Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 09:00, статья
В данной статье вопросы модернизации регионального управления и важнейшего фактора экономического роста – маятниковой трудовой миграции населения - будут рассматриваться с нескольких точек зрения.
А именно:
1) управление МТМ в Москве и Подмосковье;
2) анализ идеи административного объединения федерального центра и области;
3) взаимосвязь мобильности и управления городом;
4) варианты моделирования ситуации для целей эффективности управления и экономического роста территорий.
Сложности моделирования МТМ напрямую определяются сложным характером процесса, многообразием противоречивых факторов влияния, в деталях обсужденных нами ранее. В частности, White (1986) отмечает, что «сложность моделирования МТМ связана с тем, что она лежит на стыке экономики города и труда. Урбанисты фиксируют место работы индивида, полагая, что дальняя МТМ компенсируется более низкой стоимостью проживания в пригородах. Экономисты по труду говорят о фиксированном месте жительства, постулируя, что дальняя МТМ компенсируется за счет более высокой оплаты труда на более удаленной работе». В условиях противоречивых исходных посылок трудно выстроить даже простую базовую модель.
В этих условиях рассмотрим работу Ветрова Г.Ю. и др. (фонд «Институт экономики города»), предлагающих прогнозы (сценарии) развития российских городов в глобальном контексте.
В зависимости от состояния качества управления и мобильности населения возможны следующие варианты развития города (см. Рис. 1.):
Рисунок 1. Варианты развития города в зависимости от качества управления и мобильности населения.
Россия в среднем находится в III квадранте, и ее задача – перейти в I.
Следуя снизу вверх по оси качества управления, авторы выделяют различные модели управления городом и их отношение к подвижности населения:
1. Город в унитарном государстве. Тоталитарная система центральной власти, муниципальные особенности отсутствуют. Подвижность минимальна и носит плановый характер.
2. Город бюрократов-
Могут противодействовать привлечению мигрантов, если это отвлекает средства от решения социальных проблем и снижает предпринимательский доход с муниципального бюджета.
3. Город-комбинат. Город, в котором «правит бал» крупная компания. Ситуация с миграцией неоднозначна. Миграция для части населения, занятой в компании, полностью контролирующей рынок занятости, определяется ее деловыми интересами: свободное движение менеджеров, привлечение мигрантов по необходимости, создание фонда служебного жилья, потребительские кредиты. При этом рынка жилья и ипотеки практически нет, часть населения вне фирмы являются изгоями, перемещаясь по латиноамериканскому принципу, из периферийных районов в городские трущобы.
4. Город на пути к гражданскому обществу. Город на основе эффективных демократических основ городского управления: прозрачное и подотчетное местное самоуправление, большая доля среднего класса, инвестиции в ЖКХ, транспорт, конструктивный взаимовыгодный контакт власти и бизнеса. Миграция становится основной движущей силой городского развития.
5. Город – гражданское общество.
Большинство российских городов находятся на втором-третьем уровнях, четвертый, а тем более пятый варианты могут служить лишь долгосрочной целью развития.
Для окончательного перехода к постиндустриальному обществу стране необходима соответствующая этому обществу система расселения. А именно, более-менее равномерно покрывающая страну сеть сравнимых по развитию крупных городов, становящихся локомотивами роста, к которым потом подтягивается вся остальная территория. Такой путь проделала Европа1. Одновременно есть примеры стран третьего мира, где ряд крупнейших городов переходят в состояние постиндустриального общества, но это не оказывает никакого влияния на остальную страну.
Анализ показывает, что в России такой сети городов нет. Более того, наблюдается «цивилизационный» конфликт между крупными городами во главе с Москвой и Санкт-Петербургом и всеми остальными. Фактически, в России две разные системы расселения (Центр и Периферия – Ю.Ш.). Расчеты показывают, что для создания требуемой сети не хватает сорок миллионов городского населения, вместо двенадцати городов - миллионеров должно быть двадцать шесть. Сельское население размером сорок миллионов человек за ближайшие двадцать лет не сможет дать более десяти миллионов новых горожан. Остальные можно добрать только за счет миграции.
В итоге у России два пути:
Главные проблемы при подобной постановке вопроса:
Если проблемы регулирования систем населения не будут решены, Россию ждет второй вариант «развития».
Список литературы:
1 Идеология созвучна концепции устойчивого развития за счет «точек роста», роль которых выполняют динамично развивающиеся города. На наш взгляд, за счет меньшей территории и более благоприятного климата решение этого вопроса для европейских стран проще, чем для России.