Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 14:30, курсовая работа
Малый бизнес – основа современной модели экономики. Он обеспечивает основные конкурентные преимущества экономики рыночного типа, придает необходимую гибкость рыночному механизму, создает предпосылки для развития экономки, формируя, с одной стороны, конкурентную среду, с другой – создание основных нововведений. Малые компании способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для нашей экономики имеет важнейшее значение.
Введение
1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике
1.1 Общая характеристика малого бизнеса
1.2 Социально-экономическая роль малого бизнеса
2. Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике Беларусь
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь
3. Система поддержки малого бизнеса
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса
3.2 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации
Заключение
Список использованных источников
Таким образом, исследования
показали, что в последнее время
в Республике Беларусь осуществлены
некоторые меры по либерализации
условий экономической
Очередное исследование Международной
финансовой корпорации и Всемирного
банка «Doing Business-2010» («Ведение бизнеса
– 2010»), построенное по результатам
анализа деловой среды в 193 странах,
показало, что Республика Беларусь
передвинулась в рейтинге еще
на 24 позиции вверх по сравнению
с прошлым годом (на 30 в 2009 г.) и
заняла 58 место. Из стран бывшего
союза перед Беларусью в
Наибольший прогресс в
реформах наблюдался в регистрации
предприятий. Благодаря принятию декрета
№ 1 от 16 января 2009 г. «О государственной
регистрации и ликвидации (прекращении
деятельности) субъектов хозяйствования»
Беларусь переместилась в рейтинге
с 98 на 7 место в мире (на 91 позицию
вверх). Благодаря декрету четыре
процедуры регистрации
Все же по-прежнему остаются множество барьеров, в частности, налогообложение. Беларусь третий год подряд остается на последнем 183 месте в рейтинге условий ведения бизнеса по сложности уплаты налогов и налоговому бремени, несмотря на некоторые реформы, предпринимаемые в белорусском законодательстве. [12]
С 1 января 2010 г. произошли
существенные изменения в налоговом
законодательстве. Среди позитивных
изменений можно отметить свободу
выбора предприятия по квартальной
или месячной уплате налога на прибыль.
Квартальная уплата позволит немного
сократить затраты по времени
администрированию налога и получить
временную экономию финансовых средств
предприятия. Отказ от законодательно
установленного перечня затрат, которые
учитываются при исчислении налога
на прибыль, является значительным шагом
в плане упрощения порядка
расчетов и уплаты платежей в бюджет.
Также с 2010 г. при расчете и
уплате налога на прибыль отменено
нормирование расходов на оплату труда,
на рекламные, консалтинговые, маркетинговые
услуги. Отменены 4 оборотных налога:
сбор в фонд поддержки производителей
сельхозпродукции, налог с продаж
товаров в розничной торговле,
налог на приобретение автотранспортных
средств, местные сборы с пользователей
за парковку автотранспортных средств.
Среди отрицательных моментов изменения
налогового законодательства следует
отметить рост ставки налога на добавленную
стоимость. Ставка НДС поднялась
с 18 до 20%. [4] Это может отвлечь
часть оборотных средств
В целях стимулирования экспорта
белорусских товаров
Активную позицию по стимулированию роста экспорта занял Государственный таможенный комитет Беларуси. Принято решение, что вывоз товаров из Беларуси будет осуществляться без ограничений, без учета стоимости и количества вывозимых товаров. Тем не менее, представляется, что белорусские предприниматели могут столкнуться с препятствиями на границе страны назначения, где существуют другие таможенные правила.
Важной мерой по улучшению
условий ведения малого бизнеса
в стране и развития сферы услуг
стало подписание указа президента
№ 479 «О переводе жилых помещений
в нежилые и внесении изменения
в Указ Президента Республики Беларусь
от 16 марта 2006 г. № 152» от 25 сентября
2009 г. Указом предусматривается возможность
перевода жилых помещений, расположенных
в одноквартирных (блокированных) жилых
домах, а так же на первых этажах
многоквартирных жилых домов, в
нежилые. Это позволит собственникам
таких помещений размещать в
них организации и их подразделения,
использовать их в предпринимательской
деятельности. Достоинством указа является
то, что в нем закреплен
Следует отметить, что в республике Беларусь отмечены реформы в шести из десяти исследуемых сферах регулирования бизнеса – создание предприятий, получение разрешений на строительство, наем рабочей силы, регистрация собственности, налогообложение, внешняя торговля (таблица 2).
Таблица 2 – Позиции Беларуси в рейтингах «Ведение бизнеса» «Ведение бизнеса-2010» «Ведение бизнеса-2009» Изменение рейтинга
Общее место 58 82 +24
Регистрация предприятий 7 98 +91
Получение разрешений на строительство 44 62 +18
Наем рабочей силы 32 40 +8
Регистрация собственности 10 13 +3
Кредитование 113 109 −4
Защита инвесторов 109 105 −4
Налогообложение 183 183 0
Международная торговля 129 134 +5
Обеспечение исполнения контрактов 12 14 +2
Ликвидация предприятий 74 74 0
Примечание - Источник: [12]
И, тем не менее, принятые меры за 2008 − 2010 г. оказали серьезное влияние на изменение бизнес-климата и деловой среды в Беларуси. Если бы не последствия финансового кризиса, то позитивные результаты диалога между бизнесом и властью были бы еще более ощутимыми.
Для дальнейшего развития
малого предпринимательства в
ü формирование инфраструктуры
поддержки и развития малого предпринимательства,
в том числе содействие организации
и деятельности центров поддержки
предпринимательства и
ü создание льготных условий
для доступа субъектов малого
предпринимательства к
ü введение упрощенной системы регистрации, налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства,
ü лицензирования их деятельности, сертификации выпускаемой ими продукции;
ü поддержка внешнеэкономической
деятельности субъектов малого предпринимательства,
включая содействие развитию их производственных,
торговых, научно-технических и
ü организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала для малого предпринимательства;
ü реализация программ, направленных
на насыщение рынка экологически
чистыми и безопасными
ü организация многопрофильных исследований предпринимательских структур.
Таким образом, для развития
малого предпринимательства, создания
новых субъектов малого предпринимательства
необходимо обеспечить имущественную,
финансовую и информационную поддержку
со стороны органов
Заключение
Проведенные исследования позволили изучить сущность и роль малого бизнеса в рыночной экономике, проанализировать зарубежный опыт его поддержки и выявить проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь.
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
1 Малое предпринимательство
является неотъемлемым
2 Малые предприятия сегодня
стали неотъемлемой частью
Таких успехов малый бизнес зарубежных стран достиг благодаря системной поддержке со стороны государства в самых разных областях.
Очевидно, что активная поддержка
малого бизнеса западными
3 Малый бизнес Республики
Беларусь представляет сегодня
перспективный развивающийся
Малые предприятия могут
внести значительный вклад в решение
проблем экономического роста и
занятости. В условиях рыночной экономики
они считаются гибкими и
4 Для активизации малого
предпринимательства в
На сегодня существует
еще целый ряд возможностей для
того, чтобы вклад малого и среднего
бизнеса в ВВП значительно
увеличился. По-прежнему остро стоят
вопросы, требующие пристального внимания:
отмена регулирования цен, совершенствование
антимонопольного законодательства, сокращение
числа налогов, уменьшение размеров
штрафных санкций, упрощение документооборота,
ускорение приватизации, упрощение
сертификации товаров и услуг, обеспечение
доступности кредитных
И, тем не менее, вектор на
либерализацию задан, есть надежды,
что правительство будет
Список использованных источников
1 Алейников, А.Н.
Предпринимательская
2 Аналитические доклады
«О социально–экономическом
3 Балашевич, М.И. Экономика малого бизнеса. Мн.: БГЭУ, 2005. –231 с.
4 БСП продолжает
диалог. Итоги работы Белорусского
союза предпринимателей за 3 года,
подведенные Х съездом БСП
– «Индивидуальный
5 Германович, Г.В. Критерии
малого и среднего бизнеса:
опыт зарубежных стран и
6 Горбань, О.П. Роль
малого бизнеса в рыночной
экономике, Научно-
7 Государственная программа
поддержки малого