Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:04, курсовая работа
Цель данной курсовой работы является рассмотреть развитие потребительской кооперации на разных континентах.
Для раскрытия данной темы необходимо решить ряд задач:
Масштабы развития кооперативного движения.
Развитие потребительской кооперации в странах Западной Европы.
Особенности развития потребительской кооперации в странах Америки.
Правительства оказывают экономическое влияние на развитие потребительской кооперации в своих странах.
Например, Шри-Ланка.
Парадоксально, но сегодня именно эта страна - страна с наиболее кооперированным населением в мире. Кооперация Шри-Ланки состоит из 286 многоцелевых обществ с более чем 8 тыс. розничных магазинов, охватывающих практически все население страны. Возможный аналог - кооперация в СССР: через систему потребительской кооперации осуществляется распределение товаров первой необходимости - пшеница, мука, сахар, чечевица и картофель.
Следует отметить осторожность экспертов в оценке потребительской кооперации Российской Федерации: она находится в развитии и не может быть отнесена ни к одной из рассматриваемых групп, хотя, по внешним признакам, ее обычно относят к двум последним группам.
В общем виде, вклад потребительских кооперативов в азиатскую экономику достаточно ограничен и наблюдается тенденция к снижению их поддержки государствами.
В то же время в Индии
существуют государственные программы
поддержки потребительской
Особое место в мировой
кооперативной структуре
Китайские потребительские кооперативы образуются на средства государства и паевые взносы пайщиков. Формально они независимы и исключены из системы директивного планирования.
Иерархия кооперативов и их фактическая подчиненность: городские, районные власти, на верхнем эшелоне союзы кооперативов управляются государством, текущей деятельностью управляет согласованное с государственными органами правление кооператива.
Большое число "лжекооперативов" (до 40%),
Налоговые льготы:
Величина выплачиваемого на пай дивиденда (тантьема) для руководства не может превышать 15% в год и общий заработок не выше 4 - 6 средних заработных плат.
Фактическое кредитование государством не превышает 10%.
Для подведения итогов анализа потребительских коопераций стран рассматриваемого региона приведем пример развития Японской потребительской кооперации, как наиболее успешной.
В течение последних 20
лет потребительские
Побуждаемые растущей конкуренцией предпринимателей, потребительские кооперативы развиваются по пути роста своего членства, результатом чего явилось увеличение их товарооборота на 30%.
Интересно сравнить японские и британские кооперативы: технологически они развивались одинаково - магазины самообслуживания, супермаркеты и т.п.
Но японские кооператоры оказались более восприимчивы к изменению рыночной обстановки. В период спада кооперативного движения (80-е годы) японские кооператоры начали реструктуризацию своей деятельности: появилось новое поколение кооперативов, которые начали использование предпринимательских методов управления и контроля региональными обществами и освоение городских территорий. Эти потребительские общества стали социально-значимыми как для населения, так и для государства.
Это был смелый шаг. Потребительские объединения временно раздробились, чтобы потом объединится на новой основе (нет ничего нового в кооперации, вспомним Финляндию).
Например, кооперативное объединение "Цукуора" начало организацию своих членов в подгруппы по десять хозяйств, называемых "хан", которые стали ключевым элементов реорганизованной кооперации. Основа "хана" - демократическая лояльность членов. Демократия в управлении и контроле кооперативов и экономическая выгода населения от участия в них изменили политическую и экономическую ситуацию в японском обществе: правительство законодательно отдало предпочтение потребительской кооперации перед другими видами хозяйств.
Так же как и в европейских потребительских кооперативах, в японской кооперации наступил спад 60-80-х годов.
Причины - те же что и в Европе.
Но демократизация кооперативного движения Японии зашла слишком глубоко и коллективистский менталитет японского общества не позволил предпринимателям подчинить себе кооперативное движение.
Все же, это сказалось на рынке: сегодня потребительская кооперация Японии занимает около 2% рынка.
Но эта цифра совершенно не отражает истинное положение японской потребительской кооперации: достаточно высокий уровень жизни позволяет японцам рассматривать потребительскую кооперацию как резерв для поддержания своего уровня жизни в сложных житейских ситуациях.
Привлекательность потребительской кооперации японцы видят в пяти ключевых факторах:
Интересен тот факт, что
попытки улучшить деятельность кооперативов
европейскими методами - укрупнение кооперативов,
привлечение сторонних
Результат: членами только потребительских кооперативов Японии сегодня является каждый шестой житель страны. Государство осознает влияние потребительской кооперации на обеспечение жизнедеятельности населения и регулирует ее чисто экономическими методами - налоговые льготы, субсидии и т.п.
Подводя итоги обзору деятельности потребительской кооперации в странах Азии и Тихого океана, можно отметить разнообразие ее форм деятельности и национальных уровней развития.
Но есть общие черты: в Австралии, Гонконге, Японии, Индии или другой стране кооперативы создаются населением и действуют для населения. Государство оказывает поддержку кооперативному движению в зависимости от его вклада в развитие общества: настоящие кооперации получают поддержку, кооперации предпринимательского типа от этой поддержки устраняются.
Информация о работе Масштабы развития кооперативного движения