Масштабы развития кооперативного движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы является рассмотреть развитие потребительской кооперации на разных континентах.
Для раскрытия данной темы необходимо решить ряд задач:
Масштабы развития кооперативного движения.
Развитие потребительской кооперации в странах Западной Европы.
Особенности развития потребительской кооперации в странах Америки.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

Во второй половине ХIХ  века потребительские общества возникли почти во всех европейских странах.

На Американском континенте потребительские общества появились в США в конце 40-х годов ХIХ в. На возникновение потребительских обществ в Америке значительное влияние оказали переселенцы из Европы.

В США первый кооператив - Ассоциация защиты рабочих - организовали рабочие Бостона в 1845 году. В 1858 году Бостонское потребительское общество насчитывало 5,1 тыс. членов и имело 83 магазина.

В Канаде первый потребительский кооператив был создан в 1861 году рудокопами. В других странах американского континента потребительские общества возникли позже.

В странах Азии, также как и на других континентах, возникновение кооперации проходило неравномерно. Первые кооперативы возникли в Японии в 1880 году. В 1878 году в одной популярной газете была, напечатала статья о деятельности Рочдейлского кооператива, а через 2 года были организованы 4 кооператива, члены, которых представляли удивительное сочетание торговцев и самураев-аристократов.

Первое потребительское  общество в Индонезии было организовано в 1905 году, в Индии - в 1912 году. Позднее возникли потребительские общества и в других странах Азии.

В Австралии потребительские общества создавали свободные иммигранты, которые пытались осуществить кооперативные идеи Роберта Оуэна и применить опыт потребительских кооперативов Англии. Первое потребительское общество было основано в 1859 году. Внедрение рочдейлских принципов привело к созданию сотен кооперативных магазинов.

На Африканском континенте первые потребительские общества возникли в 1910 году в Египте в городах Александрия и Каире. В других странах Африки европейские переселенцы стали создавать потребительские общества на принципах Рочдейла в 30-е годы ХХ вёка.

Таким образом, начиная  с середины ХIХ века до 30-х годов  ХХ века, потребительские кооперативы  распространились на всех континентах.

Во всех странах при  создании и деятельности потребительских  обществ применялись принципы Рочдейлских  пионеров, а также последовательность развития хозяйственной деятельности Рочдейлского потребительского общества: розничная торговля - оптовая торговля - промышленность -жилищное строительство. Поэтому правомерно утверждать, что Рочдейлские пионеры - основоположники международного кооперативного движения потребителей.  

 

 

 

3.Особенности развития  потребительской кооперации в  странах Америки.

 

Как и Азия, американский континент - это регион огромных контрастов, с наиболее богатыми, и наряду с  этим, некоторыми одних из самых  бедных обществ в мире, или, как  в Бразилии или Аргентине - между первыми и вторыми.

Даже в самых богатых странах  здесь существует растущая пропасть между богатыми и бедными, что  означает, что кооперация необходима даже в наименее очевидных сферах.

Как пример - Канада, которая имеет  наиболее ярко выраженную кооперативную экономику: там существует около 7000 кооперативов с общим числом членов 2,1 млн. человек. Это означает, что с учетом взаимно перекрываемого членства свыше 12 млн. канадцев являются членами хотя бы одного кооператива.

Особое распространение на континенте получили сельскохозяйственные кооперативы, кредитные, страховые и кооперативы других направлений деятельности.

Но немаловажную роль играют и потребительские  кооперативы.

Потребительская кооперация Канады росла  быстро и в 50-х годах столкнулась с увеличивающейся конкуренцией частного сектора.

Один из крупнейших кооперативов Северной Америки "Бритиш Канадиан" захватил торговый рынок в 1980 г. Этот кооператив все еще отдален от крупных  городов на Западе и в Атлантическом  регионе.

Калгари имеет крупнейший розничный кооператив в Северной Америке который работает на 40% территории местного рынка.

360 обществ на Западе  объединены в мощную организацию  "Федеральные кооперативы", которая  занимается оптовой торговлей  и имеет оборот 2 млн. долларов  США. В 1988 г. ее филиал по нефтепереработке открыл завод по очистке тяжелой необработанной нефти. В этот проект были вложены крупные инвестиции, и он стал крупнейшим проектом, когда-либо осуществлявшимся западно-канадскими кооперативами.

176 обществ Атлантического  региона слились в подобную федерацию "Коон Атлантик" в Монктоне, которая имеет годовой оборот 480 млн. фунтов стерлингов.

Существует объединение "Интерпровиншл Кооперативз", которое действует в качестве брокера для регионов, имеет свою торговую марку и выпускает химические товары для сельского хозяйства.

Одно из достижений канадских  кооператоров - это организация нового типа потребительских кооперативов, известная как "прямой плотекс". По существу, инициатором этой идеи явился Кооперативный Союз Канады. Это общий магазин, торгующий только для своих членов и продающий товары почти по себестоимости. Затраты оплачиваются относительно высокими членскими взносами и понедельными взносами. Начавшись в Оттаве, этот метод был опробован в разных обществах Канады, но его развитие относительно невысоко.

В США в 60-80-х годах  прошла волна развития продовольственных  кооперативов, которая усилила "альтернативный подход" к розничной торговле. Многие из этих кооперативов выжили и  стали крупными кооперативными компаниями.

Например, калифорнийский потребительский кооператив "Джавис Фуд кооператив" начал свою деятельность как небольшой клуб по закупкам натуральных продуктов, а сейчас это крупнейшая в округе компания с оборотом 8 млн. долларов, в которую входят 4500 членов и осуществляющая 12% всей розничной торговли. В головную компанию входят 300 розничных кооперативов с 300 тыс. членов и 3000 закупочных обществ с общим оборотом более 500 млн. долларов. Все они относительно небольшие, крупнейшие из них имеют не более 7 магазинов, которые контролируют до 45 тыс. членов и ежегодный оборот этих компаний, взятых для примера, достигает 43 млн. долларов. Все они работают в условиях жесткой конкуренции, в которой когда-то и возникли.

Торговая ниша - продажа  натуральных продуктов.

В странах Карибского бассейна потребительская кооперация не является крупным торговым сектором, но, например, в Тринидад и Тобаго правительство содействовало их становлению и провело крупномасштабную программу поддержки кооперативов. Создана национальная федерация, которую курирует правительство. Более 2000 кооперативов с количеством членов до 20% населения вносят ощутимый вклад в экономику этой страны.

В Латинской Америке  всего 4 страны имеют хорошо развитую потребительскую кооперацию: Бразилия, Аргентина, Колумбия и                    Коста-Рика.

В Аргентине 700 тыс. пайщиков владеют более чем 50 супермаркетами, которые вполне конкурентоспособны в сравнении с предпринимательскими хозяйствами.

Своеобразие развития потребительской  кооперации Латинской Америки можно проиллюстрировать на примере Перу.

Революционное правительство  генерала Веласко Альварадо (1968 г.) выдвинула  идею кооперации в качестве центральной  в своей модели развития страны. Правительство экспроприировало различные  предприятия и передало их организуемым кооперативам, ассигновав на их развитие значительные средства.

Огосударствление кооперации (на государственном уровне решался вопрос о председателе кооператива и назначался вид его деятельности) государственная поддержка не компенсировала.

Эксперимент провалился.

Мы не считаем возможным  проводить дальнейший анализ развития кооперативного движения в странах  с авторитарными режимами.

За исключением национальных (а в некоторых случаях и  религиозных) нюансов, все потребительские  кооперации авторитарных режимов стран не только американского континента, но и других регионов, развивались по схеме потребительской кооперации СССР:

  • потребительские кооперативы пользовались поддержкой государства в обмен на лояльность членов;
  • потребительские кооперативы существуют лишь до тех пор, пока они нужны государству.

Анализ потребительской  кооперации стран Африки так же не остался за пределами внимания данной работы. Но там дело обстоит еще  хуже, чем в Южной Америке, что  не дает ни положительных, ни негативных примеров для развития потребительской кооперации Российской Федерации. В большинстве своем она скопирована с кооперации СССР со всеми вытекающими отсюда преимуществами и недостатками. Но хотелось бы отметить, что даже постколониальная система налогообложения позволяет оставлять у кооперативов подавляющего числа африканских стран около 35% прибыли.

Даже эти, в конспективном  виде изложенные факты, позволяют сделать  достаточно серьезные выводы:

  • потребительские кооперативы могут существовать только при поддержке своей социальной базы, т.е. той части населения, которая экономически заинтересована в деятельности кооперативов и поэтому контролирует кооперативный капитал;
  • нет примера ни одной национальной кооперации, которая бы сохранилась при устранении пайщиков от контроля за своим паевым взносом;
  • при захвате кооперативного капитала руководством кооперативов возможны два варианта выживания кооперативов как экономического образования:

а) преобразование его  в предприятие акционерного типа;

б) существование в  прежнем виде до той поры, пока кооператив нужен государству.

4. Потребительская  кооперация в странах Азии  и Тихоокеанского региона

 

В 1990 г. развивающиеся  страны Азии, включая Японию, производили 21% мирового дохода. По оценкам экспертов, к 2025 году эта доля увеличится до 39% и к 2050 году достигнет 60%.

Китай, со второй по величине экономикой и с 10% мирового дохода, к 2005 г. опередит США (20% мирового дохода), а Индия станет третьей по величине с 7% мирового дохода.

Но это всего лишь расчеты и они не означают, что  доход на душу населения в этих странах будет выше, чем в наиболее влиятельных странах современного мира: неравенство будет возрастать.

Как влияет кооперативное  движение на устранение этого дисбаланса?

Потребительские кооперативы  в регионе классифицируются по четырем типам:

  1. В Японии, Сингапуре и Южной Корее развитые потребительские кооперативы характеризуются эффективностью, мастерством в управлении и рыночной ориентации, взаимозависимостью кооперативов и пайщиков: кооперативы могут продавать только своим членам.

В Японии 670 потребительских  кооперативов, насчитывающих около 14 млн. пайщиков и имеющих годовой оборот около 33 млрд. долларов США.

В Сингапуре всего 5 потребительских  кооперативов, но все они экономически прочные.

В Южной Корее потребительские  общества имеют достаточную уверенность для того, чтобы выдержать давление, как со стороны рынка, так и со стороны политики.

  1. Потребительские кооперативы всех стран рассматриваемого региона ориентированы на открытый рынок, продавая продукцию, как своим членам, так и посторонним.

Потребительские кооперативы  Австралии, Таиланда, Малайзии и частично Индии настроены на открытый рынок, нацелены на поиск преимуществ в  конкурентной борьбе, сохраняя в то же время членскую благонадежность.

Потребительский кооперативный  сектор Австралии - самый большой, но, как и в Западной Европе, столкнулся с конкуренцией предпринимателей.

Своеобразны выходы из кризиса. Для производителей найдены торгово-экономические  ниши: винные кооперативы, кооперативы  производителей. Интересен тот факт, что именно студенческие кооперативы поддержали традиции национального кооперативного движения. С 1958 г. студенты-кооператоры, начиная с открытия кооперативного книжного магазина, распространили свое влияние на 30 университетских городков, а число членов этого движения достигло 695 тыс. человек.

Таиланд имеет более 400 потребительских обществ со средним  количеством членов 1800 человек, и  большинство из этих обществ преуспевает.

В Индии 25 тысяч потребительских  кооперативов и около 700 центральных  оптовых магазинов. Они добились разных результатов, но кооперативные рынки в этих странах поддерживают принцип "улучшение условий жизни" и снижают возросший разрыв между "городом и деревней" посредством организации традиционных праздников, программ здравоохранения и семейного благосостояния.

Японское кооперативное  движение может многому научить  не только азиатские, но так же европейские  и североамериканские кооперативы в плане управления и контроля.

После войны потребительское  кооперативное движение слилось  в единую федерацию. Законодатели Японии долгое время препятствовали развитию кооперативного движения, но, побеждая своей репутацией оппозицию предпринимателей, японские кооператоры добились признания своих прав на ведение кооперативной торговли.

Торговые ниши, которые освоили кооператоры Японии, Новой Зеландии, Австралии и других аналогичных коопераций:

Информация о работе Масштабы развития кооперативного движения