Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:07, реферат
Машиностроение — главная отрасль промышленного производства, влияющая на развитие других сфер хозяйственной деятельности и отражающая уровень научно-технического состояния и обороноспособности страны. В развитых странах на долю машиностроения приходится 25-35% ВВП и примерно столько же от общей численности занятых в экономике. Машиностроение делится на три группы — трудоёмкое, металлоёмкое и наукоёмкое.
1. Общая характеристика машиностроения
1.1. Машиностроение Башкортостана
2. Специфические особенности отрасли
3. Ведущее предприятие отрасли
4. Положение отрасли в динамике за 5 лет
5. Анализ наблюдаемой тенденции, прогноз развития и принимаемые меры.
6. Список используемой литературы:
Однако нельзя не отметить, что развитие машиностроения тормозит изношенность основных фондов. Долгое время предприятия не могли вкладывать в новое оборудование и технологии - все заработанное уходило на погашение просроченной задолженности в бюджет и социальные фонды, а также на коммунальные и иные платежи.
Сейчас предприятия стараются
расположиться компактно, но расходы
на энергоносители все равно вносят
существенную лепту в увеличение
себестоимости продукции. Решить эту
проблему можно только максимальной
экономией и применением
У машиностроения в республике хорошие перспективы. В настоящее время реализуется достаточно много инвестиционных проектов в области машиностроения, чего, конечно, не было в первые годы постсоветского времени. Ни одного завода не было построено в 90-х годах! Не до создания новых машиностроительных гигантов было, когда имеющиеся мощности простаивали! Так что знаковым можно назвать строительство Уфимского завода трансформаторов. Новое крупное производство позволит создать 1200 рабочих мест. Объем инвестиций составил более трех миллиардов рублей. Полным ходом идет реализация проекта организации производства универсального колесного трактора на территории республики. Много и других разработок.
Благодаря успешной реализации этих и многих других проектов усилятся позиции машиностроения Башкортостана. Ведь известно: уровень развития именно этого комплекса определяет в целом экономику страны и региона в частности. Машиностроение и ТЭК - важнейшие составляющие нашей экономики. Однако глубокая переработка всегда была и будет предпочтительнее сырьевого профиля. И в республике есть понимание этого, иначе не делалась бы столь серьезная ставка на машиностроение. Сейчас можно говорить даже об инновационной переориентации экономики региона, при том, конечно, что развиваться должны все отрасли, в том числе и сырьевые предприятия.
2. Специфические особенности отрасли
Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его географию. Важнейшим является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии. И хотя в целом машиностроение принадлежит к отраслям «свободного размещения», так как оно в меньшей степени испытывает влияние таких факторов, как природная среда, наличие полезных ископаемых, воды и т.д. В тоже время на размещение предприятий машиностроения сильное влияние оказывает ряд других факторов. К ним можно отнести:
Наукоёмкость: Трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал - основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий. Металлоёмкость: Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале. Трудоёмкость: С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность (Самара, Казань), станкостроение (Москва, Санкт-Петербург), производство электротехники и точных приборов (Ульяновск). Близость потребителя: Продукцию некоторых отраслей машиностроения, таких как: производство энергетического, горно-шахтного, металлургического оборудования, которые потребляют большое количество черных и цветных металлов экономически нецелесообразно перевозить на большие расстояния из-за их большого размера и высокой стоимости перевозок. Поэтому предприятия многих отраслей машиностроения размещается в районах потребления конечной продукции. Как отдельный фактор географического размещения машиностроения можно вынести военно-стратегический аспект. Принимая во внимания интересы государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах.
3. Ведущее предприятие отрасли
Ведущим предприятием отрасли являеться: Брянский машиностроительный завод (сокращенное название - БМЗ машзавод)– это промышленное предприятие России, основаное в 1873 году. Cпециализацируется завод на энергетическом и транспортном машиностроении. БМЗ конструирует и производит: тепловозы (магистральные и маневровые), многопрофильные грузовые вагоны, дизели судовые и много другой продукции. Продукция:
• маневровые тепловозы ТЭМ18, ТЭМ18Д, ТЭМ 21;
• магистральные тепловозы
нового поколения — 2ТЭ25К «
• запчасти для ж/д транспорта (железнодорожного);
• судовые дизели 6S50МС-С, 6S60МС, 6L60МС Мk.5;
• вагоны-хопперы для
перевозки сыпучих грузов
• пружины, аппараты поглощающие, стальное, цветное и чугунное литье.
Производство (цеха):
• вагонное производство (4 цеха – заготовительный, вагонно-сдаточный, рам и тележек, малярно-кузовной, 2 участка, 5 отделов),
• металлургическое производство (объединяет 8 цехов, в том числе сталелитейный, чугунолитейный, кузнечно-прессовый, прокатный, пружинный и 4 отдела),
• тепловозное производство (9 цехов, в том числе экспериментальный, магистральных тепловозов, ЦРСТ, механосборочный и 5 отделов),
• дизельное производство
(6 цехов, в том числе дизельно-
4. Положение отрасли в динамике за 5 лет
За последние пять лет российское машиностроение не только вышло из комы, но и покинуло больницу. Не помешал даже финансовый кризис 2008-го, временно сокративший производство на 70%. Пожалуй, даже наоборот: кризис дал мощный толчок для радикальной реорганизации отрасли. Из острой фазы кризиса машиностроение вышло в 2010 г., и с тех пор по всем направлениям наблюдается устойчивый рост. За два года производство машин и оборудования выросло на 12%, электронного и оптического оборудования – на 5,8%, транспортных средств и оборудования – на 29,6%, станков – на 21,9%. При этом число машиностроительных предприятий с 2006 по 2012 г. снизилось почти в два раза (до 40 тыс.), количество работников – в 1,4 раза (до 810 тыс.), зато средняя заработная плата в отрасли взлетела в 2,5 раза и превысила среднюю по стране. На машиностроение и металлообработку в России приходится около 18% ВВП, их годовой оборот — более $55 млрд. В отрасли занято более 8,5 млн человек. А вместе с военно-промышленным комплексом, который также производит продукцию гражданского машиностроения, отрасль составляет не менее четверти российской экономики. Около 90% российских машиностроительных предприятий акционированы, государство владеет контрольным пакетом акций лишь 15% компаний. Машиностроение в России ориентировано в основном на внутренний рынок. Экспорт отрасли — около $6 млрд в год (из них $2,5 млрд — экспорт военной продукции), или 10-12% производства. С 1990 года экспорт российского машиностроения сократился в 3,5 раза, изменилась и его структура — за 10 лет на 30% вырос экспорт энергетического оборудования. В то же время до 30% российского импорта — продукция иностранных машиностроительных фирм.
Падение объемов производства
в отрасли продолжалось до 1998
года. В 1999-2001 годах зафиксирован
рост – 10-15% в год. В 2002 году,
по прогнозам аналитиков, он сменится
стагнацией. В целом оценки судьбы
российского машиностроения
5. Анализ наблюдаемой тенденции, прогноз развития и принимаемые меры.
Современный этап научно-технического
развития машиностроения характеризуется
специфическими особенностями. Прежде
всего, перестройкой технической базы
производства, переходом к массовому
освоению достижений в области автоматики,
вычислительной техники и информатики.
Основная проблема в таких условиях
состоит в том, чтобы придать
процессу автоматизации оптимальные
формы, разработать и осуществить
ее наиболее перспективные концепции.
Это, в свою очередь, связано с
необходимостью перестройки производства
целых отраслей, переосмысливания функций
всех входящих в него элементов, организации
новых видов профессиональной подготовки
кадров. Наконец, для современного состояния
промышленного производства характерно
широкомасштабное распространение
информационной техники, открывающее
широкие перспективы
Известно, что в период
высоких темпов роста развитие тяжелой
промышленности и машиностроения создавало
в других отраслях материального
производства существенный мультипликационный
эффект. Сейчас их стимулирующее воздействие
на экономический рост значительно
снизилось. Вместе с тем в структуре
межотраслевых связей возрастает значение
информационно-вычислительного
Осуществление современной научно-технической политики требует постоянных усилий со стороны фирм по трем взаимосвязанным направлениям:
- использование более
гибких технологий, обеспечивающих
смену моделей продукции или
перепрофилирование
- гибкая кадровая политика;
- готовность к реорганизации структур и методов управления.
План технического развития и организации производства включает следующие разделы:
а) освоение производства новых видов и повышение качества выпускаемой продукции;
б) внедрение прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов;
в) совершенствование управления, планирования и организации производства;
г) внедрение научной организации труда (НОТ);
д) капитальный ремонт основных фондов;
е) научно-исследовательские
и опытно-конструкторские
ж) основные технико-экономические показатели уровня производства и выпускаемой продукции.
Список используемой литературы:
1. Кучина Е. Проблемы обеспечения
конкурентоспособности продукции машиностроения//Маркетинг-
2.Сергеев В. Экспортные возможности российского машиностроения//РИСК-2008-№1;
3. Смирнов Е. Внешнеэкономический потенциал российского машиностроительного комплекса//Международная эконо3мика-2007-№9;
4. «Научная периодика: проблемы и решения» № 5 за 2011 год,
5. http://www.avtomash.ru/
6. http://lib.pstu.ac.ru/readers/