Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 09:00, статья
В данной статье вопросы модернизации регионального управления и важнейшего фактора экономического роста – маятниковой трудовой миграции населения - будут рассматриваться с нескольких точек зрения.
А именно:
1) управление МТМ в Москве и Подмосковье;
2) анализ идеи административного объединения федерального центра и области;
3) взаимосвязь мобильности и управления городом;
4) варианты моделирования ситуации для целей эффективности управления и экономического роста территорий.
В условиях
динамично развивающейся
В данной статье вопросы модернизации
регионального управления и важнейшего
фактора экономического роста –
маятниковой трудовой миграции населения
- будут рассматриваться с
А именно: 1) управление МТМ в Москве и Подмосковье;
2) анализ идеи административного
объединения федерального
3) взаимосвязь мобильности и управления городом;
4) варианты моделирования
Одной из проблем управления МТМ является конфликт целей и задач. Таборисская И. (1979, с.171) отмечает, что «регулирование МТМ затрудняется тем, что экономические и социальные цели ее регулирования в ряде случаев могут противоречить друг другу».
Другая проблема – различное административное подчинение субъектов, между которыми осуществляется маятниковая миграция, в нашем случае Москвы и Московской области. Ввиду широкой самостоятельности субъектов, полученной в постсоветский период, сложно осуществлять совместную комплексную политику в данном вопросе. Вместе с тем, исследования показывают, что МТМ является явлением, оказывающим существенный макроэкономический эффект. В условиях постиндустриального общества трудовые ресурсы становятся все более ценным капиталом. А их потоки во многом определяют реализацию заявленных базовых планов экономического развития регионов. С учетом вышесказанного следует отметить, что МТМ является процессом, требующим взаимного регулирования со стороны вовлеченных в него субъектов. В настоящей статье мы рассмотрим немногочисленные теоретические и практические работы в данном направлении.
Согласно существующим оценкам, поток маятниковых мигрантов из области в Москву постоянно растет (Таблица 1.), что вызывает необходимость его регулирования на межрегиональном уровне.
Таблица 1. Оценки трудовой маятниковой миграции в Московском регионе.
Существование проблемы подтвердили два факта.
Во-первых, МТМ в Москве и Московской
области стала предметом
Во-вторых, в начале 1999 года по решению властей Москвы и области была создана специальная совместная группа по координации действий в этой сфере (Решение, 1999). Однако позиции сторон по данному вопросу сильно отличаются. Областные чиновники убеждены, что область находится в неравном положении. Ее работники создают блага и оставляют налоги столице, получая основные социальные выплаты (пенсии, пособия по безработице) из областного бюджета. Решение проблемы областное руководство видит в компенсации, которую Москва должна выплачивать Подмосковью за использование трудовых ресурсов. По мнению московских властей, Подмосковье, сталкивающиеся с проблемой безработицы, должно быть благодарно Москве, принимающей сотни тысяч подмосковных работников. Кроме того, МТ-мигранты из Подмосковья теснят москвичей на рынке труда.
В сложившейся ситуации разрешение противоречий и достижение компромисса представляются сложной задачей. Стороны намерены обмениваться банками вакансий, согласовывать проекты создания и сохранения рабочих мест, проводить новые научно-прикладные исследования рынка труда.
Вопросы регулирования МТМ отражены в ряде законодательных актов как города Москвы, так и Московской области. В территориальном плане градостроительного развития области МТМ упомянута в следующих аспектах (Постановление, 2005):
В стратегии социально-
В генеральном плане развития Московской области (Закон, 2007) предполагаемое увеличение занятости в 900 тыс. рабочих мест планируется осуществить за счет возвращения МТМ, работающих в Москве.
Ситуация с МТМ между Москвой и областью в конце прошлого века была определена следующим образом. «В начале 90-х годов, по экспертным оценкам специалистов, объем трудовой маятниковой миграции из области в Москву составлял порядка 700 тысяч человек, а из Москвы в область - 200 тысяч человек. Величина сальдо трудовой маятниковой миграции достигала 500 тысяч человек, а вместе с учащимися - 630 тысяч человек. По экспертным оценкам НИиПИ градостроительства Московской области, сальдо трудовой маятниковой миграции увеличилось к середине 1990-х годов до 600 тысяч человек» (Решение, 1999). В связи с этим предлагались следующие мероприятия в отношении МТМ:
«Просить Государственный
1.1.1. Один раз в пять лет,
начиная с 2001 года, проводить статистические
обследования трудовой и
1.1.2. Включить в переписные листы
Переписи населения в 2001 году
два дополнительных вопроса,
(1) Место работы/учебы (
(2) Виды используемого транспорта и время поездки к месту работы/учебы.
1.2. Просить Министерство труда и социального развития Российской Федерации о перераспределении федеральной части платежей из Фонда занятости г. Москвы (20% страховых платежей) целевым назначением для Фонда занятости Московской области (с учетом реального количества жителей области, зарегистрированных в качестве безработных после увольнения их с московских предприятий)».
К сожалению, по данным автора, результатов реализации обсуждавшихся выше законодательных предложений обнародовано не было.
Оценка вклада МТМ в экономику города могла бы стать базовым количественным фактором для оценки взаиморасчетов города и области в отношении МТМ. Еще в советское время Хорев Б. и Лиходед В. (1982, с.3) выдвинули идею расчета экономического эффекта от труда маятникового мигранта, в которую включаются затраты на строительство/содержание мигранта, включая расходы на транспорт. Однако реализация подобных расчетов на практике не была осуществлена. Леденева Л., Донец Е. (2007) оценили вклад маятниковых мигрантов из области в ВРП Москвы на уровне ~ 440 млрд.руб. Вместе с тем, была использована простая экстраполяция показателей без детальных расчетов.
Многочисленные исследования, обсуждавшиеся нами выше и самостоятельные исследования ( Шитова Ю.Ю. 2006, 2009) показали, что агломерация представляет собой единый организм, скрепленный устойчивыми маятниковыми трудовыми потоками, в котором практически невозможно выделить независимые части. В связи с этим, существует жесткое разделение агломерации на две административные единицы: город (центр) и область, независимые друг от друга. Последнее обстоятельство является потенциальным источником проблем. Независимые действия властей города и области, преследующих свои цели, могут быть не оптимальными для агломерации в целом. Кроме того, возможен конфликт интересов сторон, как это имеет место для МТМ. В этой связи идея управления агломерацией как единым целым была высказана достаточно давно.
По мнению Гохберга М. (1976), «необходимость взаимосвязанного планового регулирования Москвы и Московской области вызвана наличием развитых промышленных, научных, культурно-бытовых, транспортных, снабженческих и других связей между ними, вплоть до трудового тяготения, расселения, кратковременного и длительного отдыха и туризма, а также совместных проблем охраны окружающей среды».
Рассуждая о концепции демографической
политики в Московском регионе, Елизаров
(1992, с.106) приходит к выводу, что Московская
область имеет относительно низкий
для своей численности
Далее Елизаров (1992, с.108) отмечает, что
высокие темпы прироста численности
Москвы усложняли выполнение заданий
по повышению уровня жизни москвичей,
такие отрасли как
Совсем недавно (2008) идея слияния области и центра в единую административную единицу в отношении сначала Санкт-Петербурга, а затем и Москвы, стала обсуждаться публично, будучи озвученной на самом высоком политическом уровне столичными градоначальниками. На наш взгляд, проблемы МТМ, как яблоко раздора между центром и областью, сыграли не последнюю роль в возобновлении интереса к данной идее, поскольку в единой системе решать вопросы оптимизации и управления потоками МТМ будет существенно легче.
Моделирование МТМ в чистом виде,
в отличие от обычной миграции,
как правило, не осуществляется. Вместе
с тем, МТМ как фактор подвижности
населения учитывается в