Масштабы развития кооперативного движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы является рассмотреть развитие потребительской кооперации на разных континентах.
Для раскрытия данной темы необходимо решить ряд задач:
Масштабы развития кооперативного движения.
Развитие потребительской кооперации в странах Западной Европы.
Особенности развития потребительской кооперации в странах Америки.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)
  • обеспечение товарами и услугами (иногда совсем необычными, например, разведение бойцовских рыбок) именно своих пайщиков;
  • дешевая продукция;
  • доступность цен товаров для посторонних;
  • значительная часть пайщиков не пользуется услугами кооперативов, но продолжает свое членство в них, обеспечивая тем самым возможность поддержания уровня жизни в случае потери работы и т.п.
  1. Кооперативы ориентированы на распределение, т.е. продают товары в розницу. Большинство национальных кооперативных движений относится именно к этой категории.

Правительства оказывают  экономическое влияние на развитие потребительской кооперации в своих  странах.

Например, Шри-Ланка.

Парадоксально, но сегодня именно эта страна - страна с наиболее кооперированным населением в мире. Кооперация Шри-Ланки состоит из 286 многоцелевых обществ с более чем 8 тыс. розничных магазинов, охватывающих практически все население страны. Возможный аналог - кооперация в СССР: через систему потребительской кооперации осуществляется распределение товаров первой необходимости - пшеница, мука, сахар, чечевица и картофель.

  1. Существуют наименее развитые потребительские кооперативы, характеризующиеся отдаленностью друг от друга, отсутствием распределительной системы, недостаточной экономической надежностью и отсутствием демократических форм управления и контроля. Примеры - Бангладеш, Индонезия, Филиппины, Непал и Афганистан.

Следует отметить осторожность экспертов в оценке потребительской кооперации Российской Федерации: она находится в развитии и не может быть отнесена ни к одной из рассматриваемых групп, хотя, по внешним признакам, ее обычно относят к двум последним группам.

В общем виде, вклад  потребительских кооперативов в  азиатскую экономику достаточно ограничен и наблюдается тенденция к снижению их поддержки государствами.

В то же время в Индии  существуют государственные программы  поддержки потребительской кооперации, которые направлены на подготовку управленческого  состава, организацию семинаров, обеспечение консультационными услугами и созданию образцовых кооперативных магазинов для качественного улучшения кооперативного сектора.

Особое место в мировой  кооперативной структуре занимает китайская потребительская кооперация.

Китайские потребительские кооперативы образуются на средства государства и паевые взносы пайщиков. Формально они независимы и исключены из системы директивного планирования.

Иерархия кооперативов и их фактическая подчиненность: городские, районные власти, на верхнем эшелоне союзы кооперативов управляются государством, текущей деятельностью управляет согласованное с государственными органами правление кооператива.

Большое число "лжекооперативов" (до 40%),

Налоговые льготы:

  • выплата с момента получения прибыли;
  • освобождение от налогов до 5 лет, далее льготные ставки.

Величина выплачиваемого на пай дивиденда (тантьема) для руководства  не может превышать 15% в год и  общий заработок не выше 4 - 6 средних  заработных плат.

Фактическое кредитование государством не превышает 10%.

Для подведения итогов анализа  потребительских коопераций стран  рассматриваемого региона приведем пример развития Японской потребительской  кооперации, как наиболее успешной.

В течение последних 20 лет потребительские кооперативы  Японии разделились на региональные кооперативы, кооперативы при компаниях и на множество школьных, студенческих и пригородных кооперативов.

Побуждаемые растущей конкуренцией предпринимателей, потребительские  кооперативы развиваются по пути роста своего членства, результатом чего явилось увеличение их товарооборота на 30%.

Интересно сравнить японские и британские кооперативы: технологически они развивались одинаково - магазины самообслуживания, супермаркеты и т.п.

Но японские кооператоры  оказались более восприимчивы к  изменению рыночной обстановки. В период спада кооперативного движения (80-е годы) японские кооператоры начали реструктуризацию своей деятельности: появилось новое поколение кооперативов, которые начали использование предпринимательских методов управления и контроля региональными обществами и освоение городских территорий. Эти потребительские общества стали социально-значимыми как для населения, так и для государства.

Это был смелый шаг. Потребительские  объединения временно раздробились, чтобы потом объединится на новой основе (нет ничего нового в кооперации, вспомним Финляндию).

Например, кооперативное  объединение "Цукуора" начало организацию  своих членов в подгруппы по десять хозяйств, называемых "хан", которые  стали ключевым элементов реорганизованной кооперации. Основа "хана" - демократическая лояльность членов. Демократия в управлении и контроле кооперативов и экономическая выгода населения от участия в них изменили политическую и экономическую ситуацию в японском обществе: правительство законодательно отдало предпочтение потребительской кооперации перед другими видами хозяйств.

Так же как и в европейских  потребительских кооперативах, в  японской кооперации наступил спад 60-80-х  годов.

Причины - те же что и  в Европе.

Но демократизация кооперативного движения Японии зашла слишком глубоко и коллективистский менталитет японского общества не позволил предпринимателям подчинить себе кооперативное движение.

Все же, это сказалось  на рынке: сегодня потребительская  кооперация Японии занимает около 2% рынка.

Но эта цифра совершенно не отражает истинное положение японской потребительской кооперации: достаточно высокий уровень жизни позволяет японцам рассматривать потребительскую кооперацию как резерв для поддержания своего уровня жизни в сложных житейских ситуациях.

Привлекательность потребительской кооперации японцы видят в пяти ключевых факторах:

  • чистота и надежность кооперативной продукции;
  • оптово-закупочная система;
  • прямые поставки сельскохозяйственной продукции;
  • вовлечение пайщиков в распространение продукции;
  • социально-культурная значимость кооперативов для населения.

Интересен тот факт, что  попытки улучшить деятельность кооперативов европейскими методами - укрупнение кооперативов, привлечение сторонних инвестиций и тому подобные меры в Японии не увенчались успехом. Основа японского кооперативного движения - небольшие по численности, но экономически устойчивые региональные общества, пользующиеся полной поддержкой населения.

Результат: членами только потребительских кооперативов Японии сегодня является каждый шестой житель страны. Государство осознает влияние потребительской кооперации на обеспечение жизнедеятельности населения и регулирует ее чисто экономическими методами - налоговые льготы, субсидии и т.п.

Подводя итоги обзору деятельности потребительской кооперации в странах Азии и Тихого океана, можно отметить разнообразие ее форм деятельности и национальных уровней развития.

Но есть общие черты: в Австралии, Гонконге, Японии, Индии  или другой стране кооперативы создаются  населением и действуют для населения. Государство оказывает поддержку кооперативному движению в зависимости от его вклада в развитие общества: настоящие кооперации получают поддержку, кооперации предпринимательского типа от этой поддержки устраняются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Масштабы развития кооперативного движения