализацию, неразвитость сферы услуг, обширный военно-промышленный комплекс, отсутствие частной собственности  в особенности в сельском хозяйстве. Начало трансформации экономики  неизбежно привело к адаптационному спаду, который продлился до 1996 г. Устойчивый экономический рост непосредственно  зависит от эффективности использования  основных факторов производства, а  также одного из ключевых факторов экономики - предпринимательства. В  соответствии с решениями Конференции  ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) в Республике Беларусь в 1997 г. была разработана Национальная стратегия устойчивого развития (НСУР) Республики Беларусь до 2010 года. Был определен базисный период: 1996-2000 г.г., а также дополнительно - начало текущего пятилетия. Выделены два этапа. Первый (до 2005 г.) - это период развернутого построения рыночных отношений и  создания институциональной среды, благоприятной для повышения  конкурентоспособности и структурных  преобразований. Второй (после 2005 г.) - этап активной структурной перестройки  экономики на основе системы преимущественно  косвенного государственного регулирования, включающей широкомасштабные меры, направленные на радикальные преобразования воспроизводственной, отраслевой, технологической и территориальной  структур экономики в соответствии с потребностями внутреннего  и внешних рынков. [12]

 

В Программе отмечается, что  при определении направлений  структурных преобразований экономики  необходимо исходить из принципа развития предпринимательства; рационального  сочетания крупного, среднего и малого предпринимательства, дальнейшего  формирования наиболее благоприятных  условий для развития данного  сектора экономики.

 

Практически все принципы устойчивого развития, которые были включены в НСУР-97, сохраняют свое значение для разработки НСУР-2020 г.

 

Как отмечается в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. для экономики переходного  периода принципиальное значение имеет  выбор институциональной направленности преобразований, касающихся, в частности, такого коренного элемента экономической  системы, как институт предпринимательства. В вышеназванной НСУР признано, что  к основным направлениям осуществления государственной политики в сфере малого предпринимательства относится, в частности, повышение эффективности функционирования и дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства. Государственная политика в области развития и поддержки предпринимательства является неотъемлемой частью экономической политики страны. Система государственной поддержки малого предпринимательства начала формироваться после принятия в 1996 г. Закона Республики Беларусь ”О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь“. С 1997 г. разрабатываются и реализуются годовые программы государственной поддержки малого предпринимательства. К настоящему времени уже сложилась и функционирует единая система поддержки предпринимательства, имеющая своей целью совершенствование регулирования предпринимательской деятельности для создания благоприятных условий динамичного и устойчивого развития данного сектора экономики.

 

Указом Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. N 255 "О некоторых  мерах государственной поддержки  малого предпринимательства" регламентировано понятие субъектов малого предпринимательства. [16]

 

Малое предпринимательство  существует в следующих формах:

 

-индивидуальные предприниматели,  зарегистрированные в Республике  Беларусь;

 

-микроорганизации - зарегистрированные  в Республике Беларусь коммерческие  организации со средней численностью  работников за календарный год  до 15 человек включительно;

 

-малые организации - зарегистрированные  в Республике Беларусь коммерческие  организации со средней численностью  работников за календарный год  от 16 до 100 человек включительно.

 

Субъекты малого предпринимательства  образуют разветвлённую сеть, действуют  на многочисленных местных рынках и  удовлетворяют разнообразные потребности  различных слоев населения в  товарах и услугах. Небольшие  размеры малых предприятий, технологическая, производственная и управленческая гибкость позволяют им оперативно реагировать  на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Они динамично осваивают новые  виды продукции и заполняют ниши, не привлекательные для крупного бизнеса. [4]

 

2.2 Оценка развития малого  бизнеса в Республике Беларусь

 

Как указывалось выше малый  бизнес в Республике Беларусь охватывает практически все отрасли и  сферы деятельности. Следует отметить, что на протяжении последних нескольких лет наблюдается положительная  динамика развития малого бизнеса в  стране, которую можно проследить по данным Министерства статистики и  анализа Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

 

По состоянию на конец 2009 г. количество малых предприятий  всех форм собственности в Республике Беларусь составило 77 402 предприятий, по сравнению с 2007 годом их число  увеличилось на 24 235 предприятий  или на 45,5 процента. [19]

 

Значительный прирост  количества малых предприятий в 2009 году обусловлен:

 

· реализацией государственной  политики в области развития и  поддержки предпринимательства;

 

· улучшения делового климата  в стране, в частности, принятых нормативных  правовых актов, направленных на преобразования в сферах распоряжения государственным  имуществом, регулирования земельных  и арендных отношений;

 

· упрощения налогового и  таможенного законодательства;

 

· упрощения порядка государственной  регистрации и ликвидации (прекращения  деятельности) субъектов хозяйствования;

 

· упрощения процедуры  получения специальных разрешений (лицензий).

 

С 1 февраля 2009 года введен заявительный принцип регистрации субъектов  хозяйствования.

 

Удельный вес предприятий  малого бизнеса в 2009 году в общем  ВВП Республики Беларусь составил 11,4 % (2007 год – 10,5 %). [19]

 

В последние годы малые  предприятия все активнее выходят  на внешние рынки. В общем объеме белорусского внешнеторгового оборота  доля субъектов малого бизнеса на протяжении последних лет составляет 30,5 %. Причем их доля в экспорте 34,3 %, а в импорте значительно ниже и составляет 27,6 %.

 

По итогам работы за 2009 год  малыми предприятиями была получена прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) в размере 5161,2 млрд. р. и увеличилась практически в 2 раза по сравнению с 2007 годом. Уровень  рентабельности реализованной продукции (товаров, работ, услуг) составил 13,5 %. Следует  отметить, что отраслевой срез рентабельности реализованной продукции (товаров, работ, услуг) имеет значительные отраслевые различия. Так, по итогам 2009 года наиболее рентабельными оказались операции с недвижимым имуществом (63,8 %), материально-техническое  снабжение (32,3 %), связь (24,3 %), торговля и  общественное питание (22,7 %). Низкий уровень  рентабельности реализованной продукции (товаров, работ, услуг) отмечен в  следующих отраслях: здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (4,0 %), а так же финансы, кредит страхование  и пенсионное обеспечение (2,2 %). [19]

Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в экономике Республики Беларусь